Научная статья на тему '95. 04. 058. Велкофф В. А. , Кинселла К. Постарение населения в Восточной Европе и республиках бывшего советского Союза. Velkoff V. A. , Kinsella К. Aging in Eastern Europe and the former Soviet Union. - Wash. : us. Bureau of the census, 1993. - IV, 95, B-2p'

95. 04. 058. Велкофф В. А. , Кинселла К. Постарение населения в Восточной Европе и республиках бывшего советского Союза. Velkoff V. A. , Kinsella К. Aging in Eastern Europe and the former Soviet Union. - Wash. : us. Bureau of the census, 1993. - IV, 95, B-2p Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ -СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЯСКЦЕ СТРАНЫ / -СНГ -СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ -РФ / ПРЕСТАРЕЛЫЕ -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 058. Велкофф В. А. , Кинселла К. Постарение населения в Восточной Европе и республиках бывшего советского Союза. Velkoff V. A. , Kinsella К. Aging in Eastern Europe and the former Soviet Union. - Wash. : us. Bureau of the census, 1993. - IV, 95, B-2p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. аыходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.04.001-95.04.091

МОСКВА 1995

цесс адаптации и поддержания престарелых, может оказаться малопригодной для развивающихся стран, а также, по мнению японских исследователей, — для Японии.

Примечательной особенностью процесса постарения в современном мире является его ускорение в Японии и ряде развивающихся стран. Так, увеличение удельного веса престарелых до сопоставимого уровня в Японии потребовало 25 лет против 45 лет в отношении Великобритании и 130 лет для Франции. Для Японии характерен высокий процент (до 65%) престарелых, живущих вместе со своими детьми (в Дании — всего 4%), а также распространение семейной, а не государственной помощи по старости (почти 95%), высокая доля экономически активных стариков (более 50% против 10% в ФРГ). Удельный вес престарелых очень разнится между районами, а также между городами и сельскими районами.

Рост удельного веса престарелых в промышленно развитых странах, как и увеличение удельного веса стариков во всем населении, непосредственно связан с сокращением фертильности. Происходит сокращение удельного веса семей с тремя и более детьми, что ставит под угрозу воспроизводство населения. Неизбежность постарения населения выдвигает в повестку дня вопрос о том, могут ли семьи западного типа учитывать реалии этого процесса в условиях диверсификации форм и условий жизни.

95.04.058. ВЕЛКОФФ В. А, КИНСЕЛЛА К. ПОСТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И РЕСПУБЛИКАХ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

VELKOFF V. A., KINSELLA К. Aging in Eastern Ейгоре and the former Soviet Union.— Waeh.: US. Bureau of the census, 1993 .— IV, 95, B-2p.

Доклад подготовлен под эгидой Бюро переписей США сотрудниками Центра международных исследований В. А. Велкофф и К. Кинсел-ла.

Процесс постарения населения, отмечают авторы, носит общемировой характер, однако его проявления и последствия достаточно хорошо изучены только в отношении промышленно развитых стран Западной Европы и Северной Америки. Вместе с тем со схожими проблемами сталкивается большинство новых независимых государств бывшего СССР и государств Восточной Европы (всего 22 страны), где процесс постарения идет в условиях отсутствия политической стабильности и достаточных экономических ресурсов. Это не позволяет бывшим соц-странам принимать действенные меры по удовлетворению потребностей растущего престарелого населения.

В.Т. Былов

В докладе анализируются масштабы и особенности постарения населения, факторы, определяющие этот процесс, характеристики населения (состояние здоровья и социальный статус), экономические последствия постарения. Делаются также прогнозы численности стариков в начале следующего столетия.

Рассматриваемые страны сильно различаются в демографическом и социально-экономическом отношении. В одной только России в 1990 г. насчитывалось почти 15 млн. лиц в возрасте 65 лет и старше. Одна эта страна имела престарелых больше, чем семь стран Восточной Европы, вместе взятых (с. 3). Наиболее "старой" среди рассматриваемых стран является Венгрия, в которой когорта лиц 65 лет и старше составила в 1990 г. 13,4% населения, а самыми "молодыми" — Туркменистан и Таджикистан, где престарелые составляют менее 4% населения. Ожидается, что на протяжении последующих 30 лет доля престарелых возрастет во всех 22 странах, причем в Албании, Армении, Молдове и Польше она более чем удвоится. Темпы постарения населения в значительной степени определяются уровнем фертильно-сти: так, в традиционно исламских республиках бывшего СССР женщины рожают в среднем пять детей, тогда как в других республиках экс-СССР и странах Восточной Европы фертильность не превышает уровня простого воспроизводства — 2,1 ребенка на женщину.

