Научная статья на тему '5. 6. Место и роль поощрения в структуре деятельного раскаяния'

5. 6. Место и роль поощрения в структуре деятельного раскаяния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
440
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПООЩРЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОЕ РАСКАЯНИЕ / ПОСТКРИМИНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОСТПРЕСТУПНЫЙ ПОСТУПОК / МОТИВАЦИЯ / ENCOURAGEMENT / ACTIVE REPENTANCE / POSTCRIME BEHAVIOUR / POSTCRIME ACT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Василий Николаевич

Статья посвящена поиску места по-ощрения в структуре деятельного раскаяния. Опре-деляется значение понятия поощрения в механизме правового регулирования. Описываются виды моти-вации посткриминального поведения субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF ENCOURAGEMENT IN THE STRUCTURE OF ACTIVE REPENTANCE

The article is devoted to the search of the place of encouragement in the structure of active repen-tance. The significance of the notion of encouragement in the mechanism of legal regulation is determined. Types of motivation of the subject's post-crime behaviour are de-scribed.

Текст научной работы на тему «5. 6. Место и роль поощрения в структуре деятельного раскаяния»

5.6. МЕСТО И РОЛЬ ПООЩРЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОГО РАСКАЯНИЯ

Михайлов Василий Николаевич, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России.

Аннотация: Статья посвящена поиску места поощрения в структуре деятельного раскаяния. Определяется значение понятия поощрения в механизме правового регулирования. Описываются виды мотивации посткриминального поведения субъекта.

Ключевые слова: поощрение, деятельное раскаяние, посткриминальное поведение, постпре-ступный поступок, мотивация.

THE PLACE AND ROLE OF ENCOURAGEMENT IN THE STRUCTURE OF ACTIVE REPENTANCE

Mikhailov Vasiliy Nikolaevich, postgraduate research student. Place of study: Academy of Management of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs.

Annotation: The article is devoted to the search of the place of encouragement in the structure of active repentance. The significance of the notion of encouragement in the mechanism of legal regulation is determined. Types of motivation of the subject’s post-crime behaviour are described.

Keywords: encouragement, active repentance, postcrime behaviour, postcrime act, motivation.

Действующий УК РФ отличается от предшественника изменением идеологической сущности концепции уголовного законодательства, базирующейся на качественно иных, чем ранее, ценностных ориентирах и идейных установках, что было обусловлено переходом от тоталитарного строя к демократическому правовому обществу. На протяжении долгих лет уголовная политика советского государства была основой государственной власти и притесняла личностные ценности. Шаблонным объектом уголовно-правовой охраны признавались социалистические отношения, обеспечивающие ценность государства и бесправное положение личности.

При развитии демократического общества уголовная политика изменилась коренным образом. На современном этапе ядром признается личность (человек): его жизнь, здоровье, свобода, собственность, честь и достоинство, и кроме того, его право выбора ответственности. Уголовный кодекс РФ перенаправил уголовное законодательство: целью является защита не социалистического, а конституционного строя, не планового хозяйства, а основ рыночной экономики, защита всех форм собственности, вне зависимости от принадлежности, а также безопасность гражданского общества.

В действующем Уголовном кодексе прослеживается реализация двух общемировых тенденций развития уголовного законодательства: смягчение ответственности, вплоть до освобождения от таковой при совершении преступления небольшой или средней тяжести впервые, и, одновременно, усиление ответственности, а соответственно и степени наказания, за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Для стимулирования позитивного постпреступного поведения, с учетом опыта международной практики в уголовно-правовой сфере, в целях гуманизации уголовной политики, возникла необходимость сформулировать общую концепцию института правового стиму-

лирования, отвечающего требованиям современной действительности, теоретически закрепить данный юридический инструмент. Одним из аспектов формирующейся концепции стало введение поощрительных мер.

В УК РФ были введены новые основания освобождения от уголовной ответственности при совершении преступлений небольшой и средней тяжести: деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим. Так же увеличено число обстоятельств, предусмотренных Особенной частью уголовного закона, при которых возникает возможность освобождения лица от уголовной ответственности. Прописаны нормы о досудебном соглашении, согласно которым лицу, совершившему тяжкое либо особо тяжкое преступление, но активно способствующему органам предварительного расследования при выявлении соучастников и похищенного имущества, может быть значительно смягчена уголовная ответственность и снижено наказание. Вводя указанные меры, законодатель сделал шаг к обеспечению предупреждения преступлений и их пресечению на этапах возникновения преступной деятельности, а также согласованию интересов общества и субъекта преступления в отношении постпреступного поведения.

