Научная статья на тему '2020. 03. 020. Безелянский Ю. Н. Огни эмиграции: русские поэты и писатели вне России. - М. : у Никитских ворот, 2018. - 504 с'

2020. 03. 020. Безелянский Ю. Н. Огни эмиграции: русские поэты и писатели вне России. - М. : у Никитских ворот, 2018. - 504 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭМИГРАЦИЯ / «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» / ПОЭЗИЯ / ПРОЗА / ЛИТЕРАТУРА И ВЛАСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 03. 020. Безелянский Ю. Н. Огни эмиграции: русские поэты и писатели вне России. - М. : у Никитских ворот, 2018. - 504 с»

Н.Л. Блищ заключает: «Вживаясь в ткань гоголевского текста, Ремизов обнаруживает в нем проявления неосознанной мета-нойи (внутренней исповеди), которые дают интерпретатору ключ к построению собственной версии гоголевского мифотворчества» [2, с. 70].

Список литературы

1. Белова Н.С. Н.В. Гоголь и А.М. Ремизов: Женщины, кикиморы и кошки // Слово и образ в культуре русского Севера: сборник научных статей. - Вологда, 2014. - С. 115-119.

2. Блищ Н.Л. Миф А. Ремизова о вийной тайне Н. Гоголя // Вестник Днепропетровского университета им. Альфреда Нобеля. Серия Филологические науки. -2011. - № 2 (2) - С. 67-71.

3. Блищ Н.Л. Металитературный миф А.М. Ремизова о Гоголе и гоголиана начала ХХ в. // Уральский филологический вестник. Серия Русская литература XX-XXI вв.: Направления и течения. - 2012. - № 1. - С. 84-94.

4. Розанов Ю.В. Вий на работе и на покое: Образ «страшного истребителя» у Гоголя и Ремизова // Н.В. Гоголь и народная культура: материалы докладов и сообщений Международной научной конференции. - М., 2008. - С. 382-388.

5. Розанов Ю.В. Фольклоризм А.М. Ремизова: Источники, генезис, поэтика: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Великий Новгород, 2009. - 37 с.

6. Чега В.А. Реминисценция образа Вия Н.В. Гоголя в творчестве А.М. Ремизова и О.Э. Мандельштама // Актуальные проблемы филологии. - Екатеринбург, 2019. - № 19. - С. 182-187.

2020.03.020. БЕЗЕЛЯНСКИЙ ЮН. ОГНИ ЭМИГРАЦИИ: РУССКИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ВНЕ РОССИИ. - М.: У Никитских ворот, 2018. - 504 с.

Ключевые слова: русская литература XX в.; русская литературная эмиграция; «третья волна»; поэзия; проза; литература и власть.

Новая книга писателя, культуролога и журналиста Ю.Н. Безелянского «Огни эмиграции» завершает его «триптих» о русских поэтах и прозаиках вне России1. Все три тома представля-

1 Безелянский Ю.Н. Отечество. Дым. Эмиграция. - М.: У Никитских ворот, 2017. - 432 с.; Безелянский Ю.Н. «И плеск чужой воды...»: Уехавшие, оставшиеся и вернувшиеся. - М.: У Никитских ворот, 2017. - 517 с.

ют собой справочник имен, дополненный собранием фрагментов из писем, воспоминаний и мемуаров русских беженцев XX в., а также их стихотворениями. Параллельно сообщается о тех событиях, которые происходили в Советском Союзе, что создает некую панораму политической и духовной жизни СССР, а затем Российской Федерации. Завершающая книга посвящена преимущественно «третьей эмиграции» и построена хронологически, по годам отъезда с родины, начиная с 1960-х годов. В ней кратко представлено около ста судеб известных людей: А. Солженицын, И. Бродский, А. Галич, Н. Коржавин, В. Аксёнов, А. Синявский, В. Некрасов, А. Гладилин, С. Довлатов, Юз Алешковский, В. Войнович, Ф. Го-ренштейн, Ю. Дружников, М. Шишкин и др. «Покидали страну одни из лучших ее умов. Гонения инакомыслящих и категорические запреты на свободу слова слились в СССР в единое целое» (с. 5). О том, как и при каких обстоятельствах люди творческих профессий покидали пределы родины, и идет речь в реферируемой книге, где представлена фактология о борьбе власти с инакомыслием: в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е, нулевые годы. Писательские имена, книги, преследования, аресты, эмиграция.

