Научная статья на тему '96. 03. 012-018. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы / РАН. Ин-т государства и права; редкая. :. . . лысенко В. И. / отв. Ред. / - М. , 1995. -155 С. (Сводный реферат)'

96. 03. 012-018. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы / РАН. Ин-т государства и права; редкая. :. . . лысенко В. И. / отв. Ред. / - М. , 1995. -155 С. (Сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
634
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА -ИТАЛИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ -ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ -ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ИТАЛИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 012-018. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы / РАН. Ин-т государства и права; редкая. :. . . лысенко В. И. / отв. Ред. / - М. , 1995. -155 С. (Сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ-4-

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.03.001-96.03.039

МОСКВА 1996

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

96.03.012-018. РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ИТАЛИИ И РОССИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ / РАН. Ин-т государства и права; Редкая.: ...Лысенко В.И. / отв. ред. / - М., 1995. -15f4c. (Сводный реферат).

Сводный реферат объединяет материалы, представляющие на сравнительно-правовой и политологической основе доминирующие направления формирования новейшей избирательной политики, практику организации и проведения избирательной реформы, а также тенденции и формы участия избирателей и иных субъектов избирательного процесса в избирательных кампаниях в Италии и России.

Развитие политико-правовых процессов в Италии и России, в том числе при реформировании избирательной системы характеризуется некоторыми сходными признаками, которые на сравнительно-правовой основе позволяют предпринять попытку анализа общего содержания, направлений и основных тенденций их развития.

96.03.012. ФУЗАРО К. ПРАВИЛА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА: НОВОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ 1993 ГОДА. - С. 8-38.

Два новых избирательных закона от 4 августа 1993 г, касающихся выборов в Сенат Республики (Закон № 276) и в Палату депутатов (Закон № 277), радикально изменили избирательную систему Италии, повлияв не только на механизм превращения

голосов в места, но и на способ представления кандидатур, на критерии формирования списков, на возможности кандидатур в разных избирательных округах, на определение мест в многомандатных округах, на способ занятия мест, освободившихся случайно, на границы избирательных округов.

Если учесть, что несколько месяцев спустя после принятия этих законов парламент XI созыва принял новый порядок проведения избирательных кампаний (Закон N9 515 от 1 декабря 1993 г.), касавшийся доступа к средствам массовой информации, затрат на избирательную кампанию, государственого возмещения этих затрат, организации публикаций опросов, то нетрудно понять, что внесенные изменения позволяют считать итальянскую избирательную систему обновленной. В этом отличие итальянского законодательства от российского.

Парламент XI созыва (1992-1994) начал свою деятельность под знаменем реформ государственного устройства. Первый избирательный закон (Закон N9 81 от 25 марта 1993 г.) был направлен на преодоление пропорционализма в избрании высших должностных лиц органов власти провинций и коммун.

Система выборов в Сенат Республики определилась с принятием Закона от 4 августа 1993 г., состоящего из десяти статей. Согласно новому закону о выборах в Сенат, немногим менее 75% мест, а именно 238, приходится на одномандатные избирательные округа, остальные 77 мест распределялись по пропорциональной системе в пределах того или иного региона.

Обобщая содержание законодательства, автор иллюстрирует систему выборов в Сенат, предусмотренную действующим законодательством.

Ст. 1. Распределение 315 мест между одномандатными избирательными округами, избирающими сенаторов в соответствии с мажоритарной системой, и между региональными округами, пользующимися пропорциональной системой, составляет основные принципы.

8-2730

Ст. 2. Способ представления кандидатур (в частности, его индивидуальный характер; запрет на предоставление более чем в одном округе или одновременно также в Палату депутатов; возврат к использованию подписей в поддержку кандидата до его регистрации).

Ст. 3. Критерий для объявления избранных в одномандатных избирательных округах (избранным считается кандидат, набравший больше голосов; в случае равного количества голосов преимущество имеет старший по возрасту).

Ст. 4 содержит критерий при выборах на оставшиеся места в региональном масштабе.