Вторая мировая война оказала катастрофическое влияние на половой состав престарелых в ряде районов бывшего СССР: так, среди русских на 100 престарелых женщин приходится только 36 мужчин. Как и во многих странах земного шара, в когорте престарелых в рассматриваемых странах наиболее быстро растет численность старшей возрастной группы (80 лет и старше). Наибольшее число лиц в возрасте 80 лет и старше в 1990 г. имела Россия — почти 3 млн. человек, на втором месте — Украина (1 млн. человек), но к 2025 г. в число стран с более 1 млн. глубоких стариков могут войти Польша и Румыния. Авторы отмечают, что, хотя в рассматриваемых странах проживает всего 8% мирового населения, на них приходится свыше 12% всех престарелых лиц на земном шаре (с. 7).

С учетом географического положения и этнических и культурных характеристик рассматриваемые страны подразделяются на четыре группы: 1) бывшие республики СССР на европейской территории — Россия, Украина, Беларусь и Молдова; 2) страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония; 3) закавказские республики — Армения, Азербайджан и Грузия; 4) центральноазиатские республики — Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Первая группа, за исключением Молдовы, имеет славянское население и в целом однородна по уровню экономического развития и культуре, религии. Вторая — наиболее экономически развита, что отражает ВНП на ду-

17-2844

шу населения, культурно ближе стоит к Западной, нежели к Восточной Европе. Страны третьей группы различаются в культурном, этническом и религиозном отношении, а также по жизненному уровню. Наконец, страны четвертой группы отличаются наибольшей отсталостью, распространением ислама суннитского толка, низким уровнем женского образования и женской занятости. На фоне указанных государств регион Восточной Европы отличается большей однородностью: при наивысших показателях ВНП на душу населения в Венгрии и Чехии различия между странами, не считая Румынии, не превышают 1000 долл. Большинство стран гомогенны по этническому составу и очень схожи по демографическим показателям.

Рассмотрев тенденции фертильности, смертности, динамику ожидаемой продолжительности жизни при рождении, половозрастную структуру населения указанных стран, развитие миграционных процессов, динамику медианных возрастов, авторы переходят к анализу соотношения смертности и состояния здоровья. Наиболее примечательной демографической тенденцией в Восточной Европе в XX в. они считают сокращение ожидаемой продолжительности жизни в конце 60-х — 70-х годах (с. 49). В этом отношении страны бывшего СССР и Восточной Европы резко отличаются от стран Запада. Особенно сильно эта тенденция выражена среди мужского населения. До начала в 1990 г. вооруженного конфликта в бывшей Югославии эта страна выделялась наивысшим показателем продолжительности жизни — 72 года, а на другом полюсе находился Туркменистан с его продолжительностью жизни в 62 года. Половые различия в продолжительности жизни при рождении в ряде бывших союзных республик являются наивысшими на земном шаре: русская девочка, рожденная в 1990 г., может прожить на 10 лет дольше мальчика того же возраста. В то же время сообщения об исключительном долголетии стариков в ряде республик бывшего СССР авторы считают результатом приписок.

Среди наиболее сложных вопросов здравоохранения авторы выделяют установление причин смерти и постановку правильного диагноза. На первом месте среди причин половины или более смертей находятся болезни сердечно-сосудистой системы, прежде всего сердца. На долю онкологических заболеваний приходится 10-20% всех смертных случаев. Отмечается рост сердечно-сосудистых заболеваний и смертности по этой причине среди мужчин в период с середины 60-х до середины 80-х годов. Например, в Болгарии подобное увеличение привело к сокращению ожидаемой продолжительности жизни при рождении для мужчин на четыре года, тогда как роль прочих заболеваний как причины смерти оставалась неизменной. В Центральной Азии каждый пятый умирает от болезней дыхательных путей типа ОРЗ, а онкологические заболевания уносят из жизни менее 10% всех умерших (с. 49).

Причины таких различий авторы видят в низком качестве условий жизни, в том числе в плохих санитарно-гигиенических условиях.

Детальный половозрастной анализ воздействия разных заболеваний на смертность населения показывает наибольшее возрастание смертности среди мужчин среднего возраста. Бели в Болгарии, Чехии и Венгрии это привело к существенному сокращению продолжительности жизни мужчин, то в других странах этому способствовало увеличение смертности среди молодых — в возрасте до 14 лет (с. 54). Эта негативная тенденция — возрастание смертности среди мужчин в 60-80-х годах — выглядит еще контрастнее на фоне более благоприятной тенденции для женщин. Только в Болгарии отмечается рост смертности среди престарелых женщин.

