РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
.....-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028
МОСКВА 1995
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ
95.03.018. ЛАГЕР М. И. НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
LUGER М. I. Science and technology in regional economic development // Technology in society.— N. Y. etc., 1994 .— Vol. 16, № 1 .— P. 9-33 .— Bibliogr.; p. 29-33.
Автор — профессор университета Северной Каролины (г. Chapel Hill), специалист по проблемам регионального и городского планирования.
В течение последних десятилетий, отмечается в статье, диспропорции в экономическом развитии отдельных стран и регионов не только не уменьшились, но даже увеличились. Крупные города и примыкающие к ним области по-прежнему сосредоточивают у себя значительную часть национального промышленного и научно-технического потенциала. Аналогичная картина наблюдается при распределении ресурсов между "бедными" и "богатыми" странами и регионами.
Цель реферируемой статьи автор формулирует следующим образом: характеристика научно-технических программ, реализуемых в Западной Европе (прежде всего в Европейском сообществе), Японии и США и нацеленных на преодоление отмеченных диспропорций; оценка результативности подобных программ. Материал статьи подразделен на пять разделов: в первом представлены различные теоретические обоснования для политических решений рассматриваемой проблемы: в трех последующих — характеризуется опыт ЕС, Японии и США; в последнем разделе автор излагает итоги сопоставительного анализа практики рассмотренных регионов и оценивает возможные практические шаги, которые можно предпринять для решения проблемы, поставленной в реферируемой статье.
Теории регионального развития и их политическое значение. Из множества теорий, касающихся межрегиональных экономических диспропорций, автЬр выделяет те, в которых решающая роль отводится государственной политике. Возможность правительства воздействовать на процессы развития регионов предполагает широкий спектр мер: выделение специальных фондов, инвестирование особых крупномасштабных проектов, ориентированных на создание ба-
зы для новых отраслей, стимулирование местной промышленности и т. п.
В этой связи автор упоминает^ в частности, "теорию стержневого роста" (growth pole theory), согласно которой инвестирование капиталов в "побуждающие" отрасли ("стержни"), размещенные в "стратегических центрах", может спровоцировать рост компаний в смежных отраслях. Практика США, например, дает многочисленные примеры использования "стержней роста" в виде научных парков, технополисов, зон предпринимательства. Автор отмечает, однако, что эффективность вложений в такого рода "стержни" требует наличия определенного уровня технологической деятельности, соответствующего кадрового потенциала и прочих атрибутов, присущих лишь развитым регионам и отсутствующих в областях, ускоренное развитие которых и призваны обеспечить "стержни". В результате в США, например, научно-техническая стратегия "стержневого роста" приводит лишь к обострению региональных различий.
Автор полагает, что при реализации подобного подхода следует быть готовым к отказу от критерия эффективности издержек при оценке успеха или неудачи такой стратегии. Так, Япония и ЕС, использующие политику "стержневого роста" для преодоления существующих Диспропорций, не считаясь с издержками, оказались более успешными'в решении рассматриваемой проблемы.
Результативность государственной научно-технической политики в стимулировании развития регионов зависит от темпов и форм распространения информации. Такого рода фактор положен в основу "теории диффузии" (diffusion theory). Сторонники подобной стратегии утверждают, что нововведения, обмен товарами и информацией распространяются не столько по географическим, сколько по внутрифирменным каналам. Обмен на региональном уровне происходит чаще всего между подразделениями одной компании. Результат, полученный, например, в Штутгарте дойдет до Детройта в США быстрее, чем до Бонна. В этой связи одна из главных проблем, требующих вмешательства правительств, состоит в стимулировании сетей коммуникаций.