Статьи 7, 8, 9, 10 содержат полномочия правительства при определении новых одномандатных избирательных округов, последующие полномочия, предоставляемые правительству для упорядочивания осуществления права голоса гражданами Италии, находящимися за пределами страны (возможность голосования по почте; подчинение этого порядка соответствующему закону о пересмотре Конституции в будущем; критерии для определения специальных избирательных участков, одномандатных избирательных участков, одномандатных избирательных округов, образуемых за рубежом; все это относится как к Сенату, так и Палате депутатов).

Сенат избирается на "региональной основе", в соответствии с порядком, предусмотренным в ч. 1 ст. 57 Конституции: число мест (315) делится на количество жителей. Существуют лишь два исключения из этого правила, предусмотренные Конституцией. Остальные же 18 областей имеют не менее семи мест, независимо от численности населения. Такое положение без сомнения вносит элемент диспропорции из-за завышенного представительства самых малых регионов (в этом и состоит различие между Сенатом и Палатой депутатов). Распределение мест между областями время от времени меняется. Это происходит тогда, когда Президент Республики созывает избирательные комиссии (определяя день голосования); распределение производится в соответствии с

данными, полученными во время последней всеобщей переписи населения.

Территория каждой области, за исключением Валле д'Аоста и Молизе, поделена на равное число избирательных округов, которые располагают тремя четвертями мест, предназначенных для той или иной области.

Механизм распределения мест достаточно прост. Во-первых, в любом одномандатном избирательном округе избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, не существует такого понятия, как структурный кворум или избирательный кворум. Другими словами, победу на выборах одерживает тот кандидат, который наберет больше голосов, независимо от того, сколько граждан приняло участие в голосовании и какой процент от общего числа избирателей приходится на долю проголосовавших.

В своей статье автор анализирует систему выборов в Палату депутатов итальянского парламента.

96.03.013. МИКЕТТИ М. ПАРТИИ И БЛОКИ НА МАРТОВСКИХ ВЫБОРАХ 1994 ГОДА В ИТАЛИИ. - С. 38-54.

Итальянская политическая система, отмечает автор, находится в фазе сильных потрясений. Этот процесс охватывает всю страну и проникает во все социальные слои общества, вместе с тем нельзя утверждать, что произошел и происходит необратимый разрыв с прошлым.

В последние десятилетия, в течение 35 лет арена предвыборной борьбы в Италии характеризовалась весьма высокой статичностью. Статичность "рынка политического предложения" в этот период базировалась на традиционных партиях именно из-за постоянства их присутствия на политической сцене. К ним относятся, если следовать принятому в парламенте порядку их перечисления от левых к правым, следующие партии: ИКП, ИСП, ИСДП, ИРП, ИЛП, ХДП и ИСД. Сюда следует добавить еще две "этнические" партии, которые собирают голоса и получают 8*

представительство в парламенте только в двух маленьких автономных областях - Южном Тироле и Балле д'Аоста.

После выборов 1987 г. в парламенте появилось 13 депутатов от "зеленых" и два кандидата Ломбардской Лиги. Это были первые посланцы "альтернативного голосования", под которым понимается совокупность способов поведения избирателей, не удовлетворяющихся набором традиционных партий и объединений и предполагающих иные пути: альтернативные списки, а также аннулирование бюллетеней, абсентеизм, голосование незаполненными бюллетенями и т.п.

Экологическое движение (движение "зеленых") утвердилось в Италии с некоторым опозданием по сравнению с другими западными странами - в середине 70-х годов. Но должно было пройти еще десять лет, прежде чем ему удалось создать свое представительство в парламенте. В итальянском политическом пространстве "зеленый" архипелаг представляет собой соединительное звено, дополнительный полюс притяжения и его альтернативность по отношению к системе традиционных партий относительна - в отличие от того, что происходит, например, в Германии.

