Научная статья на тему '96. 01. 013. Тэйлор Б. Англиканское духовенство и начальный период развития британской социологии. Taylor В. The Anglican clergy and the early development of British Sociology // sociol. Rev. - Keele, 1994. - Vol. 42, № 3. - P. 438-451'

96. 01. 013. Тэйлор Б. Англиканское духовенство и начальный период развития британской социологии. Taylor В. The Anglican clergy and the early development of British Sociology // sociol. Rev. - Keele, 1994. - Vol. 42, № 3. - P. 438-451 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ -В ВЕЛИКОБРИТАНИИ -ИСТОРИЯ / УЧЕНЫЙ И ОБЩЕСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 013. Тэйлор Б. Англиканское духовенство и начальный период развития британской социологии. Taylor В. The Anglican clergy and the early development of British Sociology // sociol. Rev. - Keele, 1994. - Vol. 42, № 3. - P. 438-451»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.01.001-96.01.033

МОСКВА 1996

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

96.01.013. ТЭЙЛОР Б. АНГЛИКАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ БРИТАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. TAYLOR В. The Anglican clergy and the early development of British sociology // Sociol. rev. — Keele, 1994. — Vol. 42, № 3 .— P. 438-451.

История социологии, по словам английского автора, в основном писалась как история идей. При таком подходе неизбежно остаются "белые пятна", касающиеся более "мирских аспектов" становления профессиональной области. Даже беглое ознакомление с публикациями, вышедшими 9 Великобритании в 1880-1920 гг., обнаруживает две особенности раннего периода развития социологии, которые вызывают удивление с современной точки зрения: наличие среди авторов, писавших на социологические темы, большого числа, во-первых, аристократов и, во-вторых, англиканских священников. Тэйлора, по его словам, интересует вторая из этих особенностей: "Социология не будучи формой теологической апологетики, тем не менее первоначально развивалась в контексте христианской культуры и имела распространение среди англиканского духовенства" (с. 441).

В наиболее общей форме этот факт можно объяснить тем большим значением, которое имел анализ религиозных верований и опыта для европейских социологов. "Эпифеноменализацию" религии, не важно в смысле ли Э. Дюркгейма, для которого религия как "коллективное представление" выступает основным средством сплочения общества, установления связи между индивидуумом и социальным целым, или в трактовке К. Маркса, считавшего, что религия временно служит источником советов и утешения для общества, можно рассматривать как предпосылку социологического, отличного от теологического взгляда на социальную жизнь (с. 440). Позитивизм О. Конта с его атеистическим обещанием, что наука займет место религии, и понятием нового "духовенства" в лице специалистов в области социальных наук, делает еще более понятным, что для пионеров новой области предмет религии был очень важен, поскольку интеллектуальное присутствие теологической интерпретации общества служило "барьером" на пути дальнейшего развития социологии. Марксистское утверждение, что критика

9 Зак. 3888

96 01.013

66

религии должна предшествовать любой критике, было воспринято социологией на раннем этапе ее развития. Но даже учитывая эти общие соображения, по мнению автора, "все равно остается непонятным, каким образом профессиональные служители церкви могли принимать участие, и очень энергичное участие, в развитии столь очевидно нерелигиозной дисциплины?" (с. 441).

Тремя организациями, занимавшими ведущее место в социальной науке в Великобритании до 1914 г., были Лондонское статистическое общество, Национальная ассоциация содействия развитию социальной науки и Социологическое общество. Основные направления социальной науки того времени включали политическую экономию, улучшение условий жизни (амелиорацию) и эволюцию общества.

В викторианской Англии изучение социальных реалий и филантропия шли рука об руку. А от кого и ожидать филантропической деятельности, как не от представителей церкви, которые видели в ориентации социальной науки на совершенствование социальных условий разновидность прикладного христианства. Одного лишь сбора данных о бедных и обездоленных (задача, стоявшая перед Лондонским статистическим обществом) было сочтено недостаточным. С основанием в 1856 г. Национальной ассоциации содействия развитию социальной науки задача улучшения социальных условий была провозглашена официально. В Совет этой ассоциации вошли священники англиканской церкви, а среди ее рядовых членов наиболее многочисленными стали представители духовенства и врачи. По мнению некоторых социологов, деятельность этой организации отрицательно сказалась на развитии социологии в середине XIX в., поскольку то, что было хорошо для социальных реформ, было плохо для социологии. Но как бы то ни было, считает автор, благодаря провозглашенным нравственным задачам она послужила организационной структурой для прикладного христианства англиканского духовенства.

С учреждением Социологического общества в 1903 г. и журнала "Социологическое обозрение" в 1908 г. вклад англиканского духовенства стал все больше ограничиваться специальными проблемами. В первых номерах журнала еще можно было проследить "тенденцию рассматривать социологию как христианизированную версию социальной реформы" (с. 443). Но уже с 1909 г. стало наблюдаться изменение в ориентации социологии: на смену религиозному влиянию на социологию стала приходить социология религии. Организационные связи между англиканской церковью и британской социологией постепенно сходили на нет, по мере того как социальная наука отказывалась от реформаторской ориентации и становилась все более систематизированной научной дисциплиной.

