Научная статья на тему '95. 01. 002. Соломатина В. М. Проблема черного населения в США: 1863-1993 г'

95. 01. 002. Соломатина В. М. Проблема черного населения в США: 1863-1993 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1641
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРОАМЕРИКАНЦЫ / НЕГРЫ США / РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ -США / РАСИЗМ В США / РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -США / США -РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 002. Соломатина В. М. Проблема черного населения в США: 1863-1993 г»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045

МОСКВА 1995

95.01.002. СОЛОМАТИНА В.М. ПРОБЛЕМА ЧЕРНОГО НАСЕЛЕНИЯ В США: 1863-1993 г.

130 лет назад Соединенные Штаты Америки избрали революционный путь решения проблемы рабства, которое было уничтожено в результате революционной граждансхой войны 1861-1865 гг. 1 января 1863 г. вступила в действие Прокламация президента США Авраама Линкольна об освобождении черных рабов. К началу гражданской войны 1861-1865 гг. закончился период "мирного сосуществования" капитализма на Севере и рабовладения на Юге. На протяжении 80 лет, разделявших две американские революции - войну за независимость 1775-1783 гг. и гражданскую войну, капиталистическая система хозяйства в северных штатах и рабовладения на Юге страны во многом дополняли друг друга.

В ходе первой американской революции, войны за независимость, рабство было спокойно отменено в северных штатах, не вызвав никаких тяжелых осложнений, так как для развития рабства на Севере не было серьезных экономических и политических причин.

Совершенно иная ситуация сложилась в северных штатах. Вся экономика этого огромного региона основывалась на эксплуатации черных рабов. И плантаторы-рабовладельцы еще в годы войны за независимость предъявили буржуазии Севера жесткий ультиматум: рабовладение на Юге неприкосновенно. Только при этом условии южные штаты поддержат борьбу за освобождение колоний от британской зависимости, только при условии сохранения рабства штаты Юга войдут в состав первого независимого государства, рождавшегося на американском континенте.

"Отцы-основатели капитулировали, в Конституцию США были внесены соответствующие изменения, и самая демократическая для своего времени революция санкционировала на Юге страны самые жесткие формы угнетения человека человеком. Впрочем, в Конституции США не было ни разу упомянуто слово "рабство".

К началу гражданской войны стало очевидно, что пришло время решать сложнейший вопрос, какая из экономических систем должна погибнуть. Этот вопрос был поставлен в связи с важным политическим событием: на выборах 1860 г. президентом страны был избран представитель Республиканской партии Авраам Линкольн, выступавший с программой ограничения рабства.

До 1860 г. в стране действовал закон, по которому на каждый новый свободный штат, вошедший в состав Союза, принимался (или создавался) новый рабовладеческий штат. Таким образом, в масштабах страны сохранялся своеобразный баланс сил между свободными и рабовладельческими штатами.

Линкольн был мастером политического компромисса и, несмотря на свою личную антипатию к рабовладению, вел избирательную кампанию 1860 г. под очень умеренным лозунгом ограничения рабства на занимаемой им территории. Но и эта умеренная программа и с экономической, и с политической точки зрения означала неминуемую гибель рабства.

С экономической - потешу, что рабовладение основывалось на хищнической обработке земли. Рабы не были экономически заинтересованы в результатах своего труда, и им можно было доверить только самые примитивные орудия; все это вело к быстрому истощению почвы, занятой под главной сельскохозяйственной культурой Юга - хлопком. Рабовладение не могло существовать без постоянного распространения на новые неистощенные земли. Программа Линкольна лишала рабовладельцев этой возможности.

С политической точки зрения программа республиканского кандидата в президенты также угрожала рабству, так как , если рабство ограничивалось занимаемой им территорией, то это означало, что в составе Союза впредь не будут появляться новые рабовладельческие штаты. Следствием этого станет изменение соотношения политических сил в федеральном конгрессе и во всех других ветвях власти и в перспективе - уничтожение рабовладения. У рабовладельцев не было иного выхода, кроме вооруженной борьбы за

сохранение социально-экономических и общественно-политических основ господствовавшего на Юге режима.

