РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 1
индекс серии 1.4
рефераты 97.02.001 -97.02.,062
МОСКВА 1997
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
97.02.023-030. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАН. Ин-т государства и права; Отв. ред. Иконицкая И.А. - М., 1996. - 132 с. (Сводный реферат)
Земельная реформа - важнейшая часть экономической реформы, проводимой в настоящее время и имеющей своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из основных направлений земельной реформы является установление права частной собственности на землю. В то же время законы, на основании которых начиналась земельная реформа, устарели, а новый Земельный кодекс РФ и ряд законодательных актов находятся лишь в стадии разработки, поэтому системного законодательства в сельском хозяйстве не существует. В этой связи в сборнике основное внимание уделено предложениям совершенствования законодательства и практики его применения.
97.02.023. БЕЛЯЕВА З.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. - С. 5-18.
Приватизация - это передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации имущества.
Приватизация земли как природного ресурса, особого объекта права собственности осуществляется на оснрое специальных нормативных актов, регулирующих проведение земельной и аграрной реформ. Особенность правового регулирования приватизации земельного фонда определяется целевым назначением земельных участков, передаваемых в частную собственность.
Автор классифицирует правовые нормы о приватизации земельных участков по следующим группам: 1) о приватизации земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий; 2) о приватизации земель, предоставляемых гражданами для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства; 3) о приватизации земель, предоставляемых фермерским хозяйствам; 4) о продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Каждая из групп имеет свои отличительные характеристики.
В статье рассматриваются особенности правового регулирования приватизации земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Закон о земельной реформе и Земельный кодекс РСФСР установили юридическое право на приватизацию земель сельскохозяйственных предприятий. Фактически приватизация земель началась во взаимосвязи с реорганизацией предприятий в другие формы хозяйствования (хозяйственные товарищества, общества) и созданием работниками этих предприятий крестьянских (фермерских) хозяйств. Поэтому юридическую базу приватизации составляют, кроме земельного законодательтства, правовые акты, регулирующие процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий: Указы
Президента РФ "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" от 2 марта 1992 г., "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г., Постановления Правительства и др. Этот большой массив законодательных актов служит правовой основой приватизации сельскохозяйственных земель.
В соответствии с правовыми актами о реорганизации сельскохозяйственных предприятий субъектами приватизации их Земель стали граждане, получившие право на земельную долю (пай). После определения круга лиц, имеющих в данном хозяйстве право на
земельную долю, земельные угодья предоставляются коллективу владельцев земельных долей в общую совместную собственность или долевую собственность (по их выбору). Площадь земельных участков, переданных в общую собственность, определялась путем умножения нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан на количество граждан, имеющих право на земельный пай. В Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. определен механизм оформления прав участников общей долевой и общей совместной собственности на землю.
Вместе с тем, подчеркивает автор, анализ нормативных атков, регулирующих земельные отношения, позволяет сделать вывод, что им присущи существенные недостатки: противоречивость, а иногда и ошибочность ряда норм, отсутствие стабильности, пробельность. Весьма нечетко и противоречиво выражены права члена кооператива, решившего создать крестьянское (фермерское) хозяйство.
97.02.024. УСТЮКОВА В.В. ЗЕМЕЛЬНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА. - С. 19-33.
Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется в настоящее время Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Земельным кодексом РСФСР 1991 г., рядом Указов Президента РФ, ГК РФ 1994 г. Причем необходимость учитывать, что нормативно-правовые акты, принятые до нового ГК РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК.
В соответствии с законодательством право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин России, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. Земельной правосубъектностью наделяется лишь глава крестьянского хозяйства. Земельные права остальных членов хозяйства, осуществляющих наряду с его главой совместную сельскохозяйственную деятельность, юридически не определены (за исключением права давать или не давать согласие главе хозяйства на осуществление последним распоряжения земельным участком). У членов хозяйства существует право согласовывать (непонятно, правда, между собой или с главой при составлении им завещания)
вопрос, кому Из членов хозяйства будет передан земельный участок после смерти главы хозяйства.
В ряде субъектов Российской Федерации права граждан на создание крестьянского хозяйства и на получение земельных участков ограничиваются путем введения своеобразных "цензов оседлости" или гражданства. Пример Московской области, где право ограничивается постоянной пропиской. В Карелии такое право имеет только гражданин данной республики. Такое положение противоречит норме конституции РФ, согласно которой все граждане России обладают равными правами.
Автором рассматривается вопрос, связанный с нормой бесплатной передачи земли в собственность. Среднерайонная земельная доля представляет собой лишь расчетную единицу, определяющую, сколько земли в данном административном районе можно получить в собственность при организации крестьянского хозяйства. Участок сверх этой нормы может быть приобретен в собственность за плату либо бесплатно получен во владение или в аренду. Подобный подход рекомендуется лишь в отношении земель, предоставленных в пожизненное наследуемое владение. Применительно к землям, предоставленным в собственность до 1991 г., установлен другой принцип: если размер участка не превышает областной нормы, то весь участок может быть закреплен в собственность бесплатно. Такой подход к крестьянским хозяйствам, считает автор, не обоснован.
