Научная статья на тему '95. 02. 016. А. Л. Толстая (1884-1979)'

95. 02. 016. А. Л. Толстая (1884-1979) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛСТАЯ А Л
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 016. А. Л. Толстая (1884-1979)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018

МОСКВА 1995

Одной из первых она стала поддерживать А. Солженицына, написала о нем не одну статью еще до его изгнания из страны. Заслугу писателя она видит "в том, что он говорит нам о вечном новыми словами" и несет через все свои книги образ "внутренлей и независимой от тирании свободы", показывая и*путь к ней (статья "О правде и свободе Солженицына" // Русская мысль .— Париж, 1971 .— Перепечат.: Слово .— М., 1990 № 3 .— С. 82).

Отвечая на вопрос, поставленный в названии своей книги "Одна или две русские литературы?" (Женева, 1989), Шаховская говорит о том, что "эмиграции осуждены на умирание, и только посмертно то, чем они жили, то, для чего они жили, возвращается к истокам, не задержавшись навсегда в странах, где они были гостями... "(с. 62).

Список литературы

1. АЛЕШКОВСКИЙ П. "По своему опыту... " // Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.— М., 1991 .— С. 5-34.

2. БОГОСЛОВСКИЙ А. Н. Поэты русского зарубежья — соотечественникам // Человек.— М., 1993 .— № 3 .— С. 183-186.

3. БОНДАРЕНКО В. "Свет "серебряного века" // Слово,— М., 1991 .— № 4 .— С. 18-19.

4. Н. Р. (Резникова Н.) Ред.: "Уход" // Рубеж.— Харбин; Шанхай, 1934 № 48 .— С. 24.

5. П. И. Ред.: "Уход" // Новь .— Ревель, 1934 .— № 7 С. 106.

6. У-оя. Ред.: "Дорога" // Новь Ревель, 1935 .— № 8 С. 198.

7. ХОДАСЕВИЧ В. Ред.: "Уход" // Возрождение,— Париж, 1934 .— № 3403 .— 27 сент.

Т. Г. Петрова

95.02.016. А. Л. ТОЛСТАЯ (1884-1979).

Мемуарист, публицист, общественный деятель, Александра Львовна Толстая (18, VI. (I. VII) 1884, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 26.IX. 1979, Валли-коттедж, Рокланд Каунти (штат Нью-Йорк) США) — младшая дочь, последний, двенадцатый, ребенок Л. Н. Толстого. Под руководством лучших педагогов получила отличное домашнее образование, с десяти лет ее учили английскому, немецкому, французскому языкам, музыке, рисованию и т. п. С 16 лет она

стала работать для отца, переписывая на машинке его неразборчивые рукописи. К 19 годам сближение с отцом, который уже не мог без нее обходиться, любил вместе работать и гулять, подолгу беседовать, становится еще более полным. А. Толстая создала амбулаторию в Ясной Поляне, лечила больных, по утрам преподавала в местной школе. К концу жизни писателя у него установились особенно крепкие, дружеские, доверительные отношения с младшей дочерью, остававшейся в Ясной Поляне и взявшей на себя секретарские обязанности: она стенографировала, переписывала на машинке все, что он диктовал, отвечала на письма, но особенно дорога была Л. Толстому их духовная близость. В семейной драме Толстых, в этом конфликте А. Толстая полностью встала на сторону отца. Лишь многие годы спустя она пересмотрела свое отношение к матери, когда пришла к выводу о том, что в основе драмы лежала нервная болезнь Софии Андреевны. А. Толстая была единственной из близких посвящена в тайну "ухода", помогала в ночных сборах, знала о местопребывании отца, по его просьбе сразу приехала в Шамордино и оставалась с ним до трагического конца в Астапово 7(20 ноября) 1910 г. Первой книгой А. Толстой стала работа под названием "Об уходе и смерти Л. Н. Толстого" (Памятники жизни и творчества) (М., 1923).

По новому завещанию Л. Толстой оставил ей все права на свои произведения и просил, чтобы после его смерти она выкупила у матери и братьев Ясную Поляну и отдала ее крестьянам. В 1911 г. А. Толстая вместе с В. Г. Чертковым выпустила "Посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого" в 3-х томах и на гонорар выкупила яснополянскую землю. Воля отца была выполнена, спустя два года после его смерти крестьяне получили землю, и после Октябрьской революции, когда горели вокруг все имения, крестьяне защитили Ясную Поляну, не позволив ее поджечь.

