Белавин А.М.
(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь)
900 ЛЕТ ИМЕНИ "ПЕРМЬ"
Ключевые слова: Пермь, летопись, географическое название, самоназвание народа.
Впервые слово "Пермь" появилось в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет" и за 900 лет своей истории совершило путешествие от берегов Белого моря до Дальнего Востока, став географическим термином, именем жителей ряда местностей и этническим самоназванием.
Belavin A.M. (Perm)
THE NAME OF “PERM” IS 900 YEARS OLD
Key words: Perm, chronicles, geographical name, autonym.
The word “Perm” first appeared in the Primary Chronicle and in 900 years travelled from the shores of the White Sea to the Far East and became a geographical term, an ethnonym for the inhabitants of certain areas and an autonym.
Около 1113 года (как принято считать в отечественной исторической науке) монах Киевско-Печерской лавры Нестор закончил свою летопись, вошедшую в историю под названием "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХУ века. "Повесть временных лет" - древнейшая из дошедших до нас русских летописей.
Первое письменное упоминание слова "Пермь" содержится в недатированной части Лаврентьевской летописи и относится, таким образом, к 1113 г., к моменту появления второй (по А.А. Шахматову) редакции "Повести временных лет" (Шахматов, 2001, с.10). Сначала Пермь называется среди народов, "сидящих" в Афетовой части: "Русь, Чудь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочьская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра, Литва, Земгола, Корсь, Летьгола, Любь", а затем в списке народов, "иже дань дають Руси: Чюдь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Моръдва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимигола, Корсь, Нерома, Либь" (Лаврентьевская летопись, 1926, с.3,10). Здесь
перечисляются балтские и финно-угорские народы, окружавшие Русь в верховьях Волги, в Прибалтике, на Северо-Западе и Северо-Востоке Европейской части современной России.
Очевидно, под территорией Пермь из ПВЛ следует разуметь территорию современной республики Коми, которая известна в научной и художественной литературе как Пермь Вычегодская (по реке Вычегда), или Пермь Старая, или Пермь Малая с центром в селе Усть-Вым, точнее, не всю территорию, а часть течения Вычегды выше и ниже устья Выми и реку Вымь. С Пермью Вычегодской археолог Э.А. Савельева связывает вымскую археологическую культуру (Савельева, 1971), что, видимо, не оправдано (см. статью А.Л. Багина и М.В. Кленова в настоящем сборнике). На этой территории расположено несколько укрепленных поселений, которые их исследователями связываются с древнерусской колонизацией: Пожегское на Выми и Карыбйывское на
Вычегде городища и два селища - Ыджидьельское на р. Вымь и Лоемское ("Юрьев городок") на р.Луза. Наиболее крупным и хорошо изученным поселением является Пожегское городище, оно представляет собой типичное древнерусское мысовое городище, укреплённое с трёх сторон валами и рвами, действовавшее со второй половины XII в. до XIV в. Указанные поселения были центрами древнерусской колонизации Северного Предуралья (т.е. началом создания опорной сети колонизации), через них, видимо, проходил древнерусский (новгородской) путь на Югру, на этих поселениях (особенно на Пожегском городище), вероятно, находились пункты сбора дани. В XIII в. Пожегское городище, по мнению Э.А. Савельевой и М.В. Кленова, превратилось в важный торгово-ремесленный и военно-административный центр, контролирующий один из участков водно-волокового пути русских дружинников в Зауралье (Савельева, Кленов, 1992; Археология республики Коми, 1997, с.662-667). Данническая зависимость Перми XII в. подтверждается не только существованием указанных археологических объектов, но и данными летописей. Так, по свидетельству Новгородской четвертой летописи, уже через 74 года, в 1187 г.: "избъени быша даньникы Перемьские и Югорьскии, а друзии за Волоком, и паде головъ о сте кметей" (Новгородская 4-я летопись,1848, с.17). В XIII-XIV вв. на территории республики Коми могли появиться смешанные финно-древнерусские общины, что документировано Лоемским комплексом (поселение и могильник).
