РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
! ьогя
1
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074
МОСКВА 1995
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
95.02.016. ШУЛЬЦЕ—КИММЛЕ Х.-Д. ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ ОТНОСИТЕЛЬНО БАНКА БУДУЩЕГО.
SCHULZE—KIMMLE H.-D. Zehn Thesen zur Bank der Zukunft // Bank .— Koln, 1994 № 2 S. 76-83.
Директор отдела развития “Дойче банк” излагает свои соображения относительно состояния финансовой сферы в современном мире и проблем, с которыми сталкиваются банки, в том числе немецкие.
1. Современный мир стоит перед необходимостью изыскания огромных финансовых средств для решения целого ряда проблем — защиты окружающей среды, преодоления нехватки энергоресурсов, миграции населения в развитые страны и т. д. Накопление капиталов в промышленно развитых странах недостаточно для финансового решения этих проблем. По имеющимся подсчетам, для этого необходимо, чтобы ежегодные сбережения увеличивались на 9% (с. 77). Поэтому глобальная конкурентная борьба за капитал будет обостряться.
2. К 2000 г. в мире будут доминировать три крупных рынка — Северная Америка, Европа и Азия. В Европе Европейский союз (ЕС) превратился в наиболее емкий рынок мира. В 18 странах — участницах ЕС проживают 372 млн. человек (7% мирового населения). Совокупная доля этих стран в мировом производстве составляет 31%, а в мировой торговле — 43%. Страны Азии в свою очередь в 90-е годы
: также достигли значительного экономического потенциала.
1 3. В Европе резко меняется возрастная структура населения. На-
пример, в Германии доля лиц старше 60 лет на 100 человек трудоспособного населения (в возрасте от 20 до 60 лет), составлявшая в 1990 г. 35% к 2030 г., возрастет до 73%. Учитывая демографические изменения в мире, следует ожидать серьезных изменений и в ценностных представлениях банковских клиентов.
Исследования рынка в Германии свидетельствуют о растущем значении телефона, телефакса и телетекстов в связях клиентов с банками. Использование современных средств связи позволяет компенсировать неудобства, обусловленные временным режимом работы банковских учреждений, сложностью парковки автомобилей у банковских контор и отделений, очередями у банковских окошек. Кроме того, клиенты все
больше требуют от банков консультаций по самым разным вопросам, например, налогового права, страхования, наследственного права, по вопросам организации производства, технологий и т. д. Одновременно конкуренция со стороны небанковских учреждений заставляет банки улучшать качество предоставляемых услуг.
4. Одной из центральных проблем банковского бизнеса 90-х годов является конкуренция между однотипными учреждениями как в пределах одного национального рынка, так и в международных масштабах, между банками и учреждениями, занимающимися вложениями в ценные бумаги, между банками и околобанковскими учреждениями, на которые не распространяются правила банковского надзора. Традиционный рынок уже сегодня сильно “атомизирован”: в Европе более 16 тыс. “классических” кредитных институтов конкурируют не только между собой, но и с 3500 страховыми обществами и компаниями кредитных карточек.
Последнее десятилетие нынешнего столетия становится десятилетием японцев, во всяком случае японских конгломератов, включающих крупные коммерческие и трастовые банки, страховые компании, торговые дома и промышленные фирмы. Уже сегодня несколько японских финансовых и промышленных конгломератов контролируют 2% всего мирового хозяйства, что примерно равно доле в мировом хозяйстве такой страны, как Швейцария. Главное внимание японские торговцы финансовыми услугами уделяют инновациям.
Активно конкурируют с банками страховые компании, в деятельности которых торговля ценными бумагами и управление портфелями финансовых активов клиентов занимают столь же важное место, что и у банков. В свою очередь и банки внедряются в страховой бизнес. По расчетам, к 1995 г. доля банков на европейском рынке частного страхования жизни и страхования по старости достигнет 20%. Среди страховых компаний, как и среди банков, ведущее место занимают японские компании.
В 90-е годы банки столкнулись с совершенно новыми конкурентами — офферентами электронных сетей. Электронные средства обработки и передачи информации на базе использования стекловолоконных сетей позволяют предоставлять много новых услуг, например, производить продажи по телевизору, перенести рабочие места из банка на частные квартиры служащих, откуда они могут осуществлять банковские операции и т. д. Использование электронных сетей ускоряет платежный оборот, обеспечивает банки информацией и каналами сбыта.
5. Изменения в потребностях клиентов и конкуренция со стороны небанковских учреждений ведут к реорганизации аппарата сбыта банковских продуктов и услуг. Традиционная, почти единственная форма
общения банка с клиентами посредством стационарного помещения в будущем утратит свое значение. Клиент сможет общаться с банком иными путями, например, с помощью карточек или телефона. Центр тяжести в сфере сбыта продукции и услуг банка в ближайшие годы будет перенесен на создание новых структур связей посредством организации консультационных центров для частных вкладчиков, мелких и средних предприятий.
