Научная статья на тему '96. 02. 065. Хартман М. Новые тенденции в международной торговле сельскохозяйственными продуктами. Hartmann M. new developments in International agricultural trade // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 59-65'

96. 02. 065. Хартман М. Новые тенденции в международной торговле сельскохозяйственными продуктами. Hartmann M. new developments in International agricultural trade // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 59-65 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ -ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / -СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 02. 065. Хартман М. Новые тенденции в международной торговле сельскохозяйственными продуктами. Hartmann M. new developments in International agricultural trade // Intereconomice. - Hamburg, 1995. - Vol. 30, № 2. - P. 59-65»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091

МОСКВА 1996

96.02.065

158

ку подрывает экономическую рациональность и способствует возникновению незаконных картелей.

В условиях распространения антиконкурентных мер предпринимаются попытки наднационального или международного решения проблем регулирования конкуренции. Выдвигаемые в этой области предложения можно разделить на три группы. Во-первых, предлагается принять мировые законы о конкуренции, которые должны действовать почти автоматически и предусматривать осуществление необходимых мер при возникновении угрозы конкуренции на том или ином рынке (например, если доля компании на рынке превысит установленный порог). Во-вторых, предлагается осуществить гармонизацию национальных законов о конкуренции на основе общей модели. В-третьих, предлагается координировать национальные законы о конкуренции на основе принципа взаимного признания законов, действующих в отдельных странах.

Как считает автор, все эти предложения трудноосуществимы, и, кроме того, в них не учитываются международное движение капиталов, ограниченность действий органов государственной власти и возможности компаний "обходить" законы о конкуренции. Именно поэтому автор предлагает более реалистический подход, основывающийся на использовании мер торговой политики. При этом следует постоянно использовать меры политики конкуренции в качестве своеобразного "обрамления" инструментов торговой политики, что приведет к постепенному включению мер политики конкуренции в инструменты торговой политики. Иными словами, это предложение сводится к меньшему использованию в области внешней торговли мер политики конкуренции и к большему усовершенствованию инструментов торговой политики (2, с. 724). JI. А. Зубченко

96.02.065.ХАРТМАН М. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ. HARTMANN M. New developments in international agricultural trade // Intereconomice.— Hamburg, 1995 .— Vol. 30, H 2 .— P. 59-65.

Сотрудница Гиссенского университета (Германия) исследует изменения, происходящие в 90-е годы в международной торговле сельскохозяйственными продуктами, и их влияние на экономическое положение развивающихся (PC) и восточноевропейских стран (ВЕС). Большое влияние на развитие торговли оказали аграрные реформы в ЕС, переговоры в рамках ГАТТ, интеграционные процессы в Северной Америке, Европе и Азии, а также усилившееся давление со стороны общественного мнения с требованием соблюдения экологических стандартов и стандарп» качества питания.

159

96.02.065

Меры аграрной реформы ЕС, начатой в 1992 г., способствуют росту цен на некоторые сельскохозяйственные продукты (говядину, крупы, растительное масло и т. д.) на мировых рынках и вместе с тем укреплению стабильности цен.

В краткосрочной перспективе аграрная реформа ЕС отрицательно сказывается на экономике РС и ВЕС, так как она не затрагивает традиционных экспортных товаров этих стран (сахара, овощей, фруктов). В то же время экспортеры круп и растительного масла получат от аграрной реформы ЕС выгоду в результате роста мировых цен на эту продукцию. Общий эффект от аграрной реформы ЕС для РС и ВЕС будет зависеть от того, является ли данная страна чистым импортером или экспортером товаров, затронутых реформой. Потребители этих стран несут убытки в результате роста цен, а экспортеры получают выгоду.

