Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
О главном
УДК 34 В. А. Кудин*
210 лет МВД России: история и современность
Знаковым событием в истории Российского государства явилось учреждение 8 сентября 1802 г. министерской системы управления. Среди восьми первых министерств важное место занимало Министерство внутренних дел, в ведении которого оказалось управление внутренними делами всего государства. В статье показывается 210-летний путь МВД России и раскрывается его значение в отечественной истории.
Ключевые слова: история России, министерская система управления, министерство внутренних дел России, полиция, реформы.
VA. Kudin*. 210 years of Ministry of Internal Affairs of Russia: history and modern aspects.
The most important event in the history of the Russian state was the establishment of 8 September 1802 ministerial control system. A central place among the first eight ministries took the Ministry of Internal Affairs, in charge of the management of internal affairs was almost the whole country. The article briefly shows the 210-year-old way of the Russian Ministry of Internal Affairs and reveals its importance in the country’s history.
Keywords: history of Russia, ministerial system of management, Ministry of Internal Affairs of Russia, police, reforms.
2012 год войдет в историю нашей страны как год юбилеев важнейших исторических событий: это и 1150-летие российской государственности, и 150-летие со дня рождения нашего выдающегося соотечественника министра внутренних дел и председателя правительства Петра Аркадьевича Столыпина, и 200-летие Отечественной войны 1812 года, и 400-летие победы русского ополчения под предводительством Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина над польскими интервентами во время смутного времени, и 300-летие перенесения столицы из Москвы в Петербург, и 210-летие МВД Российского государства.
Широкая пропаганда юбилея МВД, других знаменательных дат отечественной истории, бесспорно, имеет огромное значение для укрепления авторитета и повышения престижа органов внутренних дел, воспитания у личного состава патриотизма, гражданственности и профессиональной гордости за службу в правоохранительных органах России. 210 лет российского МВД — практически непрерывная цепочка реформ. Означать это может только одно: постоянное развитие. Собственно, и само появление Министерства внутренних дел было результатом реформы управления страной. У любой реформы — большой ли, малой — всегда есть и сторонники, и противники. Однако изменения неизбежны, ибо, если структура развивается, она обязательно будет меняться. Френсис Бэкон писал: «Кто не прибегает к новым средствам, пусть ожидает новых болезней, потому что время — величайший мастер нововведений» [1]. Яркой иллюстрацией этого положения служит вся история нашего Министерства.
Министерство внутренних дел было учреждено 8 сентября 1802 г. в числе восьми первых министерств [2, с. 243—248], и уже в первое пятилетие существования министерской системы в России МВД, по оценке современника барона М. Корфа, далеко опередило другие министерства, став первым во вновь образованной машине государственной администрации [3, с. 98].
Успехи МВД были достигнуты в немалой степени благодаря организаторскому таланту и трудолюбию первого министра графа В.П. Кочубея и его ближайшего помощника и единомышленника М.М. Сперанского.
В .П. Кочубей установил оптимальную и экономичную организационно-штатную структуру Министерства. По его инициативе была разработана и внедрена (и не только в МВД, но и в других министерствах и ведомствах) единая форма донесений и годовых отчетов государю-императору. Министр был сторонником придания деятельности МВД широкой гласности, обеспечения прозрачности в работе многих его служб, в т.ч. и полиции. Этому в значительной мере способствовал «Санкт-Петербургский журнал», который стал издаваться по инициативе министра с января 1804 г. Появление в России статистической службы — также заслуга В.П. Кочубея.
Организационное устройство МВД к 1807 г. завершилось, однако уже в 1811 г. по инициативе статс-секретаря императора М.М. Сперанского подверглось коренной реорганизации.
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily, the head of Saint Petersburg university of Interior of Russia, awarded in dissertation, senior lecture. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. E-mail: [email protected].
© Кудин В.А., 2012
25 июня 1811 г. было образовано Министерство полиции [4]. От Министерства внутренних дел к нему перешла значительная часть карательных функций. В составе Министерства полиции быгли Общая и Особенная канцелярии и три департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной, медицинской. Помимо главной обязанности — пресекать правонарушения и охранять внутреннюю безопасность — Министерство ведало административно-полицейским аппаратом, содержанием тюрем, проведением рекрутских наборов, продовольственным делом, общественным призрением. На Особую канцелярию бы1ло возложено осуществление политического сыска, цензуры, расследование различных уголовных дел. Первым министром полиции был назначен А.Д. Балашов [5, с. 40—41].
