Научная статья на тему 'Итоги первого года реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. '

Итоги первого года реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги первого года реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. »

КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

В. П. Соломин,

ректор, доктор педагогических наук, профессор

ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА

на 2011—2015 гг.

Уважаемые делегаты конференции! Дорогие друзья!

В нашем университете стало уже традицией в канун Нового года подводить итоги года уходящего и намечать перспективы на новый, строить планы на будущее. Каким был для университета прошедший год? Чем он нам запомнится? Каковы итоги первого года реализации Программы развития университета на 2011—2015 гг.?

Напомню, что принятая год назад Программа — это уже четвертая Программа развития университета и за 15 лет их реализации нами накоплен достаточный опыт, выработаны технологии, обеспечивающие успешность выполнения наших планов, сложился определенный алгоритм анализа хода выполнения программ развития, оценки их промежуточных и конечных результатов. Однако сегодня мне хочется сделать основной акцент на контексте Программы, на тенденциях, проявившихся в этом году, на условиях и особенностях реализации и на тех ценностно-смысловых результатах первого этапа, которые далеко не всегда можно выразить количественно, но которые, на мой взгляд, определяют саму возможность и суть нашего дальнейшего развития, создают уверенность в нашем будущем.

Безусловно, одним из значимых событий не только этого года, но и истории университета стало избрание на альтернативной основе нового ректора и учреждение института президентства. Это стало, как

обычно бывает в подобных случаях, своего рода испытанием для всего коллектива, который, хочу особо отметить, достойно его прошел, убедительно продемонстрировал свою зрелость и единство, подтвердил преемственность и согласованность нашей политики, девизом которой является «стабильность, уверенность, лидерство». Наша стратегия базируется на идее устойчивого и динамичного развития Герценовского университета как лидера педагогического образования. Она провозглашает сохранение и приумножение его традиций как основы стабильности, формирует уверенность в нашей способности достичь поставленных амбициозных целей, предлагает конкретные пути решения.

Отличительная особенность Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. заключается в том, что ее первый этап совпал с целым рядом серьезных изменений в российской системе образования.

Это и всеобщий переход на уровневую систему образования, и начало реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, и запущенный процесс реструктуризации вузов — их сокращение и объединение, и новые тенденции в сфере науки, и широкое применение Минобрнаукой конкурсных и рейтинговых механизмов, значительно повысившиеся требования министерства к качеству деятельности вузов, и особен-

ности демографической ситуации, и новые тенденции в формировании госзаказа на подготовку специалистов, и подготовка к переходу в соответствии с Ф3-83 на новые принципы финансирования вузов с 1.01.2012 г. и т. д.

Поэтому наша работа в рамках стратегических направлений Программы развития корректировалась и выстраивалась с учетом именно этого контекста и обстоятельств, требовавших подчас очень быстрых и адекватных реакций.

Так, введение новых стандартов в условиях демографического спада, ЕГЭ, обостренной конкуренции вузов в выполнении госзаказа обусловили необходимость комплексных изменений в образовательной деятельности университета, ее более эффективной организации за счет повышения ответственности факультетов за выбор и всестороннее обеспечение предлагаемых к реализации образовательных программ, расширения экспертно-консультативной функции учебно-методического управления университета, и в целом — изменения привычных схем наших действий. Наиболее удачной и самой трудоемкой оказалась работа по созданию условий реализации стандартов. Прежде всего — это новое учебно-методическое сопровождение. В тоже время стала еще более очевидной необходимость перехода к новым формам меж-факультетской и межкафедральной кооперации, создания действенных механизмов интеграции образования и науки, более реальных и конкретных обратных связей с работодателем, новых измерителей качества подготовки. Мы стали существенно менять принципы работы с нашими потенциальными абитуриентами, активно вторгаясь во всероссийское олимпиадное движение.

Прошедший календарный год был непростым. К вузам предъявляются все более жесткие требования, особенно активно целый пакет новых критериев оценки деятельности вуза, отдельных подразделений и каждого сотрудника был выдвинут

в последние месяцы, что соответственно предопределяет повышение требований к профессиональной компетентности и эффективности преподавателей. А это наиболее актуально в той сложной ситуации, в которой оказалась сегодня система педагогического образования.