Имя "Пермь Вычегодская" неоднократно приводится в русских источниках. Например, "Лета 7063 [1555 г.] повеле князь великий Иван Васильевич на Перми Вычегоцкие волостелем не быти, а волостелины доходы пооброчить деньгами. А в волостех учинити судеек, целовальников, сотеников, пятидесяцких и десятских по излюбу и им управа чинити и волостные доходы взимати" (ВВЛ, с.265). А вот термин "Пермь Малая", как доказывает П.А. Корчагин (см. статью в настоящем сборнике), является искусственным термином, придуманным историками, литераторами и географами, и в реальности такой территории никогда не было, а была просто Пермь или Пермь Вычегодская. Примеры такого рода фантомов достаточно многочисленны не только в сознании массового читателя - любителя истории, но и в сознании профессионалов-историков. Так историографическим именем является название государства "Киевская Русь" или "Древняя Русь", такого государства не было, было государство "Русская Земля" или "Русь". Историческое государство XIII-XV вв. "Орда" стала именоваться "Золотой Ордой" уже после его окончательного распада и исчезновения в начале XVI в. Первое упоминание названия "Золотая Орда" в русских источниках появляется в историко-публицистическом сочинении "Истории о Казанском царстве" (написанной около 1564 г.) и дошедшей до нас в большом количестве списков (Кунцевич, 1905). Таким образом, история с выдуманным именем "Пермь Малая" не единична, а попадание этого имени в один типологический ряд с Золотой Ордой и Киевской Русью даже отчасти приятно.
Кроме Перми из ПВЛ история знает еще две средневековые "Перми". Так, в грамотах 1264 и 1304-1305 гг. упоминается еще Колоперемь (Голопермь): "А се волости новгородьскые: Бежиче, Городец, Мелечя, Шипино, Егна, Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Перемь, Югра, Печера..." (Грамоты, 1949, с.9.). Местность под названием "Колоперемь", по мнению большинства исследователей, располагалась у южной подошвы Кольского полуострова, рядом с Терским берегом ("Тре") и получила свое название из-за обилия озер в этом крае -"Озёрная окраина".
Новгородские волости давали дань, служили местами колонизации, открывали путь на Север и на Восток. Так, историк В.О. Ключевский писал о них: "Течением реки Вычегды с ее притоками определялось положение Пермской земли. За Двинской землей и Пермью далее к северо-востоку находились волость Печора по обеим сторонам реки этого имени, а по ту сторону северного Уральского хребта - волость Югра. На северном берегу Белого моря была волость Тре, или Терский берег. Таковы были главные волости новгородские, не входившие в пятинное деление. Они рано приобретены были Новгородом; так, уже в XI в. новгородцы ходили собирать дань за Двину, на Печору, а в XII в. - на Терский берег. Новгородская территория расширялась преимущественно посредством военно-промышленной колонизации. В Новгороде составлялись компании вооруженных промышленников, которые направлялись по рекам в разные стороны от города, чаще всего на финский северо-восток, основывали там поселения, облагали данью покоренных туземцев и заводили лесные и другие промыслы" (Ключевский, 2002). Таким образом, волость Колопермь, или Кольская Пермь, могла появиться раньше, чем её в первый раз упомянули в договорной грамоте Новгорода с Тверским Великим князем Ярославом Ярославичем в 1264 года, вполне возможно, что и в XII веке она уже была.
Наконец, в 1324 году впервые упоминается и Пермь Великая в связи с поездкой московского князя Юрия Даниловича в Орду по вызову хана Узбека, "поиде... в Орду, а шел на Пермь Великую и поиде по Каме реке" (Московский свод, с.197). Юрий Данилович шел в Орду из Новгорода, поэтому путь через пермские земли был для него достаточно удобен, близок и относительно безопасен.
И хотя летопись не дает какой-либо географической привязки, кроме того, что через Пермь Великую можно выйти на Каму, под территорией Пермь Великая обычно понимают север современного Пермского края, так как письменные источники однозначно указывают, что слово Пермь Великая было еще и вторым именем города Чердынь - центра этой территории. Интересно, что территория Перми Великой сначала была относительно мала, во всяком случае, территория современного Коми-Пермяцкого округа и никакие современные районы Пермского края кроме части Чердынского в неё не попадали, а территории Чусова и Гамаль не входят в состав Перми Великой и вообще относятся к территории не Пермского края, а к современной республике Коми (Корчагин, 2013а, с. 104-107). По мнению П.А. Корчагина во времена Стефана Пермского (вторая половина XIV в.) и Федора Пестрого (поход 1472 г.) "... Пермь Великая — это весьма небольшой район по реке Колве протяженностью около 50 километров" (Корчагин, 2010, с.103). Расти она стала только после
присоединения Предуралья к Московскому государству.