Реорганизованное МВД стало заниматься широким кругом административно-хозяйственныгх вопросов. Особое внимание быгло обращено на содействие в развитии промышленности и торговли [5, с. 48—49].
Однако 4 ноября 1819 г. «для лучшего распределения дел» Министерство полиции быгло присоединено к МВД, которое по просьбе государя императора вновь возглавил граф В.П. Кочубей, правда, в качестве управляющего [6, с. 38]. Несмотря на присоединение ведомства полиции к МВД, правоохранительные функции для Министерства тогда еще приоритетными не быгли. МВД продолжало решать проблемы обеспечения населения продовольствием в неурожайные годы, организации переселения иностранных колонистов, малороссийских казаков и крестьян на свободные земли юга России, оказывало деятельное содействие в развитии промышленности и торговли, социального призрения и частной благотворительности.
На протяжении своей 210-летней истории, и особенно в первые 100 лет своего существования, наряду с выполнением своих правоохранительных функций МВД нередко выступало активным проводником социально-экономических и политических реформ в России. Так быгло в эпоху Александра I, когда МВД по высочайшему повелению приступило к осуществлению Указа от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах», явившегося первым шагом к отмене крепостного права в России.
Решающее значение в модернизации России имели реформы 60-70-х гг., инициатором которых стал император Александр II [7—8]. МВД приняло самое деятельное участие в проведении этих реформ, особенно в осуществлении мероприятий по отмене крепостного права. 19 февраля 1861 г. император Александр II издал исторические документы Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которыми крепостное право было официально отменено [9]. Для МВД началась будничная и довольно сложная работа по реализации выработанных положений.
Осуществление реформы растянулось более чем на 20 лет — до 1883 г., когда все временно обязанные крестьяне были переведены на обязательный выкуп. За этот период на посту главы МВД побывало 6 министров: П.А. Валуев (апрель 1861 — март 1868), А.Е. Тимашев (март 1868 — ноябрь 1878), Л.С. Маков (ноябрь 1878 — август 1880), М.Т. Лорис-Меликов (август 1880 — май 1881), Н.П. Игнатьев (май 1881 — май 1882), Д.А. Толстой (май 1882 — апрель 1889). Это свидетельствует о трудностях проведения крестьянской реформы, контроль за ходом которой осуществляло МВД.
С 1862 по 1874 гг. проводилась военная реформа. МВД активно содействовало военному ведомству в ее проведении: осуществляло рекрутские наборы и призыш ополчения в годы Крымской войны, участвовало в мероприятиях по обеспечению военных действий в 1877—1878 гг. Но главная заслуга МВД в военной реформе — разработка специально созданной им комиссией «Устава о всесословной воинской повинности», согласно которому с 1 января 1874 г. вводилась всесословная воинская повинность, которую обязаны быгли нести все мужчины с 21 года. Призыш производился по жребию. Для пехотинцев срок действительной службы устанавливался в 6 лет (и 9 лет в запасе), для моряков — 7 лет (и 3 года в запасе) [10, с. 586—594].
Осуществление в 1860—1870-х гг. реформ, особенно освобождение крестьян от крепостной зависимости, настоятельно требовало для поддержания должного общественного порядка (прежде всего в сельской местности) коренного переустройства уездной полиции. Однако в силу объективных и субъективных причин коренная реформа уездной полиции не была осуществлена. Преобладающим в ряду возможных направлений полицейской реформы становится увеличение численности полиции и незначительное повышение денежного содержания ее личного состава. Основные законодательные акты о полиции, принятые правительством в XIX в. — «Положение о земской полиции» (1837 г.), «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых» (1862 г.), «Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях по общему учреждению управляемых» (1878 г.) носили паллиативный характер, т.е. по реорганизации уездной полиции быгли осуществлены лишь полумеры, которые не внесли радикальных изменений в ее функции, принципы организации, комплектование и деятельность [11, с. 299—335, 410—436; 437—462]. Таким образом, коренная реформа полиции в России к концу XIX в. завершена не была.
На стыке двух веков Россия вступает в полосу истории, которую обычно именуют кризисом монархии. За первые 17 лет XX в. Россия пережила две войны, три революции, внутреннюю нестабильность и, наконец, гибель самодержавия и Российской империи.