Следующий спорный вопрос заключается в следующем: если крестьянское хозяйство создается несколькими членами семьи или другими гражданами, следует ли среднерайонную норму бесплатной передачи выделять на каждого члена хозяйства или только на главу. Рассматривая этот вопрос, автор отмечает, что предельные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства "следовало бы устанавливать на хозяйство в целом с учетом его специализации, семейного характера и возможности привлекать для работы в хозяйстве наемных работников" (с. 25).
Процесс совершенствования законодательства должен закрепить семейный характер крестьянского хозяйства и исключить возможность его создания лицами, не состоящими в родственных отношениях, так как в последнем случае невозможно говорить о наследовании по закону. Необходимо, считает автор, при разработке
части третьей ГК РФ вопросам наследования земли в крестьянском хозяйстве посвятить отдельную статью. В ней должно найти отражение то положительное, чт о уже существует в действующем законодательстве (принципы сохранения участка за членами крестьянского хозяйства, продолжающими его ведение, и неделимости участков между наследниками и др.).
После введения Гражданским кодексом РФ 1994 г. общей собственности на землю в крестьянском хозяйстве во вновь созданных хозяйствах либо в хозяйствах, которые привели свой земельно-правовой статус в соответствие с нормами ГК РФ, следует говорить не о наследовании участка, принадлежащего главе хозяйства, а о наследовании доли в праве общей собственности. По мнению автора, после смерти каждого из членов хозяйства должно открываться наследование его земельной доли для всех наследников по закону данной очереди, однако те из них, которые не являются членами крестьянского хозяйства, не имеют права требовать раздела земли и мущества хозяйства в натуре. Причитающаяся им доля имущества (в числе земли) выплачивается деньгами или компенсируется за счет другого имущества (не относящегося к имуществу крестьянского хозяйства). Это позволит соблюсти принцип недробимости земли крестьянского хозяйства.
97.02.025. САМОНЧИК О.А. ЗЕМЕЛЬНАЯ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. - С. 34-51.
Земельная правосубъектность - это способность юридического лица иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренном в его учредительных документах, и нести обязанности в области использования и охраны земель, а также способность своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности и исполнять их. Сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) в соответствии с законодательством могут использовать земельные участки на такиех вещных правах, как право собственности и право бессрочного пользования. Кроме того, земельный участок может находиться у сельхозорганизации в аренде или во временном пользовании.
14-2519
Государственные предприятия могут использовать землю на любом виде прав (правовых титулов), кроме права собственности.
Новацией Гражданского кодекса по сравнению с действующим земельным другим природоресурсным законодательством является положение ст. 261 (пока не введенной в действие), в соответствии с которой право собственности на земельный участок распротсраняется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, на находящиеся на нем лес и растения. Новый Водный кодекс РФ (принят Государственной Думой 18 октября 1995 г.) дополняет ГК следующими условиями в отношении такого водного объекта. Он, в частности, должен представлять собой небольшой по площади бессточный поверхностный искусственный или естественный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Площадь, занятая водным объектом, включается в общую площадь земельного участка.
Что касается иных природных объектов, расположенных в границах земельного участка, находящегося в частной собственности физических или юридических лиц, то ни действующее специальное законодательство, ни разрабатываемые акты не предусматривают передачи их в частную собственность.
Сельскохозяйственная коммерческая организация, как земельный собственник, обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения земельным участком. Кроме того, они могут использовать земельный участок на таком вещном праве, какбессрочное (постоянное) пользование. Для нереорганизованных совхозов, государственных сельскохозяйственных предприятий право бессрочного (постоянного) пользования является основным правом на землю, так как ни в собственность этим предприятиям, ни в общую собственность их работников земля не предоставляется.
Гражданский кодекс РФ (гл. 17, не введенный в действие) и проект нового Земельного кодекса устанавливают правило о том, что не только за собственником земли (как это имеет место по действующему законодательству), но и за юридическим лицом -пользователем земельного участка закрепляется право передавать этот участок или часть его во временное пользование (срочное пользование на срок до трех лет), так и в аренду другим лицам. Это
возможно только с согласия собственника участка, т.е. управомоченных государственных или муниципальных органов.
Анализируя права и обязанности сельскохозяйственных коммерческих организаций по хозяйственному использованию земельных участков, автор отмечает, что принцип целевого использования земель является важнейшим в нашем законодательстве. Этот принцип сохранен и в проекте Земельного кодекса. Под целевым назначением земель понимаются установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категорией земли. Автору представляется важным с точки зрения рационального использования земель, их охраны на законодательном уровне определить как понятие целевого назначения земель, так и понятие разрешенного использования земельных участков, закрепить порядок установления и изменения основного целевого назначения и вида разрешенного использования земельного участка.
97.02.026. МОЛЬКОВ Ю.В. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. - С. 52-66.
В статье рассматриваются проблемы земельных отношений, связанных с деятельностью специализированных хозяйств в животноводстве, и пути совершенствования законодательства, регулирующего эти отношения. Животноводческие комплексы, ка ки любые другие сельскохозяйственные предприятия, подлежали реорганизации самостоятельно или в составе колхозов, совхозов. Они могли преобразовываться в акционерные общества, товарищества, сельскохозяйственные кооперативы. По земельному законодательству в результате реорганизации в животноводческих комплексах мог быть установлен правовой режим коллективно-долевой или коллективносовместной собственности на землю.
