Научная статья на тему '96. 01. 021. Вортингтон Дж. Духовное измерение в образовании. Worthington J. D. The spiritual dimenson in education. - Moscow, 1995'

96. 01. 021. Вортингтон Дж. Духовное измерение в образовании. Worthington J. D. The spiritual dimenson in education. - Moscow, 1995 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ -США / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 021. Вортингтон Дж. Духовное измерение в образовании. Worthington J. D. The spiritual dimenson in education. - Moscow, 1995»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 3

ФИЛОСОФИЯ

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,3 рефераты 96.01.001-96.01.039

нл'.н щгпи «••

• •ИИ»!***«

МП.

тт

1

МОСКВА 1996

восстановлению коммуникативных процессов, которые разрушаются инструментальным разумом. В этом автор видит смысл существования университетов как важного жизненного и социально-критического элемента общества и смысл реформы общего образования.

И. В. Агафонова

96.01.021. ВОРТИНГТОН Дж. ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ.

WORTHINGTON J. D. The spiritual dimenson in education.— Moscow, 1995.

Реферируется текст выступления Джима Вортингтона (декан факультета образования Тихоокеанского университета, г. Сиэтл,' США) в Московском государственном университете в мае 1995 г.

Сегодня, по мнению автора, во всем мире, в том числе в США и в России, идет борьба различных ценностей, от которой образование не может стоять в стороне. В центре этой борьбы — проблема духовных ценностей в образовании. Исторически последние оказались вытеснены потребительством (consumerism) дома и релятивизмом в школе, которые глубоко изменили природу американского образования.

Потребительство означает веру в то, что высшая цель жизни состоит в накоплении материальных благ. Оно основано на материалистическом видении мира. Американцы имеют сильную мотивацию хорошо трудиться, чтобы больше зарабатывать и иметь возможность больше приобретать. Потребительство сделало американскую экономику сильнейшей в мире; позволило значительно поднять уровень жизни значительной части населения.

Релятивизм предполагает, что человеческие знания всегда относительны и ограничены природой человеческого ума и определенными условиями познания. Отсюда следует между прочим, что этические ценности не являются абсолютными, созданными Богом, но сформулированы теми людьми или группами, которые являются их носителями.

В американских школах релятивизм проявляется в отказе от преподавания абсолютных ценностей, замененных занятиями по "прояснению ценностей". Духовно-религиозное измерение систематически вытравляется из учебников истории и литературы. Распространению релятивизма способствовала широкая популярность методологии и результатов современных антропологических этнографических исследований. Она приводила к убеждению, что все человеческое знание является социально сконструированным.

Большинство основателей государственности в США были ворую-

щими. Развитие системы общего образования начиналось под сильным влиянием пуританизма и веры в то, что каждый гражданин должен быть "знаком с принципами религии и должен уметь читать, чтобы узнать законы своей страны". В XIX в. Б. Франклин и Т. Джеффер-сон оказали влияние на американское образование в соответствии со своими деистическими взглядами. Деизм подготовил почву для возникновения секулярной школы. Последняя' сегодня полностью попала под влияние потребительства и релятивизма.

Потребительство, несмотря на все приносимое им внешнее благополучие, привело к тому, что за последние 30 лет количество тяжких преступлений увеличилось на 500%; утроилось количество детей, живущих в неполных семьях; в два раза увеличилось количество разводов; утроилось количество самоубийств у подростков и т. д., а уровень школьных достижений, измеряемый на основе тестирования, упал почти на 75 пунктов. В соответствии с принципами релятивизма за последние 30 лет были существенно смягчены наказания за уголовные преступления, уменьшено время принудительного заключения, хотя за то же время тяжкие преступления стал совершать почти каждый третий городской подросток. Потребность в материальных благах не имеет конца, она постоянно растет. У родителей больше нет времени и сил заниматься детьми и их воспитанием, совместное проведение времени сводится к общему просмотру телепередач; каждый в семье занимается собой и не проявляет никакого интереса к делам других.

Традиционные американские ценности, закрепленные в Декларации независимости, Конституции и других документах, — честность, справедливость, самодисциплина, верность цели, друзьям и семье, личная ответственность, любовь к стране, вера в принципы свободы и равенства и веротерпимость — являвшиеся частью американского образования, на протяжении последних трех десятилетий оказались под угрозой: релятивизм, объявляющий эти ценности не абсолютными, не позволяет учителям в явной форме прививать их детям, учить их тому, что "хорошо", а что "плохо".

Американская школа плохо справляется со своей задачей делать детей умнее и лучше. На образование тратится все больше денег, а результаты получаются все меньшими.

