Научная статья на тему '2021.01.005. ВИДЯСОВА М.Ф., ГАСАНБЕКОВА Т.И. ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 ГОДА: «ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ» // НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО, СРЕДНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ЕЖЕГОДНИК.М.: ИВ РАН, 2019. № 1. С. 78-89.'

2021.01.005. ВИДЯСОВА М.Ф., ГАСАНБЕКОВА Т.И. ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 ГОДА: «ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ» // НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО, СРЕДНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ЕЖЕГОДНИК.М.: ИВ РАН, 2019. № 1. С. 78-89. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ (АРЕ) / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / АС-СИСИ / МУХАММЕД МУРСИ / "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / ХАМАС / ЛИВИЯ / СУДАН / ЭФИОПИЯ / ИЗРАИЛЬ / ТУРЦИЯ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2021.01.005. ВИДЯСОВА М.Ф., ГАСАНБЕКОВА Т.И. ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 ГОДА: «ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ» // НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО, СРЕДНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ЕЖЕГОДНИК.М.: ИВ РАН, 2019. № 1. С. 78-89.»

вающего армию. Имран Хан показал в прошлом свое лояльное отношение к военным. Сказались и его пуштунские корни (количество пуштунов в армии велико и имеет тенденцию к росту). Популярность Имрана Хана среди пакистанской молодежи заложена в бытность его капитаном сборной страны по крикету и закреплена в первые годы его политической карьеры.

2021.01.005. Видясова М.Ф., Гасанбекова Т.И. ЕГИПЕТ ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2018 года: «ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ» //

Нестабильность геостратегического пространства в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока: Актуальные проблемы. Ежегодник. М.: ИВ РАН, 2019. № 1. С. 78-89.

Ключевые слова: Египет (АРЕ); парламентские партии; президентские выборы; ас-Сиси; Мухаммед Мурси; «Братья-мусульмане»; «Исламское государство»; ХАМАС; Ливия; Судан; Эфиопия; Израиль; Турция; Саудовская Аравия.

Видясова М.Ф.,

доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки, МГУ им. М.В. Ломоносова Гасанбекова Т.И.,

кандидат исторических наук, доцент МГЛУ

Современная ситуация в Египте, по наблюдению авторов статьи, характеризуется преобладанием в парламенте партий, лояльных установленному режиму, и относительной внутренней стабильностью. На президентских выборах, состоявшихся в марте 2018 г, фельдмаршал Абдель Фатах ас-Сиси, с которым боролся единственный альтернативный кандидат, был переизбран на второй срок, получив 97,8% голосов. После переизбрания ас-Сиси его сторонники подняли вопрос о продлении срока президентских полномочий с четырех до шести лет. Выразители настроений большинства депутатов Палаты представителей (бывшего Народного собрания АРЕ) ссылались на китайский пример. Сам же ас-Сиси

уверял, что он не хочет следовать этому примеру и повторить печальный опыт Мубарака.

Ас-Сиси имел твердое простое большинство среди парламентариев, хотя его авторитет подтачивал рост потребительских цен, в частности, повышение государственных тарифов на перевозки, которое затронуло и цены на горючее. Ранее были повышены тарифы на электричество и водоснабжение. Кроме того, правительство повысило цены на билеты в общественном транспорте.

Ас-Сиси сделал шаг, способный привлечь на его сторону поборников феминизма. Египетские мечети, как правило, имели разные помещения для совершения молитв для мужчин и женщин. Теперь в большинстве храмов будет разрешено их совместное нахождение. Представитель министерства вакфов (по делам религии) заявил о выдаче более 140 лицензий женщинам-проповедницам, которым поручено вести религиозную воспитательную работу среди женщин и девушек, чтобы привлекать их к посещению мечетей.

Барометром общественных настроений в стране послужили последствия июльского военного переворота 2013 г. Египет годами борется с вооруженными исламистами, но с 2013 г., после свержения президента М. Мурси, они чрезвычайно активизировались, создали десятки мелких бандформирований, действовавших против армии и полиции на севере Синайского полуострова.

Рассматривая внешнюю политику Египта, авторы отмечают важное значение для страны отношений с Ливией. По данным на 2010 г., в Ливии работали 1-1,5 млн египтян, большинство -нелегально. За годы ливийской гражданской войны сотни тысяч из них бежали; к середине 2017 г. их число снизилось до 70 тыс. Оно увеличилось в начале 2018 г. - до 121 тыс. Однако перспектива возвращения к прежним показателям отсутствует. Абдель Фатах ас-Сиси взял курс на союзнические отношения с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, главкомом Ливийской национальной армии (ЛНА). Ранее ОАЭ и АРЕ нарушали эмбарго ООН на поставку в Ливию вооружений и тем самым позволили Халифе Хафтару в 2016 г. взять верх над ливийцами благодаря наличию у него авиации. ОАЭ поставляют ему самолеты и военные машины. В январе -апреле 2017 г. ряд «тойот» двойного назначения был переправлен ЛНА через Порт-Саид.

