Научная статья на тему '95. 02. 009. Воробей А. Л. Живая связь времен: очерк творчества Владимира Короткевича. Верабей А. Л. Жывая повязь часоу: нарыс творчасцi Уладзiмiра Караткевiча. - Мiнск: навука i тзхнiка, 1993. - 118 с'

95. 02. 009. Воробей А. Л. Живая связь времен: очерк творчества Владимира Короткевича. Верабей А. Л. Жывая повязь часоу: нарыс творчасцi Уладзiмiра Караткевiча. - Мiнск: навука i тзхнiка, 1993. - 118 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
250
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА -20 В / КОРОТКЕВИЧ В И
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 009. Воробей А. Л. Живая связь времен: очерк творчества Владимира Короткевича. Верабей А. Л. Жывая повязь часоу: нарыс творчасцi Уладзiмiра Караткевiча. - Мiнск: навука i тзхнiка, 1993. - 118 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018

МОСКВА 1995

дра III — ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) .

Лишь в последние годы иноязычные произведения М. Цветаевой стали появляться в исследовательских работах как в России, так и на Западе. Но настоящее изучение переводческого наследия Цветаевой, ее мастерства и своеобразия как переводчика еще впереди.

Б. П. Иванов

Белорусская литература

95.02.009. ВОРОБЕЙ А. Л. ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН: Очерк творчества Владимира Короткевича.

ВЕРАБЕИ А. Л. Жывая повязь часоу: Нарыс творчасщ Уладз1м1ра Караткев1ча.— Мшск: Навука i тэхшка, 1993 .— 118 с.

В монографии прослеживается творческая эволюция В. Короткевича (род. в 1930 г.), характеризуются проблематика и жанрово-стиле-вое своеобразие его произведений. Подчеркивается, что В. Короткевич является одним из наиболее талантливых и ярких представителей того поколения белорусских писателей, которое пришло в литературу после 1956 г.

В главе "Под парусом поэзии" характеризуется поэтическое творчество писателя. Отмечается, что поэзии В. Короткевича — особенно его книгам "Душа матери" ( "Матчына душа", 1958) и "Вечерние паруса" ("Вячэршя ветразГ', 1960) — присущи такие черты, как романтическая окрыленность и гражданская страстность, смелая образность и глубина содержания, патриотическое звучание и гуманистическая направленность, интеллектуальность и философичность, органичная связь с книжной литературной традицией и национальным фольклором. Заметных успехов достиг поэт в разработке жанра баллады ("Баллада о смертниках", "Баллада о Неизвестном Первом", Баллада о тридцать первом серебренике" и др.). Автор монографии считает, что именно баллада как "небольшое сюжетное стихотворное произведение, в котором сочетаются лирическое, эпическое и драматическое отражения действительности и которое основывается преимущественно на историческом или легендарном материале", явилась важной предпосылкой того, что В. Короткевич, который начинал как поэт, в 60-е годы и позднее все чаще стал обращаться к прозе, хотя лирические, эпические и драматические тенденции всегда органически взаимодействуют во всем его творчестве — в поэзии, прозе, драматургии.

В. Короткевич часто обращается к свободному стиху, к неожиданным гиперболам, сравнениям, смелым, хотя иногда и экстравагант-

ным, но интересным и оригинальным образам. Творчески усвоив историю и фольклор, достижения мировой культуры, поэт выявляет характерные черты своего тревожного и неспокойного времени, затрагивает важные проблемы современности. В работе подчеркивается, что очень сильно и выразительно прозвучали его стихотворения конца 80-х годов — "Поэт", "Был. Есть. Буду" и др., где художник высказал свое поэтическое кредо, мысль о самоотверженном служении художника родной земле, о собственной сопричастности к судьбе народной, о бессмертии настоящего искусства.

В главе "Гармония красоты и правды" рассматривается проза В. Короткевича. В книге проводится мысль, что приход в белорусскую литературу такого оригинального писателя, как В. Короткевич, был закономерен и обусловлен как процессом развития самой литературы, так и уровнем общественной и духовной жизни той эпохи, которая его родила. Писатель развил на новом историческом этапе традиции зачинателей новой белорусской литературы — Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, М. Горецкого, которые в начале XX в., а несколько позже К. Чорный, Я. Дыла, Б. Микулич и другие, остро почувствовали, что литература не может полнокровно развиваться, не освоив прошлого своего народа. Исследователь отмечает, что на этом пути В. Короткевич, по существу, является основоположником белорусской исторической романистики.

