Научная статья на тему '95. 01. 031. Дьяков H. H. Марокко: история, культура, религия/ Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 1993. -180 С. - библиогр. : С. 173-174'

95. 01. 031. Дьяков H. H. Марокко: история, культура, религия/ Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 1993. -180 С. - библиогр. : С. 173-174 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
627
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ - МАРОККО / МАРОККО -ИСТОРИЯ / МУЛАЙ ИСМАИЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 031. Дьяков H. H. Марокко: история, культура, религия/ Санкт-Петербург. Гос. Ун-т. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. Ун-та, 1993. -180 С. - библиогр. : С. 173-174»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045

МОСКВА 1995

(например, предлагать ту или иную политическую систему). Не следует, по мнению автора, заставлять африканцев искусственно ускорять проведение политических преобразований, что может только подорвать трудный и затяжной процесс движения к демократическому обществу. Не следует во имя "политических и экономических свобод" отказывать африканским государствам в "свободном выборе той политической и экономической системы, которая по их убеждению лучше всего отвечает их индивидуальным особенностям и нуждам" (с. 285).

Б.С.Тупов

95.01.031. ДЬЯКОВ Н.Н. МАРОККО: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ/ Санкт-Петербург, гос. ун-т. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1993. * 180 с. - Библиогр.: с.173-174.

Монография Н.Н.Дьякова посвящена одному из государств арабского Магриба - Марокко, которое, находясь на крайнем северо-западе Африканского континента, с древнейших времен являлось важным перекрестком взаимодействия европейской, ближневосточной и африканской цивилизаций. В книге рассказывается о природных и историко-культурных зонах страны, об основных этапах политической и религиозной истории доколониального Марокко, традиционно считавшегося на Востоке атлантическим аванпостом мира ислама. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

И в глубокой древности, и в античные времена эта страна ассоциировалась с самым краем света, последним пределом Ойкумены - мира всех живущих. Сменялись эпохи и царства, менялось и название этого края: Мавретания (страна Мавров), Тингитана (от античного названня Танжера - Тингис), Варварийский берег, Берберия. С приходом арабов всем североафриканским землям к западу от долины Нила было дано название аль-Магриб, т.е. "страна, где заходит солнце", или "запад". В зависимости от удаления этих территорий от главных исторических центров арабского

машрика, т.е. востока, страны делились на аль-Магриб аль Адна -Ближний Магриб; аль Магриб аль -Мутавассит • Средний Магриб и аль-Магриб аль-Акса, или Дальний Магриб, приходящийся на Марокко. На рубеже УНМХ вв., вслед за основанием в 789 г. первой столицы мусульманского Марокко г.Феса, страна стала называться Фесским королевством. Новая столица Марракеш (основана в 1070 г.) дала стране новое название. Именно так на востоке и сегодня называют Марокко - Марракеш. Это же название в искаженной европейцами форме (исп. Марруэкос, франц. Ле Марок, англ. Марокко) закрепилось впоследствии на географических картах. Оно же получило распространение и в русском языке, вероятнее всего, отмечает автор, через немецкую форму Марокко. Близкое знакомство россиян с Марокко началось в прошлом столетии благодаря путешествиям выдающихся деятелей российской культуры.

Истоки современной европейской литературы о странах Северной Африки восходят к вышедшему в Венеции в 1550 г. знаменитому сочинению-Льва Африканского (Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л., 1983) - марокканца, захваченного корсарами и подаренного затем папе Льву X Медичи. По мнению одного из крупнейших российских африканистов Д.А.Льдерогге, этот трактат об Африке вплоть до начала XIX в. оставался основным источником сведений об Африканском континенте для европейцев.

Бурное развитие востоковедных штудий в университетах Европы на рубеже XIX - XX вв. не могло не сказаться и на общем уровне знаний о Дальнем Магрибе - Марокко. Начало его систематического изучения приоткрыло миру многие тайны этой страны, с которой европейцев связывали тысячелетия соседства, а подчас и весьма драматического противостояния. Исследования уникальных социальных структур и институтов марокканцев дало современной науке замечательные открытия в области социологии традиционных обществ, Этнической и религиозной истории, межцивилизационных процессов, развивавшихся на этом перекрестке культур Ближнего Востока, Африки и Европы.

27-325

Глубокий отпечаток на весь этнокультурный облик края наложили контакты с великими цивилизациями древности -Египтом и Финикией, античной культурой эллинов и римлян, а также с населением Иберийского полуострова.

Впервые испытав на себе в конце VII в. воздействие рожденной в далекой Аравии новой религиозно-политической системы, привнесенной последователями Пророка Мухаммеда, Марокко затем становится западным форпостом исламского мира.

Европейский Ренессанс и Великие географические открытия определили новую историческую ситуацию вокруг Марокко. Последние крестовые походы и экспансия христиан на побережья Магриба вызвали волну джихада, в которой не только духовная, но и военно-политическая инициатива оказались в руках местных харизматических вождей - марабутов и шерифов. Родившиеся в их среде на закате средневековья воинственные локальные династии не смогли устоять перед набиравшими силу саадийскими и алауитскими шерифами, чьи империи, по сути, заложили основу новой марокканской государственности.

Объединителем Марокко и основателем алауитской державы стал Мулай Исмаил, с именем которого историки единодушно связывают наиболее яркую страницу в политической и культурной истории Марокко.

