РЕЛИГИИ МИРА
Пастор Мартти Хирвонен
ЛЮТЕР, РЕФОРМАЦИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Мартин Лютер (1483 - 1546) произвёл большое потрясение в церковной, общественной и культурной жизни. Его влияние широко и глубоко, но местами противоречиво и полемично; влияние - разрушающее, с точки зрения церковного единства. Оценка жизненных достижений Лютера зависит от принятого угла зрения на этого религиозного «гиганта», значение которого теперь, спустя 500 лет, оценивается, вспоминается и даже празднуется. 31 октября 2017 года - дата, когда Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов.
Критика индульгенций не была его самоцелью. Лютер был монахом - августинцем, католическим священником, христианским богословом. Он был озабочен ошибочными взглядами, направлениями и практикой своей церкви. Цель индульгенций была, сама по себе, хорошей, потому что благодаря им можно было продолжить строительство церкви Святого Петра. Разрешение на это дал папа Лев X. С помощью индульгенций также можно было получить отпущение грехов без личного покаяния. «Лишь деньги зазвенят в казну, душа устремится в небо».
95 тезисов были предназначены для создания конструктивного обсуждения практики индульгенций и первоначально были написаны по латыни. Однако в скором времени тезисы были переведены на немецкий язык с помощью новой печатной технологии, и они быстро распространились.
Основная причина написания Лютером тезисов была озабоченность тем, что некоторые люди представляли себе возможным получение отпущений грехов без личного покаяния.
62 пункт Тезиса Лютера говорит о том, что настоящая помощь приходит от Святого Евангелия: «Истинное сокровище Церкви, это пре-
211
Пастор Мартти Хирвонен (Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии). Авторитетный финский священник и богослов. Являлся кандидатом на пост главы лютеранской церкви, известен своей строгой позицией в отношении христианской нравственности.
святое Евангелие о славе и благодати Бога».
Постепенно возникла пропасть межу учением Римско-католической церкви и взглядами Лютера. Общения между северной Германией и южным Римом не произошло, и их взгляды отделились друг от друга. Лютер ударил словом, как топором, в самое сердце Римской церкви: главенствующая роль папы римского является следствием исторического развития, а не основывается на особых Божиих повелениях, таких как крещение, причастие, исповедь или священство.
Лютер напомнил, что, например, православные по своему учению и богослужению являются истинными христианами, хотя никогда не находились в подчинении папы римского. Это указывает на то, что главенствующая роль папы относится только к западной церкви, к римскому патриархату. (Яри Йолкконен, «Горизонты милости. Лютеранство завтрашнего дня», издательство Kirjapaja, Хельсинки, стр. 17. Источник: епископ Яри Йолкконен, епархия Куопио, статья «Причины лютеранской Реформации и её основные убеждения»).
Лютер также подчёркивал, что авторитет Библии не оспаривается на церковных советах или решениями папы. Решения советов и пап являются приемлемыми, если они совместимы с Библией. В этом и заключается проблема: кто настолько квалифицирован, чтобы сделать вывод, принимая какое-либо решение, согласуется ли оно с Библией. Существует риск индивидуализма и сепаратизма, как это происходило во времена церковной Реформации, и до сих пор происходит. К этому я могу вернуться позже.
Лютер подчёркивал первозначение Библии (SOLA SCIPTURA), высшего руководства христианина, NORMA NORMANS - направляющее руководство. Библия, по его мнению, является высшим авторитетом, потому что содержит Божественное Откровение. Церковные традиции, отцы церкви, церковные решения, богослужения даже послания папы к пастве и церковные законы (каноническое право) - всё это принимается во внимание в поисках по вопросам веры. Однако они являются так называемыми человеческими традициями (NORMA NORMATA), которые можно поправить, если они противоречат слову Библии.
Кроме того, Лютер хотел «почистить луковицу». Он подчёркивал, что слова и деяния Господа в Библии определяют, что является существенным, и некоторые другие произведения, даже книги «Нового Завета», в том числе, «Послание Иакова» были, по его мнению, полной ерундой, так называемыми, посланиями из соломы, потому что в них нет ничего от праведного света. «Если брат или сестра наги и не име-
212
ют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 15 - 17; 26).
Лютер подчёркивал приход к благочестию через личную внутреннюю борьбу. Он нашёл милосердие Божие в «Послании апостола Павла к римлянам» во вступлении к этому «Посланию» в 1545 году о борьбе за праведную веру: «В конце концов, день и ночь обдумывая это, я по милости Божией обратил свое внимание на связи в предложении, а именно: «праведность Божия проявляется так, как написано: «праведный верою жив будет», и там я начал понимать Божию праведность: чем праведный дар Божий живёт, а именно верой. Тогда я почувствовал себя прямо-таки новорождённым и вошел в открытые ворота рая. Так мне явилась сразу вся Библия в другом свете».
Ранее Лютер старался умилостивить Бога безупречной монашеской жизнью, но его душа была беспокойна. Его ссылка на Библию «Послания апостола Павла к римлянам (Рим. 1, 16-17)» стала для лютеран догмой, с точки зрения которой, Лютер и его последователи изучали с этого времени всю Библию.
По словам Лютера, Евангелие и Христос являются ядром Библии, ее «красной нитью». Благочестие верующего особо подчёркивается в лютеранстве: «Только благодатью, одной верой, в одиночку человек ради Христа будет спасён. Sola gratiae, sola fide, sola Christus».
Лютер не стремился к резкому отходу от католической церкви, он только хотел реформировать церковь в её первоначальный вид и состояние. Он положительно относился к украшению церквей изображениями, свечами, тканями, к жестам, инструментальной и вокальной музыке. Тем не менее, особенно в последние время, лютеранские церкви стали весьма упрощенными с точки зрения церковной традиции.