Если брать период существования США как независимого государства с 1776 г.,то рабство и капитализм сосуществовали в этой стране всего 87 лет, - период, очень короткий, с исторической точки зрения. Однако он породил сложнейшую проблему в . сфере межэтнических отношений, которая наложила резко негативный отпечаток на всю дальнейшую историю страны, и степень остроты этой проблемы не определяется численностью того или иного национального меньшинства.

В США черные рабы составляли явное меньшинствоЛо переписи 1860 г., население 23 штатов, оставшихся верными федеральному правительству, составляло 22 млн. чел. В 11 штатах Юга, выступивших против правительства Линкольна, проживало 9 млн. человек, из которых 4 млн. были рабами (1, с.11).

Чтобы освободить опт работы 11% населения страны, пришлось вести самую тяжелую и кровопролитную войну за всю историю США, причем она не была окончательной. После завершения гражданской войны начался период реконструкции Юга (1865-1877), который стоил новых больших жертв. Достаточно сказать, что именно в ходе Реконструкции, в 1865 г., на Юге был создан ку-клус-клан, развязавший антинегритянский террор, были убиты и покалечены многие тысячи сторонников и противников Реконструкции. Решение межрасового конфликта, а именно такой характер носила гражданская война и Реконструкция, потребовало огромных жертв.

И все же борьба за разрешение межрасовой проблемы не завершилась ни в годы гражданской войны, ни в годы Реконструкции. После завершения второй американской революции - гражданской войны и Реконструкции - прошло 130 лет, а межрасовыс столкновения все еще сотрясают Америку, которая, казалось бы, самым радикальным, революционным путем ликвидировала рабство.

США - единственная в мире великая держава, которая сталкивалась со столь сложными межрасовыми и межнациональными проблемами. В стране существует большая, компактная и быстрорастущая группа афроамериканцев, не снята и проблема красной расы, индейцев. Серьезные трудности создала для США и желтая раса: в стране проживает много китайцев и японцев. Американская нация • единственная в мире, сложившаяся на основе массовой иммиграции, и отношение американцев к иммигрантам было далеко неоднозначное. Но с течением времени предубеждения были преодолены. Постепенно складывались необходимые материальные и моральные предпосылки для ассимиляции многих миллионов иммигрантов, для превращения их в американцев.

Однако процесс ассимиляции черных американцев шел и идет в США с большими трудностями. Черные граждане, хотя и говорят только на английском языке, сохраняют многие свои этнические, культурные, религиозные особенности.

Сегрегация и все виды дискриминации афроамериканцев запрещены ссгодня американскими законами, но многое зависит от местных традиций. В южных штатах сохраняются многие проявления дискриминации, в частности, при найме жилья, на работу, определении детей в школу. Негритянские гетто • неизменная принадлежность больших городов США на Севере. Для них характерны трущобы, повышенная преступность, грязь, антисанитария. Школы в черных гетто на порядок ниже школьных учебных заведений остальной Америки.

"Негритянская проблема" 60-х годов - массовые выступления черных в защиту своих экономических, гражданских и политических прав - оказали сильное давление на властные структуры США, что заставило и:с пойти на принятие важных решений в сфере межрасовых отношений. Несомненен прогресс, достигнутый афроаморикамцами во всех сферах образования, от начального до университетского.

3-325

И все же остается ряд серьезных проблем. Главная из них в том, что по всем важнейшим показателям жизни - общее материальное благосостояние, жилищные условия, образовательный уровень, культурное развитие - черные американцы все еще серьезно уступают своим белым согражданам.

