РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102
МОСКВА 1995
125
95.03.065
Иначе обстоит дело, когда речь идет об интеграции путем внедрения многофункционального производственного оборудования. Замена нескольких станков одним не дает того же результата ни в плане производительности, ни тем более гибкости. Многофункциональное оборудование менее надежно, более сложно в использовании и дорого, чем станки, производящие одну конкретную операцию.
В этом плане интересен подход японских фирм к концепции интеграции оборудования. Они используют простое, очень однородное и легкое в управлении оборудование, что является потенциальным источником гибкости. Этот пример свидетельствует о том, что лучше иметь избыток надежных и однородных станков, чем интегрированные комплексы, менее надежные и блокирующие производственный процесс в случае поломки.
В заключение автор рассматривает четверное значение понятия "интеграция"., определяя ее как "координацию деятельности нескольких органов, необходимую для гармонического функционирования" (с. 47). Такая трактовка интеграции предполагает наличие связи между органами, совместимость, как по сути, так и по форме, данных, которыми они обмениваются, а также совместные действия, в частности принятие решений, затрагивающих всю систему. В чисто техническом плане инструментами такой интеграции, которую автор называет "физиологической", являются различные автоматизированные системы коммуникаций, призванные развивать интегрированные системы производства, с участием промышленных предприятий и университетов, совместная разработка новых продуктов, сокращающая время их выхода на рынок в сочетании с высоким качеством и сокращением стоимости НИОКР и внедрения в производство, заботой об удовлетворении нужд потребителей. Участие различных партнеров в проекте начиная со стадии разработки обеспечивает более быстрое обучение и внесение изменений. По мнению автора, именно последнее значение понятия интеграции полностью вписывается в контекст гибкости.
И. Ю. Жилина
95.03.065. ЮЗИНЬЕ Ж. К., ВЕРНА Ж. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР.
USINIER J.-Cl., VERNA G. Etique des affaires et relativité culturelle // Rev. française de gestion.— P., 1994 .— № 9 .— P. 23-40.
Французские специалисты отмечают, что развивающаяся интернационализация деятельности предприятий приводит к постоянному росту числа недоразумений между деловыми людьми, принадлежащими к разным культурам, и предлагают метод анализа конкретных ситуаций с этической точки зрения и с учетом национальных различий в подходах к понятиям законности и легитимности.
95.03 065
126
Авторы показывают, что независимо от национальной культуры между понятиями "законность" и "легитимность" существуют определенные различия. Законность — "это... совокупность правил, предписанных законом" (с. 23). Но даже лучший из законов всегда может не нравиться некоторым гражданам или их группам, даже угрожать их интересам. Поэтому в обществе господствует деспотизм большинства над меньшинством. Кроме того, в повседневной жизни осуществление закона носит формальный характер и возлагается на чиновников, которые заботятся прежде всего о собственных интересах.
Таким образом, основными характеристиками законности являются формализм, угнетение меньшинства большинством и бюрократизм. В демократических государства« законность является компромиссом между различными мнениями, намечает общие ценности и исходит от демократически избранного парламента. При диктаторском режиме законы призваны в основном защищать интересы группы, находящейся у власти. Однако они всегда будут уважать основные культурные ценности. В этом случае возникают законодательные системы, внутренняя логика которых совершенно недоступна иностранцу.
Ошибкой было бы считать, что законность везде имеет одинаковую интенсивность: демократическое государство и законность — преимущественно европейское изобретение Следовательно, необходимо признать, что, хотя законность существует везде, она по-прежнему интегрирована в юридическую реальность той или иной страны. Но как бы ни были несовершенны законодательные системы, они имеют право на существование и являются руководством к действию для трактовки того или иного события.
Что касается легитимности, то, по определению авторов, это — "качество того, что законно, т. е. правильно и справедливо" (с. 26). Но каждый индивид имеет собственное мнение относительно того, что справедливо и правильно, поэтому некоторые проблемы невозможно решить на принципах единогласия. Кроме того, в настоящее время происходит отказ от традиционных ценностей, и закон больше не отражает единую, всеми признаваемую концепцию справедливости. Определить степень приемлемой легитимности того или иного действия для конкретной страны становится трудной задачей. А когда проблема выходит за национальные рамки, задача становится практически неразрешимой.