В 1992 г. на сцене предвыборной борьбы появился еще один молодой персонаж: Северная Лига. Уже на региональных выборах 1990 г. Ломбардская Лига имела огромный успех: она набрала столько голосов, что попала на четвертое место в национальном списке, после таких тогда еще вполне устойчивых образований, как христианско-демократическая, коммунистическая и социалистическая партии Италии. Тот факт, что 70% голосов было собрано Лигой в Ломбардии и что эта область (она считается самой большой - имеет более 10 млн. жителей, - самой промышленно развитой и современной), по существу, оказалась идентичной самой партии, показывает, насколько далеко зашло отчуждение от остальной страны именно этой ее части, наиболее развитой и в наибольшей степени интегрированной в систему международных экономических отношений. Дж.Сани дал такую оценку Лиги: "Она отказывается занять какое-либо место в традиционном континууме

"левые - правые" и принять этот континуум в качестве основного пространства выборной борьбы... она заявляет о себе как о новом политическом классе, по своему происхождению не связанном с традиционной номенклатурой и потому не скомпрометированном событиями прошлого" (с. 46).

В Италии никогда еще не было, отмечает автор, при парламентском режиме такого разнообразия правых политических образований, распространенных повсеместно и имеющих национальное значение.

96.03.014. КАППЕЛЕТО П. ГОЛОСОВАНИЕ В ТОСКАНЕ ВО ВРЕМЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 27-28 МАРТА 1994 ГОДА. - С. 54-72.

Общая картина поражения левых на парламентских выборах в марте 1994 г., имевших целью обновление состава итальянского парламента, обнаруживает ряд важных исключений на местном уровне.

В Тоскане, например, победа прогрессистов во всех одномандатных округах наводит на мысль о триумфе левых. Тем не менее, реальная ситуация, отмечает автор, оказывается более сложной. Два фактора представляются решающими: с одной стороны, успехи Демократической партии левых сил и Партии коммунистического обновления по сравнению с выборами 1992 г. и даже возвращение к показателям 1987 г., с другой - неудача попытки добиться соглашения между правыми.

Провал Итальянской социалистической партии почти до полного ее исчезновения с политической арены был в Тоскане предопределен теми же факторами, что и на национальном уровне. Буря, разразившаяся в связи с расследованием, получившим в средствах массовой информации название "чистые руки", не обошла стороной и эту область. ИСП в плане симпатий избирателей поплатилась самой дорогой ценой. Однако как и повсюду в стране, так и здесь большая часть потерянных ею голосов не была отдана

другим левым партиям. Половина ее избирателей сместилась в сторону Центра, и почти 1/3 из них,отдала свои голоса партии "Вперед, Италия!".

Итальянская народная партия, унаследовавшая лишь немногим более 1/3 голосов бывших сторонников ХДП, на выборах в Тоскане была потеснена, с одной стороны, конкурирующим с ней Пактом Сеньи, а с другой - Движением Берлускони.

Северная Лига, несмотря на призывы к автономии, которые, правда, еще могут произвести впечатление на часть избирателей, стала свидетельницей того, как ее роль в качестве партии протеста против налоговой политики, центристских тенденций и партократии исчерпала себя, а соответствующие лозунги были взяты на вооружение и сформулированы более привлекательным образом конкурирующей и далеко превосходящей ее по своей популярности партией "Вперед, Италия!".

Национальный альянс продемонстрировал ясно прослеживаемую по всей стране тенденцию к увеличению своих показателей, "перехватив" голоса тех групп избирателей, которые под впечатдением призывов Национального альянса к порядку покинули ряды старых партий центристско-правого толка. Определяющей мотивацией их голосования в пользу НА был протест против старого режима.

За очевидной на первый взгляд стабильностью поведения избирателей наблюдаются те же тенденции, что взбаламутили тихие воды итальянской политики и привели в полный беспорядок старую систему политических партий.

I

96.03.015. ВЕДЕНЕЕВ Ю.А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ. - С. 72-92.