В этот трагический период российской истории МВД и его службы выступали в качестве карательного органа против народных волнений. Вместе с тем П.А. Столыпин, ставший в годы первой русской революции министром внутренних дел (26.04.1906) и председателем Совета министров (8.07.1906) осуществил ряд преобразований, вошедших в историю как столыпинские реформы. В 2012 г. широко отмечалось 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина.
Ключевое место в реформаторских планах П.А. Столыпина занимала аграрная реформа. И хотя в результате ее проведения в России не удалось ввести институт фермерства по американскому образцу, экономический эффект быгл налицо. Посевные площади выросли на 10%, в 1,5 раза увеличился валовой сбор зерновыгх, в 3 раза—технических культур. На 54% выросло промышленное производство [12, 13]. Следовательно, аграрная реформа ускорила модернизацию страны. Главная причина того, что ее не далось завершить — нехватка времени: ее организатор просил 20 лет мирного развития, история же отвела лишь 8 лет.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
О главном
1 сентября 1911 г. П.А. Столыпин был смертельно ранен в Киеве. Он похоронен там же, в Киево-Печорской лавре. К сожалению, в России не нашлось второго Столыпина — последователя и продолжателя деяний первого.
Войны и революции, другие факторы привели к ослаблению государства и его институтов. В 1917 г. завершается дооктябрьский период истории МВД. В февральские дни 1917 г. быгли разгромлены полицейские учреждения, арестованы многие их служащие, часть из них погибла в результате устроенный над ними самосудов.
Попытки Временного правительства создать обновленное МВД оказались безрезультатными. В октябре 1917 г. к власти пришли большевики. В сформированное ими правительство— Совет Народных Комиссаров (СНК) — входил Народный комиссариат внутренних дел, который сразу же сложился как многофункциональный орган. Кроме охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, НКВД руководил строительством Советов на местах. В мае 1922 г. быгло принято Положение о НКВД РСФСР, юридически закрепившее организационную структуру, права и обязанности его служб [14]. Продолжая исполнять свои основные функции по борьбе с преступностью, в 30-е гг. органы НКВД быгли использованы высшей властью в качестве орудия насилия в ходе коллективизации и массовых репрессий [15]. В целях укрепления нового политического режима 10 июля 1934 г. быгло образовано НКВД СССР. Однако, осуждая репрессивные действия государства в 30-е гг., мы не можем забыть тех, кто все эти годы честно и ответственно исполнял свои служебные обязанности, самоотверженно боролся с преступностью. В годы Великой Отечественной войны сотрудники органов внутренних дел в тылу и на фронте проявляли массовый героизм. Реорганизации НКВД происходили неоднократно: и накануне, и в период Великой Отечественной войны, и в послевоенные годы [5]. В 1946 г. вместо наркоматов были образованы министерства, в т.ч. и МВД СССР, оформившееся в 1968 г. как союзное министерство.
С конца 50-х гг. МВД вернулось к основной своей функции — правоохранительной. В 60-70-е гг. авторитет и доверие к органам внутренних дел со стороны общества заметно выросли. Значительные успехи были достигнуты в противостоянии уличной преступности, в привлечении граждан к поддержанию порядка и безопасности в общественных местах.
В период перестройки (1985—1991 гг.) для органов внутренних дел наступили сложные времена. В результате суверенизации союзных республик изменился их правовой статус. В октябре 1989 г. создается МВД РСФСР. С конца 80-х и в 90-е гг. XX столетия структура МВД России почти ежегодно подвергалась каким-либо изменениям [16, с. 486, 489, 501]. После распада СССР для последнего десятилетия XX в. характерным стал обвальный рост преступности, который отражал состояние российского государства и общественного сознания. К сожалению, не всегда МВД могло дать достойный отпор преступному миру. Не хватало средств для функционирования служб, возник кадровый кризис: уходили опытные сотрудники. Снизилось моральное состояние личного состава. Многие преступления не регистрировались.
В результате авторитет МВД в обществе резко снизился. Люди перестали видеть в сотрудниках правоохранительных органов своих защитников. Реформирование МВД вышло в разряд задач государственной важности, и задача эта начала решаться в первом десятилетии XXI в.
