Научная статья на тему '96. 01. 064. Лангхаммер Р. Ю. Означает ли окончание "уругвайского раунда" конец ГАТТ? Langhammer R. J. nach dem Ende der Uruguay-Runde: das GATT Am Ende? - Kiel: Inst, fur Weltwirtschaft, 1994- 25 S. - (Kieler diskussionsbeitr. ; 228). - bibliogr. : S. 24-25'

96. 01. 064. Лангхаммер Р. Ю. Означает ли окончание "уругвайского раунда" конец ГАТТ? Langhammer R. J. nach dem Ende der Uruguay-Runde: das GATT Am Ende? - Kiel: Inst, fur Weltwirtschaft, 1994- 25 S. - (Kieler diskussionsbeitr. ; 228). - bibliogr. : S. 24-25 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / "УРУГВАЙСКИЙ РАУНД" / ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 064. Лангхаммер Р. Ю. Означает ли окончание "уругвайского раунда" конец ГАТТ? Langhammer R. J. nach dem Ende der Uruguay-Runde: das GATT Am Ende? - Kiel: Inst, fur Weltwirtschaft, 1994- 25 S. - (Kieler diskussionsbeitr. ; 228). - bibliogr. : S. 24-25»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

(например, депозит в немецких марках, хранящийся в банках Великобритании,- представляет собой "евромарки"). Существуют четыре типа ссуд в евровалюте: а) ссуды с фиксированной процентной ставкой; б) ссуды с плавающей процентной ставкой (роловерные ссуды); в) резервные кредиты — услуги по овердрафту в евровалюте, предлагаемые банками своим клиентам; г) синдицированные кредиты или займы, предоставляемые банковским синдикатом.

В последние годы в Европе развился мощный рынок еврооблигаций (долгосрочных долговых обязательств), евронот (краткосрочных долговых обязательств) и коммерческих евровекселей, который позволяет крупным компаниям получать краткосрочные или долгосрочные ссуды.

Отдельная глава посвящена описанию финансовых услуг, предоставляемых банками туристам и лицам, выезжающим за границу. В заключительной главе приведен следующий перечень рисков в международной торговле.

1. Риск неплатежа, который может быть уменьшен посредством страхования экспортного кредита и оформления документарного аккредитива, если зарубежный покупатель принимает эту форму соглашения.

2. Риск отказа поставщика выполнять условия контракта; его можно уменьшить, потребовав независимый сертификат проверки товаров перед отгрузкой или отказавшись внести депозиты или авансовые платежи на крупные суммы денег без предварительного получения обязательств (гарантии) от банка поставщика.

3. Валютный риск (о его страховании речь шла выше).

4. Риск нехватки средств для финансирования; нехватка краткосрочных средств может покрываться за счет овердрафтафта или обычной застрахованной коммерческой ссуды.

5. Риск повреждения товара.

В приложении приведен перечень вопросов и практических заданий студентам, предлагаемых на экзамен» в Британском институте банковского дела, краткий словарь используемых терминов, образцы финансовых документов.

Л. А. Эшбчмко

96.01.064. ЛАНГХАММЕР Р. Ю. ОЗНАЧАЕТ ЛИ ОКОНЧАНИЕ "УРУГВАЙСКОГО РАУНДА" КОНЕЦ ГАТТ? LANGHAMMER R. J. Nach dem Ende der Uruguay-Runde: Da» GATT am Ende? — Kiel: Inat. für Weltwirtschaft, 1994 — 25 S.— (Kieler Diskussionsbeitr.; 228).— Bibliogr.: S. 24-25.

В работе немецкого автора, подготовленной в. рамках исследова-

тельского проекта "Перспективы и дальнейшее развитие социальной рыночной экономики", отмечается, что 15 декабря 1993 г. завершился самый длинный (семилетний) и наиболее ^трудный раунд международных торговых переговоров в истории ГАТТ. В конечном счете 117 стран договорились о завершении 'Уругвайского раунда", подписав рамочные соглашения к 14 договорам о торговле различными, в том числе сельскохозяйственными, товарами. Кроме того, были одобрены проекты соглашений о распространении правил ГАТТ на торговлю услугами, на защиту прав на интеллектуальную собственность, урегулирование споров, экспертизу национальных торговых политик, а также на заключение дальнейших соглашений в области гражданского воздушного сообщения, по вопросам занятости, о торговле отдельными сельскохозяйственными товарами (молочными продуктами, говядиной). Широкий спектр соглашений представляет собой базу для создания многосторонней Всемирной торговой организации (ВТО), в которую интегрируются все соглашения, которые должны стать обязательными для всех будущих членов ВТО.