Новая Конституция РФ 1993 г. определила в качестве основополагающего принципа организации государственной власти свободные выборы, а носителем суверенитета и источником власти -народ как политическую общность. По существу, отмечает автор, в

Конституции впервые нашел свое отражение политический и правовой статус гражданина РФ как субъекта ихбирательного процесса, а избирательная политика и право получили необходимые для их сбалансированного развития предпосылки.

Подготовка и реализация федеральной программы развития демократической избирательной системы должна стать частью политической реформы российской государственности. Задача заключается в том, чтобы определить и юридически оформить конкретный механизм достижения политического и правового консенсуса по всему комплексу вопросов реализации политических прав граждан, а также сфомировать механизм полноценного судебного и конституционного контроля за их соблюдением.

Совершенно очевидно, подчеркивает автор, что заполненное маргинальными образованиями - "ручными" партиями и "общественно-политическими" объединениями, всевозможными совещаниями и палатами - социально-политическое пространство, в котором они пребывают с разрешения государства, будет преобразовано в публично-правовое пространство. В таком пространстве политическая власть будет принадлежать обществу в лице его граждан и их общественно-политическим объединениям, именно они конституционно-правовым и законным образом будут делегировать ее государству, а не наоборот.

В таком пространстве уже нельзя будет проводить выборы по партийным спискам и формировать неответственное в парламентском смысле правительство. В таком пространстве непартийное правительство при формально партийном парламенте, в котором формально присутствуют министры, будет политическим нонсенсом; в таком пространстве невозможно появление и сосуществование политически структурированного законодательного собрания и функционирующего вне парламентского контроля правительства, гае заседают министры-депутаты.

Невозможно в нем и существование института президента, вынесенного за рамки системы разделения властей, по Конституции определяющего внешнюю и внутреннюю политику страны и

одновременно наделенного правом распускать по итогам своего собственного политического курса нижнюю палату Федерального Собрания.

В таком пространстве невозможно многое из того, что составляет идеологию и практику неполитического тоталитарного или авторитарного государства. Именно поэтому необходима разработка законодательства о политических партиях парламентского типа; именно поэтому следует восстановить конституционный статус системы избирательных комиссий -ведущего элемента избирательного процесса и независимого органа избирательной власти; именно поэтому, заключает автор, необходима последовательная и согласованная избирательная политика на федеральном, региональном и местном уровнях и ее кординация на долговременной, постоянной и программно-целевой основе.

9б.<&.016. ЛЫСЕНКО В.И. НОВАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПРАВО И РЕФОРМА СИСТЕМЫ ВЫБОРОВ В РОССИИ: ОПЫТ и ПЕРСПЕКТИВЫ. - С. 92-119.

В своей статье автор сформулировал некоторые направления новой избирательной политики и избирательного права в РФ. К основным направлениям реформирования он относит следующие:

1. Применение программно-целевого подхода к проведению избирательной реформы. Программно-целевой подход предполагает поэтапное решение комплекса вопросов по формированию новой, демократически ориентированной конституционной избирательной политики и законодательства о выборах, избирательной системы, системы гарантий избирательных прав российских граждан, в том числе для согласования интересов РФ в целом и ее субъектов.

2. Становление избирательного права. Введение в текст Конституции 1993 г. понятия власти народа характеризует новый подход к классическому разделению политических функций между обществом и государством, на основе которых избирательное право

фиксирует политико-правовые основы их взаимодействия и взаимозависимости, и прежде всего время пребывания у власти политических сил и методы ее передачи по итогам очередных свободных выборов.

3. Определение правовой формы развития нового избирательного законодательства, которая в значительной мере предопределена действующей Конституцией.

4. Развитие нового избирательного законодательства в форме так называемого рамочного законодательства.

5. Разработка модельных нормативно-правовых актов, содействующих проведению избирательной реформы в субъектах Федерации.