Число педагогических вузов за последние несколько лет сократилось на 14, госзаказ на обучение по педагогическим специальностям за счет средств федерального бюджета уменьшился почти вдвое, количество выпускников школ в 2011 г. достигло минимального уровня за последние 7 лет.

В этой связи особо хочется подчеркнуть, что мы не утратили своих позиций по приему абитуриентов, и даже несколько упрочили их.

По результатам мониторинга качества приема в государственные вузы России, проведенного Высшей школой экономики и РИА «Новости», университет в 2011 г. по среднему баллу ЕГЭ занял 1-е место среди педагогических вузов (в 2010 — 3), 17-е место среди вузов Санкт-Петербурга и 82-е место среди всех вузов страны. Не снижая уровня наших требований, мы не только выполнили госзадание, но и сумели обеспечить высокий конкурс при поступлении в университет.

Достойное выполнение госзадания — это базовый фактор нашей стабильности. Сохраняя стабильность и преемственность нашего развития, даже в сложной ситуации изменения госзаказа мы не отказываемся от фундаментальных основ педагогического образования, концентрируя внимание на соответствующих программах бакалавриата и, особенно, магистратуры, развитие которой является для нас ключевой задачей. Для нас остаются приоритетными программы подготовки по педагогическим направлениям. Мы будем и впредь позиционировать себя, в первую очередь, как главный инновационный центр подготовки высококвалифицированных педагогических кадров РФ. Вместе с тем мы хорошо понимаем, что се-

годня должны выстраивать эти программы на принципиально новой основе, на основе широкой интеграции образования и науки, реализации идеи «обучение в процессе исследования и практической деятельности», внедрения самых передовых методик и образовательных технологий, создания высокотехнологичной образовательной среды и развитой инфраструктуры образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, сегодня необходим мощный рывок вперед! Но мы его не сможем сделать, если в педагогической науке не станем инициаторами новых крупных идей и концепций, которые укажут новые пути развития и педагогической науки, и педагогической практики. Надеюсь, что в мае на Второй педагогической ассамблее мы сможем предложить общественности достойный разговор.

Нам надлежит сделать серьезный разворот в сторону школы, сосредоточить внимание на методических и технологических аспектах подготовки учителей. Мы должны также придать новый импульс развитию системы непрерывного педагогического образования, научно-методического и информационного сопровождения профессиональной карьеры наших выпускников, предлагая им широкий спектр программ повышения квалификации, делая все для того, чтобы они снова и снова возвращались в родной университет для развития и пополнения своих компетенций.

Впервые проведенная в этом году выставка «Дополнительное образование в Герценовском университете», где было представлено более 300 программ, обозначила новые возможности и направления развития университета, привлечения внебюджетных средств, исполнения социального заказа. Думаю, что многие из этих программ могут быть востребованы и самыми разными категориями населения Петербурга, области и страны.

Переход на уровневое образование и ФГОС ВПО сопровождался более жест-

кой позицией Министерства образования и науки в отношении так называемых «непрофильных» направлений. Как вы знаете, по целому ряду направлений университет не получил в этом году государственного задания на подготовку специалистов. Тем не менее мы по-прежнему считаем актуальным развитие так называемых «непрофильных» направлений подготовки, которые в критические для университета моменты не только обеспечили условия для его устойчивого развития, но сумели занять достойное место в высококонкурентной среде, а по некоторым позициям даже выйти в лидеры. Сегодня образовательные программы подготовки экономистов, юристов, менеджеров, специалистов по информационным технологиям и управлению качеством мы более четко разворачиваем в систему образования и социальную сферу. А вообще мы должны отдавать себе отчет — если программы не востребованы, они умирают. Поэтому здесь есть над чем серьезно подумать, особенно в преддверии нового приема.