■ И эта проблема, которую невозможно, тем более в короткие исторические сроки, разрешить никакими, даже самыми радикальными законодательными актами. Бели профессиональный, образовательный, культурный уровень среднего черного американца будет значительно ниже,то следовательно, еще очень долго будет сохраняться разрыв в качестве жизни между белыми и черными американцами. Отсюда и неизбежность новых конфликтов на почве межрасовых отношений. Об этом еще раз напомнил последний мощный расовый взрыв в штате Калифорния, которькй по своим масштабам не имеет себе равных за всю послевоенную историю Соединенных Штатов. Таким образом, освобождение черных американцев от рабства и социальной несправедливости , провозглашенное 130 лет назад в исторической Прокламации об освобождении, не завершено.

Научно-техническая революция, начавшаяся в США после второй мировой войны, ' стала новым этапом в развитии производительных сил и привела к радикальным изменениям в структуре американской хозяйственной системы. Новый характер спроса на рабочую силу, необходимость кардинального ее распределения породили так называемую технологическую безработицу, тяжело отразившуюся на положении наименее квалифицированных и наиболее обездоленных слоев населения, прежде всего афроамериканцев, Особенно сильно это сказалось на их занятости в сельском хозяйстве, и с 40-х годов начался массовый исход черных американцев с сельского Юга в крупные города. В результате к' 1990 г. 9/10 их стали социально-и культурно-ассимилировавшимися гражданами (15, с.22).

Только с 1960 по 1990 г. разрыв в средней продолжительности учебы у белых и черНых американцев сократился с 2,7 до 0,2 года, а доля черных студентов в колледжах более чем удвоилась. Все это способствовало ие только росту социального сознания афроамериканцев, но и сдвигам в их этническом самосознании. Именно растущее понимание ими принадлежности к американской нации и своего права на равенство с белыми во всех областях жизни привело к мощному подъему движения за равные гражданские права. В своем развитии оно прошло два этапа: 50-60-с годы - борьба за принятие законов о гражданских правах; 70-80-е • борьба за их осуществление. 3 а это время поочередно выдвигались такие важные задачи, как ликвидация расовой социальной сегрегации, политической изоляции, экономической дискриминации темнокожего населения.

Стремясь ослабить волну недовольства внутри страны н считаясь с реакцией за рубежом (особенно в Азии и Африке) на события в США, Конгресс и администрация вынуждены были пойти на важные уступки. В 1957,1960, 1964,1965 и 1968 гг. были приняты законы о гражданских правше, запретившие расовую сегрегацию и дискриминацию на транспорте, к местах общественного пользования, при найме жилья и устройстве на работу, а также в области образования. Они расширили избирательные права черных, но юридическое "равенство возможностей" принесло выгоды только имущему меньшинству афроамериканцев, для большинства же обитателей черных гетто а городах Севера и Запада немногое изменилось, а разрыв в доходах между ними и белыми американцами продолжал расти. Вторую половину 60-х годов заполнили стихийные бунты в гетто, нередко выливавшиеся в кровопролитные сражения с полицией и войсками.

"Черные бунты" подтолкнули власти к продолжению политики реформ,* в том числе к введению преференциальных, или "компенсационных" квот • так называемых программ позитивных действий для расовых и этнических меньшинсгв.Кроме того, власти и 3*

представители большого бизнеса, стремясь ослабить движение "черного протеста" и укрепить "черный капитализм", осуществили ряд мер, направленных на финансирование новых групп темнокожей буржуазии, а также ввели ее представителей в правления и советы директоров крупных фирм и корпораций. В то же время в 70-е годы возникли новые афроамериканские организации и межрасовые коалиции, добивавшиеся реализации принятых ранее законов о гражданских правах и фактического равенства черных американцев с белыми в основных сферах общественной жизни.

Важным аспектом движения афроамериканцев оставалась борьба за реальное политическое равноправие. Геттоизация в крупных городах создала для них возможность достичь значительного политического представительства в органах власти как на Местном, так и на федеральном уровне.