Конечно, считает автор, поскольку история социологии писалась

победителями, было бы странным, если бы вклад англиканской церкви был представлен иначе, чем начальная ступень на пути взросления британской социологии, перенесшей сферу своих интересов с социальной реформы на социальную теорию. С позиции же англиканской церкви ситуация выглядит иначе: это начальный этап формирования британской социологии был ступенью на пути церкви к созданию организационных структур для установления христианского социального порядка (с. 444).

Интерес церкви к проблемам современного общества хорошо документирован, поскольку существовали крупные организации христианских социолистов середины XIX в. В 1889 г. был учрежден Христианский социальный союз (Christian social union) под руководством двух англиканских епископов. Одной из трех провозглашенных им задач было "изучение того, как применять моральные истины и принципы христианства к социальным и экономическим проблемам современности" (с. 445).

В 1924 г. в "Социологическом обозрении" была опубликована рецензия на работу А. Пенти (Penty) "К христианской социологии". Подобное название, как отмечал рецензент, "должно резать ухо, так же как, например, "буддистская химия" или "магометанская биология", коль скоро социология стремится стать наукой, основанной на изучении общества... тем не менее ее выводы оказываются в гармонии с христианской социальной доктриной" (цит. по: с. 444). Однако постепенно организации христианских социалистов ушли в сторону политического движения и потеряли связь с зарождавшейся академической социологией. Отдельные англиканские авторы продолжали публиковаться в таких журналах, как "Социологическое обозрение", но их число неизменно падало.

Временем, когда пути церкви и социологии разошлись окончательно, стал конец 1920-х годов. В апреле 1924 г. в Бирмингеме была проведена Конференция по проблемам политики, экономики и гражданства (КОПЭГ). Бе подготовка началась еще в 1920 г. с-создания Совета, состоявшего из 350 человек, среди которых видное место занимали представители англиканского духовенства. Тематика конференции включала как традиционные социологические проблемы — образование, отношения поле», преступность, межнациональные отношения, так и менее традиционные — "социальная функция церкви", "исторические иллюстрации социального воздействия христианства". В материалах конференции содержались также программа "начального курса социальной науки для теологических колледжей" и курс лекций по экономической социологии. На этой конференции было решено, чтобы Совет КОПЭГ стал постоянно действующим и координировал работу в области социальных исследований, однако примечательно, что ни один

96.01.014

68

из членов Совета не идентифицировал себя с академической социологией Все эти исследования проводились так называемыми христианскими социологами, не было и намека на сотрудничество с возникающими отделениями социологии.

Деятельность КОПЭГ вызывала много критики, в частности^ за игнорирование строгих количественных методов и объективной информации. В 1929 г. КОПЭГ прекратил свое существование. Он потерпел неудачу в своем стремлении создать свою особую христианскую социологию, поскольку последняя оказалась не в достаточной степени социологической. Христианскую социологию упрекали в том, что "она носила скорее нормативный, пропагандистский характер, а не была количественным и сравнительным исследованием общества и общественного мнения" (с. 447).

Еще одной организацией, пытавшейся культивировать христианскую социологию, была группа Христианский мир (Christendom Group), созданная в 1922 г. С 1925 г. ею стали проводиться ежегодные летние школы социологии, которые продолжили работу, начатую КОПЭГ. Но опять лекторы летней школы были исключительно из протестантской среды. В 1932 г. эта группа начала публиковать журнал "Христианский мир: Журнал христианской социологии". Разница между его содержанием и статьями в "Социологическом обозрении" была уже очень заметной. Христианские социологи были убеждены, что церковь обладает собственными ресурсами в виде откровения и традиции, откуда проистекает ее понимание и ее модель общества (с 448). К началу 30-х годов христианская социология и академическая социология стали говорить на разных языках. "К середине века выражение "христианская социология" вызывало лишь недоумение, тогда как академическая социология получила абсолютное признание... И тем не менее если оглянуться назад, то именно церковь и англиканское духовенство стояли у истоков британской социологии" (с. 450).

Т. В. Виноградова

96.01.014. ФУЛЛЕР С. ИСТОРИЯ О ДВУХ КУЛЬТУРАХ И ДРУГИЕ ПРЕДРАССУДКИ.

FULLER S. A tale of two cultures and other higher superstitions // History of the human sciences.— L., 1995 .— Vol. 8, № 1 .— P. 115-125.

Автор — английский социолог науки, высказывает свое мнение о книге П. Гросса и Н. Левитта "Предрассудки: Академические левые и их ссоры с наукой".1

'Gross P., Levitt N. Higher superstitions: The academic left and its quarrels with science — Baltimore, MD, 1994.— Приведено по реф. источнику, с. 125 .— Прим.

ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.