Связывать с Пермью Великою родановскую археологическую культуру XI-XIV вв. так же неоправданно, как и связывать вымскую археологическую культуру с Пермью Вычегодскою (см. статью А.Л. Багина и М.В. Кленова в настоящем сборнике). К первому упоминанию Перми Великой в письменных источниках в XIV в. от 147 учтенных родановских памятников XI в. осталось только 57, при этом самое существенное сокращение обжитых территорий произошло на рубеже XIII-XIV вв. (Вострокнутов, 2011, с.16-17). Наиболее
плотно в XIV в. была заселена теорритория ныншнего севера Коми-Пермяцкого округа (Гайнский и Косинский районы), где по берегам Камы, Косы и их притоков располагается более 20 археологических объектов. Видимо эти памятники можно связать с народом "гаиане", "гаиняне", "гайяне" или "гайане",
упоминаемом в "Житие Стефана Пермского" в разных его летописных списках среди имен "местам и странам и землям и иноязычником, живущим вокруг Перми..." и считать население, оставившее эти северные памятники, наиболее вероятными предками коми-пермяков (Белавин, 2005). В состав Перми Великой XIV в. эти территории не входили.
Еще более сложно, на наш взгляд, связывать Пермь Великую с коми-пермяками, так как по определению Пермь Великая (термин-оппозит) - это зона колонизации из Перми (Вычегодской) - хоть и коми земли, но зырянской. "Сам факт появления в конце XIV в. оппозиции Пермь Вычегодская (она же Пермь Малая) и Пермь Великая ясно указывает на направление колонизации: в подобных парах определение "великая" служит указанием на колонизуемый район, тогда как определение "малая" (или его отсутствие) указывает на исходную область колонизации. По-видимому, появление коми населения в районах Верхнего Прикамья следует связывать с миссионерской деятельностью Стефана Пермского, одобренной великим князем Дмитрием Ивановичем, стремившимся окончательно выдавить новгородцев из их пермских владений" (Чураков, 2008, с.15). По мнению О.Н. Трубачева, колыбель этноса "Малая", а территория дальнейшего расселения "Великая" - ". таким образом Великая Русь, Великороссия - это не "возвысившаяся Россия", как можно было бы понять буквально, а "вновь освоенная, колонизированная Русь", "Русь дальняя", то понятно, что метрополией при этом колонизационном движении всегда оставалась собственно Русь." (Трубачев, 2005, с.86). Таким образом, оппозиция Великая - Малая образно отражает противопоставление вторично основанной земли той земле, откуда это освоение происходит (Греция - Великая Греция и т.д.). Так и в нашем случае Пермь (Малая или Вычегодская) и Пермь Великая -материнская земля и земля колонизированная коми-зырянами, "Пермь дальняя".
Кстати, исходя из уже упоминавшейся статьи наших сыктывкарских коллег в настоящем сборнике - не ясно вообще, насколько Пермь Вычегодская (т. е. исходная для Перми Великой земля) являлась территорией коми. Скорее всего, она была заселена смешанными финно-славянскими общинами, среди которых, судя по публикациям сыктывкарских археологов, была распространена некая надэтничная материальная культура с выраженным преобладанием вещей древнерусского и прибалтийского типов. Нечто подобное (надэтничная материальная культура) можно наблюдать во всей зоне древнерусской колонизации Севера, которая осуществлялась смешанным потоком колонистов, такое же явление отмечено и для территории современного Пермского края (см. статью Н.Б. Крыласовой в настоящем сборнике).
Кроме того, древнерусские письменные источники показывают нам еще Пермцу - само уменьшительное название указывает на её меньшее значение или размер, чем Пермь. Это Лузская Пермца и Вилегодская Пермца. Первое упоминание о них содержится в Жалованной грамоте Перми 1485 г.: "А что пермяки Луские Пермцы и Вилегоцские, до них сысоленом и ужговцом дела нет, но тому тое пермяки присуду устюжскии" (Документы по истории коми, 1958. Вып.4, с. 246). По мнению П.А. Корчагина, эти регионы оформились раньше - не позже XIV века - и сохранялась, по меньшей мере, до XVI-XVII вв. (Корчагин, 2013б, с. 9).