Одно из первых имен в книге - Валерий Тарсис (1906-1983), писатель и переводчик. Его первая повесть - «Дездемона» - вышла в 1938 г. В Отечественную войну участвовал в Сталинградской битве, был ранен. После войны писал сатирические романы. С 1961 г. добивался разрешения покинуть СССР, отправлял за границу свои рукописи, среди которых было «Сказание о синей мухе», распространявшееся и в самиздате. По указанию Н.С. Хрущёва писателя поместили в психбольницу в 1962 г., но после международных протестов в 1963 г. освободили. Пребывание в психбольнице было положено в основу автобиографической повести «Палата № 7» (1966), которая вышла в Германии и произвела эффект разорвавшейся бомбы, показав, что психиатрию в СССР превратили в карательную практику и использовали для политических целей. В 1966 г. Тарсис получил разрешение на выезд за границу и был лишен советского гражданства. В эмиграции он написал и издал трилогию «Комбинат наслаждений» (1967), роман «Рискованная жизнь Валентина Алмазова», исторический роман «Флорентийская лилия», книгу «Седая юность: Рассказы, написанные иголками в уголках глаз» (1968). В цикле из девяти романов

«Рискованная жизнь Валентина Алмазова» вышли два: «Столкновение с зеркалом» (1970) и «Недалеко от Москвы» (1981); неопубликованным остался и роман «Мои братья Карамазовы».

Больше всего прозаиков и поэтов оказалось в эмиграции в 1970-е годы. В 1971 г. переехал в Израиль прозаик и сценарист Э.Е. Севела (1928-2010, в 1977 г. он перебрался в США), автор книг: «Легенды инвалидной улицы», «Викинг», «Моня Цахкес -знаменосец», «Остановите самолет - я слезу», «Почему нет рая на земле?», «Зуб мудрости», «Все как у людей» и др. Почти все книги посвящены жизни евреев в Белоруссии, Литве, Германии, США, «но при этом Севела всегда затрагивает и мировые общечеловеческие проблемы» (с. 55).

В 1972 г. из Советского Союза выехал «последний великий поэт XX столетия» И.А. Бродский (1940-1996), будущий нобелевский лауреат (1987). В 1972 г. покинуть Советский Союз предложили и А.С. Есенину-Вольпину (1924-2016), поэту и ученому; в том же году эмигрировали критик, журналист, искусствовед И. Го-ломшток (1929-2017); журналист В. Белоцерковский (1928-2017); переводчик М. Восленский (1920-1997), автор книги «Номенклатура: господствующий класс Советского Союза» (1984), а также писательница Э.Е. Маркиш (1912-2010), вдова Переца Маркиша, уехавшая вместе с их младшим сыном Д.П. Маркишем.

В 1973 г. из Советского Союза эмигрировали: поэт Наум Коржавин (1925-2018), который подчеркивал, что главная борьба в его жизни «была не политическая, а за подлинность поэзии», «подлинность мысли», «вообще - подлинность... подлинность - это гармония» (цит. по: с. 75); писатель и литературовед Андрей Синявский (1925-1997) с женой Марией Розановой (р. 1929), публицистом, издателем и соредактором журнала «Синтаксис» (Синявский еще на судебном процессе 1966 г. заявлял, что у него с советской властью не идеологические, а эстетические расхождения; в эмиграции он также повторял, что искусство выше действительности); писатель и ученый-биолог Жорес Медведев (19252018), боровшийся за сохранение отечественной генетики; философ А. Пятигорский (1929-2009); прозаик, поэт, переводчик Аркадий Ровнер (1940-2019), редактор русско-американского литературно-философского журнала «Гнозис». Покончил с собой поэт и диссидент Илья Габай (1935-1973).

В феврале 1974 г. арестовали, лишили советского гражданства и выслали из страны крупнейшего писателя - А.И. Солженицына (1918-2008), лауреата Нобелевской премии (1970). В 1973 г. прозаик, драматург, публицист В.Е. Максимов (1930-1995) был исключен из Союза писателей из-за опубликованной на Западе книги «Семь дней творенья» - романа о старом большевике, который на склоне жизни переосмыслил свою судьбу: «Этот роман Максимова был самым радикальным отрицанием революции» (с. 118). Писатель был ошельмован как «оголтелый антисоветчик» и вынужден был в 1974 г. эмигрировать. Во Франции Максимов основал журнал «Континент», который приобрел мировую известность как трибуна вольного русского слова в изгнании, где печатались Солженицын, Бродский, Аксёнов, Коржавин, Галич и многие другие. Всего вышло 70 номеров. В течение долгих лет журнал финансировал Аксель Шпрингер, крупнейший издатель Западной Германии. Среди романов Максимова, написанных в эмиграции, -роман о Колчаке «Заглянуть в бездну», а его последний роман «Кочевание по смерти» (1995) был удостоен российской премии «Вехи» - «за выдающийся вклад в понимание России, ее истории, ее души».

В июне 1974 г. из страны выдворили поэта, драматурга, барда А.А. Галича (1918-1977), поэзия которого отличалась ошеломительной остротой содержания и напряжением гражданского пафоса. В своем творчестве Галич «блистательно продолжил сатирическую линию Салтыкова-Щедрина, Булгакова, Зощенко, Хармса» (с. 126).