А. Толстая признавалась в том, что самыми тяжелыми в ее совсем не простой жизни были годы после смерти отца, с которым только и было связано в ее жизни все серьезное и настоящее, и до объявления войны 1914 г. Она пошла на курсы сестер милосердия, сдала экзамены, получила направление на фронт. Там она присутствовала на операциях, обмывала ужасающие раны, ухаживала за умирающими и больными сыпным тифом; организовывала и крупные летучие санитарные отряды, и школы-столовые для детей беженцев. А. Толстая была награждена тремя Георгиевскими медалями за личное мужество и верность милосердию. В декабре 1917 г. она вернулась в Ясную Поляну, чтобы всю себя отдать делу увековечения памяти отца. А. Толстая создает и возглавляет "Общество изучения и распространения творений Л. Н. Толстого" (позднее перерегистрированное в Кооперативное товарищество) с целью подготовить и выпустить первое самое полное и

серьезное собрание сочинений Л. Толстого. Горячее участие в организации этого товарищества приняли А. Ф. Кони, акад. А. А. Шахматов, В. И. Срезневский, проф. А. Е. Грузинский, Т. И. Полнер, писатель

A. М. Хирьяков, брат Сергей Львович Толстой и др. В Румянцевском музее, где хранились все рукописи писателя до 1880 г., в неотапливав-шемся здании с лопающимися от мороза трубами, в шубах, валенках, вязаных перчатках разбирались, выверялись, систематизировались автографы писателя. В результате подвижнического труда был приведен в порядок и систематизирован архив, составлены описи, выверены и исправлены от ошибок переписчиков тексты. Многие произведения были проредактированы и подготовлены к печати. Все это было использовано в дальнейшем при подготовке фундаментального 90-томного Полного собрания сочинений Толстого, которое планировалось выпустить к 1928 г. — 100-летию со дня рождения писателя. Для осуществления этой задачи произошло объединение с редакционной группой

B. Г. Черткова, работавшей над редактированием произведений, написанных Л. Толстым после 1880 г. В брошюре "Л. Н. Толстой. Проспект юбилейного издания Госиздата" / М.-Л., 1929 / отмечалось, что выработка плана издания и общее руководство его редакционной стороной принадлежит редакционному комитету, в состав которого вошли А. Толстая, А. Е. Грузинский, Н. Н. Гусев, Н. К. Пиксанов, П. П. Са-кулин, М. А. Цявловский и К. С. Шохор-Троцкий, организованному в октябре 1925 г. В. Г. Чертковым (согласно воле Л. Толстого, главного редактора полного собрания его творений) и объединившему работу обоих коллективов.

В марте 1920 г. А. Толстая была арестована по делу подпольной политической организации "Тактический центр". И хотя в показаниях участников утверждалось, что она ничего не знала (лишь "ставила самовар") о содержании собраний, которые происходили в ее московской квартире (она разрешила собираться у себя своим знакомым по Земскому союзу), А. Толстая в августе 1920 г. была приговорена Верховным ревтрибуналом под председательством Н. Крыленко к трем годам заключения в лагере принудительных работ, устроенном в Московском Новоспасском монастыре. Она отбывает срок вместе с уголовными до амнистии 1921 г.

После выхода на свободу А. Толстая видит свою главную задачу в сохранении Ясной Поляны и превращении ее в заповедник, в культурно-просветительский центр, проникнутый толстовскими идеалами. Несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности, она исполняет обязанности хранителя Ясной Поляны, а с 1925 г. — директора Музея Толстого в Москве; хлопочет, облегчая участь арестованных друзей. Благодаря ее самоотверженному труду и неиссякаемой энергии начинает действовать реставрированный Дом-музей, Опытно-

показательная станция, Школа-памятник, проводятся экскурсии и читаются лекции, крестьянские дети не только получают образование, но и обучаются ремеслу. Но усиливающееся государственное вмешательство, препятствия, создаваемые необразованными местными руководителями, ужесточение политизации и антирелигиозной пропаганды в Ясной Поляне делают невозможным для А. Толстой, всегда стремившейся четко следовать религиозно-нравственным заповедям отца, исполнение ее насущных обязанностей. Она, которую саму пять раз арестовывали, сажали в лагерь, не в состоянии была помочь ни раскулачиваемым и высылаемым крестьянам, ни репрессированным представителям русской интеллигенции. А. Толстая, задыхаясь в атмосфере опускающегося "железного занавеса", мечтает о свободе. Она принимает приглашение своих японских друзей выступить с чтением лекций об отце. И, получив разрешение Наркомпроса, осенью 1929 г. А. Толстая вместе с подругой, О. П. Христианович, и ее дочерью покидает Россию, понимая, что, видимо, навсегда.

