Научная статья на тему '215 лет Герценовскому университету: феномен успеха'

215 лет Герценовскому университету: феномен успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / 215-ЛЕТИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «215 лет Герценовскому университету: феномен успеха»

215 ЛЕТ ГЕРЦЕНОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: ФЕНОМЕН УСПЕХА

Старейший в стране педагогический вуз — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена готовится отметить свое 215-летие. Событие, бесспорно, само по себе неординарное, волнующее, вселяющее в его сотрудников и его студентов чувство гордости и осознание причастности и принадлежности к истории становления и развития отечественного педагогического образования. Но это и повод серьезно задуматься, подвести итоги, попытаться, оглянувшись в прошлое, увидеть в нем будущее своего родного вуза, понять и осмыслить истоки его удивительного долголетия, дать емкое и образное определение пути, пройденного университетом за 215 лет. Феномен успеха — наверно, точнее и лучше не скажешь. 215 лет стремления к успеху, к лидерству и 215 лет замечательных побед и свершений.

Герценовский университет прошел славный путь от Императорского воспитательного дома, созданного 13 мая 1797 г. по Указу императора Павла I, до одного из крупнейших вузов России. Общенациональная значимость университета признана на государственном уровне. В январе 1998 г. Указом Президента РФ Герценовский университет был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. РГПУ им. А. И. Герцена — это уникальный архитектурно-парковый комплекс, внесенный ЮНЕСКО в список объектов мирового значения и не имеющий аналогов в истории строительства учебных заведений в России.

История Герценовского университета — это история педагогических инноваций.

Еще Санкт-Петербургский воспитательный дом, пользуясь покровительством императрицы Марии Федоровны, приобрел особую привилегию и одновременно особую обязанность: непрерывно искать, создавать новое, творить, экспериментировать, быть первопроходцем. Эту свою способность опережать время университет сохранил и поныне. Еще в 1991 г. одним из первых в стране Герценовский университет выступил инициатором и разработчиком уровневой системы образования, а затем в порядке эксперимента начал ее внедрение, объединив в 1992 г. целый ряд педвузов в Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования. В 2008 г. университет стал победителем конкурса разработки ФГОС третьего поколения по направлению «Педагогическое образование». Одним из первых в системе высшего образования РГПУ им. А. И. Герцена включился в реализацию основных принципов Болонской декларации — с 2005 г. университет входит в перечень вузов, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц. Это во многом способствовало росту международного авторитета и признания Герценовского университета. Сегодня университет выступает равноправным и достойным партнером зарубежных вузов в целом ряде международных

проектов, а во многих отношениях служит примером международной интеграции и сотрудничества в образовательной сфере не только для российских, но и для европейских университетов. С 2007 г. университет является членом Глобальной сети инновационных университетов GUNI. В университете уже много лет успешно работает первая в системе педагогического образования России кафедра ЮНЕСКО «Теория образования в по-ликультурном обществе», которая служит важным фактором инновационного развития университета в международном контексте. Университет поддерживает договорные отношения с более чем 150 зарубежными вузами и научно-образовательными учреждениями из 30 стран Европы, Азии и Америки, стран ближнего зарубежья, активно сотрудничает с международными региональными и национальными организациями, фондами и программами. Особенно активны отношения с ЮНЕСКО, Европейской комиссией, ООН, Американским советом по международному образованию, Американским культурноинформационным центром, Британским советом, Советом министров Северных стран и др.

РГПУ им. А. И. Герцена — единственный российский вуз, вошедший в проект ЮНЕСКО «Реструктуризация высших учебных заведений стран СНГ и Балтии» в качестве эксперта-аналитика, он также соисполнитель одного из трех мировых сетевых проектов «Педагогическая сеть: мультикультуральный диалог».

По рекомендации Европейской комиссии Герценовский университет стал участником Европейской университетской сети по проблемам подготовки переводчиков, разработав для международной сертификации в рамках проекта TEMPUS уникальную магистерскую программу переводчиков — менеджеров конгрессной деятельности. В РГПУ им. А. И. Герцена при поддержке переводческих служб МИД РФ и Генерального директората устного и письменного перевода Комиссий европейских сообществ была открыта Санкт-Петербургская высшая школа перевода, целью деятельности которой является подготовка переводчиков международного уровня для нужд правительства РФ, международных организаций и бизнес-сообщества. В порядке осуществления программы Секретариата ООН по сотрудничеству с университетами 27 августа 2008 г. РГПУ им. А. И. Герцена первым в России и вторым в мировой практике подписал прямой Меморандум о договоренности с ООН о сотрудничестве по подготовке кандидатов для участия в конкурсных языковых экзаменах на замещение должностей в лингвистических службах ООН.

