Научная статья на тему '96. 01. 054. Помощь вместо миграции. Aid in place of migration sel. Contributions to an ILO - unhgr meeting / ILO; ed. By Bohning, W. R. , Schloeter-Paredes M. -L. - Geneva: Intern, labour Office, 1994. - VIII, 252 P. - (world employment programme) (a WEP study). - библиогр. В конце ст'

96. 01. 054. Помощь вместо миграции. Aid in place of migration sel. Contributions to an ILO - unhgr meeting / ILO; ed. By Bohning, W. R. , Schloeter-Paredes M. -L. - Geneva: Intern, labour Office, 1994. - VIII, 252 P. - (world employment programme) (a WEP study). - библиогр. В конце ст Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА -МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИГРАЦИЯ - МЕЖДУНАРОДНАЯ / ПОМОЩЬ ЕС РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ / ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ЭМИГРАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ -ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 054. Помощь вместо миграции. Aid in place of migration sel. Contributions to an ILO - unhgr meeting / ILO; ed. By Bohning, W. R. , Schloeter-Paredes M. -L. - Geneva: Intern, labour Office, 1994. - VIII, 252 P. - (world employment programme) (a WEP study). - библиогр. В конце ст»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

С это точки зрения, проблема занятости среди молодежи может быть сравнима с проблеме« вытеснения с рынка труда пожилых трудящихся, занятость которых с 1982 по 1990 г. сократилась на 17% (с. 120). В течение длительного времени французские зласти способствовали обеспечению занятости взрослых мужчин и женщин. В настоящее время "французской моделью" является разделение рынка труда между поколениями. При этом общество берет на себя заботу о молодежи и пожилых рабочих, и они исключаются из производительной системы и экономически активной жизни.

Авторы приходят к выводу, что для лучшей профессиональной интеграции молодежи необходимо, чтобы во Франции была коренным образом пересмотрена существующая схема разделения рынка труда между отдельными группами трудящихся.

С. И. Куликова

96.01.054. ПОМОЩЬ ВМЕСТО МИГРАЦИИ.

Aid in place of migration Sel. contributions to an ILO — UNHGR meeting / ILO; Ed. by Böbning, W. R., Schloeter-Paredes M.-L.— Geneva: Intern, labour office, 1994 .— VIII, 252 p.— (World employment programme) (A WEP study).— Библиогр. в конце ст.

Сборник, подготовленный под эгидой МОТ и ООН, включает введение, восемь страновых и тематических статей и заключение. Редакторы, известные экономисты У. Бёнинг и M.-JI. Шлетер-Паредес, отмечают увеличение размаха международной миграции в 70-е годы. Этот процесс происходил на фоне растущей интернационализации хозяйства отдельных стран, развития новых, более совершенных средств транспорта, связи, массовой информации, роста потребности в образовании и профессиональной подготовке, углубления разрыва в уровне развития и благосостояния между "бедными" и "богатыми" странами, вооруженных конфликтов и серьезных политических беспорядков внутри отдельных стран и т. д. С 70-х годов отмечается стабильное превышение численности лиц, желающих эмигрировать или обрести статус беженцев в промышленно развитых странах, над когортой лиц, которых данные страны считают возможным допустить на временной или постоянной основе.

По мнению авторов, международную помощь "бедным" странам следует рассматривать как средство сокращения потребности людей эмигрировать. Рассматриваются международная помощь и состояние миграции из стран Восточной Европы, Африканского Рога, Центральной Америки, Филиппин, Туниса, Турции. Особое внимание уделено политике в отношении беженцев-в мире после окончания "холодной войны" и возможностям сокращения эмиграции посредством оказания

Í ' :

внешней помощи странам-поставщикам рабочей силы и содействия в расширении внутренней занятости.

Во введении обосновывается необходимость расширения международной помоши. Несмотря на увеличение иммиграционных квот, очередь желающих переселиться в США растет. В Западной Европе возрастает нелегальная иммиграция, увеличивается поток заявлений о предоставлении политического убежища, что в целом грозит взорвать всю международную систему оказания помощи беженцам. В Азии также возросло число людей, желающих воспользоваться плодами быстрого развитая "новых индустриальных стран". Одновременно растет список неблагополучных стран и регионов.

В промышленно развитых странах (ПРС) экономика перенапряжена, и все меньше возможностей принять новые волны иммигрантов. Отмечаются негативное отношение общественности к приезжим, усиление иммиграционного контроля, расизма и ксенофобии. Многих беженцев принуждают вернуться в опустошенные войной, голодом или стихийными бедствиями страны происхождения. В то же время вопросы международного мира и безопасности не могут не рассматриваться в тесной увязке с экономическими и социальными проблемами.