Худшие результаты, обнаруживаемые американскими школьниками по сравнению со школьниками многих других развитых стран, в частности Японии, часто объясняют тем, что американская система образования и тестовые испытания охватывают гораздо более широкий, не только элитный, слой молодежи. Отмечается, что множество иностранных студентов приезжают учиться в американские университеты; качество американской рабочей силы продолжает оставаться очень высоким. Однако показатели морального здоровья нации, о

которых говорилось выше, свидетельствуют, что США нуждаются в укреплении семьи, церкви и личной ответственности.

Обучение невозможно без высоких стандартов и требований, предъявляемых учителем к ученику. Однако в американских школах учителя, выставляющего низкие оценки, обвиняют в неэффективности его педагогических приемов, в том, что он наносит непоправимый вред "самоуважению", "самооценке" ученика. Предполагается, что обучение должно строиться на конструктивистской основе; мотивации должна создаваться "сотрудничеством" (между учителем и учениками и в группе в процессе обучения), "выборе" (предоставляемом ученику) и увлекательном "содержании". Учитель между тем имеет дело с подростками (до 30% учащихся), которых не удается заинтересовать ни делами выдающихся людей в американской истории, ни деятелями африканской истории, ни их собственной историей.

Равный доступ к образованию понимается сегодня как необходимость достижения равного результата. Второгодничество осуждается, как лишающее ребенка возможности общаться со сверстниками, понижающее самооценку. Однако исследования связи самооценки с уровнем академической успеваемости и поведением показали, по крайней мере, неоднозначность подобной связи. Самооценка должна основываться на высоких достижениях, противоположное, к сожалению, далеко не всегда имеет место.

Мультикультурализм, по мнению автора, есть проявление творческой созидательной активности Бога. На долю педагогов и философов выпадает особая ответственность прославлять общие аспекты человеческого существования в различных условиях и учить людей продуктивной и мирной жизни. Сегодняшняя интерпретация мультикульту-рализма в США совершенно иная.

Мультикультурализм используется как рациональное объяснение низкой академической успеваемости городских учащихся. Причиной неуспехов объявляется окружение. Мультикультурализм является современной формой проявления релятивизма; он объявляет все культуры представляющими равную ценность. Утвердившись на волне социалистических политических движений 60-х годов, он "стал лазейкой для политических амбиций, овладевших подлинным, серьезным, справедливым и жертвенным стремлением к социальным переменам". Мультикультурализм систематически используется для оправдания дурного поведения самого различного рода: насилие в школах объясняется тем, что учителя игнорируют культурные различия групп студентов; половые отношения у подростков — проявлением одной из многообразных форм семьи; школьная неуспеваемость — тем, что плохие ученики являются носителями особого способа познания, не получающего отражения в школьной программе. Антимужскому, антибелому и

антисемитскому фанатизму, охватившему современную высшую школу, дается полный простор утверждением, что он является естественным выражением культурно-подавленного слоя.

Мультикультурализм систематически отдает предпочтение группе перед индивидом; оправдывает особенности индивидуального поведения условиями существования группы, игнорируя личную ответственность. Это марксистская идея. Мархс поощрял классовую борьбу между группами, стремление к перераспределению власти и богатства. Цели мультикультуралиэма состоят в том же.

Религию мультикультурализм предаёт анафеме. Между тем Америка нуждается в том, чтобы религиозные ценности вернулись в ее семьи и школы. Вовсе не обязательно это должно быть религиозное воспитание (присутствие священников запрещено в американских школах законом). Духовные ценности могут преподноситься через определенное видение и толкование мира, через философские, моральные и религиозные вопросы, обсуждаемые в ходе изучения литературы и истории.

Идея о разделении и возможности независимого существования "публичной" и "частной" сфер совершенно неверна и невозможна с религиозной точки зрения. Человек — целостное существо, "публичная" сфера не может быть нейтральной по отношению к частной и наоборот. Этй не означает, что государство должно быть подчинено церкви. Богу не нужны институты власти для утверждения своего царствия на земле. Ему нужен свободный выбор, который каждый делает индивидуально.

DEMEL К. History and identity: European teachers' seminar, Vienna, Austria, 14-19 May 1995. Report.— Strasbourg: Council for Cultural cooperation, 1995.— 27 p.

Совет по культурному сотрудничеству при Совете Европы провел 14-19 мая 1995 г. в Вене (Австрия) в рамках программы мероприятий для учителей семинар по теме "История и идентичность". Семинар проводился в рамках проекта "Демократия, права человека, национальные меньшинства: образовательные и культурные аспекты". В нем приняли участия эксперты и учителя из Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии и Словении. Цель семинара состояла в анализе проблемы национальной идентичности прежде всего с точки зрения факторов, влияющих на ее формирование.

Понятие идентичности, ставшее частью обыденного языка ("в поис-

JI. П. Мордвинцева

У * 11

96.01.022. ДЕМЕЛЬ К. ИСТОРИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: Итоги семи-

нара.

j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.