Этот послереволюционный период России и своей жизни в стране А. Толстая описала в книге, символически названной "Проблески во тьме" (Беркли, 1965; М., 1991). В рецензии на книгу В. Бровицын выделил два плана книги: "художественный, в котором проходят перед нами встреченные автором люди той эпохи, и план политический, в котором выступают уже тогда самые неприглядные и жестокие стороны большевистского режима" (Новый Журнал.— Н.-И., 1966 .— Кн. 84 .— С. 268). Рецензент отметил, что на повествовании А. Толстой несомненно сказывается литературное влияние Л. Толстого: везде она "старается найти проблески добра", "и в художественных описаниях, и в оценках эпохи со многих страниц книги передаются автором, иногда, наверное, подсознательно, мысли, настроения и взгляды отца" (там же).

Сначала в Японии, а затем (с 1931 г.) в США А. Толстая, выступая перед интеллигенцией и простыми людьми, использует любую возможность пропаганды взглядов Л. Толстого: она читает лекции о нем, о его жизни, "уходе", смерти, его произведениях и миропонимании, пишет воспоминания, статьи, из которых потом слагаются книги, не забывая при этом как живой свидетель рассказать и о национальной трагедии России. Следуя заповедям отца, А. Толстая стремилась жить просто, ближе к природе, вдали от городов, на фермах, занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Приезжавшая к ней Н. Н. Берберова, вспоминая известную фотографию дочери и ее великого отца, свидетельствовала: "Что-то еще оставалось в ней от той, в пенсне на цепочке, толстоносой, перетянутой широким поясом с огромной пряжкой" (Курсив мой // Вопр. лит.— М., 1988 .— № 11 .— С. 257).

И этот, "зарубежный", период жизни описан А. Толстой в ее очер-

ках "Волшебная страна Япония" (Нов. рус. слово.— 1974 .— 30 июня — 29 дек.) и "Первые шаги в Америке" (Там же, 1975 .— 5 янв.— 1 июня), вошедших в ее итоговую книгу "Дочь" (Канада, 1979; М., 1992), состоящую из четырех разделов и объединившую воспоминания и о России, и о своей жизни там после смерти Л. Толстого (ч. 1 — "Из прошлого. Кавказский и Западный фронт", ч. 2 — "Проблески во тьме ", ч. 3 — "Волшебная страна Япония", ч. 4 — "Первые шаги в Америке"). "Уезжала я... на несколько недель, читала иногда через день, иногда раза два в неделю — писала А. Толстая. — Постепенно узнавала американцев, бывала в их семьях, знакомилась с их детьми. Люди на Западе казались мне проще, сердечнее, чем на Востоке. Мне было с ними легко и свободно, и отношение ко мне, где бы я ни говорила, было прекрасное. Принимали сердечно, интересовались Россией, аудитории были всегда переполнены" (с. 435).

В апреле 1939 г. в жизни А. Толстой начался новый этап, связанный с организацией Толстовского фонда, занимающегося всеми русскими, нуждающимися в помощи. Первое организационное собрание было созвано в составе последнего русского посла Б. А. Бахметьева, С. В. Рахманинова, Б. В. Сергиевского, гр. С. В. Паниной, друга бывшего президента Гувера д-ра Колтона, проф. М. А. Ростовцева, присяжного поверенного Гревса, А. Толстой и ее подруги, бывшей сестры милосердия, затем подвергавшейся в советской России аресту и репрессиям за свои религиозные убеждения — Т. А. Шауфус, приехавшей в США в 1938 г. и остававшейся помощником А. Толстой до самого конца.

Возглавив Толстовский фонд, А. Толстая облегчала положение и русских беженцев послереволюционных лет, и своих соотечественников, по разным причинам не вернувшихся в Россию после окончания второй мировой войны. Н Берберова, переехав из Франции в США, вспоминала: "Первым человеком, которого хотелось увидеть и узнать, была А. Толстая. Она тогда стояла во главе учреждения, перевозившего за американский счет "перемещенных лиц" из Германии и других стран в США, устраивавшего их на работу — грамотных и неграмотных, академиков, грузчиков, изобретателей и студентов" (Вопр. лит., — М., 1988 .— № 11 .— С. 256). На полученной р подарок (купленной за символическую сумму) ферме, недалеко от Нью-Йорка, в Ро-кланд Каунти, были построены интернат для престарелых, больница для хронических больных, детский дом, церковь, библиотека. Филиалы были открыты в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Африке. Деятельность Фонда, встречи с А. Толстой отражены в воспоминаниях А. Опульского (Об Александре Львовне Толстой // Новый журнал — Н.-Й., 1980 .— № 140 С. 262-267), Е. Фокскрофт (Моя встреча с А.,Л. Толстой // Там же, 1980 .— № 138 .— С. 122-129),