Вскоре после второй мировой войны МОТ и ОЭСР сформулировали концепцию, согласно которой экономический рост в каждой стране не должен сдерживаться из-за отсутствия рабочей силы, тем более что эта рабочая сила имеется в других странах. Четыре десятилетия спустя решение возникших в ПРС проблем потребовало нового подхода — организации оттока оказавшейся избыточной рабочей силы неместного происхождения. Встал вопрос о добровольной репатриации и выявлении коренных проблем оттока беженцев из стран, испытавших природные катастрофы и сложные социально-политические и экономические проблемы. Встала задача обеспечить эмигрантов дома тем, что они пытаются найти за рубежом: экономическое процветание, свобода от угнетения и безопасная жизнь.

Решить эту задачу можно через международную помощь. Это единственный международный инструмент, который позволяет воздействовать на миграцию посредством создания условий, благоприятных для внутреннего развития и устранения политических, экономических и социальных причин для выезда. Экономическому развитию стран-поставщиков рабочей силы могут способствовать и такие инструменты, как прямые иностранные инвестиции и либерализация торговли. Однако их воздействие на эмиграцию не может быть однозначным, даже если они создают рабочие места и повышают доходы, поскольку у потенциальных мигрантов возрастают возможности выехать из страны. Прямые иностранные инвестиции из страд-доноров не спасают их от заплыва мигрантов из бедных развивающихся стран. Столь

же малорезультативна либерализация торговли, даже если она способствует созданию рабочих мест в ориентированных на экспорт отраслях в развивающихся странах. Наиболее эффективно для ограничения эмиграции создание двусторонних и многосторонних агентств помощи в условиях, когда в мире насчитывается 80-100 млн. иммигрантов, беженцев или лиц, ищущих политического убежища (с. 241). "Нация мигрантов" может рассматриваться десятой в мире по численности населения "страной". Население этой страны ежегодно увеличивается на 2-3%, оно становится самой быстрорастущей нацией в мире.

Наиболее эффективным инструментом международной помощи признана официальная помощь развитию (ОПР), которая находится под прямым контролем правительств ПРС и теоретически может быть использована для воздействия на эмиграцию из других стран.

Все авторы статей признают, что богатые ПРС могут продолжать предоставлять финансовые гранты, займы и техническую помощь развивающимся странам. Однако следует учитывать, что 90-е годы совершенно отличаются от предшествующего периода, поскольку с окончанием "холодной войны" и обострением конфликтов в постсоциалистических странах возникли новые, более серьезные источники эмиграции помимо традиционных районов эмиграции типа африканских и латиноамериканских стран. ,

Большая часть помощи призвана ускорить экономический рост и создать рабочие места в развивающихся странах. Вместе с тем и страны-доноры должны получать выгоды от своих вложений. Желание многих ПРС по оказанию бескорыстной помощи сокращается. Авторы отмечают тенденцию к изменению фокуса помощи — от предоставления финансовых средств под определенные проекты к финансированию политики роста. Вместо строительства плотины для снабжения бедных фермеров водой страны-доноры предпочитают оказать помощь в проведении эффективной сельскохозяйственной политики в стране-реципиенте, что позволяет удержать потенциальных мигрантов дома. Подобная переориентация политики помощи сопровождается мерами по координации политики всех стран-доноров, нацеленной на то, чтобы принудить их взять на себя долгосрочные обязательства по сохранению, политики стимулирования экономического роста в развивающихся странах.

Как отмечает А-Сурке, ОПР и международный режим беженцев явились продуктом "холодной войны" и были призваны "отвадить" развивающиеся страны от коммунистического Востока, привязав их к капиталистическому Западу. Тем не менее конфликты и беженцы остаются неотъемлемыми атрибутами не только 50-х, но и 90-х годов. Социальные и политические конфликты сопровождают образование национальных государств и неизбежны при разрешении споров

между ними. Международные организации и меры помощи должны действовать в направлении смягчения последствий конфликтов и не допускать образования волн беженцев. Окончание "холодной войны", которая также сопровождалась движением беженцев, требует пересмотра режима оказания помощи беженцам. Первоначальная установка на облегчение положения и переселение беженцев требует расширения и учета репатриации и факторов, вызывающих движения беженцев.

