Научная статья на тему '95. 01. 015. Черноморец А. Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации- М. , 1993. - 140 с'

95. 01. 015. Черноморец А. Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации- М. , 1993. - 140 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ -В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 015. Черноморец А. Е. Право собственности в сельском хозяйстве Российской Федерации- М. , 1993. - 140 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕЗЗДЕМНЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1

издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.01.001-95.01.038

МОСКВА 1995

59

95.01.015

ются имя гражданина и наименование юридического лица, авторство произведения, честь и достоинство гражданина и организации и т. п. Особое внимание автор уделяет защите чести и достоинства гражданина.

Н. В. Крысанова

95.01.015. ЧЕРНОМОРЕЦ А. Е. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — М, 1993 — 140 с.

В книге анализируются преобразования отношений собственности на селе как основы аграрной реформы в Российской Федерации при переходе к рыночной экономике Особое внимание уделяется собственнической правосубъектности граждан и юридических лиц как участ-ников предпринимательской хозяйственной деятельности, функционирующей на базе частной собственности. Исследуются особенности приватизации государственного и муниципального имущества в сельском хозяйстве, формируются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения собственности. Книга состоит из введения и четырех глав.

В осуществлении аграрной реформы важную роль сыграли законы Российской Федерации "О земельной реформе", "О социальном развитии села", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельный кодекс РФ; указ Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы". Особенную важность приобрело постановление правительства РФ "О дополнительных мерах по стабилизации агропромышленного производства в 1993 году". В нем разработан комплекс мер по государственному регулированию развития аграрной реформы и совершенствованию хозяйственного механизма в агропромышленном комплексе; по стимулированию и государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и по внешнеэкономическим связям.

Ключевой вопрос всех происходящих в настоящее время перемен в аграрном секторе — коренное преобразование отношений собственности, признание равноправия различных видов и форм собственности на средства производства, преодоление отчуждения работников сельского хозяйства от собственности и обеспечение на этой основе развития различных организационно-правовых форм хозяйствования. В этой связи автор указывает на необходимость внесения изменений в законодательство путем признания в качестве предприятий колхозов и других сельскохозяйственных производственных кооперативов, а также иных коллективных предприятий и крестьянских хозяйств Автором ставится также вопрос о необходимости разработки и приня-

тия самостоятельного закона Российской Федерации "О сельскохозяйственной кооперации". Отсутствие законодательного урегулирования организации и деятельности сельскохозяйственных кооператоров сдерживает, подчеркивает автор, процесс их развития.

Согласно ст. 3 Земельного кодекса 1991 г. (ЗК РФ) собственниками земли выступают: государство в лице Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. При этом автор подчеркивает, что ст. 11 ЗК РФ установлен особый правовой режим распоряжения частной земельной собственностью, который в известной степени ограничивает права земельного собственника в пользу общества в целом. Следует также учитывать, что не во всех бывших союзных республиках установлено право частной собственности на землю.

Согласно ст. 10 и 11 закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст. 61 ЗК РФ собственником земельного участка или его пожизненным наследуемым владельцем при создании крестьянского хозяйства становится не само это хозяйство как юридическое лицо или не все его члены (общая собственность), а лишь один из членов семьи (глава крестьянского хозяйства). Подчеркивается, что норма Закона о закреплении земли за его главой ущемляет земельные права других его членов и делает эту правовую норму менее устойчивой, чем, например, семейные крестьянские хозяйства.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ колхозы, если в них не введена собственность на землю, по решению общего собрания членов колхоза имеют право владеть земельными участками на праве бессрочного (постоянного) пользования. При этом земельные доли(паи) членам колхоза до их выхода из колхоза для создания самостоятельных крестьянских хозяйств не выделяются.

Проанализировав положения ЗК РФ и Рекомендаций по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, автор приходит к выводу о том, что "по своей правовой природе земельную долю (пай) члена колхоза или работника совхоза нельзя отождествлять с самим правом собственности на приходящийся в счет это доли конкретный земельный участок. Речь в данном случае идет об обязательственных, а не вещных правах" (с. 26). Таким образом, юридическая природа отношений владельцев паев с колхозом или совхозом, складывающихся внутри хозяйства, раскрывается через категорию обязательственных имущественных правоотношений.

В книге особое внимание уделено праву частной собственности граждан в сельском хозяйстве. Согласно ст. \ Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" хозяйство признается самосто-

61

95 01 015

ятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Вместе с тем в юридической литературе высказаны резко отрицательные суждения относительно наделения крестьянских хозяйств правами юридического лица. Автор книги останавливается на вопросе о наследовании земель и имущества в хозяйстве. Здесь имеет существенное значение форма наследования, будет ли оно осуществляться в традиционных гражданско-правовых формах по закону и по завещанию или в особой, специально предусмотренной для данного случая форме. Наследование земли, считает автор, должно быть только открытым, и в нем должна проявляться воля не только наследодателя, но и всех остальных членов хозяйства "А это уже особая форма завещания и наследования, отличная от того наследования, которое регулируется ГК РСФСР" (с. 37).