2011 год — это и год начала реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. Участие в ней является стратегически важным условием реализации нашей Программы развития и оценки нас со стороны министерства. Ее проблематику и свое позиционирование мы поддержали целой инициативной серией важных мероприятий — участие в Санкт-Петербургском образовательном форуме, выставках «Образование и карьера», «Дом семьи — Россия!», проведение расширенного заседания Президиума Российской академии образования «Проблемы и перспективы развития педагогического образования в условиях социальных перемен», совещание-семинар УМО по направлениям педагогического образования, заседание Совета ректоров Санкт-Петербурга, проведение международных и всероссийских конференций «Социальное взаимодействие в различных сферах жиз-

недеятельности», «Гуманитарное знание в современном образовательном процессе: контекст модернизации», «Педагогика в современном мире», видеоконференции «Какого учителя ждут в нашей новой школе?» Причем это далеко не полный перечень мероприятий, в рамках которых обозначались конкретные шаги Герценовского университета по реализации Федеральной целевой программы развития образования.

Но самое важное — наше участие в престижных конкурсах проектов, через которые идет поддержка развития университетского образования в рамках ФЦПРО. Прежде всего это три ключевых конкурса: национальных исследовательских университетов, конкурс по поддержке развития инновационной инфраструктуры и конкурс стратегических программ развития. Мы активно включились во многие конкурсные мероприятия Федеральной целевой программы развития образования. В департаменты Министерства образования и науки РФ университетом было представлено около 30 предложений по формированию тематики проектов в рамках ФЦПРО на 2011—2015 гг.

Вершинным интегративным достижением первого этапа нашей Программы является убедительная победа Герценовского университета в конкурсе стратегических программ развития. Буквально неделю назад подведены итоги и объявлены победители. Это обеспечивает нам бюджетное финансирование Программы развития в течение 3 лет в объеме 150 млн руб. Мы в очередной раз доказали свою принадлежность к элите российских вузов. Я поздравляю нас всех с этой блестящей победой!

Победа университета в этом престижном конкурсе показала, что, взяв курс на лидерство, мы абсолютно верно определили свои стратегические задачи и настойчиво их решали. Такие достижения позволяют нам увереннее выстраивать новые долгосрочные и продуктивные взаимосвязи с федеральными органами управления обра-

зованием, что особенно важно в ситуациях перманентных изменений в Министерстве образования и науки РФ. Так, было упразднено традиционно поддерживающее нас Федеральное агентство по образованию, а кадровый состав Министерства обновился на 50%, из 7 заместителей министра вновь были назначены 6, педагогические вузы отнесены к ведению Департамента общего образования. В подобной ситуации принципиальным являются только высокие показатели деятельности университета. Лишь они действуют убедительно и становятся условием возможных поддержек со стороны министерства.

Хочу сказать о двух визитах в университет заместителя министра образования и науки И. М. Реморенко в апреле и октябре

2011 г., его выступление с докладом на проходившем в университете IV общественнопедагогическом форуме и участии в заседании Наблюдательного совета университета, членом которого он является.

В интервью «Педагогическим вестям» замминистра отметил, что был поражен высокими показателями работы педагогического университета.

Не менее впечатлен нашими достижениями был еще один замминистра — М. А. Камболов, который посетил в этом году университет и отметил, что верит в успех наших планов и замыслов, поскольку мы сумели обеспечить преемственность и последовательность в реализации нашей стратегии. Это не формальная комплемен-тарность высоких чиновников, это факт признания нашей весовой категории.

Как я уже сказал, изменения коснулись не только образовательной, но и научной деятельности. Здесь, как и в образовательной политике, проявилась тенденция к повышению меры ответственности, к формированию новой, более жесткой системы оценивания результативности работы вузов.

Впервые на законодательном уровне закреплена структура государственной аттестации научных и научно-педагогических

работников как единой системы. Внесены изменения в порядок присуждения ученых степеней, обсуждается проект нового положения о диссертационных советах и многое другое. Одновременно на конкурсной основе растет поддержка научных исследований и разработок в высшей школе за счет федеральных целевых программ. Участие и победа в них — это важнейшая задача и условие нашего развития. Для побед нужна не только высокая организация, но и несомненное широкое признание и лидерство в науке.