В университете активно и плодотворно работают различные информационные, научнометодические, культурно-образовательные структуры, содействующие развитию международных связей и программ академической мобильности (корейский культурный центр, китайский культурный центр, ресурсный центр американистики, центр португальского языка и культуры, центр «Фенноскандия» и др.).

Особое место Герценовского университета в инновационной системе России во многом обусловлено его миссией, которая согласно нынешней Программе развития, ставшей в 2011 г. победителем конкурса программ стратегического развития вузов, предполагает построение университета как пространства жизненного самоопределения Человека во всем многообразии его проявлений в современной культурной практике. Именно с таким пониманием и исследованием человека связаны все главные направления инновационного развития Герценовского университета последнего десятилетия. Именно это понимание обеспечило университету в 2007 г. победу в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в конкурсе российских вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Реализация в 2007—2008 гг. инновационной образовательной

программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы» дала мощный импульс для последующего динамичного развития Герценовского университета, позволила университету упрочить свой статус лидера.

Сегодня Герценовский университет по праву считается флагманом отечественного педагогического образования, одним из крупнейших вузов России и Восточной Европы. Уже сам этот статус можно считать достижением. РГПУ им. А. И. Герцена — не просто учебное заведение, это крупнейший культурно-просветительский центр и одновременно многопрофильный научно-образовательный комплекс. Деятельность Герценовского университета не только направлена на сохранение, приумножение и развитие лучших традиций академической науки и образования, российской и мировой культуры, но и определяется стремлением к созданию и освоению инноваций, к движению в ногу со временем, к прогрессу. Такое сочетание традиций и инноваций — важнейшая характеристика, «визитная карточка» Герценовского университета.

Примером гармоничного сочетания традиций и инноваций стало избрание в 2011 г. первого в истории РГПУ им. А. И. Герцена президента. Им стал Г. А. Бордовский, возглавлявший университет последние 25 лет, и это явилось еще одним подтверждением его выдающегося вклада в развитие Герценовского университета и российского педагогического образования в целом. Тем самым фактически началась реализация новой для нашего университета модели управления.

Наши достижения можно проиллюстрировать и языком цифр. В настоящий момент РГПУ им. А. И. Герцена — это 20 факультетов, 5 учебных институтов, три филиала — в Выборге, Волхове и в Республике Дагестан, более 130 кафедр. Среди научных подразделений университета: НИИ физики, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, центр философии нового мышления, центр теоретических и прикладных компьютерных исследований в филологии, 3 проблемных и 23 научных лаборатории. Интеграция образовательной и научной деятельности осуществляется в 6 центрах коллективного пользования и 9 научно-образовательных центрах.

В Герценовском университете обучается более 20000 студентов. Только в рамках вновь принятых федеральных образовательных стандартов ведется обучение по 10 укрупненным группам 57 направлений подготовки, в том числе 32 — уровня бакалавриата и 23 — уровня магистратуры, причем наша магистратура сегодня — это 111 магистерских программ. В контексте идей Болонской декларации в университете принципиально изменилась организация образовательного процесса, основное внимание уделяется личностно-ориентированному образованию, направленному на формирование компетентности в сфере профессиональной деятельности и устойчивой мотивации к обучению в течение всей жизни, а также на обеспечение учебной и профессиональной мобильности. Важным инновационным изменением в образовательном процессе является переход от линейной системы обучения к нелинейной.

РГПУ им. А. И. Герцена является признанным лидером подготовки кадров высшей квалификации, которая ведется по 106 научным специальностям аспирантуры (16 отраслей наук) и 48 научным специальностям докторантуры (11 отраслей наук). По контрольным цифрам приема в аспирантуру и докторантуру университет входит в пятерку вузов-лидеров, занимая четвертое место по аспирантуре и третье — по докторантуре. Подготовка кадров осуществляется для 50 регионов России. Университет обеспечивает научными и научно-педагогическими кадрами высшей квалификации 64 вуза России, среди которых 17 классических университетов.

В университете работает 27 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проводится аттестация научных и научно-педагогических кадров по 72 научным специальностям.

Научные исследования ученых РГПУ им. А. И. Герцена выполняются по 37 основным научным направлениям в рамках 21 отрасли науки. В рамках основных научных направлений осуществляется деятельность 43 научно-педагогических школ и 29 ведущих научно-педагогических коллективов университета. Во главе научных школ, научнопедагогических коллективов и научных направлений университета — крупнейшие ученые России. Научно-педагогический состав университета насчитывает 6 академиков РАН и РАО, 9 членов-корреспондентов РАН и РАО, 14 заслуженных деятелей науки РФ, более 300 докторов наук и около 800 кандидатов наук. Лидерство этих ученых и научных школ подтверждается высокими индексами цитирования их работ. Значительное число научно-исследовательских проектов университета получает финансирование по целому ряду научных программ. Только за последние два года было получено 94 гранта РФФИ, РГНФ и других фондов. Инновационные разработки в области образования неоднократно были удостоены престижных наград — премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования, премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в науке, за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования.