Свой подход к решению проблемы диспропорций в развитии регионов предлагают сторонники теории "развития предпринимательства" (entrepreneurship/seedbed/creativity). Они утверждают, что правительство должно влиять на формирование условий, способствующих культивированию научной и образовательной деятельности, коммуникаций, общественного осознания нерешенных проблем региона и взаимодействию всех возможных участников, привлекаемых к решению указанных задач Среди других теорий, имеющих отношение к проблемам равномерного регионального развития, an юр паэывап , и час i ности, теории "стадий", "волн", "циклов", "постфордовский подход" И*
и др. Сводные данные о теориях научно-технического развития регионов автор представил в таблице на с. 18. Он обратил внимание, в частности, на то, что во всех без исключения подходах ключевыми элементами политики в области науки и техники называются развитие сетей коммуникаций и транспорта, а также создание инфраструктуры знания.
Региональная научно-техническая политика в Европе. Руководители большинства стран Европы понимают важность стратегического политического вмешательства для сокращения диспропорций в экономическом развитии этого региона. Статистика свидетельствует, что такого рода различия существуют как в рамках континента в целом, так и между отдельными областями отдельных стран. Средний доход на душу населения в 10 развитых регионах Европы в три раза превышает аналогичный показатель для более отсталых стран и областей. На долю Греции, Португалии, Южной Италии, Испании, Ирландии и Северной Ирландии приходится 40% населения ЕС и лишь <10% технологического потенциала. Свыше 1/3 кадрового потенциала ИР в странах Сообщества (36%) сосредоточено в одной лишь ФРГ; соответствующая доля Греции — 0,04%. По оценке специалистов, для преодоления технологического отставания "слабых" членов ЕС потребуется выделять ежегодно на ИР до 7 млрд. долл. (с. 19).
Сообщество уже несколько лет практикует в своем бюджете формирование особых "структурных фондов", ориентированных на поддержку менее развитых регионов стран ЕС. В период 1989-1993 гг. на программы технологического развития и нововведений в отстающих странах — членах ЕС было выделено около 4 млрд. экю, или 4,56 млрд. долл. США. Как правило, такого рода средства направлялись региональным универсистетам и исследовательским институтам (с. 19).
Финансирование осуществляется также в форме целевых программ, таких ках программа STRIDE ("Наука я технология для региональных нововведений и разработок в Европе"); программы STAR и TELEMATIQUE, ориентированные на развитие сети телекоммуникаг-ций. Среди других программ ЕС автор упоминает VALUE, IMPACT, SPRINT и BRITE. В их рамках осуществляется стимулирование таких направлений, как оценка и распространение результатов ИР; развитие рынка информационных услуг; поощрение нововведений и передачи технологий;- внедрение новых технологий в производственные процессы,
В рамках Сообщества планируются активные мероприятия, направленные на преодоление региональных диспропорций (особенно в сфере науки и техники) в 1993-1999 гг. Среди намеченных программ: подготовка специалистов для отстающих стран; стимулирование привле-
чения ученых и инженеров для работы в таких регионах; помощь в налаживании инновационных мощностей и передаче технологии; содействие в установлении межфирменных контактов развитых и отстающих стран.
Самой перспективной программой (с точки зрения рассматриваемых целей) автор считает программу STRIDE, перед которой стоят три цели: обеспечение более равномерного развития научного потенциала стран ЕС; совершенствование форм участия исследовательских центров и фирм в научных программах, поддерживаемых ЕС; поощрение такого сотрудничества исследовательских центров и фирм, которое ориентировано прежде всего на решение местных проблем. В 1990-1993 гг. на реализацию программы STRIDE было выделено 450 млн. долл. (без учета взносов заинтересованных исполнителей на местах) (с. 20).
Региональная научно-техническая политика Японии. В первые послевоенные годы внимание японского правительства было сосредоточено главным образом на проблемах сбалансированного регионального промышленного развития. Решением аналогичных проблем в области науки и техники японское министерстэо промышленности и внешней торговли занялось вплотную в начале 60-х годов. При этом использовались те же рычаги, которые применялись для выравнивания экономического потенциала: предоставление средств в иностранной валюте; выдача лицензий на ввоз зарубежных .технологий; предоставление налоговых и амортизационных льгот и скидок.