Отношения с Суданом портят три проблемы: использование вод Нила, территориальный спор из-за «треугольника» Халаиб и проникновение в АРЕ террористов из числа суданских «Братьев-мусульман». Первая из них была поднята президентом Мухаммедом Мурси. В июне 2013 г. он заявил на Национальной конференции за сохранение права Египта на водные ресурсы Нила, что Эфиопия, которая форсировала строительство на одном из притоков Голубого Нила «Плотины великого эфиопского возрождения», действует незаконно. Судан же поддержал Эфиопию, так как сооружение плотины и ГЭС, которая после ее ввода в эксплуатацию станет самой крупной на Африканском континенте, автоматически увеличит долю Судана в использовании вод Нильского речного бассейна. В ноябре-декабре 2017 г. напряженность отношений между Каиром и Аддис-Абебой нарастала. В конце декабря 2017 г. министр иностранных дел Египта Самех Шукри вылетел для переговоров в Аддис-Абебу. Подчеркнув обеспокоенность Египта из-за возможного дефицита воды для нужд египтян, он предложил привлечь к разрешению кризиса Всемирный банк и сделать его «нейтральной стороной» на переговорах. В 2018 г. состоялась трехсторонняя встреча на уровне министров иностранных дел и министров ирригации, на которой решили создать «научный комитет» из политически независимых представителей университетских кругов Египта, Судана и Эфиопии для изучения вопроса об экологических последствиях строительства высотной плотины на Голубом Ниле.

Исследователи раскрывают суть территориального спора вокруг «треугольника» Халаиб. Введя в 1899 г. кондоминиум над Суданом, англичане провели границу строго по 22 параллели. Однако в 1902 г. они передали этот приморский «треугольник» площадью более 20 тыс. кв. км, расположенный севернее 22 параллели, под юрисдикцию администрации кондоминиума. В 1995 г. Хосни Му-барак ввел в Халаиб свои войска под тем предлогом, что в покушении на его жизнь, совершенном в Аддис-Абебе, был якобы замешан Судан. С экономической точки зрения пресловутый «треугольник» был интересен АРЕ залежами минералов и вероятными месторождениями нефти. Президент Судана Омар аль-Башир направил в декабре 2017 г. петицию в ООН с протестом против оккупации Халаиба египтянами, что вызвало опасное напряжение

между двумя странами, которые в начале января 2018 г. отозвали своих послов «для консультаций». В начале апреля была достигнута договоренность в Хартуме между тремя сторонами конфликта (при посредничестве США), которая включала: обязательство Эфиопии запустить в ближайшее время только две из 16 турбин «Великой плотины тысячелетия», а Египет - поднять уровень искусственного озера Наср, находящегося выше Асуанской плотины, дабы обезопасить свое сельское хозяйство от низких разливов Нила и, следовательно, засухи. Но эта договоренность, замечают авторы, хрупкая. Египет и Судан разделяет внешнеполитическая ориентация: АРЕ держит курс на блок Саудовская Аравия - ОАЭ, тогда как Судан все более сближается с Катаром и Турцией.

Визит Реджепа Эрдогана в Судан (декабрь 2017 г.) крайне осложнил отношения Египта и Турции с Суданом. Во-первых, турецкий президент подписал ряд соглашений с Омаром аль-Баширом касательно развития экономических связей между двумя странами. Во-вторых, Турция получила право на переоборудование инфраструктуры суданского острова Суакин в Красном море -формально для возрождения на нем турбизнеса, а возможно, ради создания на этом острове турецкой военно-морской базы. Президент ас-Сиси с подозрением относится к Турции, поскольку она в лице Эрдогана осудила переворот 2013 г., т.е. свержение Мухаммеда Мурси, и приютила у себя немало бежавших тогда из Египта «Братьев-мусульман», разрешив им обосновать на своей территории СМИ, регулярно критикующие нынешний египетский режим. Исследователи приводят обоснованное подозрение Каира, что Хартум закрывает глаза на проникновение через Судан террористов как в сам Египет, так и в Ливию. В свою очередь, Хартум уверен, что антиправительственные элементы проникают через египетскую территорию в мятежную провинцию Дарфур.