Мулай Исмаил взошел на престол в 1672 г., когла ему было 26 лет. Едва вступив на престол, новый султан сталкивается с целым рядом сложных политических проблем. На юге его власть оспаривал племянник Ахмед бек Махраз. В горах Среднего Атласа продолжались выступления марабутов. На равнинах внутреннего Марокко грозили новым взрывом местные арабские' племена. Главные порты побережья - Мелилья, Ссуга, Танжер, Лараш, аль-Мамора, Мазаган оставались в руках "неверных". Весьма напряженной была обстановка на границе с Алжиром. В связи с этим Мулай Исмаил приступил к созданию хорошо организованной,

сильной армии, с помощью которой ему удалось "огнем и мечом" объединить Марокко. Процесс объединения требовал самых решительных действий, в том числе и против собственных детей. Так, в 1700 г. Мулай Исмаил передал власть в некоторых областях четырем своим сыновьям, тут же выступившим против отца. Захватив глапного мятежника Мулай аль-Алима, Исмаил покарал его со всей строгостью, велев палачу отрубить сыну руку и ногу.

Значительных усилий потребовало от султана и установление равноправных политических связей с европейскими державами. "В 1681 г. марокканцы вернули аль-Мамору, а в 1684 г. после пятилетней осады освобождают от англичан Танжер. В 1689 г. Мулай Исмаил изгоняет испанцев из Лараша и в 1691 г. - из Арсилы. В то же время, несмотря на упорную блокаду, он так и не смог взять оставшиеся в руках испанцев Сеуту и Мелалью, а также португальский Мазаган" (с. 161).

Особое место во внешней политике Мулай Исмаила занимали связи с Францией, к короЛю которой Людовику XIV он испытывал нескрываемую симпатию. Союз с Францией рассматривался как средство ослабления угрозы, шедшей со стороны стары* противников Марокко - Испании и Португалии, а также весьма пристально следившей за марокканскими делами Англии. Желая укрепить и расширить двусторонние отношения с Францией, Мулай Исмаил обратился даже в сентябре 1681 г. к Людовику с предложением принять ислам.

В работе приводится множество характеристик современников Мулай Исмаила, в большинстве которых он выглядит страстным верующим, неутомимым воином, искусным правителем. Мулай Исмаил внес немалый вклад в историю культуры Марокко. За почти 57 лет своего правления он построил и восстановил множество медресе и мечетей. Останавливается автор и на личной жизни Мулай Исмаила. Так, в книге говорится, что молва приписывает Мулай Исмаилу обладание гаремом в 500 наложниц, представляющих самые 27*

разные национальности Востока, Африки и Европы. Мулай Исмаил, пишет автор, проводил долгие часы в беседе с учеными и богословами и прославился как покровитель науки и искусства. Умер он в возрасте 80 лет в 1727 г. На могиле его вырос величественный мавзолей, ставший усыпальницей и для других алауитских султанов. Каждый год тысячи верующих приходят к этому мавзолею, особенно в дни празднования Мулуда - дня рождения Пророка.

Кончина Мулай Исмаила, подчеркивается в работе, стала сигналом дли начала усобиц, вспыхнувших во всех концах страны. Борьба за власть продолжалась при правлении его трех сыновей. Только при внуке Мулай Исмаила Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (годы правления 1757-1790) в стране был наведен порядок: ему удалось не только покончить с внутренними волнениями, но и укрепить международный престиж страны взятием в 1768 г. Мазагана и расширением всесторонних контактов с державами Европы , в том числе и с Россией.

Переход марокканского престола к алауитским шерифам, делается вывод в реферируемом исследовании, определил ход политической, и религиозной истории страны на последующие три столетия.

"В этой части Магриба утвердился уникальный в своем роде образец мусульманской теократии, в котором, как в зеркале, отразилась вся гамма религиозных и общественно-культурных течений в странах Северной Африки" (с.166).

Существенной особенностью новой монархии был глубоко присущий ей оттенок народного мистического ислама, имевшего широкое распространение в арабском Магрибе. Социальную жизнь марокканцев на всех ее уровнях пронизывало влияние местных харизматических духовных вождей, представлявших как высшую мусульманскую аристократию - шерифов, так и многочисленные марабутские братства, показавшие свою политическую значимость в годы сопротивления европейской экспансии.

Борьба европейских держав за "марокканский пирог" на рубеже Х1Х-ХХ вв. закончилась подписанием в 1912 г. договора с Францией о протекторате.

Б.С.Тупов

Страны Северной Америки

95.01.032. НОСКОВ В.В. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США, 1901-1913 / Отв. ред. Фурсенко А.А.; РАН. Ин-т рос. истории. - СПб., 1993. - 478 с.

В книге дается анализ "бюрократической" истории внешней политики США в начальный период становления их современной государственности. Автор сосредоточивает внимание исключительно на роли государственных органов власти президента, госдепартамента, военного, морского и торгового министерств, конгресса, на межведомственном соперничестве, а также взаимодействии исполнительной и законодательной властей. Изучаемый период охватывает время пребывания у власти республиканских администраций Т.Рузвельта и У .Тафта. Монография состоит иэ введения, трех глав и послесловия.

Первое президентство Т.Рузвельта характеризовалось наличием у президента заранее разработанной детальной внешнеполитической программы. После прихода к власти он решился на смелые импровизации по использованию возможностей, предоставляемых существовавшей государственной системой. Важнейшее для президента направление внешней политики было отдано под контроль военного ведомства, при этом госдепартамент отодвинулся на второй план. Происходило общее усиление роли военных, благодаря чему, в частности, активно проявилась такая внеконституционная структура, как генеральный совет флота. Предпринимались серьезные меры по совершенствованию госаппарата в стремлении сделать его более способным для осуществления внешнеполитических задач, стоящих перед страной. Дополняло картину широкое использование средств "личной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.