Особая роль в реализации базового принципа модернизации высшей школы — интеграции образования и науки — принадлежит, по определению министра образования и науки, «ведущим» университетам, в число которых как победитель конкурса стратегических программ развития по праву входим и мы. Это означает большое доверие, но это и более высокая степень, по которой нас будут оценивать. Поэтому реализация стратегических направлений развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. «Развитие научной и инновационной деятельности университета» и «Трансфер результатов интеллектуальной деятельности и диссеминация передовых образовательных практик» требует от нас проведения системных мероприятий, четко выверенных и действительных приоритетов, которые создают уверенность в способности нашего университета стать полноправным конкурентоспособным субъектом научно-технической и инновационной политики.

Именно на это была направлена в первую очередь наша стратегия создания научно-образовательных центров, а их число увеличилось в 2011 г. на 3 (всего 9), поддержки ведущих научных школ (для участия в конкурсе 2012 г. на право получения грантов Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ Российской Федерации отобраны 23 научные школы), конкурсного финанси-

рования междисциплинарных проектов, создания современной инфраструктуры научной деятельности, интеграции с академическими институтами и другими российскими и международными образовательными организациями. На базе созданного в университете отдела интеллектуальной собственности началось формирование системы управления результатами научно-исследовательской деятельности, включающей в себя функции регистрации, защиты и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности.

Вместе с тем инновационная деятельность университета требует расширения и охвата большего количества участников, необходима интенсификация процесса внедрения результатов научных исследований в образовательный процесс, экономику региона и страны. Итоги 2011 г. убедительно свидетельствуют, что в области научной и инновационной деятельности мы должны сосредоточить основные усилия на решении наиболее актуальных, определяющих развитие национальной системы образования задач, шире использовать имеющиеся в университете возможности междисциплинарных исследований, которые должны быть заметны и признаны не только в России, но и за рубежом.

Уважаемые коллеги, важной задачей является повышение общероссийских и международных наукометрических показателей вуза. Сегодня мы по одним критериям находимся в самых сильных позициях, по другим — не очень. Это касается в первую очередь повышения эффективности работы аспирантуры и докторантуры, грантовой, публикационной, проектной активности. Нам нужны весомые результаты, они есть не только предмет внешней оценки и рейтингования вуза, но и главное свидетельство нашего развития. В этом году мы впервые стали внедрять систему материального поощрения руководителей аспирантов за своевременную защиту диссертаций (31 чел. в декабре получили надбавки

в размере 13 000 руб.), председателей, ученых секретарей и членов диссертационных советов (от 10 до 30 тыс. руб. всего 276 чел.), в том числе заведующих кафедрами за результативную работу кафедр (30 чел.). В 2011 г. мы последовательно проводили доказавшую свою эффективность политику стимулирования инновационной активности. Так, только на поощрение лучшим преподавателям по итогам ставшего уже традиционным конкурса личных достижений в 2011 г. выделено более 1,5 млн руб. (участники получили 7 тыс. руб., победители от 30 до 60 тыс. руб.). Эту практику мы постараемся сохранить и развить в новом году.

Один из главных критериев успеха нашей работы — востребованность университета и его выпускников, уровень влияния университета на региональную экономику и систему образования, его восприятие местным сообществом, работодателями, региональной властью. Деятельность университета в данном направлении в этом году также осуществлялась в условиях значительных изменений во внешней среде. Я имею в виду в первую очередь смену губернатора и изменения в составе Правительства Санкт-Петербурга, выборы в Государственную думу РФ и Законодательное собрание города и последующие за ними изменения их состава. В этих условиях, несомненно, важной задачей университета, в существенной мере определяющей ход реализации нашей Программы развития, становится налаживание партнерских отношений с органами законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга. Университет осуществил целый ряд последовательных действий в этом направлении и сегодня наши рабочие контакты с Правительством Санкт-Петербурга стали регулярными.

Достаточно упомянуть, что наш университет стал первым вузом, который посетил новый вице-губернатор Санкт-Петербурга В. Н. Кичеджи.