Посткриминальное поведение и вытекающие из него санкции или поощрения - это основные понятия в теории и практике постпреступного уголовно-правового регулирования. Связь этих категорий подобна связи преступления и наказания1. От постпреступного поведения, то есть, было ли оно общественно полезным или общественно вредным, зависит характер уголовно-правового воздействия.

В зависимости от поведения современные нормы УК могут предусматривать как позитивные уголовноправовые последствия, так и негативные. Норма о деятельном раскаянии отличается от всех поощрительных норм Уголовного кодекса тем, что в ней предусматривается не просто возможность освобождения от уголовной ответственности, а обязанность безоговорочного освобождения. Позитивная ответственность в данном случае является следствием положительного постпреступного поведения.

Проблема позитивной ответственности неразрывно связана с правомерным посткриминальным поведением. В условиях советского уголовного права позитивная ответственность существовала в качестве гражданского долга, обеспеченного санкционной защитой. Так, А.Н. Тарбагаев считает, что стимулирующее воздействие правовых норм на поведение людей происходит посредством влияния на их сознание и волю. Когда субъект осознает выраженные в правовых нормах требования государственной воли, сообразует свое поведение с этими требованиями, подчиняет свои поступки общественным интересам, действует с пользой для общества, он осознает свою ответственность перед обществом и государством, и его поведение можно назвать ответственным.

Из вышеуказанного следует, что позитивная ответственность в уголовном праве возникает в результате «прохождения» требований уголовного закона через сознание субъекта, но не с момента его издания2. В.Н. Кудрявцев полагает, что позитивная ответственность возникает, когда на субъекта возлагается обязанность,

1 Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение. -Томск, 1985. -С. 138.

2 Тарбагаев А.Н. К вопросу о сущности уголовной ответственности. -Томск, 1981. -С. 169.

МЕСТО И РОЛЬ ПООЩРЕНИЯ

Михайлов В.Н.

которая осознается им в виде долга перед государством и обществом3. Согласно В.А. Елеонскому, объективная сторона позитивной ответственности выражается в уголовно-правовых запретах, содержащих требования к личности не причинять ущерба общественным отношениям, а субъективная сторона выражается в том, что человек осознает эти запреты и руководствуется их требованиями4. На сегодняшний день наиболее приемлемой нам кажется позиция Р.А. Сабитова, который считает, что недопустимо связывать позитивную ответственность только с обязанностью соблюдать уголовно-правовой запрет. Позитивную ответственность следует толковать шире, поскольку она связана не только с обязанностями. Она возникает и тогда, когда лицо использует доступное ему законом право на совершение положительных правомерных действий. Так, явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, возмещение ущерба, причиненного преступлением, деятельное раскаяние, несмотря на то, что субъект не обязан совершать данных действий, можно рассматривать как проявление позитивной ответственности преступника после совершения преступления5. Сюда же должна быть отнесена норма о досудебном соглашении, рассматриваемая в качестве проявления позитивной ответственности, постпреступного поведения лица, совершившего преступление. В подобных действиях проявляется социальная позиция личности, выражающаяся в осознании вины в совершенном деянии, раскаянии, переживании по поводу случившегося, понимании необходимости исправиться.

Таким образом, юридическое содержание позитивной ответственности за посткриминальное поведение не сводится к запретам6, оно включает в себя также дозволение совершать правомерные действия. Данная позиция нашла свое отражение в норме о деятельном раскаянии, когда субъект имеет право выбора любого варианта постпреступного поведения, который найдет свою оценку в уголовном законодательстве и соответственно повлечет правовые последствия: либо поощрение, либо санкцию.

Материальное (объективное) содержание позитивной ответственности в случае деятельного раскаяния образует определенного рода деятельность - соблюдение правовых предписаний, добровольное возложение на себя обязанностей, выполнение которых закон, в соответствии с Конституцией, не имеет права требовать (явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления и др.), возможность использования и исполнения поощрительных посткриминальных норм в целях смягчения или освобождения от уголовной ответственности7. В случае деятельного раскаяния субъективное содержание позитивной ответственности представляет собой психологическое отношение субъекта к общественным ценностям, которое находит свое выражение в осознании долга перед обществом и государством, оценке содеянного с моральной точки зрения и нравственности, и таким образом толкает к

3 Кудрявцев В.Н. Субъективные элементы ответственности. -М., 1983.- С. 4.