Три федеральных закона, подписанных Президентом России в 2011 г., явились основой создания правовой базы для коренного обновления системы Министерства внутренних дел. Это законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел» и «О службе в органах внутренних дел». Вступление в силу закона «О полиции» позволило осуществить организационноштатные преобразования в МВД в соответствии с общими принципами организации федеральных органов исполнительной власти. Эти преобразования осуществляются и в образовательных учреждениях МВД России. Наш университет в целом успешно справился с поставленными задачами, пройдя реорганизацию и внеочередную аттестацию без значительных потерь. Напомню, что в ходе аттестации вклад каждого сотрудника, курсанта и слушателя оценивался коллегиально, и в строю остались те, кто отвечает современным повышенным требованиям и может добросовестно и высокопрофессионально выполнять свой служебный долг. Были сокращены 4 филиала университета, а бывший Калининградский юридический институт стал филиалом нашего вуза.
Вступивший в силу 1 января 2012 г. закон «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел» позволил значительно повысить денежное довольствие сотрудникам нашего университета, обеспечить начало планового перехода на ношение новой формы одежды. Не остались без внимания и пенсионеры университета. Их пенсии выросли почти в 1,5 раза. Всё это положительно сказывается на служебной и трудовой деятельности сотрудников, на моральном климате коллектива нашего вуза в целом. Позитивные перемены, вызванные реформированием МВД России, отмечают и граждане. Так, по данным ВЦИОМ, уровень доверия к МВД России вырос с 33 % в 2009 г. до 52 % в минувшем. (Интересно сравнить эти цифры с аналогичными показателями в европейских странах. По данным независимых экспертов, полученным при проведении международного исследования уровня доверия к правоохранительным органам, доля доверяющих полиции в США составила 66 %, в Германии —75 %, в Италии — 71 %, в Испании — 59 %, во Франции — 55 %. [17]). 61 % опрошенных положительно относится к органам внутренних дел, а 88 % полагают, что полиции следует помогать. Наиболее важными задачами респонденты считают повышение качества отбора сотрудников полиции, борьбу с коррупцией в ОВД и профессиональную подготовку кадров [18]. Последнее напрямую касается нас.
Все это свидетельствует о том, что переименование российской милиции в полицию не является простой «сменой вывески» и попыгткой вернуться к прежнему историческому названию. Принятые меры направлены на коренное изменение сути и предназначения правоохранительной миссии МВД. Сегодня главная задача — взаимодействие и сотрудничество полиции и общества в целях обеспечения безопасности граждан и правопорядка в стране. Следует учитывать и международное значение происходящих коренных преобразований в МВД России. Преобразование милиции в полицию отражает объективную необходимость дальнейшей интеграции правоохранительных сил России в мировое полицейское сообщество в целях эффективной борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.
Масштабное реформирование системы МВД России послужило импульсом внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий в нашу работу. Важно подчеркнуть, что данный принцип получил закрепление в федеральном законе «О полиции»: обязанность каждого сотрудника органов внутренних дел — использовать в своей практической деятельности современные информационно-телекоммуникационные технологии, информационные системы и средства связи. Это требование непосредственно относится к каждому сотруднику, преподавателю, курсанту и слушателю нашего вуза. Необходимо и в дальнейшем продолжить внедрение новейших образовательных технологий и совершенствование уже имеющихся. В университете активно используется блочно-модульный принцип обучения, что способствует усилению практической направленности в подготовке курсантов и слушателей. Для успешного решения этих задач необходимо продолжить привлечение к проведению всех видов учебных занятий практических работников.
За последние годы активизировалась научная деятельность университета. Ученые нашего вуза постоянно принимают участие в разработке нормативных правовых актов, в том числе федерального уровня. Так, Ю.Е. Аврутин в составе организационного комитета осуществлял разработку нового закона и в составе коллектива авторов выпустил Комментарий к Федеральному закону «О полиции».
За десять месяцев 2012 г. коллективом ученыгх университета выполнено 39 научно-исследовательских работ, из который 18 заказныгх. Из них 11 документов быгли подготовлены во исполнение поручений МВД России. Только в период с января по октябрь 2012 г. на базе университета быгло проведено более 20 научнопредставительских мероприятий, в том числе 15 конференций различного уровня. Назовем наиболее значимые.
Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность полиции и права человека» была проведена университетом совместно с Договорно-правовым департаментом России 30 марта 2012 г. в Световом зале Смольного. В работе конференции приняли участие: начальник ДоговорноПравового департамента МВД России А.Г. Авдейко; председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга Л.П. Богданов; директор Государственного Эрмитажа, член Ученого совета Санкт-Петербургского университета МВД России М.Б. Пиотровский; начальник Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Е.В. Дунаева; заместитель начальника Управления конституционных основ уголовной юстиции Секретариата Конституционного Суда РФ А.Е. Чечетин; руководители и сотрудники подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, государственных органов исполнительной власти, прокуратуры, суда, общественных и правозащитных организаций, профессорско-преподавательский состав, докторанты, адъюнкты и курсанты нашего университета. В конференции приняли участие более 170 человек.
Нельзя не сказать также о Всероссийской научно-практической конференции «210 лет МВД России: история и современность», которая проводилась 21 сентября 2012 года в Культурном центре на ул. Полтавской нашим университетом и Главным управлением МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Эта конференция по составу стала наиболее представительной: в ней участвовали более 800 человек. В адрес участников конференции поступили приветствия от руководства МВД России, местных государственных органов исполнительной власти, а также благодарственное письмо от потомков первого министра внутренних дел России князя В.П. Кочубея, проживающих во Франции и Бельгии, с пожеланиями успеха в работе данного юбилейного мероприятия. Об этом во вступительной речи сказал первый заместитель начальника университета генерал-майор полиции А.А. Кочин, зачитав из письма профессора В.В. Кочубея следующие напутственные слова: «Хочу от всего сердца поблагодарить всех исследователей истории России за их ценнейшую и важнейшую работу. Народ, не знающий, не ценящий и не уважающий своего прошлого, не может надеяться на великое будущее». На конференции выступили: врио начальника Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал-майор внутренней службы Н.М. Роговой, председатель Санкт-Петербургской ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ МВД России Л.А. Пинчук, заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга А.Я. Шевченко, генерал-лейтенант милиции в отставке В.Г. Петухов, представители правительства города, Санкт-Петербургского института истории РАН, Санкт-Петербургского университета управления и экономики, практические работники, ветераны органов внутренних дел и внутренних войск, профессорско-преподавательский состав, адъюнкты, слушатели и курсанты университета.
Профессорско-преподавательский состав, ветераны университета активно участвуют в подготовке и издании книг, посвященных истории органов и внутренних войск, а также книг военно-патриотической тематики. Только с 2009 по 2012 гг. вышли в свет работы П.Д. Николаенко «Князь В.П. Кочубей: первый министр внутренних дел России», удостоенная Диплома Министра внутренних дел РФ; С.Ф. Зыбина «Встречи. События. Судьбы (страницы офицерского дневника)»; В.А. Семенова «Дороги и судьбы»>; В.П. Сидоренко «Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (в составе авторского коллектива); Б.К. Джегутанова «Зов предков: Россия и гуманизация мирового сообщества» и др.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является патриотическое и профессионально-нравственное воспитание личного состава университета. Успешно реализуется государственная программа патриотического воспитания граждан России на 2011-2015 гг. Уже более пяти лет в нашем вузе действует и совершенствуется комплексная многоэтапная система патриотического воспитания «Я люблю тебя Россия, славное Отечество мое!». В реализации этого проекта принимают участие преподаватели и большинство ветеранов нашего университета.
В университете ведется активная пропаганда подвига российского народа в Великой Отечественной войне. Перед курсантами и слушателями выступают ветераны войны, труженики тыла, партизаны и жители блокадного Ленинграда. Чрезвычайно интересно прошла встреча с Героем Советского Союза, полковником в отставке, М.В. Ашиком, посвященная 67-й годовщине Эстергомской десантной операции
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
О главном
1945 г. в Венгрии, за участие в которой он был удостоен высокого звания. Большое воспитательное и эмоциональное воздействие оказала организованная по инициативе ветеранов и транслировавшаяся по университетскому телевидению в течение трех месяцев передача «Блокада — день за днем», в которой рассказывалось о жизни блокадного Ленинграда, событиях, происшедших в этот день 70 лет назад. На мой взгляд, следует активно использовать университетское телевидение в воспитательно-патриотических целях и в дальнейшем, готовясь к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Значительная роль в учебно-воспитательном процессе университета отводится формированию у личного состава высоких гражданских, нравственно-духовных качеств. Для этого активно используется культурно-историческая база Санкт-Петербурга, проводятся встречи с деятелями науки, культуры и искусства. Развитию нравственности и духовности и толерантности у курсантов и слушателей служит тесное взаимодействие нашего вуза с Санкт-Петербургской патриархией Русской православной церкви, другими религиозными конфессиями. В этом году на территории университета на средства, собранные постоянными составом, курсантами и слушателями, начато строительство православного храма в честь Святого благоверного князя Дмитрия Донского. Идея его строительства получила единодушное одобрение со стороны коллектива университета и была поддержана общественностью Красносельского района города. Председателем общественного совета по строительству храма избран первый заместитель начальника университета генерал-майор полиции А.А. Кочин.