Результаты "уругвайского раунда" распространяются на следующие три сферы деятельности: 1) облегчение доступа к рынку: снижение пошлин на промышленные товары, снижение поддержки цен и экспортных субсидий; главное внимание в этой сфере уделяется торговле аграрной и текстильной продукцией; 2) включение "старых" льготных отраслей (текстильной и по пошиву одежды) в правила ГАТТ, которые отныне будут ужесточаться путем точной кодификации, проверки и ограничения особых положений, не относящихся к антидемпинговым мерам, зонам свободной торговли, таможенным союзам и мерам, связанным с оздоровлением платежных балансов, и с особыми отношениями с развивающимися странами (РС); 3) распространение правил ГАТТ на новые сферы: на защиту интеллектуальной собственности и сферу услуг, в которой было особенно много исключений. Соглашения ГАТТ и находившиеся ранее за пределами контрактов ГАТТ соглашения будут интегрированы в ВТО. К этот же сфере относится и вопрос, войдет ли ГАТТ в конечном счете в ВТО и как будет осуществляться кооперация между ГАТТ, ВТО и двумя бреттонвудскими институтами — МБРР и МВФ.

Во всех трех сферах речь идет не только о масштабах реформ, направленных на большее открытие рынков, но и о том, как закрыть в будущем не защищенные до сих пор фланги ГАТТ и усовершенствовать механизм санкций при нарушении соглашений.

ВТО является инструментом, с помощью которого для всех вступающих в него государств должна быть достигнута одинаковая действенность отдельных соглашений, которые являются юридически самостоятельными за пределами ГАТТ. Тем самым вступающие в ВТО

23-3733

страны должны отказываться от выбора отдельных соглашений, например, о технических торговых барьерах, субсидиях и уравнительных пошлинах, товарных ценах, импортных лицензиях и антидемпинговых мерах и др. Такие институты, как Общий совет, советы по определенным отраслям, институты по урегулированию споров и механизм проверки торговой политики стран-членов, должны 'заниматься общими результатами "уругвайского раунда", а не отдельными его аспектами.

Давая предварительную оценку результатов "уругвайского раунда" , автор отмечает, что его положительная роль заключается прежде всего в возросшем потенциале выявления протекционистских тенденций и искажающих торговлю субсидий, с тем чтобы сделать их объектом переговоров с целью дальнейшего снижения. Это может случиться в будущем, если снижение существующих таможенных пошлин будет продолжаться в темпах предыдущего "токийского раунда"; количественные ограничения в льготных до сих пор областях (сельскохозяйственные товары, текстиль, одежда) будут заменены таможенными пошлинами, а затем отменены; будет положен конец конкуренции между министрами финансов по поводу экспортных рынков; будут ограничены возможности антидемпинговой практики, этот процесс должен подлежать судопроизводству; принуждение к приспособлению не будет для местных конкуренте» поводом для выдвижения требований о введении защитных мер.

Вторым показателем результативности "уругвайского раунда" автор считает инновации, внесенные в правила наибольшего благоприятствования и в уравнивание шансов местных и заграничных поставщиков. В будущем эти правила должны действовать для сферы услуг и интеллектуальной собственности. К сожалению, эти правила смягчаются наличием различных списке», льгот переходного периода, защитительных пунктов и особых прав РС. Именно поэтому, подчеркивает автор, "уругвайскому раунду" не удалось сделать универсальны»« н транспарентными предложения об одинаковом отношении ко всем договаривающимся сторонам. Следовало бы, считает он, ограничиться особым отношением только к беднейшим РС, тогда как в некоторых соглашениях фигурируют три группы (промышленные страны, РС и беднейшие РС), что ведет к сегментации рынков и к возникновению споров о том, кто к какой категории относится.

Третьим показателем эффективности последнего раунда является создание механизмов улаживания споров и санкций. Из-за отсутствия этих механизме» правила ГАТТ нарушались почти безнаказанно. Для устранения этого недостатка участники раунда пытались ускорить процесс разрешения споров, создав новую инстанцию для апелляции — Комитет по разрешению споров, решения которого должны обязатель-

но приниматься спорящими сторонами. Конфликты в двусторонних и многосторонних спорах могут решаться не только в пользу ГАТТ. Пока стороны предпочитают решать споры на двусторонней основе, примером чему служат длительный американо-японский спор об открытии японского рынка для американских товаров и обвинения в адрес ЕС со стороны восточноевропейских стран в недостаточном открытии рынков. Если ГАТТ не удастся подавить эти тенденции и призвать стороны к решению споров на многосторонней основе, то достигнутое улучшение процедуры разрешения споров можно, по мнению автора, оценить как "тупой меч".