4 Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. -Хабаровск, 1984. -С. 26.

5 Сабитов Р.А. Уголовно-правовое значение посткриминального поведения.- Омск, 1985.- С. 34.

6 Чухвичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность // Государство и право. -2005. №3. -С. 106

7 Косолапов Р.И., Марков В.С. Свобода и ответственность. -М.,

1969. -С. 64.

необходимости соблюдения предписаний норм права. В.М. Баранов определяет такое поощрение, с одной стороны, как блага материального и морального характера, льготы и преимущества, которыми отмечаются заслуги участника общественных отношений, урегулированных нормой права, а с другой - как установленные нормами права разнообразные формы положительной оценки государством добросовестного исполнения юридических и общественных обязанностей, а также позитивной деятельности, превосходящей обычные требования8.

Согласно данной позиции, норма о деятельном раскаянии дает возможность субъекту, совершившему преступление и впоследствии избравшему позицию активного правомерного посткриминальнго поведения, спектр видов поощрения: смягчение наказания в любых случаях, возможность освобождения от уголовной ответственности.

Поощрение выражается в том, что отменяются определенные тяготы и лишения, предоставляются лицу блага, для примера, свобода. Роль правовых поощрений в механизме правового регулирования определяется выполняемыми ими функциями, которые довольно разнообразны: контрольная, мотивационная, коммуникативная, оценивающая, гарантирующая, распределительная, воспитательная9 и др. Значение понятия поощрения в уголовном праве можно рассматривать в двух аспектах:

1) освобождение лица от уголовной ответственности, смягчение наказания или устранение других неблагоприятных для лица уголовно-правовых послед-

10

ствий преступного деяния ;

2) деятельность правоохранительных органов и суда, основанная на нормах уголовного законодательства, выраженная в одобрении и положительной оценке от имени государства правомерной постпреступной деятельности субъекта и назначении ему соответствующего поощрения, предусмотренного законом.

Деятельное раскаяние может повлечь за собой как полное освобождение от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ), так и частичное (п.п. «и», «к» ч. 1 ст. 61, ст. 62 УК РФ). Кроме того, норма о деятельном раскаянии включает в себя обязательные и факультативные виды поощрения. Обязательное поощрение предусмотрено в примечаниях к статьям Особенной части и в ч. 2 ст. 75, описывающей обязательное поощрение специальными статьями Особенной части, и не зависит от усмотрения должностных лиц и органов правосудия. Факультативное поощрение содержится в ч. 1 ст. 75 УК РФ.

Должностное лицо органа дознания, следствия либо судья принимает решение об освобождении или отказе в освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего впервые преступление небольшой или средней тяжести, с учетом характера степени общественной опасности совершенного деяния, а также характера действий виновного, свидетельствующих о его деятельном раскаянии, степени их активности и эффективности. Обязательное поощрение носит безусловный характер. Применение поощрения в случае

8 Баранов В.М., Поощрительные нормы советсткого социалистического права. -Саратов, 1978.- С. 36.

9 Ведяхин В.М., Павлушина А.А., Коробова А.А. Льготная и поощрительная правовая политика // Государство и право. -2005. -№8.- С. 120.

10 Лустова О.С. Деятельное раскаяние. Эффективность применения поощрительных норм о деятельном раскаянии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -С-Пб., 2004.- С. 11-12.

деятельного раскаяния складывается из соблюдения следующих требований:

1) наличие в законе оснований для поощрения;

2) учет степени активности субъекта поощрения, общественной значимости и полезности достигнутых им результатов;

3) личность поощряемого.

Правомерное поведение субъекта является основанием поощрения при деятельном раскаянии, оно образует состав постпреступного поступка и расценивается как заслуга. Такая заслуга перед обществом должна быть личной. Поощрение не может быть применено к лицу, если при достижении положительного результата не было его личной заслуги11. Если причиненный преступлением вред устранен не самим преступником, а третьими лицами за него, то недопустимо применять к нему поощрение. Для обеспечения условий применения поощрительной нормы всегда необходимо активное поведение лица, совершившего преступление. Правомерное поведение в этом случае может иметь разную степень активности, в зависимости от которой находится вид применяемого поощрения: либо освобождение от уголовной ответственности либо смягчение наказания12.

