Научная статья на тему '96. 03. 031. Куссерг С. Де. Банк: структура, рынки, управление. Cousserques S. de la banque: structures, marches, gestion. - P. : Dalloz, 1994. - XIII, 134 P. - (mementos de gestion). - библиогр. В конце ст'

96. 03. 031. Куссерг С. Де. Банк: структура, рынки, управление. Cousserques S. de la banque: structures, marches, gestion. - P. : Dalloz, 1994. - XIII, 134 P. - (mementos de gestion). - библиогр. В конце ст Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО -ФРАНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -БАНКОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА --ФРАНЦИЯ / ФРАНЦИЯ БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 03. 031. Куссерг С. Де. Банк: структура, рынки, управление. Cousserques S. de la banque: structures, marches, gestion. - P. : Dalloz, 1994. - XIII, 134 P. - (mementos de gestion). - библиогр. В конце ст»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108

МОСКВА 1996

четов между субъектами расчетных отношений. Качественные изменения в российской экономике, возрастание экономической активности всех субъектов рынка, расширение числа и объемов сделок потребовали перестройки всей платежной системы, изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей. Рассматриваются основные группы платежных операций, включаемые в платежный оборот (наличные, безналичные, межхоэяйственные). Среди форм безналичных расчетов выделяются расчеты платежными поручениями, часами и аккредитивами. В последние годы в России получили развитие такие новые формы расчетов, как вексели и платежные карточки.

Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков в России показаны в восьмой главе. Специфика совершения банковских операций с иностранной валютой определяется особым порядком лицензирования этой деятельности. Центральным банком установлены требования, на основе которых определяется готовность коммерческого банка к проведению операций в иностранной валюте. Этим банком разработаны также Основные положения о регулировании валютных операций. В них определяются сфера использования иностранной валюты на территории России, права и обязанности банков и клиентуры при проведении различных валютных операций и т. д. Рассматриваются основные понятия, применяемые при валютных операциях, формы расчетов в иностранной валюте, порядок использования валютной выручки, правила проведения уполномоченными банками операций на внутреннем валютном рынке, международные расчеты по коммерческим операциям и другие вопросы.

Все большее значение в деятельности российских банков приобретают в последние годы такие направления, как факторинговые, лизинговые и трастовые операции. Их характеристика представлена в девятой главе. В России лизинг применялся раньше в небольших размерах в международной торговле. Факторинг и трастовые операции вызваны к жизни развитием рыночных отношений.

Глава десятая содержит анализ баланса и основ бухгалтерского учета банка. Характеризуются содержание банковского баланса, способы ведения аналитического и синтетического учета, документооборот, операционная техника и учет основных банковских операций, раздел баланса "Доходы и расходы".

Е. А. Пехтерева

96.03.031. КУССЕРГ С. ДЕ. БАНК: СТРУКТУРА, РЫНКИ, УПРАВЛЕНИЕ.

COUSSERQUES S. de La banque: Structures, marchés, gestion — P.: Dalloz, 1994 .— XIII, 134 p.— (Mémentos de gestion).— Библиогр. в

конце ст.

53

96.03.031

В книге доктора экономических наук, профессора университетов Рене Декарт (Париж-5) и Пантеон-Сорбонна (Париж-1), состоящей из трех разделов (девяти глав), рассматриваются проблемы организации и структуры банков с точки зрения науки управления.

В первой главе раскрываются основные функции банков, которые разделены на две группы: а) функции финансового посредничества; б) функции кредитования экономики.

Выполняя традиционные функции финансового посредничества, банки выступают одновременно как кредиторы (займодатели) и заемщики, трансформируя вклады в средства финансирования. В качестве кредитных учреждений французские банки осуществляют (по Закону о банках, принятому в 1984 г.) следующие четыре типа операций.

1. Непосредственно банковские операции, которые составляют суть финансового посредничества: привлечение вкладов населения; распределение кредитов; предоставление в распоряжение клиентов средств платежа и управление ими.

2. Дополнительные виды деятельности: валютные операции, операции с золотом, ценными металлами, монетами и ценными бумагами, консультации в области управления состоянием и финансового менеджмента, лизинговые операции.

3. Небанковские операции, главным образом в области страхования; по французскому законодательству их объем не должен превышать 10% объема чистого банковского продукта.

4. Участие в капитале других банков и предприятий.

На 31 декабря 1992 г. во Франции насчитывалось 1736 банков, в том числе 419 — банки — члены Французской ассоциации банков (ФАБ), 155 — банки взаимного кредита и кооперативные банки, 36 — сберегательные и страховые кассы, 22 — кассы муниципального кредита, 1072 — финансовые общества и 32 — специализированные финансовые институты (с. 27).