Несмотря на то, что расовая проблема была еще далека от разрешения, опросы общественного мнения, проведенные Институтом Л. Харриса в 1963, 1966 и 1978 гг., свидетельствовали о позитивных сдвигах в отношении белых американцев к черным. Заметно возросла доля белых американцев, поддерживающих идею интеграции черных. Если в 1963 г. против поселения по соседству либо вообще в "белом" квартале черной семьи высказались 51% белых, то в 1978 г. - 27%. За "полную расовую интеграцию" в 1978 г. выступали 35% белых респондентов, за интеграцию в "некоторых областях жизни" - 42%, и только 14% были против интеграции. 37% белых американцев в 1978_ г. считали, что черные стремяться продвигаться "слишком быстро" (12, с.62, 64-66). В целом же данные опросов показали, что значительная часть белого населения все еще сохраняла многие расовые предубуждения и стереотипы.

В некотцрых штатах, особенно южных, местные политики по-прежнсму спекулировали на предрассудках и страхах белых избирателей. В конце 70 - начале 80-х годов там вновь активизировался ку-клус-клан, происходили убийства черных, »спихнули спровоцированные насилием белых полицейских

кровавые расовые беспорядки в Майами. Рост консерватизма и расизма среди белой части населения, связанный с очередным обострением в США экономических проблем, немало способствовал победе Р. Рейгана и завоеванию республиканцами большинства в сенате на выборах 1980 г. Новая администрация под флагом создания общества, "не различающего цвета кожи", где никто не будет иметь привилегии по расовому признаку, почти сразу же начала резкое сокращение социальных программ, проводившихся в интересах расовых меньшинств, ослабила поддержку программ позитивных действий, помощи семьям с несовершеннолетними детьми и др. Усугубляло ситуацию и то обстоятельство, что все еще существующее в силу объективных причин практически расовое разделение,труда позволяло маскировать расизм чисто экономическими формами эксплуатации, .трудно различимыми, но обеспечивавшими работодателю источник дополнительного увеличения прибыли. Это так называемая "завуалированная расовая дискриминация". Опросы, проведенные Институтом Гэллапа осенью 1987 г., показали, что 3/4 черных американцев (против 46% белых) оценивали президентскую деятельность негативно, а 54% (против 26% белых) заявили, что их экономическое положение при нем ухудшилось (14, с.22). Уровень безработицы стал в среднем в 2,4-2^ раза выше, чем среди белых (4.С.22; 5 с.21).

Тем не менее именно в 80-х годах наблюдался особенно быстрый рост зажиточных афроамериканцев и так называемого черного среднего класса. Радикальные сдвиги в социальной структуре черной общины в эпоху НТР сделали более подвижными границы между классами и социальными группами внутри нее. В результате только за 18 лет - с 1970 по 1988 г. - доля "синих воротничков" среди афроамериканцев сократилась почти в 1,5 раза, а доля "белых воротничков" выросла в 1,7 раза (9, с. 194,211-213).

Выросла, хотя и не столь ' значительно, прослойка относительно крупных черных бизнесменов, обладателей вилл и дорогих автомобилей, которых не может иметь большинство белых

американцев. Подлинной Меккой для этих афроамериканцев стала "столица Юга" Атланта, а ведущим органом печати - еженедельник "Блэк энтерпрайз", публикующий заметки об успехах афроамериканских фирм. Однако число черных бизнесменов вместе с семьями не превышало и 0,5% численности темнокожего населения. И лишь немногим более сотни, или всего 2%, принадлежащих им предприятий и фирм в середине 80-х годов являлись относительно крупными, поскольку на их долю приходилось 2/5 совокупного дохода всего черного бизнеса. Действовали они в основном в области банковского, страхового, издательского дела, оптовой торговли, и лишь немногие в промышленном производстве. Из сферы деятельности крупного монополистического капитала черная буржуазия все еще практически исключена. Она составляет лишь небольшую часть тех, кто имеет прочный доход выше 35 тыс. долл. в год и кого в США принято называть "черным средним классом". По оценкам американских социологов, к концу 80-х годов число черных семей, принадлежащих к нему, колебалось в пределах 25-36% (1, с.27).