6. Политические партии и система организации выборов. Направлением реформирования законодательства о выборах может стать внесение изменений и дополнений в смешанную избирательную систему выборов депутатов Государственной Думы на основе учета опыта поведения партий и их блоков • избирательной кампании в 1993 г., а также количественного роста партий и общественно-политических объединений, в уставах которых закреплено их право на участие в выборах и в выдвижении кандидатов. По мнению автора, необходима существенная модификация отношения "политическая партия - общефедеральный избирательный округ - избиратель".

96.03.017. ИВАНЧЕНКО A.B. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - С. 119-134.

Декабрьские выборы 1993 г. в Федеральное Собрание РФ, всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации положили начало качественному преобразованию ряда избирательных институтов в России, особое место среди которых отводится избирательным комиссиям, впервые сформированным и действующим на профессиональной постоянной основе.

9-2730

Важным шагом в этом направлении стал Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", инициатором разработки которого выступила Центральная избирательная комиссия. Его принятие во многом было обусловлено не только опытом проведения федеральных выборов в 1993 г., но и выборами в представительные органы субъектов федерации.

В числе важнейших предпосылок демократизации избирательного процесса этим законом установлены обязанности избирательных комиссий по реализации и защите избирательных прав граждан, восстановлено недостающее звено - с 1995 г. подготовку и проведение выборов в РФ на законном основании осуществляют Центризбирком, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Законом также определено, что при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Центризбирком и избирательные комиссии субъектов Федерации являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии, в том числе районные и городские, также могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами субъектов РФ. Это принципиальное решение позволит избирательным комиссиям укрепить свой независимый статус, так как опыт прошедших выборов показал, что отсутствие у них постоянных самостоятельных счетов, а также юридических адресов серьезно затрудняло их работу.

В соответствии с Конституцией, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права

граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не являются обязательным условием для обращения в суд.

Таким образом, Федеральный закон создал необходимые предпосылки для совершенствования работы избирательных комиссий, что позволит установить высокие демократические стандарты проведения выборов и референдумов в РФ, которые будут соответствовать международным обязательствам России.

96.03.018. КОВЛЕР А.И. ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ? (ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИИ). - С. 135-140.

Избирательная кампания октября-декабря 1993 г. со всей остротой поставила проблему финансирования избирательных кампаний в России и финансов политических партий в целом.

Общеизвестно, насколько важен в любой избирательной кампании вопрос о ее финансировании. В Италии, например, финансирование выборов рыулируется как Законом об участии государства в финансировании политических партий от 2 мая 1974 г., так и частично Избирательным кодексом, что, правда, не служит абсолютной гарантией от злоупотреблений. В России же никаких правовых специальных актов о финансировании политической деятельности или избирательных кампаний не было принято.

Прежнее избирательное законодательство допускало покрытие расходов кандидатов на ведение избирательной кампании только за счет средств государства, запрещая финансирование или материальную поддержку кандидатов со стороны предприятий, организаций, отдельных граждан (ст. 13 Закона РСФСР о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов от 27 октября 1989 г.).

Президентские выборы 1991 г. со всей очевидностью продемонстрировали фактическое неравенство материальных 9*

возможностей кандидатов, за исключением, пожалуй, строго регламентированных по времени выступлений кандидатов по Центральному телевидению.

Проект Закона о выборах в Верховный Совет РФ, подготовленный летом 1993 г. инициативной рабочей группой Конституционной комиссии, юридически закреплял сложившуюся практику и предусматривал помимо средств, выделяемых комиссиям из государственного бюджета на организацию и проведение выборов, избирательные фонды кандидатов в депутаты, а также порядок их создании и расходования.

Стремительный ход последовавших за опубликованием проекта событий сделал невозможным принятие законов, поскольку высший законодательный орган был распущен, и он в числе других законопроектов был в буквальном смысле похоронен в разрушенном здании бывшего Верховного Совета. Ряд разделов проекта, однако, легли в основу Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденного 1 октября 1993 г. Указом Президента.