Писатель не копировал с научной достоверностью исторические события и факты. Высказывая определенную склонность к беллетризации, он создавал художественную историю родной земли. История для него была интересна в том плане, какое влияние она оказывала на духовную жизнь народа, на его общественное сознание. Показательна в этом отношении уже его первая повесть — "Седая легенда" ("С1вая легенда", 1961), в которой В. Короткевич "с надлежащей мерой романтической идеализации" отразил события в Белоруссии конца XVIII в., показал процесс пробуждения национального сознания белорусского народа, стремился определить его национальный характер.

На волне тех перемен, которые произошли в общественно-политической и культурной жизни страны после XX съезда КПСС, возник роман "Нельзя забыть", произведение социально-психологическое, основные события которого происходят в 50-е годы (преимущественно в Москве в среде творческой интеллигенции). Писатель в этом произведении создал достаточно правдивые картины из жизни страны периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени, затронул события о восстании 1863-1864 гг. на территории Белоруссии и Литвы.

В середине 60-х годов В. Короткевич создал одно из значительных своих произведений — роман "Колосья под серпом твоим", где вновь

обратился к одному из критических моментов в истории белорусского народа — восстанию 1863-1864 гг. И хотя действие первых книг романа писатель довел лишь до 1861 г., он сумел передать общественную атмосферу в Белоруссии накануне восстания и определить его движущие силы. Писатель показал, что "это восстание было и дворянским, и одновременно крестьянским".

Роман "Колосья под серпом твоим" — произведение многоплановое и масштабное. В нем действуют как реальные исторические персонажи, так и рожденные фантазией автора. С документальной правдивостью нарисованы писателем конкретные исторические личности (К. Калиновский, С. Монюшко, Т. Шевченко и др.). Творческой удачей писателя стал и вымышленный образ главного героя — Алеся Загорского, несколько романтизированный, но в то же время достаточно правдивый образ дворянского революционера-демократа.

Автор монографии определяет "Колосья под серпом твоим" не только как историко-революционный или социально-исторический роман, но и как "роман о жизни, роман философский". Подчеркивается, что эта книга не только о кануне восстания 1863-1864 гг., но и очень современное произведение, где события прошлого осмысливаются с позиций сегодняшнего дня.

Повесть "Оружие" характеризуется как гневная, обличительная сатира на государственно-крепостнический строй России 50-х годов прошлого века, где писатель затронул серьезные социальные проблемы. Эта повесть тематически связана с романом "Колосья под серпом твоим" . Однако автор, как и сам писатель, считает ее не продолжением романа, а ее ответствлением.

Роман "Христос приземлился в Городне" исследователь определяет как философско-историческое произведение, роман-притчу, широкое эпическое повествование о жизни в Белоруссии в XVI в., наполненное горькой иронией, драматизмом и одновременно юмором, оптимизмом. Роман занимает в белорусской литературе особое место. Если же находить ему аналогии в мировой литературе, то по идейно-художествен-ным особенностям его можно — хотя и очень условно — соотнести с "Гаргантюа и Пантагрюэлем" Ф. Рабле, "Легендой об Уленшпигеле" Ш. де Костера, "Кола Брюньоном" Р. Роллана. Во многом близка роману "легенда" (по жанровому определению В. Короткевича) "Ладья Отчаянья". Писателя здесь также привлекла ренессансная полнота жизни. Как и в романе, в повести-"легенде" также восславляется личность, освобожденная из пут средневековья. Писатель показал раскрепощение человеческого духа и тела, осудил и высмеял все косное и отживающее, убедительно показал, что и на белорусской национальной почве есть фигуры типа Пантагрюэля, Тиля Уленшпигеля или Кола Брюньона.

Особой популярностью у читателя пользуется повесть "Дикая охота короля Стаха". Автор монографии склонен думать, что в этом "историческом детективе" широкую читательскую аудиторию привлекают не только и не столько занимательность фабулы и напряженность сюжета, сколько высокая одухотворенность и гуманистический пафос произведения. (В популяризации повести большую роль сыграла и ее талантливая экранизация.)

Значение этого произведения, думается, и в том, что в отличие от "чистого детектива" писатель стремился исследовать и показать белорусское общество 80-х годов XIX в. не только в его противоречиях, но и в его национальном, культурном и историческом своеобразии.

A. Воробей подчеркивает, что В. Короткевич является одним из тех белорусских писателей, которые остро почувствовали необходимость идейно-тематического и стилевого обновления современной белорусской литературы. Писатель стал активно обращаться к национальному художественному опыту, а также к опыту высокоразвитых литератур мира. Вместе с тем он творчески использовал достижения своих предшественников, сохраняя самобытность и оригинальность в решении творческих проблем.

