Научная статья на тему '2020. 03. 025. Рецензия на кн. : Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича егорова / ИРЛИ РАН, СПбИИ РАН, союз писателей Санкт-Петербурга; ред. -сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. - СПб. : Росток, 2016. - 1056 с'

2020. 03. 025. Рецензия на кн. : Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича егорова / ИРЛИ РАН, СПбИИ РАН, союз писателей Санкт-Петербурга; ред. -сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. - СПб. : Росток, 2016. - 1056 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Ф. ЕГОРОВ / Ю.М. ЛОТМАН / ФИЛОЛОГИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / МЕМУАРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 03. 025. Рецензия на кн. : Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича егорова / ИРЛИ РАН, СПбИИ РАН, союз писателей Санкт-Петербурга; ред. -сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. - СПб. : Росток, 2016. - 1056 с»

водчик немецкой поэзии И.И. Болычев (Москва) представил некоторые свои переводы из антологии и высказался о сложностях, с которыми неизбежно сталкиваются переводчики на другие языки поэтических проектов, подобных по масштабу антологии К. Пинтуса. В завершение участники конференции высоко оценили ее актуальность, значимость, живую атмосферу и содержательность.

ЛИТЕРАТУРА, ОХВАТЫВАЮЩАЯ РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ

2020.03.025. Рецензия на кн.: ОСТРОВА ЛЮБВИ БОРФЕДА: СБОРНИК К 90-ЛЕТИЮ БОРИСА ФЕДОРОВИЧА ЕГОРОВА / ИРЛИ РАН, СПбИИ РАН, Союз писателей Санкт-Петербурга; ред.-сост. А.П. Дмитриев и П.С. Глушаков. - СПб.: Росток, 2016. -1056 с.

Ключевые слова: Б. Ф. Егоров; Ю.М. Лотман; филология; гуманитарные науки; мемуары.

Издание посвящено 90-летнему юбилею российского ученого-филолога Бориса Федоровича Егорова (р. 1926), специалиста по истории русской литературы и общественной мысли Х1Х в., доктора филологических наук, профессора, члена Союза писателей Санкт-Петербурга (с 1982), члена Всемирной ассоциации писателей «Международный ПЕН-клуб» (с 2003), академика Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва) (с 1993), одного из руководителей издательских серий «Библиотека поэта» (с 1971) и «Литературные памятники» (1971-2002), главного редактора биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917» (с 2007).

Книга «Острова любви БорФеда» включает научные статьи, эссе, стихи и мемуарные очерки видных деятелей науки и культуры, коллег, учеников и почитателей юбиляра. БорФед - шутливое прозвище, придуманное в годы тартуской молодости Ю.М. Лотманом, близким другом и единомышленником Б.Ф. Егорова. Это прозвание, закрепленное и удержанное несколькими поколениями младших коллег, аспирантов и студентов, «употреблялось, конечно, за-

глазно, но не с меньшими уважением и любовью, как и произносимое при живом общении полное имя-отчество»1.

«Острова любви» - метафора, в разных вариациях звучавшая в статьях, докладах и лекциях ученого: «У меня есть идея островов. Вот громадный океан, мы его не можем переделать по-своему, очистить. Надо создавать острова. И я с младых лет создаю около себя эти острова учителей и товарищей, которые дают возможность существовать. И на таком острове активная жизнь и творчество - один из способов выживания. И любовь»2.

Такие «острова» предполагают братство людей, честно и самозабвенно служащих своему делу. Обитатели «островов БорФе-да» - писатели А.С. Кушнер3, О.А. Седакова4 и Е.Г. Водолазкин5, ученые с мировым именем В.Е. Багно6, Вяч.Вс. Иванов7, Н.В. Корниенко8, А.В. Лавров9, В. Страда10, Б.А. Успенский11 и мн. др. Ав-

1 Дмитриев А.П. Предисловие. Острова любви БорФеда: Сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб.: Росток, 2016. - С. 3.

2 Менделеева Д. Борис Егоров: Любовь и острова // Pravmir.ru [электронный ресурс]. - 2015. - 28 января. - URL: http://www.pravmir.ru/boris-egorov-lyubov-i-ostrova/ (Дата обращения: 20.05.2020.)

3 Кушнер А.С. «Медузы-горгоны, драконы, грифоны...» // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. - С. 56-57.

4 Седакова О.А. Анна Баркова: свидетель эпохи // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. - С. 785-790.

5 Водолазкин Е.Г. Литература: будущее в прошедшем // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. -С. 260-268.

6 Багно В.Е. Представление о национальном своеобразии русской литературы в «Историях русской литературы» // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. - С. 175-180.

7 Иванов В.В. Б.Ф. Егорову с поздравлениями и любовью. Анненский и Достоевский. 1. «Надрыв» // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. - С. 32-36.