Во второй главе дана общая характеристика банковского сектора Франции, на долю которого приходится 3,5% ВВП и в котором занято 420 тыс. человек (с. 17). Действующий в стране Закон о банках (1984) устанавливает следующие принципы организации банковской системы: а) двойной надзор за деятельностью банков — со стороны министерства экономики и финансов (управления казначейства) и Банка Франции; б) точное определение функций контроля со стороны четырех организаций: Национального кредитного совета, Комитета по регулированию банков, Комитета кредитных учреждений и Банковской комиссии; в) участие кредитных учреждений и банков в профессиональных объединениях: ФАБ, Французской ассоциации финансовых обществ и т. д.

В целом банковская система Франции характеризуется существен-

ным разнообразием, которое проявляется в наличии кредитных учреждений различного размера (соотношение суммы балансов самого малого и самого крупного учреждения составляет 1:30 тыс.), в различной специализации кредитных учреждений, в разнообразии их юридических статусов и методов контроля за их деятельностью. Во Франции действуют также иностранные банки: на их долю приходилось всего около 3% вкладов и суммы выданных кредитов (с. 22).

Банковский сектор Франции отличается высоким уровнем концентрации: на конец 1992 г. на долю первых пяти из 1736 кредитно-финансовых учреждений приходилось 59,3% депозитов и 45,6% кредитов, на долю первых десяти — соответственно 74,2 и 61,8% и первых двадцати — 81,3 и 74,7% (с. 24). В 1984-1992 гг. происходил быстрый рост концентрации среди сберегательных и страховых касс: их численность сократилась с 468 до 36, что вызвало сокращение общего числа кредитно-финансовых учреждений с 2017 до 1736 (с. 25). Главными факторами повышения уровня концентрации в рассматриваемом секторе являются: стремление получить экономию на масштабе, информатизация и связанные с этим изменения в технологии банковского дела, стратегии роста, осуществляемые крупнейшими банками и направленные на обеспечение господствующих позиций.

В третьей главе рассматриваются задачи и инструменты регулирования деятельности банков во Франции. Любая финансовая система включает в себя три главные составляющие: а) рынки капиталов, на которых осуществляется процесс прямого финансирования, когда наличные деньги обмениваются на ценные бумаги (долговые обязательства); б) банковский сектор, занимающийся косвенным финансированием за счет привлечения вкладов и преобразования их в кредиты; в) механизмы расчетов, позволяющие экономическим субъектам осуществлять свои платежи в наилучших условиях с точки зрения издержек и безопасности.

Дерегулирование финансовой сферы, осуществлявшееся в большинстве развитых стран в 80-х годах, а также .быстрый рост рисков обусловили необходимость обновления и усиления регулирования деятельности банков, имеющего целью предупреждение системных рисков. Во Франции это регулирование характеризуется, во-первых, достаточно широким охватом таких областей, как монетарная политика банков, превентивный контроль кредитных учреждений и модернизация банковского сектора; и во-вторых, сочетанием мер превентивного и "оздоровительного" характера.

На международном уровне гармонизация норм банковского регулирования осуществляется в рамках ЕС и Базельского комитета. Первая банковская директива в ЕС была принята 12 декабря 1977 г., вторая — 15 декабря 1989 г. (ее положения введены в законодательство Франции

55

96 03 031

Законом от 16 июня 1992 г.). В соответствии с этими директивами во всех странах ЕС должны быть созданы одинаковые условия для конкуренции между кредитными учреждениями. Главными целями регулирования деятельности банков во Франции являются. 1) гармонизация условий конкуренции; 2) модернизация деятельности кредитных учреждений; 3) усиление безопасности банков; 4) улучшение отношений с клиентами. Далее раскрываются механизмы контроля и роль используемых при этом коэффициентов ликвидности и платежеспособности

Второй раздел книги, состоящий из двух глав, посвящен изучению вопросов конкуренции между банками (глава 4) и стратегии банков в области обслуживания клиентов (глава 5).

Для анализа конкуренции в сфере банковского бизнеса чаще всего используется теория существования барьеров на входе на тот или иной рынок, которые создают препятствия для проникновения новых банков. Природа подобных барьеров может быть различной. Для банковского сектора Франции наибольшую роль играют барьеры, связанные с регулированием процессов создания новых банков Комитет кредитных учреждений, который выдает разрешение на открытие нового банка, в период с 1984 г. получил более 3 тыс. заявок от желающих создать банк. Рассматривая заявки, комитет руководствуется следующими принципами: 1) не одобрять положения, при котором капитал кредитного учреждения находится в руках одного физического лица; 2) считать, что один или несколько акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, должны иметь опыт осуществления финансовой или банковской деятельности; 3) очень внимательно относиться к структуре акционерного капитала, стремясь не допустить чрезмерного распыления акций или равного разделения долей между двумя акционерами; обе эти ситуации могут привести к блокированию процессов принятия решения; 4) строго контролировать деятельность кредитных учреждений, акционерами которых являются небанковские институты; от последних, если они обладают контрольным пакетом акций, требовать письмо о намерениях, в котором подтверждается долгосрочный характер их участия в капитале банка.

