Научная статья на тему '96. 01. 023. Бункина М. К. Валютный рынок. - М. , 1995. - 110 с. / сер. "искусство финансиста" /. - библиогр. : С. 108'

96. 01. 023. Бункина М. К. Валютный рынок. - М. , 1995. - 110 с. / сер. "искусство финансиста" /. - библиогр. : С. 108 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛАНС ПЛАТЕЖНЫЙ / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА -РФ 01.023 / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА -МЕЖДУНАРОДНАЯ / -ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ --РФ / МОНЕТАРИЗМ / КЕЙНСИАНСТВО / -РФ -ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 023. Бункина М. К. Валютный рынок. - М. , 1995. - 110 с. / сер. "искусство финансиста" /. - библиогр. : С. 108»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.01.001-96.01.076

МОСКВА 1996

ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, КРЕДИТ

96.01.023. БУНКИНА М. К. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК — М., 1995 110 с. / Сер. “Искусство финансиста” /. — Библиогр. : с. 108.

В книге рассматривается широкий круг вопросов, касающихся валютного курса, платежного баланса, валютных проблем России, а также излагаются основные теоретические представления монетаристов и кейнсианцев по рассматриваемым вопросам.

Для двадцатого столетия и особенно его второй половины, пишет автор, характерен форсированный рост международного разделения труда. Национальные экономики открываются, становятся взаимозависимыми. В целом на мировой рынок поступает примерно четверть производимого в странах валового продукта. Показателем открытости национальной экономики страны является удельный вес внешней торговли (экспорта и импорта) в валовом продукте, доля импорта во внутреннем потреблении товаров и услуг, экспорта по отношению к производству, удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним. Как правило, особенно высокую степень открытости имеют малые индустриально развитые страны, такие как Голландия, Бельгия, Австрия, у которых внешнеторговая квота составляет 55-70%. У стран средних по размерам территории и численности населения (Франция, Италия, Великобритания) она несколько ниже и колеблется в пределах 40-45%. В Западной Германии в 1982 г. внешнеторговая квота достигла 58% ВНП (с. 8). У крупных стран независимо от их индустриального развития эта квота не превышает 15-20% (США, Россия, Китай, Индия). Причины эдесь состоят в большом размере внутреннего рынка, относительной обеспеченности сырьем, длительной ориентации на замкнутую модель развития.

Открытость национальной экономики со всеми ее достижениями и перекосами отражается в платежном балансе страны — итоговой записи доходов и расходов резидентов (частных лиц, фирм, банков, правительства данной страны) в сделках с внешним миром.

Дефицит платежного баланса свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировом рынке и активном вторжении на внутренний рынок импортной продукции, о малой привлекательности для иностранных вкладчиков внутреннего рынка капиталов. Помимо этого существуют и внешние причины несбалансированности — рост мировых цен на энергоносители или иные

импортные товары, ухудшение общей экономической конъюнктуры в стране и др. Однако и актив платежного баланса, гарантирующий приток иностранной валюты, имеет свои теневые стороны. Например, торговые партнеры ФРГ и Японии, стран имеющих длительное время весьма крупный актив текущего платежного баланса, стремятся ограничить ввоз товаров из этих стран, что может болезненно отразиться на экспортно ориентированной индустрии ФРГ или Японии.

В соответствии с требованиями Международного валютного фонда (МВФ) Российская Федерация, ставшая членом этой организации, начала публиковать ежегодные платежные балансы. Чистые золотовалютные Резервы России на 1.01.94 г. составили 6374 млн. долл. (с. 14). Источником активов торгового и текущих балансов является товарный экспорт, однако нет точных данных о той части экспорта, которая продается по бартеру, т. е. не предполагает реального притока валюты. Официальные данные, кроме того, не дают представления о реальных размерах оттока капитала из России. Последний может происходить в формах оставления за рубежом части экспортной выручки, “упущенной выгоды”, связанной с занижением продажных цен по бартеру, возрастания заграничных активов российских банков и, наконец, в результате контрабанды.

Лечение платежных балансов, требующее жестких мер, самоограничения, не популярно с политической точки зрения, часто откладывается на “потом”, а результатом становится кризис неплатежеспособности. Его признаками являются: накопление дефицитов, истощение валютных резервов центрального банка, отказ в кредитах со стороны иностранных фирм, банков, правительств, потеря доверия к отечественной валюте, стремление избавиться от нее путем обмена на более твердую валюту.

При объяснении неравновесия платежных балансов можно выделить два подхода — монетаристский и кейнсианский. Монетаристы исходят обычно из определяющего воздействия денежных факторов, прежде всего — состояния внутреннего'денежного обращения, денежного рынка. Сальдо платежного баланса, отражающее изменение валютных резервов, которые являются сщной из составляющих денежной эмиссии, зависит от кредитной способности банков. Рыночная система, считают монетаристы, обладает способностью к саморегулированию, т. е. самостоятельно, без вмешательства со стороны государства приходить в равновесие.