8 Корниенко Н.В. Пролетарские музыканты в год великого перелома и литература (К вопросу о культурных контекстах) // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. - С. 486-496

9 Лавров А.В. Неосуществленный замысел Иванова-Разумника // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. - СПб., 2016. -С. 541-548.

10 Страда В. Великий век русской литературы и европейский нигилизм // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. -СПб., 2016. - С. 840-846.

11 Успенский Б.А. Поздравительное приветствие Борису Федоровичу Егорову // Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова. -СПб., 2016. - С. 110.

торы юбилейного сборника - исследователи, выступающие от лица различных научных школ и традиций, представители многих российских регионов (Москва, Петербург, Балашов, Великий Новгород, Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Коломна, Красноярск, Новосибирск, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь, Томск, Уфа, Череповец, Ярославль) и зарубежья (Бельгия, Венгрия, Германия, Израиль, Италия, Латвия, Польша, США, Украина, Финляндия, Франция, Эстония, Южная Корея, Япония).

По своей тематике материалы «Островов БорФеда» связаны с научными интересами Б.Ф. Егорова, которые «поистине энциклопедичны» (с. 3): история русской литературы и общественно-политической мысли ХУШ - начала XXI в., эстетика, культурология, математические методы в гуманитарных науках, стиховедение, футурология, структурализм.

Этим обусловлена как широта и неоднородность тем сборника, так и жанровая природа его материалов: помимо традиционных научных исследований в него включены философские эссе, исторические обзоры, стихотворения, архивные документы, рецензии, мемуарные очерки.

Книга состоит из двух разделов: «Посвящения. Воспоминания. Отклики» и «Исследования. Публикации. Эссе».

В первом разделе ярко очерчивается не только облик ученого и человека, но и облик его времени.

Невероятной работоспособностью Б.Ф. Егорова восхищается В.Н. Сойфер (Вашингтон, США) в статье «Образец для подражания». Автор воспоминаний полагает, что в выходящих в последние годы одна за другой «замечательных новых книгах» Б.Ф. Егорова литературовед «вдруг превратился в исследователя глубинных процессов формирования русского характера» (с. 108). «Когда-то этим анализом занимался Ф.М. Достоевский, искавший ответа на вопрос о том, что же такое русская национальная ментальность, что такое русский характер, но трактовавший эти фундаментальные проблемы через конструкции своих чисто литературных повествований. И вот сейчас та же проблематика, но уже на ином материале - на чисто научном (более широком по охвату и более глубоком по изучению) анализе литературных произведений русских авторов - стала основой очерков и книг Б.Ф. Егорова», - от-

мечает В.Н. Сойфер, приводя в пример две «философские» монографии ученого - «Российские утопии: Исторический путеводитель» 1 (2007) и «Обман в русской культуре»2 (2012).

Книга «Российские утопии: Исторический путеводитель», по замечанию Л.Ф. Луцевич (Варшава, Польша), выделяется среди десятков научных и популярных трудов о литературных утопиях / антиутопиях, опубликованных в России в 1980-2000 гг. Материалы к ней собирались ученым в течение трех десятков лет. В пяти ее разделах: «Народные легенды и попытки реализации утопий», «Утопии ХУШ в.», «Утопии первой половины XIX в.», «От Добролюбова до Вл. Соловьёва», «От символистов до марксистов (начало ХХ в.)» - на огромном фактическом материале Б.Ф. Егоров показывает «разнообразие российских утопий и сложное отражение в них яркой и драматической русской истории»3.

Уникальным явлением считает исследовательница и монографию «Обман в русской культуре», в которой, наряду с серьезным научным аппаратом, концептуальностью, классификатор-ством, представлено множество примеров, сюжетов, историй, связанных не просто с явлениями русской культуры, а с конкретными носителями этой культуры, приближая книгу к мемуаристике, что делает ее «и очень личностной», «и особенно убедительной» (с. 77).

Необычайно интересно, по мнению автора статьи, представлена проблема «игра и обман». В главе, посвященной этой теме, Б.Ф. Егоров выделяет шесть вариантов игры: 1) языковые забавы (каламбуры, анаграммы, палиндромы, буриме, загадки, шарады) и живописные ребусы, а также более сложные построения, выходящие за рамки простой забавы - мистификации, розыгрыши, фокусы, гипнозы; куклы, игрушки; 2) состязание (как правило, здесь присутствует антиномия «выигрыш - проигрыш»); 3) музыкальный и театральный варианты игры; 4) природный (игра красок в природе: сиять, сверкать, переливаться); 5) библейский (где есть

1 Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - СПб.,

2007.

2 Егоров Б.Ф. Обман в русской культуре. - СПб.: Росток, 2012.