Другими видами барьеров на входе являются: а) технологические барьеры, связанные с использованием новейших информационных технологий; б) известность действующих банков, непосредственно зависящая от продолжительности их деятельности (так, в одной из рекомендаций предлагается избегать ведения серьезных дел с банками, возраст которых менее пяти лет); в) барьеры мобильности внутри самого банковского сектора, когда банку трудно проникнуть на рынок новых для него услуг; г) стратегические барьеры, которые создаются самими банками, стремящимися не допустить на свои рынки новых конкурентов.

В пятой главе рассматриваются особенности банковских продуктов и клиентов, а также взаимоотношения между ними. Главной особенностью клиентуры банков является ее разнородность, она включает различные слои населения, частные и государственные предприятия, другие финансовые учреждения. Физические лица — клиенты банков могут быть разделены по их социально-демографическим (возраст, доход, профессия и т. д.), социокультурным ■ поведенческим характеристикам, которые обязательно должны учитываться при разработке банковского маркетинга.

В третьем разделе (главы 6-9) рассматриваются проблемы управления банками: в шестой главе — баланс и счет результатов как инструменты анализа банковской деятельности; в седьмой главе — критерии оценки этой деятельности; в восьмой главе — вопросы управления активами и пассивами; в девятой главе — проблемы разработки стратегии банка.

Подобно любому другому предприятию, банк подчинен императиву обеспечения рентабельности, которая является главным критерием оценки деятельности руководства банка. Счет результатов деятельности позволяет получить данные об итогах хозяйственного (отчетного) года. Результаты деятельности банка определяются рядом факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом: а) ценовые факторы: уровень процентных ставок и комиссионных; потери или доходы от финансовых операций и т. д.; б) эффекты объема и структуры банковский операций; в) контроль за увеличением общих издержек, которые составляют в среднем около 2/3 объема банковского продукта; г) управление факторами риска, в том числе путем создания различного рода страховых резервов.

Современный стратегический подход к организации деятельности банка предполагает проведение стратегического анализа положения и ключевых факторов успешности деятельности и осуществление стратегического выбора средств и методов действия, позволяющих достичь намеченных стратегических целей.

После осуществления стратегического выбора руководство банка намечает стратегию действий по отношению к своим главным конкурентам. При этом возможны следующие типы стратегий.

1. Стратегия лидера, которую проводят известные, авторитетные, динамичные банки с высокими достижениями. Банк-лидер комбинирует методы внутреннего и внешнего роста и защищает свои рынки путем внедрения финансовых инноваций, повышения качества продуктов и услуг и поддержания своего авторитета, что требует от конкурентов дополнительных затрат и затрудняет их проникновение на соответствующие рынки.

2. Стратегия вызова, которую проводят банки, стремящиеся соста-

57

96.03.032

вить серьезную конкуренцию лидеру и занять его место. Проводящие такую стратегию банки внимательно изучают позиции и политику лидера, его сильные и — главное — слабые стороны. Атака на лидера обычно носит фронтальный характер, поскольку банк мобилизует на эти цели все свои ресурсы, чтобы оттеснить лидера со всех рынков, при этом могут использоваться агрессивные рекламные кампании, методы войны цен и т. д. Стратегия вызова весьма рискована и далеко не всегда приводит к успеху, поскольку банк-лидер не остается безучастным к атакам и предпринимает ответные меры.

3. Стратегия подражателя, осуществляемая банками, предпочитающими сохранять свои позиции и обеспечивать определенный уровень рентабельности, а не увеличивать свою долю на рынке. Это не значит, что банк-подражатель не проявляет никакой активности, напротив, он постоянно следит за поведением своих конкурентов, принимает меры по адаптации к новым условиям рынка и новым технологиям, по повышению качества своих продуктов, сохранению и расширению клиентуры.

Л.А. Зубченко

96.03.032. МААРЕК Ж. ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ И БАНКОВСКИЙ КРИЗИС В ВЕДУЩИХ СТРАНАХ ЗАПАДА. MAAREK G. Déréglementation et cycle bancaire à l'étranger // Banque.— P , 1995 .— № 556 .— P. 48-51.

В статье французского специалиста рассматриваются причины и проявления банковского кризиса, разразившегося на рубеже 80- 90-х годов в странах Запада, а также пути выхода из него. Автор предостерегает от упрощенных ответов на вопросы о соотношении между дерегулированием финансовой сферы и уровнем рентабельности банков. Хотя в различных странах ОЭСР банковский кризис конца 80-х — начала 90-х годов проявлялся по-разному, он был связан с ухудшением общеэкономической ситуации в этих странах, а также с развитием за последние 10-15 лет так называемого "банковского цикла", который определяет следующую последовательность событий в банковской сфере: использование в банковском деле новейшей информационной технологии; распространение финансовых нововведений, позволяющих обходить действующие правила регулирования банковской деятельности; дерегулирование, т. е. смягчение или отмена регулирующих норм; усиление конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг; снижение банковской маржи; повышение уровня рисков; банковский кризис и его микроэкономические эффекты; выход из кризиса; разработка и принятие новых норм регулирования финансовой сферы

8 Зак 2116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.