Развивая взаимодействие с внешним окружением и социальное партнерство, которое впервые включено в Программу развития университета как самостоятельное стратегическое направление, университет активно вовлекал в обсуждение вопросов своего развития и педагогического образования в целом политиков, общественных и государственных деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства, представителей бизнеса. Результат наших усилий в этом направлении не замедлил сказаться. Ощутив реальную поддержку наших инициатив и начинаний высшим руководством города, к нам стали относиться более внимательно и уважительно даже те городские структуры, которые долгое время нас просто не замечали или целенаправленно игнорировали. Нам удалось в этом году сделать серьезные шаги по завоеванию ключевых позиций в городе в сфере дополнительных образовательных услуг.

Так, из 19 конкурсов на повышение квалификации, объявленных Администрацией Санкт-Петербурга, мы выиграли 12! И заключили договора по оказанию услуг с Администрацией губернатора Санкт-Петербурга, Комитетом по образованию, Комитетом по науке и высшей школе, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по внешним связям, Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитетом по социальной политике — на общую сумму более 10,5 млн руб. Такого результата мы достигаем впервые. В нем отражены и точность организационно-управленческих решений, и высокий профессионализм, и творческие инициативы наших сотрудников.

Это, конечно, очень хорошо. Но, уважаемые коллеги, есть сфера, которую мы безусловно должны осваивать более энергично и более продуктивно — это образовательные учреждения Санкт-Петербурга. Сегодня более 80 преподавателей университета

являются научными консультантами общеобразовательных учреждений и научнометодических центров города, что позволяет нам оказывать определенное влияние на сферу образования, способствовать ее развитию в регионе. Много это или мало? Наверно, мало, если соотнести количество преподавателей и кафедр в университете и количество школ, дошкольных учреждений и районов в Санкт-Петербурге. Наверно, настало время каждой кафедре в инициативном порядке предлагать системе образования города то, в чем она сегодня нуждается. А нуждается она особенно в повышении квалификации в контексте и проблем новых школьных стандартов, и проблем, сопутствующих образовательному процессу. Уважаемые делегаты конференции, еще раз хочу повторить — только востребованность служит условием нашей стабильности, только востребованность оправдывает нашу деятельность.

В реализации Программы развития важнейшее место занимает международная деятельность как инструмент развития. Она присутствует практически во всех стратегических направлениях Программы. Мы последовательно пробиваемся в мировое научно-образовательное пространство. Здесь у нас есть свои значимые достижения и результаты, новые партнеры, проекты, обмены, публикации, контакты, связи, признания. К нам приезжают крупнейшие ученые из разных стран мира, но и наших ученых приглашают известнейшие мировые университеты, развивается студенческая академическая мобильность.

Но сегодня мы должны ставить более серьезные задачи и в этой сфере нашей деятельности. Необходимо повысить эффективность и результативность договорных отношений, необходимо четко планировать целевые результаты (например, магистерские программы двойных дипломов), добиваться международного финансирования и признаний на самых больших высотах профессионального мира.

Подобно тому, как в этом году мы существенно продвинулись в признании наших достижений такими необычными для уровня университетов партнерами, как ООН и комиссии европейского сообщества. Этому способствовала деятельность Высшей школы перевода, третий выпуск которой состоялся в текущем году.

Ее выпускники работают в службах ООН, авторитетных международных организациях и даже выступают переводчиками Президента РФ. Эти результаты — показательный пример правильности нашей стратегии, но подобных достижений должно быть больше, а значит, нам необходимо обновлять международный менеджмент современными принципами и технологиями работы.

Мы — университет Российский и расширение связей с регионами России — это задача выстраивания дополнительных факторов устойчивости вуза и обеспечения его развития. В этом году университет посетили министр образования Республики Саха, министр образования Республики Коми, другие региональные лидеры.