Для определения выигравшей стороны в результате "уругвайского раунда" автор использует две модели, с помощью которых производилась эта оценка: модель ОЭСР (1993) и модель Нгуен (1993). Обе модели исходят из неоднородности товаров различного происхождения, наличия совершенной конкуренции и учитывают экономию на масштабе. В соответствии с моделями, наибольшую пользу от последнего раунда получили страны ОЭСР: на их долю придется 86% прироста благосостояния в мире, если они осуществят либерализацию, или 68%, если к ним присоединятся РС и бывшие соцстраны (с. 15). Это означает, что от либерализации всегда больше выигрывает сторона, которая ее осуществляет, и лишь во вторую очередь те, кто в результате получает более легкий доступ к экспортным рынкам. Это дает основание утверждать, что "уругвайский раунд" принес выгоду в основном странам ОЭСР и, прежде всего, наиболее активным из них. Наибольшее неравновесие в распределении возникает тогда, когда участники стремятся только к расширению экспорта, используя режим наибольшего благоприятствования. В этом случае они получают только побочные выгоды. Обе модели дают отрицательный ответ по поводу выгод, получаемых РС от "уругвайского раунда", утверждая, что эти страны сами виноваты, поскольку ведут себя как "ездоки на подножке".

Среди стран ОЭСР больше всего выиграли страны с нал более защищаемыми отраслями (сельскохозяйственная, текстильная), т. е. страны ЕАСТ, ЕС и Япония, в меньшей степени — США. В соответствии с обеими моделями, 60% прироста благосостояния пришлось на долю БС и Японии (с. 15).

Как "сомнительные" оцениваются выгоды бывших соцстран, поскольку некоторые из них до сих пор едва интегрированы в мировую торговлю и не могут в полной мере понять выгоды от либерализации.

Что касается РС, то сделать общий вывод оказалось трудно из-за большой разнородности входящих в эту группу стран. Исследования по обеим моделям позволили прийти к общим выводам по двум пунктам. Во-первых, чем выше уровень доходов страны или группы стран внутри этой категории, тем большую выгоду они получили от раунда

Прежде всего это касается азиатских экспортеров промышленных товаров, которые выиграли от открытия рынков текстиля и других промышленных товаров, а также экспортеров сельскохозяйственных товаров. Во-вторых, проигравшими являются страны с низкими доходами, которые импортируют сельскохозяйственную продукцию. Экспортеры сырья, являющиеся одновременно импортерами аграрной продукции, не могут рассчитывать на положительную динамику экспортных цен, поскольку торговля этими товарами осуществляется почти свободно и мало зависит от "уругвайского раунда". В то Же время цены на импорт этих стран растут в результате искажений конкуренции (снижения экспортных субсидий в развитых странах и лучшего доступа к рынку) и высокой доли аграрного импорта в общем объеме импорта. К тому же действует отрицательный эффект эрозии таможенных льгот, которые эти страны получали в первую очередь. И тем не менее, считает автор, беднейшие РС выигрывают от участия в раундах, которое им ничего не стоит, но которое они могут использовать для создания групп по интересам и выдвижения требований. Еще более важна динамика распределения, которая обещает выгоды и беднейшим странам, если раунд будет способствовать изменению их экономической политики в области сельского хозяйства и экспорта.

Решая вопрос, будут ли ГАТТ и ВТО конкурирующими институтами или ВТО будет лишь "новым платьем" ГАТТ, автор считает, что правила ГАТТ войдут в ВТО, и, как предусматривает "уругвайский раунд", большее вовлечение, в глобальную экономическую политику должно быть достигнуто за счет большей кооперации ВТО с брет-тонвудскими институтами. Расширение компетенции существующих институтов и создание новых могли бы привести в конечном счете к преобразованию ВТО в международную торговую организацию. Соглашение по созданию ВТО не дает оснований полагать, что ГАТТ перестанет существовать для мировой торговли, развития и распределения ресурсов. ГАТТ по-прежнему останется основным соглашением, в то время как ВТО будет отвечать за текущее исполнение этого соглашения, включая многочисленные дополнения. Так что правильнее говорить о "новом платье", которым будет пользоваться ГАТТ, чтобы призвать партнеров по соглашению более строго соблюдать свои обязательства, чем это удавалось раньше при его сравнительно слабой институциональной базе: "Новая упаковка лучше передает содержание и обеспечивает тем самым большую транспарентность" (с. 18).

В. И. Шабасва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.