6. В 90-е годы по-прежнему будут действовать многие факторы роста издержек. Поэтому банки будут стремиться затормозить его. В Германии ожидают, что в ближайшие 10 лет число банков в стране уменьшится с нынешних 4000 до примерно 2000, а число их отделений — с 65 тыс. до 22 тыс. Примерно 1/3 банковских служащих потеряет работу вследствие автоматизации, широкого распространения системы самообслуживания, концентрации предложения.
7. Использование новейшей техники стало условием и одновременно определяющим фактором развития банковского бизнеса. Решающие конкурентные преимущества будут иметь те банки, которые сумеют целенаправленно использовать информационную технологию в таких сферах банковской деятельности, как общее руководство банком, повышение эффективности банковской продукции, изменение структуры системы сбыта банковских продуктов и услуг и т. д.
8. Широкое распространение кредитов, оформленных в виде ценных бумаг, институционализация владениями акциями, компьютерная торговля и быстрый рост деривативных сделок повышают неуправляемость финансовых рынков и опасность наступления “эффекта домино” в случае выпадения какого-либо составляющего звена. Появляются все новые и новые риски, связанные, например, с изменением ситуации на рынке, рефинансированием и т. д.
В глобальных масштабах компьютеризация финансовых рынков и создание всемирной сети торговых связей означают быстрое нарастание риска цепной реакции прихбоях в системе или резких изменениях в биржевой торговле продуктами программного обеспечения, производимых конкурирующими компьютерными системами. Мировая финансовая система сформировала свою собственную, не поддающуюся контролю динамику развития и становится все более уязвимой.
9. Информационная технология может оказаться одним из факторов, ограничивающих рост кредитного бизнеса. Границы накопления мощностей электронной обработки данных определяются, с одной стороны, относительно высокими издержками приобретения и эксплуатации электронной техники, а с другой — ослаблением связей клиентов с банками. Опыт японских банков показывает, что степень автоматизации, достигшая 80-90%, может отрицательно сказаться на конкурентоспособности, если параллельно с электронным самообслуживанием не
растет объем индивидуальных консультационных услуг. Однако приспособление банковских служащих к работе “без использования бумаги”, привыкание клиентов к электронному самообслуживанию в банке представляют собой длительный и сложный процесс, требующий новых стереотипов поведения.
Для банков необходимость выбора приоритетов при осуществлении стратегических инвестиций в конечном счете вытекает из необходимости решать задачи, требующие крупных капиталовложений, например, связанных с оздоровлением городов или обновлением промышленности, защитой окружающей среды и т. д. Поэтому предстоящее десятилетие будет “десятилетием собственного капитала”.
Стремясь удовлетворить растущие потребности в собственном капитале, банки вынуждены обращаться к акционерам. Однако предпосылкой поддержки со стороны акционеров является рост стоимости акций банка, находящихся в руках акционеров, которая зависит от доходности акций и их биржевого курса. Поскольку кредитные операции в последние годы могли обеспечить лишь среднюю стоимость акций, банки в 90-е годы вынуждены улучшать “качество” своих доходов для приобретения дополнительного собственного капитала.
10. Требования, которые в нынешних условиях рынок ставит перед кредитными учреждениями, могут удовлетворить прежде всего банки, являющиеся по своему типу универсальными. Только они в состоянии обеспечить гибкую систему продажи банковских продуктов и услуг, высокие доходы, а также отказаться от навязываемых специалистами рекомендаций продавать услуги “любой ценой”.
Б. А. Жебрак
95.02.017. ХАВРИЛЕСКИ Т. М. ДАВЛЕНИЕ НА АМЕРИКАНСКУЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ ПОЛИТИКУ.
HAVRILESKY Т. М. The pressures on American monetary policy. ■— Boston etc.: Kluwer, 1993 .— XIII, 372 p .— Библиогр. в конце глав.
В книге исследуется влияние политических факторов на денежно-кредитную политику США. Анализ политических и экономических потрясений конца 60-х — начала 80-х годов показывает, что изменения в денежно-кредитной политике происходили чаще вследствие политических событий, чем вследствие изменений экономических условий.
Предвыборные кампании последних сорока лет строились на обещаниях партий и политических деятелей повысить или понизить налоги. С начала 50-х до конца 70-х годов политики стремились привлечь на свою сторону избирателей обещаниями выровнить доходы. Политика выравнивания доходов с помощью налогового механизма не нашла поддержки у населения со средним и высоким уровнем дохода. В кон-