Подписан договор о долгосрочном партнерстве с Северо-Восточным федеральным университетом (Якутск), Северный федеральный университет (Архангельск) стал членом сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Приведу всего несколько примеров в качестве результата этих отношений — мы получаем стабильный целевой заказ от регионов на подготовку кадров, что в условиях демографического кризиса является исключительно ценным достижением, мы продвигаем на рынок программы дополнительного образования — в этом году мы получили от Федерального университета (Якутск) крупный заказ на повышение квалификации. Однако нам предстоит еще очень много сделать в развитии взаимовыгодных отношений с регионами, с вузами-партнерами. Этот ресурс мы используем еще очень слабо.

Уважаемые коллеги! Основа Программы развития—вера в лично сть, силу инициативы сотрудников и студентов университета. Мы старались решать сформулированные в Программе развития задачи в постоянном диалоге с работающими в университете людьми, развивать принципы открытости, гласности, коллегиальности, доверия.

Развитие университета требует особого внимания к людям, к решению кадровых и социальных вопросов.

В реализации стратегического направления «Развитие кадрового потенциала университета» в нынешнем году нам удалось осуществить переход от отдельных мероприятий к формированию системы комплексной социальной защиты и поддержки для каждого члена Герценовского сообщества, создать условия, при которых каждый мог бы наиболее полно реализовать свой потенциал, чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Существенно расширились возможности для профессионального и личностного роста, развивались механизмы достойной оценки вклада каждого сотрудника и студента в развитие университета. Произошло дальнейшее совершенствование системы надбавок и стимулирующих выплат, целевой и адресной помощи и поддержки работников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, улучшались условий труда и отдыха, решались вопросы медицинского страхования. Всем этим вопросам ректорат с участием профкома уделял особое внимание, была проделана большая работа и сделано максимально возможное. Разного рода стимулирующие надбавки в 2011 г. составили 59% от всего фонда оплаты труда. Дважды за год была произведена индексация выплат по установленным должностным окладам. Средняя заработная плата по университету выросла за год на 30%. При этом мы старались материально поддержать в первую очередь самые низкооплачиваемые категории сотрудников университета.

Кроме того, в декабре 2011 г. произведены стимулирующие выплаты профессорско-преподавательскому составу по различным критериям: за максимальные объемы аудиторной нагрузки, за работу в диссертационных советах и аттестационных комиссиях, за эффективное научное руководство аспирантами, за результативное руководство кафедрами и т. д.

В рамках совершенствования системы оплаты труда и стимулирования роста квалификации, профессионализма, творческой инициативы сотрудников в дальнейшем планируется разработка и внедрение комплексной рейтинговой системы оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Мы постараемся также максимально сосредоточить финансовые ресурсы и провести необходимые процедуры по оптимизации структуры университета и штатного расписания, чтобы уже с апреля месяца повысить базовую часть зарплаты профессорско-преподавательского состава, заведующих кафедрами, заведующих научными лабораториями на 20%, что в конкретном выражении даст реальную прибавку к зарплате от 1300 руб. (ассистентам) до 3800 руб. — профессорам. Совершенствование системы заработной платы и материального стимулирования — это одна из главных задач на

2012 г. Мы будем стараться поддерживать каждого, кто добивается качественных и высоких результатов в своей работе, укрепляющих статус университета.

В 2011 г. была продолжена большая работа по увеличению мест в общежитии, улучшению жилищно-бытовых условий проживания студентов в общежитиях, расширению возможностей для занятий и отдыха, повышению доступности обучения в университете для иногородних студентов, доля которых в университете в этом году превысила 55%. В этом году мы ввели в эксплуатацию общежитие на 88 мест на Новоизмайловском пр., завершены общестроительные работы в общежитии на 70

мест с пристроенной столовой на 150 мест в п. Вырица.

Конечно, это скромные достижения (потребность в общежитии достаточно велика!), но мы ими гордимся. Общежитие — это одна из наших острейших проблем, которой мы занимаемся и будем заниматься постоянно, стараясь использовать все ресурсы и контакты — с Правительством города, с Советом ректоров, министерством, региональными партнерами.