Так, проявленное лицом деятельное раскаяние, в зависимости от его активности, можно разделить на следующие виды:

- высокий уровень правовой активности, при котором субъект, стремясь к применению к нему поощрительной нормы, исполняет требования, предусмотренные законом, а также совершает сверхнеобходимые действия для освобождения от уголовной ответственности: помимо способствования раскрытию совершенного преступления, лицо сообщает об известных ему обстоятельствах преступных действий со стороны других лиц, не относящихся к настоящему уголовному делу;

- средний уровень правовой активности, при котором субъект исполняет только те предписания закона, наличие которых необходимо для применения к нему поощрения;

- низкий уровень характеризуется тем, что лицо не в полной мере пользуется предоставленным ему правом заслужить поощрение и проявляет пассивность в по-сткриминальный период.

Для применения поощрения в случае деятельного раскаяния немалое значение имеет мотивация. В.И. Каминская и Л.А. Волошина выделяют следующие виды мотивации посткриминального поведения:

1) осознание справедливости закона;

2) боязнь утратить доверие близких, родственников, знакомых, друзей;

3) боязнь подвергнуться уголовному наказанию;

4) осознание невыгодности совершения преступления;

5) привычка подчиняться.

Первые два мотива характеризуют высокий уровень социальной активности. Вторые два основаны на личном интересе, они не являются показателями стабильности общественно-полезной деятельности, а последний занимает промежуточное положение13.

11 Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение.- Томск, 1985. -С. 157.

12 Вопленко Н.Н. Правомерное поведение как социальный и юридический процесс. -Ярославль, 1979. -С. 23.

13 Каминская В.И., Волошина Л.А. Криминологическое значение исследований нравственного и правового сознания // Советское государство и право. -1977.- №1. -С. 73.

Также немалое значение для применения поощрения имеют данные о личности преступника. В том случае, если лицо, совершившее криминальный поступок, выполнило все предписания ч. 1 ст. 75 УК РФ, нельзя отталкиваться от свойств его личности, поэтому ч. 1 указанной статьи предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности только деятельным раскаянием. Законодатель предлагает правоохранительным органам оценку не только преступления и позитивного постпреступного поведения, но и личности преступника с точки зрения возможности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания.

Основываясь на вышеизложенном, можно прийти к следующим выводам:

1. Деятельное раскаяние, являясь самостоятельным институтом уголовного права, входит в систему поощрительных институтов и уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК РФ.

2. Норма ст. 75 УК РФ, в совокупности с примечаниями к статьям Особенной части УК РФ, содержащими поощрительные нормы, обеспечивают позитивную уголовную ответственность.

3. Для применения поощрения в рамках деятельного раскаяния требуется правомерное поведение лица, совершившего преступление, образующее состав позитивного посткриминального поступка.

4. При деятельном раскаянии поощрение может носить как обязательный, так и факультативный характер.

5. Степень правовой активности является основным показателем для применения уголовно-правового поощрения в случае деятельного раскаяния.

Список литературы:

1. Сабитов Р.А. Посткриминальное поведение. -Томск, 1985.

2. Тарбагаев А.Н. К вопросу о сущности уголовной ответственности. -Томск, 1981.

3. Кудрявцев В.Н. Субъективные элементы ответственности. - М., 1983.

4. Елеонский В.А. Уголовное наказание и воспитание позитивной ответственности личности. - Хабаровск, 1984.

5. Баранов В.М. Поощрительные нормы советсткого социалистического права.-Саратов, 1978.

6. Ведяхин В.М., Павлушина А.А., Коробова А.А. Льготная и поощрительная правовая политика // Государство и право. -2005. -№8.

7. Лустова О.С. Деятельное раскаяние. Эффективность применения поощрительных норм о деятельном раскаянии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -С-Пб., 2004.

8. Сабитов Р.А. Уголовно-правовое значение посткриминального поведения.- Омск, 1985.

9. Чухвичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность // Государство и право. -2005. №3.

10. Косолапов Р.И., Марков В.С. Свобода и ответственность. - М., 1969.

11. Вопленко Н.Н. Правомерное поведение как социальный и юридический процесс. -Ярославль, 1979.

12. Каминская В.И., Волошина Л.А. Криминологическое значение исследований нравственного и правового сознания // Советское государство и право. -1977.-№1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.