В 1974 г. СССР покинул и писатель-метафизик Юрий Мамлеев (1931-2015). Главный его роман «Шатуны» создавался в подполье, хотя «ничего политического в нем не было, там был кошмар всего мира», представленный как «метафизический реализм»: писатель «вывел в своем романе людей-монстров, оживших мертвецов и хохочущее над всеми людьми, нечто таинственное Непознанное»; «фантасмагория в духе Гоголя, Достоевского и Федора Сологуба» (с. 130). Полностью «Шатуны» были изданы в 1986 г., после чего о Мамлееве стали говорить как о современном Достоевском. Литературными наследниками Мамлеева Ю.Н. Безелянский называет В. Пелевина, В. Сорокина, Т. Зульфикарова, А. Дугина. В 1993 г. Мамлеев одним из первых эмигрантов вернулся в новую Россию. В еще одном его знаменитом метафизиче-

ском романе - «Блуждающее время» (2001-2003) - мир превратился в большой супермаркет, и почти все люди захвачены духом потребительства и наживы. Его последний роман - «Россия вечная». По Мамлееву, Россия вечная - «это самое духовное пространство планеты - Империя Духа» (с. 131).

Первым, кто сказал в русской литературе правдивые и честные слова об Отечественной войне, был В.П. Некрасов (19111987). Военные впечатления он изложил в повести «В окопах Сталинграда» (1946), за которую был удостоен Сталинской премии. Разгромной критике подверглись его повести «В родном городе» (1954) - о драматической судьбе фронтовиков, вернувшихся в мирную жизнь, и «Кира Георгиевна» (1961) - о конформизме и душевной опустошенности интеллигенции. Очерк «По обе стороны океана» (1962) - о знакомстве с Италией и США - вызвал отповедь Н.С. Хрущёва, и писателя перестали печатать, а его имя клеймили позором. Борьба Некрасова за восстановление памяти о расстреле евреев в Бабьем Яру раздражала власть, пытавшуюся ее приглушить, и закончилась обыском квартиры писателя, наложением запрета на его имя во всех органах печати. Он выехал за границу в 1974 г., а в 1979 г. был лишен советского гражданства. В эмиграции Некрасов написал очерки «Записки зеваки» (1976), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены» (1978-1979), несколько повестей, и среди них - «Маленькую печальную повесть» (1986).

В 1974 г. прозаик, поэт и публицист Эдуард Лимонов (1943) также эмигрировал в США, где была издана повесть «Это я -Эдичка» (1979), которая принесла ему шумный и скандальный успех.

В 1975 г. в эмиграции оказался прозаик и поэт Саша Соколов (1943), издавший на Западе романы: «Школа для дураков» (1973, опубликован в 1976), который В. Набоков назвал «обаятельной, трагической и трогательной книгой» (с. 153), «Между собакой и волком» (1980) и «Палисандрия» (1985). В романе «Между собакой и волком» из 18 глав пять - стихотворные. Как разъяснял автор, на текст книги наложена картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»: сюжет книги, ее герои и автор живут в брейгелевской картине. «Палисандрия» - «роман-пародия на исторический роман

и одновременно на мемуары» (с. 155). Главный герой Палисандр -внучатый племянник Лаврентия Берии и внук Григория Распутина.

В 1975 г. вынужден был покинуть страну поэт, диссидент и правозащитник Вадим Делоне (1947-1983). Его записки о заключении «Портреты в колючей раме» (1979) - «потрясающий документ о том, как молодой человек в возрасте 21 года был готов к жертве во имя справедливости и свободы, не боясь психологических и физических страданий» (с. 165). После его смерти был издан сборник «Стихи. 1965-1983» (1984). В СССР стихи Делоне стали печататься лишь с 1989 г.

В апреле 1976 г. вынужден был уехать писатель, журналист, диссидент Анатолий Гладилин (1935-2018). Его повесть «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956), написанная в жанре «исповедальной прозы», «стала точкой отсчета новой прозы современной России» (с. 169). Писатель рассматривал тему внутреннего одиночества искреннего человека в обществе регламентированных ценностей. Гладилин открыто выступил против суда над Синявским и Даниэлем, после чего потерял возможность печататься. Последний роман, написанный в СССР в 1972 г., - «Прогноз на завтра» - Гладилин напечатал во Франкфурте-на-Майне. В эмиграции работал на радио «Свобода» и «Немецкая волна». В книге «Меня убил скотина Пелл» (1991) писатель «снял романтический флер с эмиграции "третьей волны"», представил «атмосферу интриг и борьбы амбиций», не пощадив никого, включая и самого себя. Литературной удачей стал роман «Тень всадника» (2000) о событиях на протяжении 200 лет, где один из героев - Бонапарт, сказавший крылатую фразу: «Большие батальоны всегда правы».