Основной причиной возрастания смертности авторы считают болезни сердечно-сосудистой системы, причем во всех странах Восточной Европы этот вывод в равной степени относится к мужчинам и женщинам. К середине 80-х годов эти болезни явились причиной смерти в 45-75% случаев, для женщин — в 56-65% случаев (с. 55). Рак также является причиной роста смертности среди взрослых мужчин, в частности в Чехии, Венгрии, Польше, республиках бывшей Югославии. Сокращение ожидаемой продолжительности при рождении для мужчин обусловлено, кроме того, ростом смерти от несчастных случаев и насилия в большинстве возрастных групп и распространением алкоголизма.

Сокращение ожидаемой продолжительности жизни на большей части Восточной Европы и в бывшем Советском Союзе в конце 60-х и начале 70-х годов привлекло внимание к роли таких факторов, как состояние окружающей среды, жизненный уровень, образ жизни, качество и доступность служб здравоохранения, которые непосредственно сказываются на здоровье населения. Состояние здоровья престарелых непосредственно влияет на продолжительность их жизни, однако, по мнению авторов, имеющиеся скудные данные не позволяют оценить это влияние. Тем не менее отмечаются значительные различия в развитии здравоохранения как между отдельными странами Восточной Европы, так и между республиками бывшего СССР. Они проявляются в степени обеспеченности врачами и больничными койками, продолжительности жизни и младенческой смертности. Чехословакия вдвое лучше обеспечена врачами, чем Албания. На втором месте — Венгрия, а Румыния и бывшая Югославия обеспечены несравненно хуже. Бывший СССР имел в целом гораздо больше больничных коек, чем страны Восточной Европы: только Чехословакия и Болгария были обеспечены ими на уровне большинства республик бывшего СССР. Однако обеспеченность койками не может служить абсолютным показателем из-за существенных различий в медицинском обслуживании в городах и сельских районах бывшего СССР.

По мнению авторов, медицинская помощь в рассматриваемых странах бесплатна в теории, но не на практике. В 80-е годы на здравоохранение выделялось от 4 до 7% ВНП, причем, будучи бесплатной, медицинская помощь сопровождалась подарками или денежными подношениями врачам за качественное обслуживание. Для бюджетников, особенно престарелых пенсионеров, уровень медицинского обслуживания в условиях инфляции и нехватки медикаментов ухудшился в 90-х годах как в Восточной Европе, так и в республиках бывшего СССР (с. 64).

В заключение авторы анализируют социально-экономические характеристики престарелых, включая их семейное положение, образовательный уровень, степень трудового участия. К 2025 г. число престарелых на 100 взрослых рабочего возраста в некоторых восточноевропейских странах должно удвоиться. Престарелые женщины по численности превосходят число престарелых мужчин по всем рассматриваемым странам. В то же время подавляющее большинство престарелых мужчин (от 72 до 82% в отдельных странах) женато, тогда как среди женщин того же возраста имеет мужа менее трети. Хотя относительно небольшое число престарелых — обычно менее 3% состоят в разводе, уровень разводимости в будущем должен возрасти (с. 74).

Как правило, престарелые мужчины имеют в большинстве рассматриваемых стран более высокий, чем женщины, образовательный уровень. С повышением образовательного уровня половые различия еще более возрастают (с. 76).

В ряде стран Восточной Европы степень трудового участия населения в 70-80-е годы сократилась. Мужчины имеют более высокий показатель трудовой активности, чем женщины, причем эти различия минимальны для пожилых, но не для престарелых, в Болгарии, России и на Украине и максимальны — в Азербайджане, Грузии и Румынии (с. 77). Экономическая активность престарелых в значительной степени находится под влиянием пенсионного возраста и уровня пенсий. Значительное число престарелых продолжает трудиться после достижения пенсионного возраста. Как отмечают авторы, Венгрия выпадает из общей картины благодаря более развитой системе социального обеспечения и вспомоществования (с. 82).

В отличие от общемировых тенденций сокращения занятости в сельском хозяйстве, в указанных странах возрастает занятость пожилых в сельскохозяйственном секторе. Размер пенсий значительно ниже, чем в других промышленно развитых странах, что вынуждает пенсионеров продолжать трудиться, особенно мужчин в возрасте 60-69 лет.

В. Г. Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.