Научная статья на тему '95. 04. 006. Криппен Т. К неодарвинистской социологии: ее помологические принципы и некоторые иллюстративные применения. Grippen Т. Toward a neo-Darwinian Sociology: its nomological principles and some illustrative applications // Sociological perspectives. - L. , 1994. - Vol. 37, № 3. - P. 309-335'

95. 04. 006. Криппен Т. К неодарвинистской социологии: ее помологические принципы и некоторые иллюстративные применения. Grippen Т. Toward a neo-Darwinian Sociology: its nomological principles and some illustrative applications // Sociological perspectives. - L. , 1994. - Vol. 37, № 3. - P. 309-335 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / КАНТ И / ЛОКК ДЖ / ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЮМ Д / ПРОСВЕЩЕНИЕ ШОТЛАНДСКОЕ / ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЛИДАРНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомичев П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 006. Криппен Т. К неодарвинистской социологии: ее помологические принципы и некоторые иллюстративные применения. Grippen Т. Toward a neo-Darwinian Sociology: its nomological principles and some illustrative applications // Sociological perspectives. - L. , 1994. - Vol. 37, № 3. - P. 309-335»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ'НАУК ^ /

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

4

издается с 1991 г. .выходит 4 раза • год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 95.04.001-95.04.024

МОСКВА 1995

95.04.006

56

95.04.006. КРИППЕН Т. К НЕОДАРВИНИСТСКОЙ СОЦЙОЛОГИИ: ЕЕ НОМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И НЕКОТОРЫЕ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ.

GRIPPEN Т. Toward а neo-darwinian eociology: its nomological principles and some illustrative applications // Sociological perspectives.— L., 1994 .— Vol. 37, № 3 .— P. 309-335.

Тимоти Криппен (Колледж Мэри Вашингтон, США) следующим образом излагает основные положения социобиологии. Главная идея социобиологии состоит в том, что социальное поведение является до некоторой степени продуктом естественного отбора. Социальность — редкая поведенческая черта среди живых организмов. В ходе органической эволюции, длящейся более 3,5 млрд. лет, общество, как приспособительная поведенческая стратегия, сформировалось только у незначительного числа животных видов. Социобиология помогает объяснить процессы естественного отбора, благодаря которым эти социальные тенденции возникают и трансформируются.

Объяснительный принцип Дарвина основан на следующих аксиомах: 1) все организмы стремятся к избыточному количеству своего потомства; 2) размеры и плотность популяции в данной экологической нише остаются относительно стабильными от одного поколения до следующего; 3) индивидуальные члены любых видов проявляют различия в структуре и поведении, часть из которых передаются их потомству; 4) некоторые индивиды в популяциях достигают большего успеха в производстве потомства. Эволюция, с точки зрения естественного отбора, — стохастический результат этих процессов. Анатомические, физиологические и поведенческие вариации создают разнообразные возможности для репродуктивного успеха. В современном неодарвинизме установлена связь между эволюционной биологией и популяционной генетикой. Поэтому общепризнано, что эволюция происходит на уровне генетических изменений. Те индивиды, которые передают больше генетической информации последующим поколениям, — "победители" в "борьбе за существование". В той степени, в какой поведенческие стратегии являются фенотипическим выражением взаимодействия между генетическим кодом и воздействием окружающей среды, выбираются стратегии, способствующие наибольшему репродуктивному успеху, и наоборот, поведенческие стратегии, которые уменьшают пригодность индивида, действуют в противоположном направлении. Социобиология, основанная на неодарвинизме, предсказывает, что индивиды склонны вести СЬбя эгоистичесхи, так как эгоизм имеет репродуктивный смысл.

Тем не менее хорошо известно, что многие животные, в особенности социальные животные, ведут себя кооперативно и неэгоистично,

даже альтруистично. Среди нечеловеческих социальных животных кооперативное поведение, которое, по-видимому, нарушает принцип максимизации личного репродуктивного успеха, включает в себя дележ пищи, подачу сигналов тревоги, помощь в строительстве гнезда. У людей разные виды самопожертвования включают в себя проявления военной доблести, помощь родителям, религиозную любовь и благотворительность. Эти проявления альтруизма объясняются как следствие групповой и родовой селекции.