Авторы рассматривают отношения АРЕ с сектором Газа. Египет запломбировал самодельные подземные туннели, ведущие из северной части Синайского полуострова в сектор Газа, чтобы никто не обошел на этой границе единственный КПП (Рафах), который власти АРЕ периодически закрывают, оставляя «окно» лишь на один час или на одни сутки, как это было, например, 2223 февраля 2018 г. 14 мая 2018 г. Дональд Трамп осуществил свое намерение перенести американское посольство из Тель-Авива в

Иерусалим. Бурные волнения, отнюдь не мирные, охватили сектор Газа, в связи с чем израильские ВВС нанесли 2-3 июня удары по северной части сектора, погубив десятки жизней, а Египет оказался в деликатном положении. Ведь президент ас-Сиси держит в тюрьме экс-президента М. Мурси под угрозой смертной казни, в частности потому, что ему предъявлено обвинение в связях с ХАМАС. Однако 13 мая 2018 г. лидер этой организации Исмаил Хания, который 30 марта того же года объявил о начале «Великого марша возвращения» [земель], был принят в Каире, где его уговорили смягчить позицию по отношению к Израилю, а на следующий день он призывал к новой Интифаде. И действительно, после одного дня относительного затишья граница сектора Газа с Израилем превратилась во фронтовую полосу с использованием всех видов обычных вооружений.

Особое внимание авторы уделяют экономическим вопросам. Сравнительно недавно предсказывали, что Египет в ближайшем будущем станет импортером углеводородов. Открытие на его территории новых крупных газовых месторождений внушает оптимизм. С вводом в эксплуатацию в 2017 г. месторождения Зохр (Zohr) Египет резко сократил закупку сжиженного газа. Добыча на месторождении Атолл (Atoll) была запланирована на первое полугодие 2018 г.

Египет создал крупнейший в арабском мире металлургический комплекс в Хелуане (пригород Каира). По данным на 2015 г., он произвел 5,506 млн т стали (против 803,825 млн т в Китае, 105,134 млн т в Японии). Надо, однако, учесть, что металлургические заводы в Хелуане относятся к ВПК, ибо они выпускают как прокат черных металлов и сталь, так и оружие. Речь идет не только о легком стрелковом оружии. По соглашению с США от 1992 г. на заводе № 200 в Хелуане ведется сборка танков М1А1 «Abrams» из комплектов, поставляемых в счет американской военной помощи. На четвертый квартал 2019 г. было запланировано начало сборки в Хелуане танков Т-90 из комплектов, поставляемых «Уралвагонза -водом». Укрепляет Египет и свой военно-морской флот благодаря поставкам из США, ФРГ и Франции: это фрегаты, корветы и подводные лодки. Его ВВС входят в первую десятку мира помощи: 9-е место перед Люфтваффе.

Традиционными поставщиками военных самолетов Египту являются США и Франция. Таковым был также СССР; Россия продолжила это дело. Поставки МиГ-29М уже начались. Согласно заключенному двустороннему контракту, предусмотрены поставки около 50 истребителей данного типа. В целом импорт вооружений в АРЕ вырос в 2013-2017 гг. на 215%, по сравнению с предыдущим пятилетним периодом, и по этому показателю Египет отстает на Ближнем Востоке только от Саудовской Аравии (225%).

Особое место занимают отношения АРЕ с Саудовской Аравией. Согласно данным Министерства торговли и промышленности Египта, в 2018 г. саудовские инвестиции в Египет составили 6,1 млрд долл. США, или 11% общего объема иностранных инвестиций и около 27% объема инвестиций из арабских государств. Президент Египта ас-Сиси и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Сальман посетили 6 марта 2018 г. город Исмаилийя и обсудили там ряд проектов касательно Суэцкого канала. Проект его развития якобы превратит Египет во всемирный торгово-транспортный узел, который привлечет огромные инвестиции в регион. Это как бы компенсировало передачу Египтом в апреле 2016 г. необитаемых островов Тиран и Санафир в Красном море Саудовской Аравии, что вызвало бурю возмущения в АРЕ против президента ас-Сиси со стороны оппозиции, так как фактически произошла делимитация спорной морской границы, которая оказалась под юрисдикцией Эр-Рияда.

Общий вывод, к которому приходят исследователи: Египет находится в средостенье современных политических процессов, развернувшихся после «арабской весны» 2011 г. В Египте обошлось без яростной гражданской войны, которая продолжается в Сирии, Ливии, Йемене. Однако АРЕ балансирует на грани такой войны из-за внутренних и внешних причин. Они заставляют Египет интенсивно вооружаться, несмотря на экономические трудности.

Автор реферата В.Н. Сченснович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.