А.С. Кривощекова-Гантман писала о слове "Пермь", что ".с самого начала русские употребляли этот термин как этнотопоним, то есть как название народа и его территории" (Кривощёкова-Гантман, 2006, с.177.). Что скрывается в этом слове? Этимологии его известны разные, от самой простой народной
этимологии: "Пермь" от коми-пермяцкого термина "Парма - высокая земля,
гора, поросшая лесом (еловым или кедровым); до совершенно фантастических: от имени легендарного богатыря/бога Перы или от скандинавского географического термина Биармия (подробный обзор см.: Корчагин, 2013б, с.5-7). С научной точки зрения, наиболее верной является этимология академика Д.В. Бубриха, выводившего Пермь из вепсского Peramaa, буквально - "задняя земля", в смысле "Заволочье" (Бубрих, 1947, с. 30). Эту точку зрения разделяла и выдающийся коми-пермяцкий языковед А.С. Кривощекова-Гантман: "слово "Пермь" не коми и не русское. Его исток в языке летописной веси" (Кривощеква-Гантман, 2006, с.177). Таким образом Пермь - это "дальняя, задняя земля", а Пермь Великая -"дальняя предальняя земля", т.е. "самый край" в смысле границы расселения финноязычного народа коми - родственного древней веси. Пермь - это фронтир финноязычного мира на Европейском Северо-Востоке. Отслеживая передвижение географического термина Пермь (топонима) по карте в соответствии с упоминанием его в письменных источниках, мы можем наглядно маркировать расширение зоны расселения предков коми народа с территории их гипотетической Прародины, находящейся в глубокой древности где-то севернее и западнее Верхнего Прикамья.
За пределами России в средневековоье и в новое время Пермь была известна как 'Permití, 'Permia Magna’ 'Пермия\ а все географические и этнографические сведения о ней были весьма неточны и расплывчаты.
Последнее официальное упоминание Перми Великой относится к 1719 г. в тексте указа об административной (губернской) реформе Петра Великого (часть Сибирской губернии). Но имя "Пермь" сохранялось в титуле императоров всероссийских. Вновь на карте России "Пермь" появляется в 1780 г., когда Пермское наместничество было учреждено Именным указом от 27 января 1780 г. Вышедший 26 ноября 1780 г. Именной указ Екатерины II «О назначении места для учреждения Губернского города Пермского Наместничества и о наименовании онаго Пермью» сделал административно-географической реальностью современный город Пермь.
Когда слово Пермь окончательно стало именем народа, т.е. этнонимом? Произошло это где-то в конце XV-начале XVI столетия. Так в "Житие Стефана Пермского", написанного, по мнению исследователей, не ранее первых десятилетий XV в. (Водовозов, 1972), слово "Пермь" употреблено как термин географический, описывая жителей земли по имени Перми. Епифаний Премудрый, автор "Жития", обозначает их как "людей Пермских (например: 'Плачь пермьскых людеи ’), т.е. термин употреблен не как этноним, а как топоним. В Никоновской летописи при описании событий 1472 г. (поход князя Ф.Пестрого на Пермь Великую) упомянуты "пермичи" (Никоновская летопись, 1901, с. 148), но в значении - "жители земли Пермской". В "Послании митрополита Симона князю Матвею" от 22 августа 1501 г. "пермичи" упомянуты также в контексте "жители Пермской земли" (".да и всем Пермичем, большим людем и меншим, мужем и женам, юношам и младенцем, всем православным християном, новопросвещённым Господним людем всея области Перьмския земли." - Акты исторические, 1841, с.168). Но вот в начале XVI в. Вычегодско-Вымская летопись, дифференцируя население Прикамья по этническому признаку, употребляет термин "пермяки", отличая среди жителей "пермяков" и "русаков" ("Лета 7014 (1506 г.) пришедши из Тюмени на Великую Пермь ратью сибирский царь Кулуг Салтан и без вести приступиша. Чердыню не взял, а землю нижную воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожегл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел
и посекл" - ВВЛ). К концу XVI в. имя "пермяк" стало этнонимом: экзоэтнонимом - использовавшимся в русских официальных источниках для наименования части народа коми, и эндоэтнонимом - так часть коми стала называть самих себя. Только последним можно объяснить, что свой эндоэтноним коми принесли за много верст от Предуралья - в Пустозерскую волость и в "Платежной переписной книге Поморской Пустозерской волости" 1573-1574 гг. различаются русаки и пермяки (".а людей в них русаков и пермяков двести восмьдесят два человека." - Платежная книга, 1573-1574, л.10). Термин "Пермяки" до сих пор является самоназванием коми-язьвенцев в Красновишерском районе Пермского края и зюздинских коми-пермяков (Афанасьвеский район Кировской области).
Одновременно слово "пермяк, пермяки" выступает этниконом (этнохоронимом), т.е. названием местожителей, образованного от топонима (хоронима) "Пермь" - так именуют жителей города Перми и Пермского края (хотя, с точки зрения словообразования русского языка, более правильными были бы слова "пермичи" (ср. омичи, томичи, москвичи), "пермцы" (ср. - тюменцы, вологодцы) и даже "пермяне" (ср. - смоляне), хотя этот термин используется как технический термин, классификационный в лингвистике).