Согласно этому Положению, сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 20-кратного Минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 30-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты соответственно более чем в 200 и 20 000 раз" (ч. 2 ст. 32). Уточним, что в последнем случае речь шла о довольно крупной сумме - более чем 150 млн. руб., что по курсу того времени составляло более 100 тыс. долл. (для сравнения укажем, что максимум прямых пожертвований партии от одного физического лица в США не может быть более 25 тыс. долл. в год, а юридическим лицам вообще запрещено напрямую финансировать политических деятелей партии - они могут делать это только публично, через специальные комитеты, уполномоченные собирать пожертвования).

Согласно Положению, избирательные объединения, сумевшие собрать более 100 тыс подписей в поддержку своих списков и зарегистрированные Центризбиркомом в качестве таковых, имели

право на разовую субсидию со стороны государства. Государство выделило каждому объединению по 50 млн. руб., а затем еще дополнительно 50 млн. руб. Однако большинство объединений, не говоря уже об отдельных кандидатах, полагались отнюдь не на государственные субсидии.

Попыткой внести элемент финансовой дисциплины в избирательную кампанию стало Инструктивное письмо Центризбиркома РФ от 17 октября 1993 г. "О денежных средствах избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов в депутаты Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания в 1993 г. и учете их расходования". 2/3 текста этого письма были посвящены порядку открытия временного счета для избирательных объединений - в Центробанке РФ либо в банках, ведущих счета по учету доходов республиканского бюджета РФ; для кандидатов в депутаты - в Сбербанке РФ. В обоих случаях для открытия счетов требовалось письменное разрешение соответственно Центризбиркома или окружной избирательной комиссии.

Нелепостью было требование прекратить операции по расходованию средств с этих счетов 11 декабря 1993 г. с 8 часов местного времени., т.е. за сутки до выборов. Авторов этого требования не заботило, что счета за исполнение типографских работ, за аренду помещения в пределах одного города могут гулять по 2-3 недели. Главное, чтобы возврат неиспользованных средств был произведен в пользу государства!

В печать просочились сведения о том, что на выборах 1993 г. четко прослеживалась связь предпринимательского мира с политикой, причем ряд банков на всякий случай поддержал сразу несколько политических блоков. Покупка телевизионного времени -самая скандальная сторона финансирования избирательной кампании 1993 г. Изначально было ясно, что ни о каком "равном времени вещания" не может быть и речи, поскольку некоторые объединения не могли оплатить и нескольких минут. В результате самое лучшее и самое продолжительное время вещания было

закуплено партией В.Жириновского, далее следовали "Выбор России", ПРЕС, "ЯБЛоко", КПРФ. Примечательно, что именно этим избирательным объединениям было отдано наибольшее число голосов избирателей. Такие перекосы не получили должной оценки ни со стороны Третейского информационного суда, ни со стороны Центризбиркома, который не обладал правовыми и организационными возможностями контролировать равенство положения избирательных объединений и кандидатов. За рубежом, отмечает автор, существуют различные контрольные комиссии, но в России таковых пока нет.

По подсчетам газеты "Сегодня", на каждого избранного депутата от Аграрной партии приходилось 2,4 млн. руб. вложений, от "Женщин России" - 3,3 млн., от КПРФ - 3,1 млн. Более расточительными оказались демократы: "ЯБЛоко" - 19 млн. на депутата, ДПР - 35,7, ПРЕС - 38,9, "Выбор России" - 50, ЛДПР - 17 млн. Очевидно, что расходы российских партий на проведение в депутаты своих кандидатов резко возросли и приблизились к западным нормативам.

Все это побуждает ставить в России ту же проблему, которую безуспешно пытаются решить на Западе, особенно в Италии, -проблему политической коррупции. Формируемый массив избирательного законодательства должен обеспечить: 1) равенство шансов кандидатов и политических объединений, гарантируя им приемлемый минимум ресурсов; 2) условия для большей гласности и "прозрачности" финансирования как постоянной политической жизни, так и избирательных кампаний путем создания контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях с привлечением специалистов государственных органов и независимых экспертов.

А.Моргунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.