Особое место в реализации стратегических направлений Программы развития в этом году мы уделяли повышению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями. В данном контексте принципиальное значение имеет развертывание в университете инфраструктуры и системы специализированного социально-реабилитационного сопровождения интегрированного обучения инвалидов. В 2011 г. в рамках этих мероприятий был установлен лифт в корп. № 1 для инвалидов-колясочников, подготовлен проект установки такого же лифта в корп. № 3, в стадии разработки находятся проекты по оснащению кампусов пандусами, звуковыми сигнализаторами для незрячих, табличек-указателей с шрифтом брайля и т. д.

Уважаемые коллеги, мы все здесь — ради студентов. Студенты и аспиранты составляют основу университета и должны иметь возможность не только получения качественного образования, но и творческой реализации, полноценного участия в жизни родного университета. В этом году, не только на мой взгляд, но и как отмечают многие коллеги, — своеобразный студенческий Ренессанс.

Об этом свидетельствует активность, расширение участия и многочисленные победы наших студентов в престижных международных, общероссийских и городских конкурсах, победы в предметных олимпиадах, интересные экспозиции молодежных исследовательских работ в рамках универ-

ситетской выставки научных достижений, публикации, академические обмены.

Более неформальной и творческой стала работа различных студенческих сообществ — СНО, студенческого совета и различных проектных групп (в том числе в пространстве Интернета!). Особенно хочу отметить работу студенческого Дворца культуры, новый, высокопрофессиональный состав которого делает творческую жизнь студентов университета яркой и открытой для всех. 2011 год принес очень много ценных инициатив и талантливых проектов наших студентов, стильных и современных. Это и спортивные состязания, и конкурс Первокурсников с блестящим гала-концертом, и наш КВН, и наша победа в городском турнире «Кто, где, когда?», и информационные центры в Интернете и многое другое. Это здорово!

И мы, конечно, будем поддерживать своих студентов. Стала формироваться система морального и материального поощрения достижений студентов, их адресная поддержка. Так, например, в декабре месяце 1960 студентов получили дополнительные стипендии в размере от 2000 руб. до 10000 руб. не только за хорошую учебу, но и за активное участие в жизни университета — в науке, творчестве, проектной деятельности, волонтерстве и т. д. Проведенные встречи и откровенный обмен мнениями студентов и ректората — один из каналов обратной связи. Их должно быть много. Во взаимопонимании и уважении, в открытости и доверии, и в единстве — наша Герценовская сила.

Фактически сегодня в университете формируется новая социальная структура, меняются отношения между преподавателями, студентами, администрацией, вспомогательным персоналом.

Мы намерены и дальше содействовать расширению социальных программ, повышению открытости, укреплению корпоративного доверия, развитию демократических начал внутри университета. Это есть

один из важнейших ценностно-смысловых результатов первого этапа Программы развития.

Таким образом, первый год реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. обеспечил стабильность нашей работы, подтвердил уверенность в готовности университета адекватно реагировать на изменения в системе образования страны, создал все необходимые условия для упрочения лидерства университета и успешной реализации Программы на последующих этапах.

Вместе с тем Программа развития — это не самоцель. Признавая свои достижения, мы должны ясно видеть и осознавать и наши проблемы. Без этого невозможно движение вперед. Таких проблем я вижу несколько.

1. Переход с 1.01.2012 г. на новые принципы финансирования в соответствии с ФЗ-83 требует от нас нового вузовского менеджмента — жить по средствам, ориентироваться на результат и качество деятельности, искать оптимальные экономические решения, использовать рейтинговые и конкурсные механизмы, шире практиковать проектные формы работы.

2. Кадровый потенциал университета очень высок. Но проблема состоит в том, что есть противоречие между потенциалом и нашими результатами. Результаты должны быть выше! Создание комфортных условий для образовательной и научной деятельности, расширение социальной поддержки сотрудников и студентов университета, реализация продуманной кадровой политики, создание условий для профессионального и личностного роста предполагает движение и в обратном направлении. Я имею в виду персональную ответственность каждого сотрудника университета за успешность реализации Программы развития, осознание всеми членами Герценовского сообщества, что высокий результат достигается и коллективными усилиями, и вкладом каждого.