Влияние аграрной реформы ЕС на экономику РС и ВЕС усложняется в результате действия национальных аграрных политик этих стран и существующих в них импортных или экспортных субсидий. Кроме того, существует ряд соглашений между ЕС, с одной стороны, и РС и ВЕС — с другой, по которым последние получают ряд льгот в области торговли с ЕС. В целом, считает автор, РС окажутся в проигрыше от аграрной реформы ЕС, тогда как ВЕС выиграют.

"Уругвайский раунд" многосторонних торговых переговоров ГАТТ имел целью упразднение диспропорции на мировых рынках сельскохозяйственных продуктов. Соглашение, достигнутое в августе 1993 г., включало следующие пункты: сокращение объема субсидируемого экспорта по отдельным сельскохозяйственным продуктам на 21%, числа экспортных субсидий — на 36, поддержки сельскохозяйственного производства, ориентированного на внутренний рынок, — на 20, превращение всех нетарифных барьеров в таможенные пошлины и снижение их в среднем на 36%, сокращение таможенных пошлин для квотируемых товаров (с. 61). Поскольку действием законов ГАТТ охвачены 115 стран, принятое соглашение может вызвать больший рост цен на мировых рынках сельскохозяйственной продукции, чем аграрная политика ЕС.

Воздействие соглашения, достигнутого в рамках ГАТТ, на мировые сельскохозяйственные цены имеет то же направление, что и аграрная реформа ЕС. Изменения в структуре мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, вызванные этим соглашением, должны носить более положительный характер, чем изменения, вызванные аграрной реформой ЕС, так как данное соглашение вызывает снижение уровня защиты экспорта из РС. Ожидаемое незначительное снижение нестабильности цен на мировых рынках приведет к сокращению неопределенности как для экспортеров, так и для импортеров, в результате

96.02.066-067

160

чего повысится эффективность фактора размещения ресурсов в странах, избегающих риска. Поскольку в РС и ВЕС общий уровень доходов достаточно низок, а доля расходов на питание в общей сумме расходов велика, колебания цен на сельскохозяйственные продукты угрожают благополучию производителей и потребителей этих стран. Опасность неправильного размещения ресурсов в результате ценовой нестабильности в этих странах очень велика, так что некоторое повышение стабильности цен на сельскохозяйственную продукцию положительно повлияет на их экономику.

Оценивая влияние региональной интеграции на экономику РС и ВЕС, автор отмечает, что оно будет положительным, если речь идет об интеграции между РС и промышленно развитыми странами (ПРС) или между ВЕС и ПРС. Такая интеграция будет способствовать осуществлению программ структурной перестройки и препятствовать реставрации старых режимов; стимулировать дополнительные внутренние и иностранные инвестиции; обеспечит РС и ВЕС доступ к крупным рынкам; будет содействовать распространению технологических инноваций и институциональных структур.

Производственные расходы в сельском хозяйстве выше в тех странах, где действуют более жесткие экологические стандарты, что приводит к снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и выдвижению требований защиты против "несправедливой" торговли. Ужесточение экологических стандартов может лишить некоторые РС и ВЕС доступа на рынки ПРС. В таких случаях прибегают к помощи ГАТТ. Рассматривая спорные случаи, ГАТТ делает различие между экологическим стандартом производства и стандартом на продукты потребления. Если несоблюдение производственных стандартов не приводит к ухудшению качества продукции, ГАТТ разрешает стране, импортирующей эту продукцию, не применять к ней санкций. Однако ГАТТ требует неукоснительного соблюдения экологических стандартов на продукты потребления, что часто отрицательно сказывается на экономике РС и ВЕС, не имеющих достаточных человеческих и технических ресурсов для соблюдения этих стандартов.

Таким образом, существующие тенденции на мировых рынках сельскохозяйственной продукции не только открывают новые возможности, но и таят существенную опасность для РС и ВЕС.

Н. Н. Иванова

96.02.066-067. ТОРГОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ США И ЯПОНИЕЙ (Сводный реферат)

1. America ve Japan // Economist.— L., 1995 .— Vol. 335, № 7914.— P. 18; 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.