Существует точка зрения, согласно которой социальные животные стремятся избегать излишней эксплуатации мест своего обитания. Альтруистическое поведение — способ социальных животных изменить свое репродуктивное поведение таким образом, чтобы достичь равновесия между популяцией и окружающей средой. Так как социальные животные живут в разных обществах, то поведение, которое вредит индивидуальному репродуктивному успеху, может сохраняться, если оно увеличит выживаемость группы.

Эта позиция исходит из предположения, что социальное поведение является следствием давления окружающей среды, которое оказывается на популяцию в целом. Однако на популяционном уровне биологической организации единицы отбора не столь очевидны. Критики отмечают, что естественный отбор происходит благодаря генетическим вариациям на уровне индивидуальной борьбы за репродуктивный успех.

Тем не менее тезис о групповом отборе не может быть полностью отвергнут по следующим соображениям. Во-первых, групповой отбор может иметь место при неблагоприятной демографической ситуации.

Во-вторых, некоторые исследователи полагают, что культурная эволюция человека — продукт группового отбора. Этой точки зрения придерживались сторонники "социетального девелопментализма" (Г. Спенсер, Т. Веблен, Т. Парсонс и др.). Хамильтон предложил эволюционное решение проблемы самопожертвования. Он считает, что так как естественный отбор происходит на генетическом материале, то мера индивидуальной прйгодности включает в себя как личный репродуктивный успех, так и вклад индивида в репродуктивный успех рода.

Генетический материал индивидов — общий со своими родственниками. Следовательно, поведение, которое уменьшает личную приспособляемость индивида к окружающей среде, может быть выгодным в том смысле, что облегчает положение индивида в рамках рода. Единицей естественного отбора в таком случае рассматривается не индивид, а род. Индивидуальная приспособляемость включает в себя как личный репродуктивный успех, так и вклад индивида в репродуктивный

8-3308

95 04.006

58

успех рода. Кажущаяся бессмысленность альтруистического поведения животных оправдана репродуктивным успехом рода. Утверждение Хамильтона, что индивиды будут вести себя так, чтобы увеличить выживаемость рода, многие авторы называют первым принципом со-циобиологии.

Принцип максимизации позволяет аналитически организовать разнообразное знание о социальном поведении животных. Как критики, так и сторонники социобиологии утверждают, что все виды социального поведения наряду с генетически обусловленными свойствами приспособительно нейтральны или не являются приспособительными. Есть достаточные основания утверждать, что генетически обусловленные особенности поведения будут оказывать в некоторых случаях незначительное или никакое влияние на выживаемость рода.

Лопреато предложил свою формулировку принципа максимизации: организмы предрасположены вести себя таким образом, чтобы увеличить выживаемость своего рода, но эта предрасположенность обусловлена поиском комфорта, самообманом и автономизацией фенотипа от генотипа. Эта аксиома исходит из того, что человеческое поведение увеличивает выживаемость своего рода несмотря на то, что ее репродуктивные последствия вступают в противоречие с желанием добиваться все новых наслаждений. Религиозные верования и контроль над рождаемостью также уменьшают степень выживаемости человечества.

Эволюция свойств гоминид, включая поведенческую предрасположенность, проявляется прежде всего в социоэнвайронментальном контексте индивидов, проживающих в относительно небольших, географически изолированных и технологически примитивных охотничье-собирательных обществах. Этот энв&йронментальный контекст, взаимодействуя с генотипом гоминид, способствует появлению особых нейроанатомических и нейрофизиологических характерных черт, которые управляют человеческим социокультурным поведением. В этом смысле люди вступают в мир, обладая центральной нервной и эндокринной системами, которые позволяют им приспособить свое поведение к биологической и социокультурной окружающей среде. За последние 10 тыс. лет социоэнвайронментальные условия менялись так быстро, что человеческие предпосылки могли стать альтруистическими.

Социокультурные науки должны создать теоретический анализ с эволюционными поведенческими науками. Долго подчеркивалось разнообразие человеческого поведения и социальной организации. Если принять во внимание, что человеческое поведение в значительной степени мотивировано глубокими эмоциональными предпосылками, то

эволюция человека увеличивает возможность теоретического прогресса.

Принцип максимизации предполагает, что индивиды рационально рассчитывают свое поведение. Однако оно в значительной степени мотивировано эмоциями. Поэтому необходимо исследовать мозг человека и уделить большее внимание эволюционным нейронаукам.