В настоящее время правительство Японии реализует в качестве основных две программы регионального развития: города науки и технополисы. Разработан план третьей программы — "Интеллектуальный космос". Все три направления рассчитаны на длительную перспективу и обеспечиваются значительными государственными финансовыми ресурсами.
Примером реализации первой из указанных программ является создание города науки Цукуба (Tsukuba) в 35 милях к северо-западу от Токио. Разработчики плана города науки ставили перед собой цель оттянуть в него часть учебных и исследовательских учреждений из японской столицы. В настоящее время, через 30 лет после основания города науки, здесь сосредоточены 47 национальных исследовательских институтов и университетов; на территории Цукуба размещены пять научных парков, в которых действуют подразделения частных фирм. Правительство вложило в инфраструктуру более 17 млрд. долл. (с. 21). В рамках рассматриваемой программы Япония приступила к организации еще двух городов науки в Кансаи (Kansai) и Миядзаки, кроме того, разработкой собственных городов науки занялись местные власти в некоторых регионах страны.
Вторая из упомянутых программ регионального развития ориентируется на создание сети технополисов, тесно связанных новейшими транспортными и электронными коммуникационными системами со столичным регионом. Главная задача, поставленная перед технополисами, — содействие в развитии экономики периферийных районов. Выбор места для размещения технополиса должен определяться такими критериями, как наличие "материнского города" с населением не менее 200 тыс. человек, обеспечение воздушным или железнодорожным транспортом, наличие подразделений фирм и университетов, адекватное состояние окружающей среды и жилищных условий для размещения специалистов. Для привлечения в технополисы частных фирм правительство использует такие стимулы, как специальные налоговые льготы, инвестиционные субсидии, сниженные процентные ставки на кредиты и др.
Бели по географическим масштабам город науки — это большая городская территория, то технополис может распространяться на всю префектуру (эта административная единица в Японии крупнее, чем типичный американский округ, но меньше, чем штат). Так, технополис Ямагути включает "материнский" город Убе и семь прилегающих городов, где размещаются "промышленные парки", комплексы ИР и пр. Сумма затрат на создание технополиса Ямагути оценивается в 1,3 млрд. долл., а всего в Японии действует или создается 26 технополисов (с. 22).
Самый грандиозный план в реализации программы сбалансированного регионального развития страны был разработан в 1987 г. Он предусматривает мероприятия на территории семи префектур, занимающих северную часть острова Хонсю. "План создания интеллектуального космоса в регионе Тогоку" ("Tohoku intelligent cosmos plan") ставит целью превращение этого региона в центр исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности, влияние этого центра должно ощущаться не только в Японии, но и в прилегающих странах. Главным условием реализации поставленной цели признается развитие координационных усилий трех партнеров: промышленности, университетов и правительства. В рамках данной программы предусмотрена организация новых исследовательских компаний и консорциумов, формирование инновационных "инкубаторов", развитие современных транспортных и телекоммуникационных сетей.
Сравнивая японский опыт региональной политики с аналогичным опытом .ЕС, автор подчеркивает, что в соответствующих программах этих регионов есть одна общая черта — использование наряду с ресурсами центральных правительств местного административного, финансового и промышленного потенциала.
Региональная научно-техническая политика в США. Автор отме-
чает, что США не имеют такой четко сформулированной политики уравнивания регионов, какая реализуется в ЕС и Японии. Между тем проблема диспропорций, в том числе в области научно-технического развития,'здесь не менее остра. Так, в 1992 г. 70% федеральных грантов на ИР в университетах были распределены между вузами лишь семи штатов: Калифорнии, Массачусетса, Техаса, Мичигана, Северной Каролины, Иллинойса и Пенсильвании. Те же диспропорции наблюдаются в сфере распределения налоговых и прочих инновационных льгот для промышленности (с. 23).