Один из главных и постоянных идейно-эстетических принципов творчества В. Короткевича — идея о живой связи прошлого, настоящего и будущего — выразительно проводится и в романе "Черный замок Ольшанский". Этим романом писатель вновь утверждает, что "все в жизни взаимосвязано и от каждого может зависеть многое". И здесь им использованы приемы детективного жанра, но при изображении современности и недавнего прошлого превалирует реалистическая тенденция.

B. Короткевич — также писатель с четко выявленным лирико-ро-мантическим талантом, что особенно ярко проявилось в его рассказах "Голубизна и золото дня", "Синяя-синяя", "Книгоноши". В рассказах "Багряный щит", "Золотой бог", в повести "Чозения" писатель показывал, что "необычайное, красивое в жизни надо просто почувствовать и увидеть. Ради красоты, счастья и совершенства необходимо идти через потери и страдания. За счастье и любовь, как и за жизнь, надо бороться".

Положительные герои произведений В. Короткевича несколько "романтически односторонни", однако именно их духовное богатство и красота, моральная чистота и безупречность привлекают и волнуют читателя. Этим своим качеством творчество В. Короткевича созвучно произведениям К. Паустовского.

Мир произведений В. Короткевича не лишен идиллии, но нередко он и драматичен (рассказы "Листья каштанов", "Были у меня медведи" и др.).

Глава "Трагизм и величие истории" посвящена характеристике драматургии В. Короткевича. Говоря о драме "Кастусь Калиновский", автор отмечает, что она явилась своеобразным продолжением романа "Колосья под серпом твоим": если в романе описаны события накануне восстания 1863-1864 гг., то в драме показано само восстание. Как и в романе, в драме достаточно точно отражены сложность и противоречивость восстания, а руководитель его — Калиновский обрисован как непримиримый враг самодержания и патриот родного края. Отмечается, что драматург в целом правдиво раскрыл характер и движущие силы восстания. Однако некоторые места драмы являются несколько поверхностными. Мелодраматическими получились отдельные любовные сцены. Порой бытовая приземленность противоречит общему, величественному и героическому звучанию пьесы. Иной раз диалоги растянуты, и тогда теряется острота сюжета, исчезают напряженность и динамизм действия.

Лучшими, по мнению автора исследования, являются те места драмы, где столкновение крестьян с правительственными войсками показывается как карнавал, народный танец, когда, словно в классических трагедиях, звучат голоса фантастических действующих лиц, заклинания и пророчества юродивого.

Как героическую трагедию романтического плана автор определяет драму "Колокола Витебска", в которой В. Короткевич обратился к событиям Витебского восстания 1623 г. В этой пьесе В. Короткевич стремился быть исторически правдивым при воссоздании событий далекого прошлого. Главное действующее лицо — Иосафат Кунце-вич обрисован как фанатический деспот, жестокая личность. Кунцевич принудительно насаждал в регионе унию, поэтому почувствовал сильный отпор православных в Вильно, Могилеве, Орше, Полоцке. Однако В. Короткевич показал Кунцевича не только как религиозного фанатика и убийцу, но и как жертву той самой догмы, которой он служил.

Другие персонажи выступают горячими поборниками и защитниками родного языка, культуры, веры. И хотя восстание было подавлено, драматург утверждает в финале драмы, что нельзя убить народ, нельзя отобрать у него память.

В 1982 г. была создана драма "Колыбель четырех волшебниц" (приуроченная к 100-летию со дня рождения Я. Купалы) — социаль-но-философское романтическое произведение о детских и юношеских годах белорусского песняра. Драма проникнута предчувствием будущих социальных перемен. В ней выявлены и отголоски идей восстания 1863-1864 гг. В Короткевич стремился показать не только процесс вызревания таланта Я. Купалы — отражая жизнь поэта, он хотел осмыслить вообще многие вопросы человеческого бытия.

О многогранности таланта В. Короткевича свидетельствуют его эссе о Ф. Скорине, Т. Шевченко, Лесе Украинке, М. Шолохове, Я. Брыле, эссе, написанные к 1000-летию Витебска и Турова, посвященные Полесью. Как своеобразную художественную энциклопедию Белоруссии автор монографии определяет публицистическую книгу "Земля под белыми крыльями".

В заключении отмечается "поистине великая роль творчества В. Короткевича в духовной жизни белорусского народа, в развитии белорусского искусства, культуры и литературы" (с. 15).

И. П. Чигрин Реферат представлен ОНИОН АН Беларуси

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.