Опираясь на эти положения, авторы классифицируют деятельность предприятий с точки зрения их законности и легитимности. Законной и легитимной они считают нормальную деятельность предприятий, которая представляет собой сложное сочетание обычаев, текущей практики и идеалов, соответствующих системе доминирующих в обществе культурных ценностей
127
95 03.065
Криминальная деятельность, нарушающая не только уголовные, но и гражданские законы и моральные нормы, является и незаконной, и нелегитимной. В то же время в мире бизнеса криминальная деятельность маскируется под нормальную. Кроме того, нормальная и криминальная деятельность неизбежно имеют между собой точки соприкосновения, более того, часто тесно связаны друг с другом (например, "отмывание" наркоденег).
Взаимосвязь между нормальной и криминальной деятельностью облегчается существованием двух других категорий деятельности: легального насилия (например, экспорт токсичных отходов), которое является законным, но нелигитимным, и неформальной деятельности (например, "подпольная" работа), оправданием которой служат соображения справедливости. Кроме того, существует так называемая "зона неопределенности". Она постоянно расширяется по мере культурной диверсификации общества, которая облегчает социальные проявления поведения, отличного от существующих норм.
Предлагаемая классификация не является неизменной во времени. Первоначально в условиях "монолитных" обществ, опирающихся на общие принципы веры и неспособных управлять сложными этическими ситуациями, существовали только две основные зоны: нормальная и криминальная деятельность. Развитие законодательной базы привело к появлению видов деятельности, связанных с легальным насилием, и неформального сектора, к которому стали относиться ставшие незаконными ранее существовавшие виды деятельности.
По мнению авторов, дальнейшее совершенствование законодательства приведет к постепенному сокращению неформальной деятельности через легализацию некоторых ее видов, а легального насилия — путем признания некоторых видов подобной деятельности незаконной или, по крайней мере, путем усиления контроля за этой деятельностью.
Авторы отмечают, что предлагаемая ими классификация применима к различным культурам. Однако восприятие того или иного вида деятельности зависит от социокультурного окружения. Так, сравнительная реклама во Франции, Бельгии, Италии и Германии запрещена законом, в то время как в США это — нормальная деятельность. Использование обнаженного тела в рекламе нелегитимно в США, незаконно в Саудовской Аравии, законно и легитимно во Франции. В целом количество нормальных видов деятельности, считающихся законными и легитимными независимо от культуры, относительно невелико, что необходимо учитывать при подготовке управляющих будущего Виды деятельности, отношение к которым различается от страны к стране, даже от региона к региону, в международном масштабе совпадают с "зоной неопределенности". Примером являются лекарства против СПИДа Во Франции и Канаде продажа всех лекарств про-
95.03.066
128
тив СПИДа, кроме А2Т, является незаконной. Однако больные в этих странах часто готовы брать на себя риск незаконной покупки, которая, с их точки зрения, вполне легитимна, поскольку лекарство может спасти их жизнь. Удовлетворяя эту легитимную потребность людей, посредники получают огромные нелигитимные прибыли, которые они оправдывают сложностями организации сбыта. Таким образом, продажа запрещенных медикаментов может быть законной, незаконной, легитимной и нелигитимной.
В заключение авторы отмечают, что сложность этических проблем, с которыми сталкиваются предприятия, постоянно возрастает. Простого решения для них не существует. Только способность к дискуссии, степень этичности партнеров, а также их прагматизм позволит расширить зону нормальной деятельности.
И. Ю. Жилина
95.03.066. ЕГОРОВ А. Ю. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.—М.: СП "Вся Москва", 1994 .— 255 с .— Библиогр.: 252-253.
Рассматривая становление и развитие маркетинговой деятельности, автор отмечает, что концепция маркетинга, разработанная западными экономистами в начале 50-х годов, появилась как реакция на "смену" рынка продавца на рынок покупателя и необходимость переориентации производства и сбыта на удовлетворение нужд и запросов потребителя. Она была встречена советскими экономистами критически. В начале 70-х годов в торгово-промышленной палате была организована секция маркетинга, специалисты которой признавали его полезность лишь для внешней торговли и основное внимание уделяли организации сбыта и рекламы. В годы экономической реформы популярность маркетинга значительно выросла. Тем не менее интерес к маркетингу по-прежнему предъявляют в основном организации и предприятия, стремящиеся выйти на мировой рынок, тогда как в основу концепции маркетинга положены идеи удовлетворения нужд и потребностей прежде всего местных потенциальных потребителей.
Хозяйственная ситуация в России 90-х годов представляет собой пока еще рынок продавца с диктатом производителя и бесправностью потребителя. В условиях хронического дефицита производители не считают нужным изучать спрос, следовательно, не видят необходимости в развитии науки и техники, новой технологии и организации производства. Для преодоления такого положения нужны активные действия по реализации экономической реформы в целях обеспечения перехода к рыночной экономике Ключевым условием такого перехода является, по мнению автора, принятие концепции маркетинга, основой развития