Таким образом, по Земельному кодексу 1991 г. животноводческие комплексы - государственные
сельскохозяйственные предприятия - юридически утрачивали земельную правоспособность при проведении реорганизации и
14*
приватизации, ибо субъектами земельных отношений при коллективно-совместной собственности становились работники хозяйств. Автор делает вывод о том, что создавшиеся проблемы права собственности специализированных животноводческих комплексов на землю возможно решить следующими двумя путями.
Первый путь. В случае, когда при реорганизации хозяйства земля оставалась в государственной собственности (т.е. не была передана в коллективную собственность членов хозяйств), она может быть приватизирована самим хозяйством как юридическим лицом. Условия такой приватизации должны быть определены в законодательстве (бесплатность, платность, цена приватизируемых земель и т.д.). При таком способе возникновения права собственности на землю специализированного предприятия его члены не имеют по отношению к этой земле обязательственных прав. Таким образом, земельный массив остается недробимым.
Второй путь. Если в период реорганизации специализированного животноводческого комплекса земля находилась в коллективно-долевой собственности, то возникновение права собственности хозяйства на землю связано с внесением земельных долей в уставный фонд. При этом обязательственные права собственников земельных долей зависят от организационно-правовой формы юридического лица. Если это АО, то собственник земельной доли имеет право лишь на дивиденды и не имеет права на получение ни земельной доли в натуре, ни ее стоимости. Таким образом, неделимость земельного массива при этом также сохраняется.
В более сложном положении находятся специализированные хозяйства, преобразованные в общества с ограниченной ответственностью и сельскохозяйственные кооператиывы. По законодательству при выходе из состава таких коммерческих организаций участнику (члену кооператива) должна быть выплачена его доля (пай) в стоимостном выражении в порядке, определяемом учредительными документами. То есть наиболее адекватной является организационно-правовая форма юридического лица в виде акционерного общества.
97.02.027. БАШМАКОВ Г.С. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ И САДОВЫХ ТОВАРИЩЕСТВАХ. - С. 67-78.
Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПС) определен в основном Земельным кодексом РСФСР 1991 г. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. "О приведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ" признал недействующими некоторые статьи Кодекса, в том числе регулирующие права на земельные участки для ЛПХ. Новых норм взамен признанных недействующими не издано. Гражданский кодекс РФ не упоминает в своих статьях земельные участки для ЛПХ. Кроме того, глава 17, посвященная правам на землю, пока в действие не введена. Однако земельные отношения, созданные на оснвое признанных недействующими статей Земельного кодекса РСФСР, в реальной жизни сохранились и продолжают оставаться в том виде, в котором они сформировались в период действия Земельного кодекса 1991 г. Создавшаяся своеобразная юридическая ситуация позволяет автору сделать вывод о том, что необходимо решить проблемы земельных отношений безотлагательно.
97.02.028. ИКОНИЦКАЯ И.А., КРАСНОВ Н.И. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО ОТБОРА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ. - С. 79-101.
Рассматривая основные понятия рыночного оборота сельскохозяйственных земель, авторы в первую очередь анализируют понятия "рынок", "обмен", "обращение", "гражданский оборот" и т.п. При этом отмечая, что современный оборот земли не является и может быть только частным оборотом. Его следует регулировать земельным законодательством на основе общих (институциональных) положений гражданского права о сделках, наследовании имущества, поскольку земля - это имущество особого рода, являющееся основой жизни и деятельности общества, и земельное право призвано наиболе полно отразить социальные, экономические и экологические особенности земли как объекта права.
Основной инструмент рыночного оборота земли - договор ее купли-продажи - слабо урегулирован в действующем законодательстве. Поэтому, считают авторы, необходимо
сформулировать основные требования, предъявляемые к заключению сделок по поводу сельскохозяйственных земель. К первому требованию относится сохранение • целевого назначения (целевого использования) земельного участка и особого режима его использования, либо их изменение по специальному разрешению. Второй вид общих требований, предъявляемых к сделкам по поводу земельных участков, - это порядок заключения сделок с земельными участками, находящимися в общей собственности. Третий вид - это требования, относящиеся к форме договора, его регистрации и возникновению прав на земельные участки. Более полной урегулированности требуется и для аренды сельскохозяйственных земель, а также ипотеки.
97.02.029. КОЗЫРЬ М.И. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫКУПА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ У СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ИХ ИЗЪЯТИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. - С. 102-114.
Согласно действующему законодательству, изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд производится в установленном законом порядке выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в ом числе упущенную выгоду. Автор подробно анализирует правовое регулирование выкупа земельных участков.
97.02.030. ФОМИНА Л.П. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. - С. 115-128.
В данной статье, касающейся проблемы соотношения государственного регулирования и права собственности на землю, право частной собственности на землю рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: право собственности как свобода и право собственности как социальная обязанность.
Н.В.Крысанова