Присущие католической церкви статуи страданий Христа отсутствуют в лютеранской церкви, центром является крестовый алтарь, всё реже Христов крест - больше как современный образец скульптуры, чем ясное изображение исторического спасения и места для молитвы. Конечно, в старых финских церквах картина над алтарём изображает страдания и смерть Христа на Голгофе или же какие-то другие ключевые события в жизни Иисуса. Алтарь, амвон и купель - признаки церквей Реформации.
Лютеранская церковь - это церковь Слова и проповеди. Проповедь
213
столетиями занимала центральное место. Крещение - источник духовной жизни христианина, а алтарное таинство или Святое Причащение - второе таинство, по мнению Лютера.
Привлекательна картина алтаря, находящаяся в замке-церкви Вит-тенберга. Слева - большая купель и вокруг неё прихожане. В центре -причастие, может быть проповедующий Лютер. На алтарном столе распятый Христос. Два таинства и Христос, через провозглашённое Слово!
Частная исповедь подобна таинству. Лютер считал таинствами только крещение и Святое Причастие Господа, потому что они основаны на заветах Иисуса. Остальные пять таинств католической церкви Лютер не одобрял. Причастие Господне было разделено на две части, хлеб и вино. Во время причастия Христос действительно присутствует.
«Hoc est», т.е. реальное время. Причастие Господне согласно Лютеру, не просто поминание, как учат Цвингли и кальвинисты; и здесь не происходит изменения в тело и кровь Господне (пресуществление), как верит и учит католическая церковь.
Целью Лютера было реформировать Римско-католическую церковь, а не создать новую церковь, чтобы заменить муниципалитеты. Тем не менее, как мы знаем из истории, это произошло. Католический мир был раздроблен, и Северная Европа и Скандинавия вместе приняли лютеранскую веру - этому способствовали господствующие в этих районах князья и короли Северной Европы.
Цели эти не всегда были духовными, скорее экономическими и для укрепления своей власти, в государственную казну были захвачены церковные средства. Замки епископов снесли почти до основания, как, например, расположенный в городе Каарина, недалеко от замка Турку, от которого остались лишь каменные руины.
Наиболее ценным достижением Лютера и лютеранской Реформации был перевод Библии. Лютер перевёл «Новый Завет» с греческого
214
языка оригинала в замке Вартбурга. Некоторые части «Нового Завета» он перевёл с греческого языка уже раньше, читая лекции в университете. Ранее существовали переводы Библии на немецкий язык, но они не удовлетворяли Лютера, так как в их основе был текст Вульгаты, официальный латинский перевод Священного Писания католической церкви.
В темнице замка Вартбурга Лютер в декабре 1521 года начал готовить свой перевод Нового Завета с греческого языка и закончил в начале марта 1522 года. Эллинист Филипп Меланхтон помогал Лютеру завершить перевод, сделав к нему филологические правки. Полемические рисунки Лукаса Кранаха старшего способствовали быстрому распространению Нового Завета среди людей, а сам язык Лютера был сочным и понятным. (Рафаэль Ласкано, биография ДЕ MARTÍN LUTERO (1483-1546) Стр. 219-221. Editorial AGUSTINIANA, GUARARRAMA (МАДРИД) 2009).
Вся Библия на немецком языке появилась в 1534 г. До этого, в 1529 году появились Большой и Малый катехизис, из которых Малый катехизис стал Катехизисом «Десяти Заповедей», или Декалогом, уникальным источником христианской доктрины в северных станах, в том числе в Финляндии.
На протяжении веков Малый Катехизис был обучающим средством в руках людей. Так при конфирмации и в начальной школе в 1950-х годах учащиеся учили заповеди наизусть.
Реформация произошла также и в псалмах. Лютер сам написал ряд песен, из которых в финских псалмах наиболее известны «Бог - наша крепость» и рождественский псалом «Небесный ангел сказал так». В послереформаторский период произошло оживление в написании органной музыки. Известнейший композитор этого времени, конечно же, Иоганн Себастьян Бах.
Тем не менее, последствия реформации были не только гармоничными. Церковь разделилась с почти фатальными для себя последствиями. Католическая церковь собралась для борьбы с реформацией, образовав Совет Трент1.
Вспыхнула Тридцатилетняя война.
Лютер призвал князей подавить крестьянское восстание (1524-1525 годов). Его, возможно, самой большой исторической ошибкой был вопиющий антисемитизм, который, вероятно, впоследствии подтолкнул Адольфа Гитлера на уничтожение еврейской нации.
В конечном итоге все религиозные и исторические деятели, а также их дела будут взвешены на весах Господа Воинств - Саваофа.
Сатирическая риторика Лютера против папы римского была необоснованной и подчас непостижимой.
500-летие лютеранской Реформации отмечается широко и по-разному. Папа римский Франциск и президент Всемирной лютеранской организации Муниб Юнан встретились для примирения на экуменическом
1 Тридентский собор (1545—1563) (прим. ред.).
215
молебне в Лунде, чтобы отметить окончание 50-летнего богословского диалога и выработку документа («От конфликта к причастию»).
Пропасть, вызванная Реформацией, сократилась: в тёмной ночи человеческой ночи стал виден проблеск света.
Интересно, что 20.11.2016 в церкви Святой Марии, в Петербурге, мне попался настенный календарь «500 лет Реформации», опубликованный в Музее истории религии. Тяжёлая дверь поворачивается на петлях медленно, но верно!