Предотвращение условий для развития движений беженцев предпочтительнее, чем меры по их переселению и репатриации. Однако это трудно осуществить на практике. Автор выделяет два типа социальных конфликтов: образование государства и внутренняя борьба в стране (типа крестьянских выступлений в Центральной Америке). "Хорошая помощь", считает Сурке, может в лучшем случае помочь стабилизировать демократические режимы, однако она не может устранить конфликты, вызывающие движение беженцев. В новых условиях требуется выработка новой политики в отношении предотвращения наплыва беженцев из республик бывшего СССР и стран Восточной Европы, а также программы действий в отношении каждой группы беженцев.

В настоящее время, по мнению ряда авторов (В. Т. М. Молле, Дж. де Конунг, Ц. Т. Зандвлет и др.), очень трудно определить потребности в помощи для сокращения миграции по экономическим причинам между Восточной и Западной Европой. Доходы на душу населения в Европе колеблются в широком диапозоне: различия между Швейцарией и Албанией выражаются соотношением 20:1. Различия между западно- и восточноевропейскими странами отражает пропорция 10-15:1. При темпах прироста доходов в Западной Европе на 2% и в Восточной на 5% указанное соотношение может достигнуть к 2020 г. 3-4:1 (с. 42). Для предотвращения развития массовой миграции Запад должен предоставлять указанным странам ежегодную помощь в 20-40 млрд. долл. Тогда они смогут достигнуть таких темпов роста производства и экспорта, что будет обеспечена адекватная занятость и соответствующее повышение доходов.

В странах Центральной Америки, по оценкам С. Вайнтрауба и С. Диас-Брике, отмечается обратная зависимость между притоком иностранной помощи и развитием эмиграции. Помощь Никарагуа и Сальвадору оказывалась обеим конфликтующим политическим сторонам. Но поскольку причины конфликтов заключались в медленном экономическом росте и экономическом неравенстве, то указанная помощь сверхдержав как бы способствовала развитию экономической миграции и потоку политических беженцев из региона в США и Мексику.

Для создания одного рабочего места центральноамериканским странам необходима помощь в размере как минимум 20 тыс. долл.,

а для предотвращения роста безработицы и неполной занятости необходимо создавать ежегодно 350-550 тыс. новых рабочих мест. Все это требует ежегодных вливаний в 2 млрд. долл. только для сохранения сложившегося положения. Окончание "холодной войны" снизило интерес ПРС, особенно США, к данному региону, что ставит под сомнение возможность обеспечения подобного притока помощи (с. 247).

Пример Туниса, отмечает М. Бель Хадж Амор, показывает, в какой степени характер экономического роста отражается на миграции. В этой стране развитие капиталоемких, импортозамещающих отраслей и производств не привело к выпуску достаточного количества готовых товаров для экспорта и созданию достаточного количества рабочих мест. Несмотря на изменения в экономической политике, все еще существует разрыв между созданными рабочими местами и числом граждан, поступивших на рынок труда: в 80-е годы каждый год создавалось 40 тыс. рабочих мест для 53 тыс. новых поступлений на рынок труда (с. 248). Аналогичные проблемы отмечаются другими авторами (Г. Ранисом, Г. Шиллером) в Филиппинах, Турции.

В. Г. Былое

96.01.055. ГАРСОН Ж.-П., ПЬЮМОЙЕ А. НОВЫЙ ХАРАКТЕР МИГРАЦИИ.

GARSON J.-P., PUYMOYEN A. New patterns of migration // OECD observer — P., 1995 .— № 192 .— P. 8-9, 11-12.

Сотрудники ОЭСР анализируют развитие международной миграции в последние годы. Фактически все страны — члены ОЭСР уже длительное время выражают беспокойство в связи с быстрым и чрезмерным развитием иммиграции и связанными с ней прйблемами расселения вновь прибывших мигрантов. Особенно серьезные проблемы возникают из-за того, что подавляющее большинство иммигрантов прибывают из третьих стран, хотя миграция между странами ОЭСР сохраняет свое значение.

В 60-70-е годы была предпринята попытка классифицировать страны ОЭСР по уровню развития миграции — по длительности, направлениям, новизне явления, положению страны (донор или реципиент) в миграционном процессе. К настоящему времени почти все страны-члены ОЭСР имеют положительное миграционное сальдо, однако их политика в отношении иммиграции зависит от масштаба, продолжительности и структуры миграционных потоков.

Новая ситуация, сложившаяся в 80-90-е годы, объясняется значительным увеличением с середины 80-х гсдов иммиграции в промыш-ленно развитые страны (ПРС). Выделяются четыре аспекта современной международной миграции: сдвиги в направлениях и характере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.