Озабоченный проблемой неравномерного территориального выделения средств из бюджета ННФ, конгресс принял в 1979 г. специальную программу по стимулированию конкурсных исследований. Главный объект стимулирования — 18 штатов и Пуэрто-Рико. Руководители программы утверждают, что рна позволила повысить конкурентоспособность указанных регионов, однако небольшой объем финансовых средств, выделенных на ее реализацию (52 млн. долл. на первые 12 лет), ограничивает возможности данной программы в ликвидации диспропорций научно-технического и промышленного развития.
В решении проблемы "выравнивания возможностей" определенную роль играют местные программы отдельных штатов. В 1988 г. в 50 штатах США на такого рода программы было затрачено около 600 млн. долл. (с 24). Эти средства использовались для организации служб технологического консультирования, инкубаторов высоких технологий, для выделения исследовательских грантов, финансирования программ передачи технологии и технического образования, формирования "посевных капиталов" и т. п. Точное число технологических программ неизвестно, однако специалисты считают, что в 1988 г. эта цифра приближалась к 250. Свою технологическую политику правительства штатов осуществляют также через местные университеты и колледжи. Обследование 90 подобных учреждений показало, что 93% из них оказывают своим специалистам помощь при оформлении патентной и лицензионной документации; 52% осуществляют консультативную деятельность в сфере менеджмента; при 13% вузов действуют центры поддержки мелкого бизнеса; 10% участвуют на паритетных началах в организации высокотехнологичных компаний; 40% финансируют совместно с фирмами специализированные исследовательские лаборатории (с. 24).
Характеризуя научно-технические программы отдельных штатов, автор обращает внимание на тот факт, что часто и федеральные стимулирующие программы и деятельность местной администрации непроизвольно обостряют территориальные диспропорции: многие программы ИР оказываются наиболее успешными не в отстающих, а в динамично развивающихся регионах. Таким образом, делает вывод ав-
тор, политика правительства США, не ориентированная четко на стимулирование слабо развитых регионов, лишь усиливает диспропорции развития отдельных территорий.
Значение опыта Европы, Японии и США для разработки политики сбалансированного роста. Изучение практики рассмотренных регионов, показывает, что существует семь наиболее распространенных типов воздействия на региональное развитие экономической и научно-технической деятельности: 1) содействие в формировании капитальных или трудовых ресурсов; 2) инвестирование средств в особое крупномасштабные проекты; 3) стимулирование "побуждающих" (propulsive) отраслей; 4) улучшение климата для предпринимательства; 5) поощрение международных партнерских связей; 6) развитие коммуникационных и транспортных сетей; 7) формирование инфраструктуры образовательной и научно-технической деятельности. В целом с точки зрения научно-технической политики особое значение имеют два последних типа воздействия.
Характеризуя опыт Европы, автор обращает внимание на две тенденции. С одной стороны, растет активность местных органов власти, особенно заметен этот процесс в ФРГ, где значительный объем задач экономического и научно-технического характера выполняют земельные правительства. Сходные процессы наблюдаются во Франции: формирование региональных центров ("стержней") технологии здесь все чаще принимают на себя отдельные департаменты страны. С другой стороны, в европейском регионе отчетливо проявляется тенденция к централизации и координации программ, прежде всего в рамках ЕС.
Эффективную программу сбалансированного развития регионов реализует Япония. Автор полагает, что в решении этой задачи Японии оказалась более успешной, чем США, в которых пока нет четко сформулированной программы помощи отстающим регионам. Более того, основная часть федеральных инициатив, ориентирующихся на укрепление рыночных тенденций, ведет к Дальнейшему усилению территориальных экономических и научно-технических диспропорций. Региональную политику США автор характеризует как "близорукую", поскольку разработчики такого подхода хотят "получить быструю отдачу" , хотя создание конкурентоспобных регионов "требует времени, координации и ресурсов". Т. В. Горбунова
95.03.019. ПЕРЕС-НУНЬЕС У. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
PERES-NUÑEZ W. Latin America's experience with technology policies: current situation and prospects // Intern, j. of technology management-J.