Эволюционный подход к анализу человеческого социокультурного поведения начинается с неодарвинистского принципа естественного отбора, дополненного генетикой. Этот принцип может быть сформулирован следующим образом:

гены кодируют превращение протеинов в соматические материалы, включая нервную ткань. Нейроанатомические и нейрофизиологические характеристики являются фенотипическими чертами организма и, следовательно, подвержены процессу естественного отбора. Так как человеческое поведение — продукт деятельностиАюэга, то он также является фенотипической чертой, подлежащей естественному отбору-

Среди многих факторов, способствовавших развитию центральной нервной системы человека, можно выделить использование огня, охоту, рост населения, изменение климата и географической среды. Эволюция человеческого социального и культурного поведения выражает и усиливает нейроаиатомические и нейрофизиологические трансформации.

Несмотря на то что людей можно описать как необыкновенно сознательных, рационально мыслящих существ, значительная часть социального и культурного поведения человека мотивирована и обусловлена нейроанатомией и биохимией более архаичных структур мозга. Эти древние структуры регулируют эмоциональные реакции человека. Современные люди, как и их предки, стремятся вести себя так, чтобы избегать боли и получать наслаждение. Такое поведение способствует самосохранению и увеличивает приспособляемость.

Быстрые социокультурные изменения вступили в противоречие с нейробиологическим аппаратом человека. Увеличение приспособляемости перестало служить репродуктивным интересам индивида. В связи с этим была предложена "диссонансная гипотеза", суть которой состоит в том, что анатомические, физиологические и поведенческие черты сформировались и проявлялись в ходе длительной эволюции человека. Этим черты, включая эмоциональные диспозиции, ассоциирующиеся с поиском удовольствия и избеганием боли, были хороши приспособлены к условиям жизни в каменном веке. Социокультурные трансформации в последние 10 тыс. лет привели к ослаблению связи между непосредственными мотивами и главной причиной поведенче-

95.04 007

60

ской стратегии человека. Для индивидов, живущих в перенаселенных, социально противоречивых и технологически развитых обществах, гедонистические мотивы поведения могут уменьшать индивидуальную приспособляемость.

Неодарвинизм обращает внимание на взаимодействие биологически обусловленных особенностей человеческого поведения с социокультурными изменениями окружающей среды. Такой подход позволяет открыть новые перспективы в социальных науках. На примере анализа Дж. Ленски Криппен показывает, как принцип максимизации может быть применен при анализе общества.

Человеческие существа стремятся максимизировать потребление* ресурсов и кооперируются для этого друг с другом, в особенности с близкими родственниками. В ходе длительного эволюционного развития родственные связи стали более размытыми. Кооперация с другими позволяет максимально увеличить материальное благосостояние индивида, его психологический комфорт, его приспособленность к жизни. Помощь родственников — вклад в генетическое выживание семьи.

По мере демографического и территориального роста человеческого общества становится трудно оценивать влияние поведения, накапливающего ресурсы, на биологическое выживание человека. Требуются более четкие представления об индивиде, группе и социетальных интересах. Ленски предлагает следующие положения: 1) в тех случаях, когда индивиды должны принять важные решения, они, ка^с правило, делают выбор в пользу своих собственных интересов и интересов своей группы, а не в пользу интересов других людей; 2) не существует абсолютно интегрированной системы социального поведения, когда действия частей полностью подчинены интересам целого; 3) целями данного общества являются те результаты, на достижение которых направлены усилия общества в целом или господствующего класса. Самые сложные системы социальной стратификации в конечном итоге обусловлены особенностями человеческой эволюции, эмоциональными диспозициями человека, индивидуальными и групповыми интересами.

П. Н. Фомичев

95.04.007. ФРИЗ Л. ПЕСНЬ СОЦИОБИОЛОГИИ.

FREESE L. The song of sociobiology // Sociological perspectives.— L.,

1994 Vol. 37, № 3 .— P.337-373.^

Фриз Ли (Вашингтонский университет) резко критически отнеслась к статье Тимоти Криппена. По ее мнению, те положения, которые социобиологи считают самоочевидными, являются мифами. Первым мифом она считает "креационистский миф" В социобиологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.