1 июня 2012 г. в торжественной обстановке в основание храма забетонирован закладной крест, а уже к концу года планируется подвести строящееся здание под крышу и приступить к отделочным работам. Будем надеяться, что поступающие на добровольных началах денежные средства позволят нам завершить строительство храма в 2013 г., когда будет отмечаться 400-летие царского дома Романовых.
Летом 2012 г. министр внутренних дел Владимир Колокольцев подписал приказ «О создании Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации» [19]. В состав группы включены известные правозащитники, депутаты, юристы, эксперты с опытом работы в МВД России и других силовых ведомствах. Ответственным секретарем рабочей группы назначен советник главы МВД Владимир Овчинский. Выступая на заседании рабочей группы, он заявил, что «МВД России переходит к следующему этапу реформирования, в ходе которого будет произведена оценка эффективности проведенных преобразований и определены следующие шаги». В связи с этим нам предстоит продолжить работу по совершенствованию учебной, научноисследовательской и воспитательной деятельности.
В заключение уместно еще раз напомнить о том, что за свою 210-летнюю историю Министерство внутренних дел не раз подверглось реорганизациям, преобразованиям, менялось его название и отдельные функции. При всем этом неизменным оставалось одно — Министерство выступало гарантом охраны правопорядка и обеспечения безопасности граждан в России.
Список литературы
1. Мысли / / Forbes. — 2010. — № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/ forbes/issue/2010-09/57492-mysli. (Дата обращения 03.09.2012).
2. Полное собрание законов Российской империи (Далее ПСЗ—I) — Т. 27. — № 20406.
3. Корф, М. Л. Жизнь графа Сперанского. — Т. 1. — СПб, 1861.
4. ПСЗ-I. - Т. 31. - № 24307, № 24687.
5. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2 т. — Т. 1. — СПб., 2002.
6. Сборник исторических материалов, извлеченных из архива первого отделения Собственной его императорского величества канцелярии. — Вып. 6. СПб., 1893.
7. Великие реформы в России: 1856—1874 / под ред. ЛГ. Захаровой, Б. Элфора, Дж. Бушнелла — М., 1992.
8. Власть и реформы: От самодержавной к советской России / под ред. Б.В. Ананьича, Р.Ш. Ганелина, В.М. Панеяха. — СПб., 1986.
9. Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и обустройстве их быта»; Высочайше утвержденные правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // ПСЗ-II. — Т. 36. — № 36650; № 36661. — 1861. — 19 февраля.
10. Введение всеобщей воинской повинности // Отечественная военная история : в 3 т. — Т 1. — М., 2003.
11. Преобразование полиции в «эпоху реформ» (1861—1879) // Тот, Ю. В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке. — СПб., 2002.
12. Струков, А. Б. П.А. Столыпин. — М., 2012.
13. Табачник, А- В., Воронин, В. М.. Петр Столыпин. — Харьков, 2011.
14. Тутман, МЮ. Милиция Петрограда и Петроградской губернии в годы революций и гражданской войны в России (1917—1920 гг.) : монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
15. Ванюков, А. Л. Суслов, Ш. В. Годы репрессий. — М., 2007.
16. Нижник, Н. С., Сальников, В. П., Мушкет, Ш. Ш. Министры внутренних дел Российского государства (1802—2002): биобиблиографический справочник. — СПб., 2002.
17. Эксперт. — 2009. — № 17—18.
18. Краткая социально-значимая характеристика результатов изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2011 году / ОАД МВД России [Электронный ресурс] / / Официальный сайт МВД России www.mvd.ru. — Режим доступа: contrast.mvd.ru/ userfiles/file/2012/ban/ yanvar/analiz_oad.doc. (Дата обращения 13.09.2012).
19. Колокольцев запустил новый этап реформы МВД — с привлечением известных юристов / / Новости. — 2012. — 14 июня. [Электронный ресурс] // Сайт «Право. ru». — Режим доступа: http:// pravo.ru/news/view/73626. (Дата обращения 13.09.2012).