Вот где заложен колоссальный потенциал нашего развития, поэтому важнейшая задача в следующем году состоит в том, чтобы этот потенциал максимально задействовать. Мы должны понимать — будущие успехи университета зависят не от узкой группы инициативных и талантливых людей, а от ее постоянного пополнения и расширения, от упорной и ежедневной работы всех герценовцев, от нашего единства и нашей консолидации.

3. Нами проделана колоссальная работа по приведению образовательной деятельности в соответствие с требованиями ФГОС ВПО. Однако, к сожалению, нас заботили больше содержательные изменения наших образовательных практик, мы увлеклись количественными показателями вновь открытых образовательных программ и направлений подготовки в ущерб их качественным характеристикам. А ведь новый стандарт основное внимание сосредоточивает именно на условиях реализации образовательных программ, на их методической, технологической, кадровой и инфраструктурной оснащенности. А она у нас пока отстает. Кроме того, нам надлежит сделать программы более прицельными, более ориентированными на современный рынок труда и тенденции его изменения.

4. Наряду со значительными достижениями в научной сфере, блестящей победой в конкурсе стратегических программ развития, конкурсе инновационных проектов стран СНГ, ряде других престижных конкурсов, нас не может не настораживать статистика наших неудач, количество проигранных нами конкурсов. Это значит, что нам необходимо более адресное планирование научно-исследовательской работы, ориентация ее на потребности практики, формирование стратегического партнерства с ведущими российскими и зарубежными вузами, научно-исследовательскими центрами и бизнесом, концентрация усилий на прорывных направлениях, определяющих долгосрочное лидерство универ-

ситета и его востребованность в области научных исследований.

5. Очевидным является для нас и еще одно важное обстоятельство: университет сохранит перспективу устойчивого развития только при активном поиске новых форм и способов социального партнерства. Новые сетевые формы взаимодействия должны открывать нам новые возможности и давать дополнительные преимущества, в том числе и экономические. Мы создали потенциально эффективные сетевые структуры, такие, например, как сетевой консорциум «Педагогические кадры России», но используем его возможности плохо. Необходимо искать и находить взаимную выгоду в таком перспективном виде сотрудничества.

Какой видится ближайшая перспектива реализации Программы развития университета? Мне представляется, что необходимо в большей мере придать ей проектный характер, сформировать систему прозрачных и измеримых индикаторов и показателей результативности, определить их численные значения и увязать их с годовыми календарными планами каждого структурного подразделения университета. Значимое место в реализации Программы развития в будущем году должно занять со-

вершенствование и внедрение рейтинговой оценки вклада структурных подразделений и отдельных сотрудников в достижение запланированных показателей, сопровождаемое комплексной системой морального и материального поощрения и мотивации персонала по более активному участию в мероприятиях Программы.

Мы ясно видим свои цели и это имеет исключительно важное значение. Но этого недостаточно. Нам надо суметь превратить наше видение и созданный за первый год реализации Программы развития потенциал в практические и осязаемые результаты.

Уважаемые делегаты конференции!

Еще немного и наступит Новый 2012 год — год для нас особенно значимый, год 215-летия университета.

Начиная с этой осени у нас проходит очень много различных мероприятий, посвященных этой дате, и весь наступающий год наполнен важными делами. Нам необходимо с максимальной пользой для университета провести юбилейный год. Хочу пожелать всем нам новых успехов, чтобы они крепили стабильность, уверенность и лидерство университета.

Спасибо за внимание.

С наступающим Новым годом!

РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ от 29 декабря 2011 г.

Конференция приняла следующие решения:

1. Принять постановление по докладу ректора В. П. Соломина «Итоги первого года реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.».

Постановление конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена от 29 декабря 2011 г.

Заслушав и обсудив доклад ректора В. П. Соломина «Итоги первого года реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг., «Конференция отмечает, что коллектив университета:

• активно включился в реализацию Программы развития университета на 2011—

2015 гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• осознает вызовы времени отечественному образованию, связанные с необходимостью создания действенных механизмов развития человеческого капитала для инновационной экономики и общества знаний;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.