3 Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - СПб.,

2007. - С. 13.

игра на музыкальных инструментах, а также игра как любовная забава); 6) игра в сфере творчества.

Упоминает Л.Ф. Луцевич и о том, что сам Б.Ф. Егоров был мастером розыгрышей, приводит в пример один из них, объектом которого стала супруга Ю.М. Лотмана - 3.Г. Минц: «В 1955 г. молодая исследовательница подготовила к защите кандидатскую диссертацию "Пути развития советской дошкольной литературы (1917-1930)", где рассматривались детские стихи В.В. Маяковского, а также творчество В.В. Бианки, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А.Л. Барто. Автореферат был разослан по необходимым инстанциям. И вдруг диссертантка получает по почте письмо якобы от Агнии Барто (изготовленное Егоровым), где писательница упрекает Минц в том, что она "восхваляет Чуковского и Маршака и игнорирует ее, Барто, так что она приедет на защиту и выступит с критикой"1. Очень трудно... было успокоить рыдавшую 3.Г. Минц и доказать, что это розыгрыш» (с. 77-78).

«Тартуская жизнь была неотделима от семейства Лотманов, -воскрешая в памяти свои детские годы, пишет дочь Б.Ф. Егорова Татьяна Миллер (Милуоки, США). - Остались воспоминания о бесконечных хождениях друг к другу в гости, шарадах, первоапрельских розыгрышах» (с. 90). С юмором описывает Т.Б. Миллер свое восхищение Ю.М. Лотманом: «Хотя ничего я ни в семиотике, ни в других науках не понимала и не понимаю, почему-то знала точно: Лотман - гениальный человек. Так честно папе и заявила -я тебя, конечно, очень люблю, но Лотман крупнее и выше тебя. Папа, кажется, не обижался. Папа и Лотман вошли в мою жизнь вместе, хотя каждый по-своему. У них были особые отношения друг с другом: такой трепетной дружбы, какая их соединяла, я больше не замечала между папой и еще кем-то. Лотман был его духовный брат» (с. 91).

Об этой дружбе и о человеческих качествах Б.Ф. Егорова, ярко проявившихся в годы «борьбы с космополитизмом», пишут в заметке «Борис Федорович, спасибо вам!» Эрлена и Феликс Лурье (Санкт-Петербург), вспоминая о том, что в 1950 г., как раз на пике этой «борьбы», Ю.М. Лотман окончил Ленинградский универси-

1 Егоров Б.Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - СПб., 2007. - С. 160.

тет. Ни в аспирантуру, ни даже школьным преподавателем его не брали, и он уехал в Эстонию - в организованный в Тарту новый Учительский институт. «Ведь все данные у Лотмана были, казалось бы, безукоризненные: выдающийся творческий работник, студент, кончающий университет уже с печатными публикациями, сталинский стипендиат, член партии, отважный воин с орденами и медалями и с выдающейся хвалебной характеристикой, которую ему выдали в бригаде при демобилизации. Все хорошо, кроме "пятого пункта" в анкете, пункта о национальности: Лотман был еврей» 1, - писал Б.Ф. Егоров в книге о своем друге и коллеге, объясняя, почему тому перекрыли доступ в науку. «Надо сказать, что помимо своих непосредственных и немалых заслуг в науке Борис Федорович имеет и весьма существенные косвенные: когда в 1954 г. он стал заведовать кафедрой Тартуского университета, то сразу же пригласил к себе "космополита" Юрия Михайловича Лотмана, труды которого в результате получили всемирную известность. А заодно прославился Тартуский университет, в котором началась долгая пора совместной работы и близкой дружбы БорФеда и ЮрМиха, как они сокращенно величали друг друга», - отмечают авторы статьи, добавляя, что эта дружба, возникшая в те трудные годы, «говорит не только о подлинной интеллигентности и глубокой порядочности Б.Ф. Егорова, но и о его смелости» (с. 64). О том, насколько сложно было в советское время оставаться по-настоящему интеллигентным человеком, вспоминают также Ю.Б. Борев (Москва) в «Вольном жанре» и А.Н. Николюкин (Москва) в «Старой и новой интеллигенции».

Становление кафедры русской литературы в Тартуском университете как научного центра, организация конференций, выпуск знаменитых «Трудов по русской и славянской филологии» (Тарту, с 1958) и «Трудов по знаковым системам» (Тарту, с 1964), хлопоты о молодых талантливых учениках, пробивание всех начинаний через цензурные и внутриуниверситетские преграды - вот далеко не полный список многолетней совместной деятельности Ю.М. Лот-мана и Б.Ф. Егорова, по мнению Т.Д. Кузовкиной (Таллин, Эстония). «Уникальная дружба и многолетний научный диалог» ученых

1 Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. - М.: НЛО, 1999. -

С. 46.