"Низший класс" афроамериканской общины составляет примерно половину темнокожего населения, причем доля занятых в сфере обслуживания из-за свертывания старых отраслей промышленности уже превысила долю занятых в промышленном производстве и на траспорте. В то же время в 70-80-х годах в черных гетто заметно вырос слой, получивший в научной литературе, а затем и в прессе название "underclass", или перманентный "низший подкласс", - те, чьи доходы, как правило, ниже ежегодно официально определяемого "уровня бедности".

Неотъемлемыми чертами этого социального слоя, все более отстающего от остального общества, являются хроническая безработица, нищета, наихудшие условия жизни. Наряду с самой обездоленной частью работающих, социологи включают в него также деклассированных и люмпенизированных обитателей гетто, составляющих примерно треть черных бедняков и извлекающих свой доход из так называемой подпольной экономики (наркобизнес,

игорные заведения, рэкет, проституции, кражи, сбыт краденого и т.д.) (3, с.26).

Однако в целом как община в последней трети XX в. афроамериканцы добились значительных успехов: равного избирательного права, равных прав на жилье, образование, получение работы. Среди них сформировался крупный средний класс, с которым уже нельзя было не считаться. В годы администрации Рейгана афроамериканцы продолжали бороться за реализацию своих гражданских прав, в частности, за расширение политического влияния в Конгрессе и местных органах власти, особенно в крупных городах. К 1989 г. число их на выборных должностях превысило 7,2 тыс., в том числе' в органах управления графств и городов их насчитывалось 4388 (более 300 мэров городов, включая почти все самые крупные), в законодательных собраниях штатов - 417, • Конгрессе • 24. Причем более двух третей черных американцев (67,5%) были избраны при поддержке белых избирателей в южных штатах. Тем не менее Доля их на выборных постах не превышала 1,5%, тогда как в населении страны составляла 12,4%. В Сенате они вобще не были представлены (2, с. 23).

Символом новой роли и места афроамериканцев во внутриполитической жизни в 80-х годах стал стремительный взлет политической карьеры одного из помощников (в 60-е годы) Мартина Л.Кинга Джесси Джексона, выдвинувшего в 1984 и 1988 гг. свою кандидатуру на президентский пост от демократической партии. В 1988 г. Джексону удалось набрать на первичных выборах 7 млн. голосов, а главное, почти удвоить по сравнению с 1984 г. процент поданных за него голосов белых избирателей.

В 1989 г. впервые мэром Нью-Йорка и губернатором Вирджинии стали черные: Д.Динкинс и внук раба Л.Уайдлер. Президент Дж. Буш в апреле 1990 г. счел возможным заявить, что "наступит время - и оно недалеко, когда... в дом N 600 на Пенсильвания-авеню войдет черный мужчина или женщина и займет Овальный кабинет" (2. с.23).

На федеральных выборах в ноябре 1992 г. афроамериканцы добились новых успехов: впервые черная женщина была избрана в Сенат, ? в палате представителей число черных конгрессменов достигло 39. Победивший на выборах Б.Клинтон, став президентом и заявив, что его правительство должно отражать характер этнорасовой структуры американского общества, включил в свою администрацию четырех черных и двух испанонзычиых американцев (14, с. 10-15).

Выборы 1988 и 1992 гг. показали, что, несмотря на спад расистских настроений, выразившийся в заметном увеличении числа белых избирателей, голосующих за афроамериканцев, все еще существует весьма значительная часть белых американцев, которые никогда не поддержат на выборах темнокожего кандидата. И главной причиной этого, по мнению некоторых ученых, является белый неорасизм, который, отвергал узаконенную расовую сегрегацию и дискриминацию, в то же время не приемлет афроамериканца на посту президента Америки.

Компьютеризация, автоматизация, хроническая безработица создают благоприятные психологические условия для мутации расизма. Об этом свидетельствует официальная статистика безработицы среди черных и белых, а также выросший разрыв в зарплате между ними. В целом, по мнению А.Принкли, экономические перспективы для черных граждан мрачны: почти половина из них начнет жизнь в бедности; в зрелые годы они столкнуться' с высоким уровнем безработицы; и вероятность того, что свою старость они проведут в бедности, втрое больше, чем у белых (12, с.78-79).