Имя "пермяк" носят не только жители города Пермь и Пермского края. Так себя именуют жители 10 деревень "Пермяки" в Кемеровской, Нижегородской, Кировской, Свердловской области, в Пермском крае и Татарстане; жители деревни Перемяки в Ленинградской области, жители села Пермского в Приморском крае и села Перемского в Добрянском районе Пермского края, когда-то так себя именовали и жители села Пермского на Амуре (осн. 18 августа 1860 г. выходцами из Пермской губернии), которое в 1932 г. стало городом Комсомольск-на-Амуре. Так за 900 лет своей истории имя "Пермь" совершило победный путь по России от Белого моря до Дальневосточного Приморья.
Литература:
Акты исторические, 1841 - Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. 1334-1598. - СПб.: тип-я экспедиции заготовления государственных бумаг, 1841. - №112. - С. 168-169.
Археология республики Коми, 1977. - Археология республики Коми. - М.: ДиК, 1977. - 758 с.: ил.
Белавин, 2005 - Белавин А.М. Археологические памятники Верхокамья в этнической истории народов Коми-Пермяцкого округа // Труды Института исследований языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Пермь: ПГПУ. 2005. Вып 1. с.105-126
Бубрих, 1947 - Бубрих Д.В. Происхождение карельского народа. -Петрозаводск, 1947.
ВВЛ - Вычегодско-Вымская летопись // Историко-филологический сборник. Вып.4. - Сыктывкар, 1958.
Водовозов, 1972 - Водовозов Н.В. История древней русской литературы. -М.: "Просвещение", 1972.
Вострокнутов, 2011 - Вострокнутов А.В. Археологические памятники бассейна Верхней Камы XI-XV вв. Опыт картографического исследования с
применением климатических данных // Казанская наука. 2011. № 8. - Казань: Казанский издат. дом. - С .15-19
Грамоты, 1949 - Грамоты Великого Новгорода и Пскова. - М.-Л., 1949.
Документы по истории коми, 1958 - Документы по истории коми // Историко-филологический сборник, IV. Вып.4. - Сыктывкар, 1958.
Ключевский, 2002 - Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. Лекция двадцать третья. - М: АСТ, Харвест. 2002.
Корчагин, 2013а - Корчагин П.А. Комплексное историческое изучение ранней истории Перми Великой и Перми Вычегодской: границы и городки // Переходные эпохи в археологии: Материалы Всероссийской конференции с международным участием "XIX Уральское археологическое совещание". -Сыктывкар: ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, 2013. - с.104-107
Корчагин, 2013б - Корчагин П.А. Пермь: "Что в имени." // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2013. №4. - С.4-21
Корчагин, 2010 - Корчагин П.А. Шли крестьяне, за ними - государство // Соль. 2010, №3, с. 102-103
Кривощёкова-Гантман, 2006 - Кривощёкова-Гантман А.С. Краткий
топонимический словарь // Кривощёкова-Гантман А.С. Собр. соч. в 2-х томах. Т.2. Ономастика. - Пермь, 2006.
Кунцевич, 1905 - Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве, или Казанский летописец. - СПб, 1905.
Лаврентьевская летопись, 1926 - ПСРЛ, том I. Издание 2-е. Лаврентьевская летопись. Л., 1926-1928 // Вып. 1: Повесть временных лет. - Л., 1926.
Московский свод - Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. Т.25. - М.-Л., 1949.
Никоновская летопись, 1901 - ПСРЛ. - СПб., 1901. Т.12
Новгородская 4-я летопись, 1848 - ПСРЛ. Т.4. - СПб., 1848.
Платежная книга, 1573-1574 - Платежная переписная книга Поморской Пустозерской волости книг письма и дозора Василия Галина да подъячего Степана Федорова 7082 г (1573-1574). - Архив РИИ РАН Ф.115, оп.1, Д.1174. -ЦКЬ http://vk.com/topic-3689368 24951684 (дата обращения 15.01.2014.)
Савельева, 1971 - Савельева Э.А. Пермь Вычегодская. - М.: Наука, 1971. -
224 с.
Савельева, Кленов, 1992 - Савельева Э.А., Кленов М.В. Пожегское городище. Докл. на заседании президиума Коми науч. центра УрО РАН 9 янв. 1992 г. Препринт. - Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН. 1992. - 31 с.
Толочко, 1999 - Толочко А.П. Химера "Киевской Руси" // Родина. - 1999. -№ 8. - С. 29-33.
Трубачев, 2005 - Трубачев О. Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. - М.: "Наука", 2005. - 286 с.
Шахматов, 2001 - Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах // Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. - М., 2001