В условиях перехода к рынку позиции государственной собственности в сельском хозяйстве оказались потесненными развитием частной собственности граждан и юридических лиц, хотя проблемы преодоления монополизации в этой отрасли дают о себе знать и сегодня, что, "в частности, находит отражение и в том глубоком экономическом кризисе, который переживает сегодня экономика села" (с. 48). В настоящее время в сельском хозяйстве характерными являются происходящие процессы разгосударствления и приватизации. Причем закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" закрепил безвозмездную приватизацию имущества совхозов. Совхозы перестали быть государственными предприятиями. Совхозы являются собственниками производимой ими продукции, средств производства и другого имущества, необходимого для осуществления их деятельности, точно так же, как это установлено и в отношении колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений.

В то же время коллектив совхоза вправе принять решение о сохранении прежней формы хозяйствования, одновременно отказываясь от права собственности на имущество. В таких случаях на совхозы распространяется статус государственного предприятия. Отмечается также, что не на все государственные сельскохозяйственные предприятия распространяется приватизация. Речь идет о племенных и конных

заводах, селекционно-гибридных центрах, государственных семенных инспекциях и лабораториях и т. п., относящихся к федеральной собственности.

Разгосударствление и приватизация сельскохозяйственных государственных предприятий могут осуществляться в форме: преобразования государственного сельскохозяйственного предприятия в арендное предприятие, коллективное, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество либо сельскохозяйственный кооператив; приобретения гражданами и созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (паев) в акционерных обществах, хозяйственных обществах или товариществах; выкупа госимущества, сданного в аренду арендным предприятием или другим арендатором, являющимся юридическим или физическим лицом; продажи предприятий по конкурсу или на аукционе.

Далее автор подробно останавливается на исторической ретроспективе собственнической правосубъектности. Он приводит точки зрения известных ученых на трактовку меновой концепции и теории социальных функций. Понятие "собственническая правосубъектность" в самом широком смысле означает возможность граждан быть субъектами права собственности. Анализируя специальную земельную собственническую правосубъектность, автор, опираясь на действующие законы, делает вывод о том, что "Конституция РФ отстает от жизни, практики развития аграрных отношений и нуждается в совершенствовании, точнее, требуется неотлагательное принятие новой Конституции России" (с. 73). При этом делается еще один важный вывод: для полного объема специальной правосубъектности недостаточно быть правоспособным, лицо должно быть и дееспособным. Более того, в отдельных случаях закон выдвигает дополнительные условия признания гражданина субъектом права.

Основами гражданского законодательства 1991 г. установлено, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Такая конструкция позволяет автору книги сделать вывод, что деление имущества на средства производства и предметы потребления утрачивает правовое значение. Основополагающим делением он считает деление имущества на движимое и недвижимое, что закреплено в п. 2 ст. 4 Основ. К недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно с ними связано, как-то: здания, сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения. С делением имущества на движимое и недвижимое связываются важные правовые последствия: такие как "необходимость введения специальной регистрации, недвижимого имущества, установления различного порядка приобретения прав

63

95.01.016

собственности, узаконения вещных сделок, установления режима наследования и налогообложения" (с. 128).

В заключение автор предлагает ускорить разработку и принятие новой Конституции и ряда новых законов, а также Гражданского кодекса РФ.

Н. В. Крысанова

95.01.016. ШЕРСТОБИТОВ А. Е. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993 .— 144 с.— Библиогр. в конце глав.

Глубокие изменения отношений собственности, появление новых субъектов хозяйствования, основанных на различных формах собственности, расширение прав и ответственности предприятий и граждан в условиях рынка, перемены в методах государственного регулирования рыночных отношений, связанных прежде всего с отказом государства от прямого участия в хозяйственной деятельности, требуют новых подходов к правовому регулированию товарно-денежных отношений, "повышают значение и роль гражданского права в обеспечении оптимального регулирования экономических процессов, складывающихся на рынке" (с. 3). В современных условиях необходимо, подчеркивает автор, осуществлять повышенную охрану прав граждан, а не отказываться от гражданско-правовых инструментов регулирования, как предлагают это сделать ряд ученых-юристов.

В мировой практике выработан комплекс фундаментальных прав потребителей, включающий: право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на информацию, право на качество, право на возмещение причиненного потребителю ущерба, право на защиту экономических интересов потребителя, право на его судебную защит^, право на объединение в общественные организации для защиты своих интересов и др. Принятие в 1985 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которой были утверждены "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", закрепившие вышеперечисленные права потребителей, потребовало разработки правовых механизмов, регламентирующих особенности взаимоотношений граждан с производителями товаров и услуг, а также продавцами на потребительском рынке.

Немаловажную роль в различных формах удовлетворения потребностей граждан играет новейшее законодательство, изменившее представление об отношениях собственности, предоставившее широкие права основному производственному звену, открывшее путь для хозяйственной активности граждан. И поэтому, подчеркивает автор, наиболее важными представляются следующие формы удовлетворения потребностей граждан: а) собственность граждан; б) сфера обслужива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.