О расизме в области правосудия говорит статистика: убийцы белых граждан приговаривались судами к смерной казни в четыре раза чаще, чем убийцы черных. Жилье - по сути дела самая сегрегированная область американской жизни, где черные граждане подвергаются в два раза большей сегрегации на расовой основе, чем

американцы азиатского происхождения, и на 60% больше, чем испаноязычные.

Тем не менее, по мнению большинства исследователей, открытый расизм, в том числе и на рабочих местах, стал в США моральной категорией, вызывающей осуждение, а многие белые американцы стремятся доказать, что они не расисты, и испытывают чувство вины перед черными (11, с. 23). Но расизм сам по себе, как казалось, отнюдь не исчез, а лишь осел глубоко в душе, чтобы не провоцировать уголовно наказуемых инцидентов. И действительно, около 15 штатов приняли законы о более строгих наказаниях за расистские, антисемитские и прочие подобного рода оскорбления, поступки и преступления. Поэтому проявления открытого, грубого расизма стали встречаться гораздо реже. Многие компании потребовали от своих служащих пройти курс обучения взаимопонимания между расами. Многие фирмы содействовали появлению интегрированных кафетериев, команд для спортивных игр и тд.

Под предлогом создания общества "не различающего цвета*, где никто не должен иметь привилегий по расовому признаку, министерство юстиции, ранее защищавшее программы позитивных действий, при Рейгане стало отвергать все, что касалось расовых квот, и выступать в судах против исков афроамериканцев. Консервативная волна, захлестнуЬшая американское общество в период правления администрации Рейгана, привела к тому, что все чаще слышалось "мы достаточно для них сделали". Что касается общего настроения белого населения, то в прессе можно было встретить высказывание о "смеси прогресса и сопротивления" в позициях * белых американцев - более горячей поддержке "абстрактных принципов" интеграции черных, чем претворение этих принципов в жизнь (7, с. 27).

Администрация президента Буша в 1989 г. поспешила объявить , что предпримет "дальнейшие шаги для' обеспечения равноправия черных", однако и для нее оказался характерным 4-32^

разрыв между декларациями и реальными действиями. Видимо, не случайно Верховный суд в том же 1989 г. принял ряд решений, отвергавших требования меньшинств,основанные на Законе 1964 г. о гражданских правах (в том числе о квотах). Судами стали рассматриваться лишь случаи намеренной, злостной дискриминации, запрещенной законом. В мае 1991 г. еженедельник "Ньюсуик" констатировал, что, хотя по данным Национального центра изучения общественного мнения в Чикаго поддержка белыми американцами интеграции черных и расового равенства находится на рекордно высоком уровне, растет недовольство тем, что дискриминация черных в прошлом дает им ныне преимущество в получении образования и при найме на работу.

"Миллионы консервативно настроенных белых из числа рабочих, - отмечается в статье,- считают квоты несправедливыми, а главное полагают, что эти квоты соблюдаются за их счет... в то время как историческую дискриминацию осуществляли другие поколения... Мнение, что маленькие люди не могут позволить себе расплачиваться за прошлое, резко усилилось в связи с экономическими трудностями..." (б,с.23,30). Еженедельник "Тайм" в том же месяце сообщал, что "среди белых широко распространено мнение , будто все черные, кто... окончил благодаря квотам элитные колледжи, - менее квалифицированы, чем их белые коллеги" (10, с. 45). Исследование, предпринятое чикагским университетом, показало: "каждый третий белый американец убежден, что черные и испаноязычные граждане США менее интеллигентны и патриотичны, зато более ленивы и склонны к насилию, чем белые граждане" (8, с.41).