В отличие от монетаристов последователи Кейнса придерживаются идеи регулирования экономики путем использования государственных рычагов и финансов. Центральный, банк, считают они, может стерилизовать воздействие колебаний валютных курсов на денежную массу посредством операций на открытом рынке (купли-прсщажи государ-

ственных облигаций в соответствии с тем, как изменился валютный баланс). Фактором оздоровления платежного баланса служит также привлечение иностранного капитала, чему способствует повышение внутренней процентной ставки по сравнению с внешней. Кейнсианцы рекомендуют также использовать для оздоровления платежного баланса девальвации, поскольку они стимулируют экспорт и внутреннее потребление. Практика свидетельствует, однако, пишет Бункина, что благоприятный эффект достигается лишь в том случае, если при этом сокращается дефицит государственного бюджета. Если же экспансионистская госбюджетная политика продолжается, то результатом будет лишь рост внутренних цен.

Меры по корректировке платежных балансов, как и рыночный механизм, пишет автор, имеют в своей основе изменения валютных курсов. Валютный или обменный курс определяется валютным рынком через колебания спроса и предложения. Однако на курс сильное влияние оказывают внерыночные факторы и главным образом государственное вмешательство. В прошлом валютные курсы закреплялись на относительно твердой основе — золотом содержании валюты. Когда каждая национальная денежная единица имела определенное золотое содержание и могла быть разменена на золото, вопрос о валютном обмене решался путем сопоставления весовых количеств золота, нахождением золотого паритета валют. Среди части экономистов до сих пор сохраняется мнение о необходимости восстановления золотого стандарта, так как в этом случае деньги будут иметь собственную (“внутреннюю”) стоимость и при размене на золото банкнот инфляция будет невозможна.4 В действительности инфляция возможна и при золотом стандарте, как это показывает, например, наплыв золота и серебра в Европу из Америки в XVI в., когда товарные цены повысились в 4-5 раз (с. .21). Если технология в добыче или производстве золота поднимется на качественно новую ступень, инфляция и при сохранении размена бумажных денег на золото будет вполне вероятна. А поддержание золотого обращения при дефиците золотого материала вызывает упадок экономики — об этом свидетельствуют и попытки в западноевропейских странах восстановить золотой стандарт после первой мировой войны. Поэтому разумнее использовать бумажные деньги, но умело управлять их предложением.

Рассматривая факторы формирования валютного курса, автор отмечает, что по логике вещей курсовое соотношение между валютами должно отражать соотношение их покупательных способностей. Например, если один доллар равен 1,5 немецкой марки, то это должно означать, что за один доллар можно купить столько же полезностей, что и за полторы марки. В действительности же курсовые соотношения неточно отражают реальную покупательную силу валют, так как

на валютный курс влияет целый ряд краткосрочных (конъюнктурных) и долгосрочных (структурных) факторов. Первая группа факторов связана с колебаниями деловой активности, военно-политической обстановкой, со слухами, догадками и прогнозами. Вторая группа факторов включает: конкурентоспособность товаров на мировых рынках и ее изменения, обусловленные в конечном счете технологическими детерминантами (форсированный экспорт стимулирует приток иностранной валюты); рост национального дохода, обуславливающий повышенный спрос на иностранную продукцию, усиленный импорт которой может увеличить отток иностранной валюты; повышение внутренних цен по сравнению с ценами на рынках партнеров, усиливающее стремление закупать более дешевые иностранные товары, но в то же время ослабляющее стимулы для иностранцев покупать товары и услуги в этой стране; повышение процентных ставок, способствующее притоку иностранного капитала (и валюты), но одновременно удорожающее кредит и угнетающе действующее на инвестиционную деятельность внутри страны; степень развития рынка ценных бумаг, составляющего здоровую конкуренцию валютному рынку. Таким образом на валют-' ной бирже валютный курс может отрываться от материального сектора экономики и жить своей “собственной жизнью”, оказывая, тем не менее, определенное воздействие на материальную сферу.

Однако в сфере международной торговли валютный курс напрямую связан с движением товаров и услуг. В этой сфере валюта, выполняя функцию меры стоимости, обретает тот курс, который принято называть паритетным, отражающим паритет покупательной силы валют. Здесь проявляется та простая истина, что в международной торговле один и тот же товар должен во всех странах иметь одинаковую цену, если она исчисляется в одной и той же валюте. Паритет, покупательной силы валют помогает понять, как должен изменяться общий уровень цен в стране, чтобы мог восстанавливаться равновесный валютный курс при данном уровне цен и его динамике в других странах. Теория паритета покупательной силы, таким образом, может служить полезным инструментом при выработке политики стабилизации внутренних цен и валютных курсов.

Рассматривая вопрос о валютных операциях (сделках по купле-продаже иностранной валюты), автор отмечает, что главным структурным компонентом валютного рынка являются банки, располагающие суммами требований я обязательств по каждой валюте. Бели эти суммы совпадают, валютная позиция называется закрытой, еслй же обнаруживаются неравновесия — открытой или неприкрытой. Открытая позиция может быть “короткой”, если сумма продажной валюты (обязательств) превысила сумму покупок (требований), или “длин* ной”, если требования по данной валюте превысили обязательства.