зафиксированы в более чем 700 письмах1 (с. 49). Т.Д. Кузовкина приводит выдержки из письма, с которым в год своей смерти Ю.М. Лотман обратился к Б.Ф. Егорову с духовным завещанием: «Если бы я начал писать Вам все то сердечное, что я хотел бы сказать Вам уходя, бумаги не хватило бы. Если имеет смысл слово "дружба" в самом высоком и подлинном его значении, то это им можно назвать то, что меня привязывает к Вам (я боюсь писать "любовь", хотя это было бы более точно, но в наших отношениях всегда была сдержанность выражений, основанная на доверии и сочувствии)»2.

«Лотман скончался в 1993 г., спустя шесть лет Б.Ф. воздвиг ему своего рода памятник, выпустив в свет книгу "Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана"», - пишет Л.Г. Фризман (Харьков, Украина). Предложение написать биографию друга Б.Ф. Егоров принял, по его собственному признанию, «с честью и радостью», справедливо полагая, что, какими бы достоинствами ни обладали другие исследования научных заслуг Ю.М. Лотмана, «никто не соединит так тщательно анализ его творческой эволюции с реальной человеческой биографией, с конкретными, нигде не зафиксированными высказываниями и с конкретными чертами характера»3 (с. 118). Это мнение поддерживают и другие исследователи, считающие, что книга «Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана» читается «легко и с интересом именно потому, что о научной и житейской биографии ученого рассказывает его товарищ, хорошо знавший и любивший своего героя» (с. 64).

В статье «Научный почерк Бориса Федоровича Егорова. (Из наблюдений читателя со стажем)» С.И. Гиндин (Москва) выделяет особенности авторского стиля ученого: конкретность и «зримость» предмета исследования; полнота охвата изучаемого явления; стремление к системности описания и анализа; погружение иссле-

1 См.: Лотман Ю.М. Письма, 1940-1993 / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б.Ф. Егорова. - М.: Языки рус. культуры, 1997. - С. 111-365; Ю.М. Лотман, 3.Г. Минц, Б.Ф. Егоров. Переписка, 1954-1965 / подгот. текста и коммент. Б.Ф. Егорова, Т.Д. Кузовкиной, Н.В. Поселягина. - Таллинн: Изд-во ТЛУ, 2012.

2 Лотман Ю.М. Письма, 1940-1993 / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б.Ф. Егорова. - М.: Языки рус. культуры, 1997. - С. 360.

3 Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана. - М.: НЛО, 1999. - С. 5.

дуемого явления в реальные условия бытования; междисциплинарный инструментарий и ненавязчивость его применения.

Второй раздел книги «Острова любви БорФеда» - «Исследования. Публикации. Эссе» - включает более 120 статей, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. По замечанию, высказанному А.П. Дмитриевым в «Предисловии» к данному изданию, этот раздел отличается «"плюралистичностью" исследовательских концепций и методологий, не всегда разделяемых редакцией сборника», однако именно «плюралистичность» делает книгу особенно интересной и увлекательной.

Среди статей этого раздела: «Два лика декабристов и "дядьки" в русской литературе» (А.А. Асоян, СПб.), «"Слепые и слон": Америка узнает Толстого (1885-1890)» (Р. Виттакер, Нью-Йорк, США), «Обитаемая поэзия. Метод "проникновения" в стихах Елены Шварц» (Д. Джиганте, Брюссель, Бельгия), «Идеи анархизма у "современных позитивистов" из романа Ф.М. Достоевского "Идиот"» (С.А. Кибальник, СПб.), «Почему Лотман настаивал на своем особом мнении о смерти Пушкина? (О значении "обдуманной стратегии")» (Су Кван Ким, Сеул, Южная Корея), «Формальная школа и уроки русского символизма» (О.А. Клинг, Москва), «Мандельштам в "Реквиеме" Ахматовой (Заметки к теме)» (О.А. Лекманов, Москва), «Неизвестный текст Александра Блока: статья "Искусство и газета" как текстологический казус» (Д.М. Магомедова, Москва), «Столкновение Андрея Платонова с социально-политическим обманом в 1919 году» (Н.М. Малыгина, Москва), «Фет конспектирующий» (А.С. Немзер, Москва), «В. Гроссман в контексте мировой литературы (к вопросу о переосмыслении русской литературы советского времени)» (Сусуму Нонака, Сайтама, Япония), «Теория коммуникации и проза Чехова» (В.И. Тюпа, Москва) и мн. др.

В качестве приложения в сборник помещен фрагмент «Дневника» ученого за январь - начало мая 1964 г., а также список сокращений и сведения об авторах.

К.А. Жулькова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.