По вопросу о том, лучше или хуже стали жить * афроамериканцы, можно ли говорить о прогрессе в их положении за последнюю треть XX в., мнения американских социологов, экономистов, политологов, общественных деятелей разделились. Одна группа авторов (как черных, так и белых) считает, что "нельзя",

тогда как другая полагает, что "можно", ибо с институционным расизмом и правовой расовой дискриминацией черных в США покончено, появился крупный "средний" класс, вырос значительный слой черной интеллигенции. Скорее всего спор этот будет продолжаться ибо нельзя измерить прогресс только экономической и социальной статистикой. Однако, по мнению американских ученых, со времени принятия в 60-е годы законодательства о гражданских правах, несомненно, наблюдается определенный прогресс как в реализации этих прав афроамериканцами, преодолевшими за это время высокий психологический барьер, так и в межрасовых отношениях. Страна, пожалуй, впервые за последние 100 лет добилась некоторых реальных успехов в решении одной из острейших проблем своей истории - расовой проблемы, и "классический" расизм линчевателей из ку-клус-клана ныне, как правило, уже предпочитает "не высовываться". Тем не менее расистские мифы и предрассудки все еще живут в сознании (либо в подсознании) большей части белых американцев. В городах все еще существует если не институционная, то практическая расовая сегрегация в жилищной сфере, а также завуалированная фактическая дискриминация в некоторых сферах жизни. Расизм, хотя и стыдливый, сохраняется на бытовом уровне и принимает новые, более утонченные формы. И ясно, что афроамериканцам предстоит пройти еще длительный и трудный путь, прежде чем они добьются фактического равенства со своими белыми согражданами на основе действительно полной интеграции > обществе, так как расизм, фигурально выражаясь, прививался североамериканскому обществу в течение почти трех веков. Сознанием, по крайнем мере десятка поколений белых американцев он впитывался с младенческих лет, а поэтому не может исчезнуть за три десятилетия. Но важно, и это сейчас главное, что расизм в США стал ныне моральной категорией, вызывающей все более широкое осуждение, и впервые вынужден маскироваться и все более отступать.

Список литературы

1. Black representation, the labor movement and the 1988 election« //Pol. affair*. -Wash.,1988.- Vol. 109, N 4,- P. 27.

2.Cooper M., Golden Sh. Race and the South //US new* a. world rep. - Wash., 1990.-Vol.109, N 4. - P.22-23.

3. Dissonant voices //Nesweek. - N.Y., 1986. - Vol.107, N 9. - P. 26.

4. The Gallup report. - Princeton, 1987. - Rep. 264. - 22 p.

5. The Gallup report. - Princeton, 1987. - Rep. 266. - 21 p.

,6. Gupie R. An exercise in futility? //Newsweek. - N.Y., 1991. - Vol. 117, N 18. - P.

23-30.

7. Kautrowitz В., Springen K. Atcnuons bond from 9 to 5 //Newsweek. - N.Y., 1988. -Vol. Ill, N 10. - P.27,

8. Lacayf R. Zaw and disorder //Time. - N.Y.,199l, - Vol. 137, N 12. - P. 41.

9. Ln/idrv B. The new black middle class. - Berkeley; Univ. of California press, 1987. -XII, 250 p

10. Monrow S. Does affirmative action help or hurt? //Time. - N.Y., 1991. - Vol. 137, N 13. - P. 45.

11. Murray Ch. Affirmative racism //New republic. - N.Y., 1984. - Vol. 191, N27. - P.

23.

12. Rinkney A. The myth of the black progress. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1984. - 198 p.

13. Stalcy S, Bigger is not better the virnues of decentralized local government //USA today. - N Y„ 1993. - Vol. 121, N 2574. - P. 10-15.

15. Current population reports/U.S. Dep.of comrtimerce.Bureau of ccnsus. -

Wash ,1991.-N448.-P. 22.

95.01.003-006. СМЕЛОВА M.H. ИБЕРИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ: АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ.

95.01.003. КАПЛАНОВ Р.М. ПОРТУГАЛИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1945-1974). - М.: Наука, 1992. -188 с.

95.01.004. ХЕНКИН С.М. .ИСПАНИЯ ПОСЛЕ ДИКТАТУРЫ: (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ)/ РАН. Ин-т сравнит.политологии и пробл.рабочего движения. - М.: Наука, 1993. -199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.