Подавляющая часть денежных активов — валютного товара представлена депозитами до востребования, которыми крупные банки торгуют друг с другом. Обмен наличных составляет лишь незначительную часть валютного рынка.

Виды валютных операций чрезвычайно разнообразны. По срокам можно разделить на кассовые (валюта предоставляется в момент заключения сделки) и срочные (форвардные), при которых курс сделки фиксируется в момент ее заключения, а передача валюты осуществляется через 1-3 месяца (иногда это срок увеличивается до года). Кроме того существует целый ряд других видов сделок, например сделки с опционом, при которых точная дата поставки валюты не фиксируется. Различают опционы временные, опционы покупателя и продавца. Во всех случаях здесь речь идет о том, что одна из сторон платит другой дополнительную премию, но взамен получает некое особое право. Большое распространение имеют сделки “своп”: покупка или продажа валюты на условиях фиксированного курса, но с одновременным заключением обратной форвардной сделки, причем сроки расчетов как правило не совпадают.

При операциях купли-продажи валюты стороны активно используют различные методы страхования от валютных потерь, получившие общее название хеджирования. “Естественными” методами краткосрочного хеджирования являются форварды, опционы, сделки “своп” фьючерсы. Кроме того имеются методы прямого страхования рисков, к которым относятся структурная балансировка резервов, манипулирование сроками платежа (опережение и отставание), дисконтирование векселей в инвалюте.

Значительное место в работе автор уделяет денежным и валютным проблемам современной России. Либерализация валютного рынка в стране в начале 90-х годов привела к гигантскому скачку цен на свободно конвертируемую валюту (СКВ). В числе факторов, стимулирующих рост валютных курсов американского доллара и других СКВ, можно выделить: наличие обратной связи между форсированной кредитно-денежной эмиссией, ростом денежной массы в обращении и валютным курсом; использование доллара и немецкой марки в качестве надежного средства накопления; потребность в СКВ для “челночных” операций — закупки зарубежных потребительских товаров, не замещаемых внутренним производством (по некоторым оценкам в крупных городах иностранные товары покрывают 35-50% потребления). Предпринимаемые российским правительством и Центральным банком России меры по оздоровлению денежного обращения в стране не дают ощутимых результатов. Например, крупные продажи иностранной валюты из резервов ЦБР призваны тормозить инфляционный процесс, так как ведут к изъятию из обращения части денежной или чековой налично-

8-3733

сти. Однако этот антиинфляционный рычаг срабатывает лишь в том случае, если изъятые деньги не будут израсходованы. Без восстановления внутренней покупательной силы рубля, доверия к нему, указывает автор, вряд ли возможно достижение валютной стабильности. Меры по оздоровлению российской национальной валюты смогут стать успешными, если они будут сочетаться с решением основополагающих задач в экономике, поскольку ключевым курсообразующим фактором остается соответствие темпа роста рублевой денежной массы темпам роста ВНП. Не следует, считает автор, полностью отказываться от экспортного регулирования, от обязательной продажи государству части валютной выручки. Без государственного регулирования валютных операций и использования валютных ограничений Россия пока не может обойтись. Одновременно автор подчеркивает, что не следует переоценивать опасения, связанные с привлечением иностранного капитала: учитывая масштабы и экономический потенциал России, ее подчинение иностранному капиталу маловероятно. Вместе с тем открытость экономики позволит стране интегрироваться в мировое хозяйство — использовать зарубежный опыт, технологию, финансовые средства, создать здоровую конкуренцию, в частности российским коммерческим банкам.

Касаясь вопросов международной валютной политики и режима валютных курсов, автор указывает, что нынешнее “плавание” ведущих валют является не свободным, а скорее управляемым, предполагающим ту или иную степень поддержки со стороны государства (путем валютных интервенций). В чистом виде и фиксированные, и плавающие курсы обладают рядом серьезных, недостатков. Смешанную модель представляет собой Европейская валютная система, в котором валюты стран-участниц фиксированы, но подвергаются пересмотрам. Курс экю находится в управляемом плавании. Что же касается самого Европейского союза (ЕС), то он может стать важным экономическим партнером и примером для России. Несмотря на то, что единое европейское экономическое пространство предполагается построить без России, она может стать участником “европейской зоны свободной торговли”. Не исключено, что экю после достижения относительной стабильности рубля превратятся в валютного лидера для России, в резервную валюту, потеснив доллар или немецкую марку.

В заключение автор возвращается к спору между монетаристами и кейнсианцами и высказывает предположение, что макроэкономическая политика в России примет на вооружение концепцию, которую условно можно назвать “социально-ориентированным монетаризмом”, сочетающую “финансовый обруч” с избирательной поддержкой сфер и отраслей экономики.

Б. А. Жебрак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.