статье редактора "Нового русского слова" А. Седых "Милая дочь и друг": 90-летие Александры Львовны Толстой (Там же, — 1974 .— № 115 .— С. 7-18). Слова, вынесенные в название статьи, были сказаны JI. Толстым за полгода до его смерти в письме от 22 апреля 1910 г. А. Седых свидетельствовал: "Говорили мы больше о жизни, о ее смысле, о вере в Бога и служении людям, — в этих словах ключ житейской философии Александры Львовны, которая всю жизнь старалась людям служить. И прежде всего, служить своему отцу" (с. 7). В своей ст?тье "О радости смерти" (Новый журнал. — Н.-И., 1975 .— № 121 .— С. 270-273) А. Толстая задает вопрос о том, кончается ли наша жизнь со смертью нашего телесного существования, и отвечает на него отрицательно: "Я верю, что душа бессмертна, что человек не умирает, а переходит в какую-то новую, неизвестную нам жизнь" (с. 270). Далее она признается, что до 2Ь лет жила жизнью отца и видела в этом главную цель жизни. "Потеряв отца, я не знала чем жить. После его смерти зияющая пустота. Все пропало! Разрушена была в доме капитальная стена! Все развалилось и негде, нечем было жить! И трудно было что-то создать..." (с. 271). Но А. Толстая всей своей жизнью, проникнутой идеалами Л. Толстого, создавала ему свой памятник. И главной книгой ее жизни является монография "Отец. Жизнь Льва Толстого", т. 1-2 (Н.-Й., 1953; М., 1989), в которой документы, письма, тексты писателя используются наряду с воспоминаниями и личными впечатлениями А. Толстой. В авторском предисловии она писала: "Я чувствовала, что была обязана написать об отце все, что я знаю и как я понимаю его, так как всем, что во мне есть хорошего, я обязана только ему" (с. 5). В этом многоголосном произведении рассказано о 82 годах земного пути писателя: "И человек этот, мой отец, был велик тем, что всю жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а поднимался и шел дальше. Эти основные черты его — смирение и скромность, недовольство собой и побуждали его всегда подниматься выше и выше" (с. 5). Книга имела большой успех и была переведена на многие иностранные языки. Мемуару".тика — главный жанр А. Толстой. Она сотрудничала с "Современными записками", "Новым журналом", "Возрождением". Пробуя себя в художественном творчестве, А. Толстая опубликовала часть своего романа "Предрассветный туман" (Новый журнал.— Н. — И., 1942 .— № 1-3). Главный герой — Дмитрий Ртищев — тип русского изгнанника; А. Толстая показывает трагизм его существования. Шесть лет жизни А. Толстой было отдано написанию исследования "История мирового беженства", которое она не собиралась печатать при своей жизни.

Откликнувшись на смерть А. Толстой, президент США Дж. Картер писал: "С ее смертью мы потеряли одну из последних человеческих связей с великим веком русской культуры" (Новый журнал.— Н.-Й., Йорк, 1979 .— № 137 .— С. 194).

Список литературы

1. БАГРАТИОН-МУХРАНСКИЙ Т. К. Некролог // Новый журнал.— Нью-Йорк, 1979 .— № 137 .— С. 189-193.

2. КРЫЖИЦКИЙ С. Дочь // Толстая А. Л. Дочь,— М, 1982 .— С. 24-29.

3. РОЗАНОВА С. А. Путь тернистый и мужественный // Толстая А. Л. Дочь,— М., 1992 .— С. 3-23.

4. ТОЛСТАЯ А. Л. Из воспоминаний // Современные записки.— Париж, 1931 .— № 45-47; 1932 .— № 48-50; 1933 № 51-52.

5. ТОЛСТАЯ А. Л. Отрывки из воспоминаний // Там же.— 1934 .— № 56; 1935 .— № 57, 59; — 1936 .— № 60, 62.

6. ТОЛСТАЯ А. Л. Лев Николаевич // Возрождение.— Париж, 1951 .— № 16 .— С. 80-87.

7. ТОЛСТАЯ А. Л. Отец всегда все понимал: Отр. воспоминаний // Там же,— 1960 .— № 107 .— С. 7-11.

Т. Г. Петрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.