Мы гордимся и тем, что в актуальные научные исследования в Герценовском университете вовлечены и студенты. Так, в 2011 г. каждый десятый дипломный проект, выполнявшийся студентами вузов по заданию исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, разрабатывался студентами Герценовского университета. Исследования наших студентов и аспирантов поддерживаются стипендиями Правительства и Президента Российской Федерации.

В РГПУ им. А. И. Герцена действуют и внутренние стипендиальные программы — стипендия памяти императрицы Марии Федоровны, а также стипендии им. Б. П. Штоколова, В. В. Перекалина, Е. С. Ляпина, А. В. Даринского, присуждаемые талантливой молодежи за проявленные особые успехи в соответствующих областях.

Два научных журнала, издаваемых университетом, входят в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденных ВАК: выпускаемый с 1928 г. реферируемый научный журнал «Известия РГПУ им. А. И. Герцена»; электронный научный журнал «Письма в Эмиссия. Оффлайн» ( www.emissia.org).

РГПУ им. А. И. Герцена является базой проведения крупных научных и научнометодических мероприятий: ежегодно в университете организуется около 300 научнопрактических и методических конференций, из них свыше 40 имеют международный статус.

Герценовский университет располагает одной из самых крупных на Северо-Западе библиотек — Фундаментальной библиотекой им. императрицы Марии Федоровны, оснащенной самым современным оборудованием. РГПУ им. А. И. Герцена — один из лидеров по объему электронной подписки на отечественные и зарубежные научные издания.

Говоря о наших достижениях, нельзя не упомянуть и о сетевом объединении вузов «Педагогические кадры России», в котором Герценовский университет играет роль координатора. В настоящее время в сетевое объединение входят более двух десятков ведущих российских вузов. Сетевое объединение было создано не так давно и сейчас продолжается активная работа в этом направлении. В своей деятельности университет стремится к максимальной открытости, к интеграции в городское и общероссийское информацион-

ное пространство. В РГПУ им. А. И. Герцена имеются собственные СМИ, информационные ресурсы, поддерживается сотрудничество и с ведущими городскими изданиями и телеканалами.

Нельзя не упомянуть и об особой гуманитарной миссии Герценовского университета, в которой также ярко воплощается присущее всей его деятельности диалектическое единство традиций и инноваций: в 1806 г. в структуре Воспитательного дома было основано Императорское училище глухонемых — первое в стране учебное заведение для лиц с ограниченными возможностями, что не только положило начало становлению российской специальной педагогики, но и ознаменовало собой важный переворот в общественной жизни и в общественном сознании. Ныне же РГПУ им. А. И. Герцена, продолжающий линию на обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к образованию, определен приказом Минобрнауки РФ в качестве базового вуза, создающего условия для профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Вместе с тем, касаясь достижений, было бы не совсем правильным рассматривать их только в коллективном «измерении» — обязательно нужно коснуться и индивидуальных побед герценовцев.

Свыше 90 сотрудников университета были отмечены государственными и отраслевыми наградами, почетными званиями и грамотами. Общественное признание получили и десятки наших студентов, причем были отмечены их достижения в различных сферах — в научной деятельности, в художественном творчестве, в спорте, в общественной деятельности.

Определенным подтверждением высокого статуса университета служит и то, что открытие Года учителя в Российской Федерации было провозглашено Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым именно в Герценовском университете на Первой педагогической ассамблее, которая проводилась по нашей инициативе.

Нельзя не сказать и еще об одном обстоятельстве — голос герценовцев теперь будет еще отчетливее слышен в городском парламенте: по итогам состоявшихся выборов депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга стали профессора и выпускники Герценовского университета.

Какой будет история Герценовского университета в следующее 215 лет? Наверно, трудно загадывать так далеко в будущее. Но одно можно сказать точно, причем это может утверждать любой герценовец и каждый, кто верит в наш университет и поддерживает его, — это будет история успеха, нового, но ставшего уже традиционным успеха, неразрывно связанного с выдающимися достижениями нашей страны и российского образования, благу и процветанию которых Императорский воспитательный дом — Ленинградский государственный педагогический институт — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена всегда служил, служит и будет служить впредь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.