В июне 1976 г. в эмиграции оказался писатель Аркадий Львов (р. 1927); в июле того же года - Андрей Амальрик (19381980), прошедший тюрьму и лагерь за книгу «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», опубликованную на Западе; в декабре депортировали диссидента, писателя Владимира Буковского (1942-2019). Кроме того, в 1976 г. уехали историк А.М. Некрич (1920-1993), философ, культуролог Б.М. Парамонов (1937), поэт Лев Лосев (1937-2009). На Западе вышли два сборника Лосева -«Чудесный десант» (1985) и «Тайный советник» (1987), а первый его поэтический сборник на родине - «Новые сведения о Карле и

Кларе» - был издан в 1997 г. Поэзия Лосева «насыщена каламбурами, перифразами, афоризмами» (с. 188).

В 1977 г. в эмиграцию последовал журналист и писатель Петр Вайль (1949-2009), как и его друг и соавтор Александр Генис (р. 1953). В 1978 г. за рубеж выслали философа А.А. Зиновьева (1922-2006), описавшего советскую реальность в гротесковых сатирических тонах в книге «Зияющие высоты», изданной на Западе еще в 1976 г. «Если у Салтыкова-Щедрина фигурировал город Глупов, то Зиновьев живописал Ибанск, типичный советский город» (с. 209). Награжденный за свои книги по политологии, написанные на Западе, Зиновьев стал единственным в России лауреатом премии им. Алексиса де Токвиля (французского историка, социолога и политического деятеля XIX в.). Однако сам Зиновьев считал свои книги социологическими романами. В том же году в эмиграции оказался писатель Сергей Довлатов (1941-1990). Последними словами его прижизненной книги были: «Все интересуются, что будет после смерти? После смерти начнется - история» (цит. по: с. 217). Слова оказались пророческими: при жизни многие не признавали писателя, а после смерти к нему пришли полное признание и «канонизация».

В 1979 г. в эмиграцию отправился писатель и поэт Юз Алешковский (р. 1929). С 1959 г. начал писать песни на свои стихи и в 1960-е годы получил народную известность благодаря самизда-товскому стихотворению «Товарищ Сталин, вы большой ученый.», а также художественной прозе: «Николай Николаевич» (1970), «Кенгуру» (1974-1975), «Рука» (1977-1980). Алекшовско-му принадлежит популярная лагерная песня «Окурочек» и знаменитое «Танго бедной юности моей». Первая эмигрантская книга «Синенький скромный платочек» (1980) была написана в форме письма из сумасшедшего дома «генсеку маршалу брезиденту Прежнему Юрию Андроповичу» от бывшего солдата. В США Алешковский написал много романов, но не об Америке, а о России. «Маленький тюремный роман» (2011) получил «Русскую премию» за 2011 г. в номинации «Крупная проза». В. Казак отмечал, что свои романы Алешковский, «мастер языка», писал от лица рассказчиков, происходивших из низших социальных слоев. При этом, сатирически изображая советскую действительность, писатель часто смешивал фантастику и гротеск.

Дмитрий Бобышев (р. 1936), поэт и переводчик, входивший в так называемую группу «Ахматовские сироты» (И. Бродский, Е. Рейн, А. Найман, Д. Бобышев), в 1979 г. эмигрировал в Европу, потом обосновался в США. Ахматова посвятила ему стихотворение «Пятая роза», но своим учителем Бобышев считает Райнера Мария Рильке. За рубежом издал много сборников: «Зияния», «Полнота всего», «Ангелы и силы», «Знакомства слов» и др.

В эмиграцию из России отправлялись и в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы. «Эмиграция, - как писал Георгий Владимов, - такой шок страшный, когда ты просыпаешься и думаешь, где же я?» И возможно, кое-как утешает лишь изречение Сенеки: «Id facere laus est, quod decet, non quod licet» («То делать похвально, что подобает, а не то, что дозволено»).

Т.Г. Петрова

2020.03.021. ПЕТРОВА Т.Г. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МАТЕРИ МАРИИ. (Обзор исследований).

Ключевые слова: мать Мария; русская эмиграция; поэзия; христианство; святость; Вл. Соловьёв; крест и меч.

Мать Мария, урожденная Е.Ю. Пиленко, в первом браке Кузьмина-Караваева, во втором Скобцова (1891-1945), - поэт, мыслитель, общественный деятель, с 1920 г. находилась в эмиграции, куда уехала со вторым мужем; в 1932 г. в Париже приняла постриг с именем Мария и стала монахиней в миру, оказывавшей огромную помощь обездоленным русским эмигрантам, всем нуждавшимся и гонимым. Во время Второй мировой войны она участвовала в Сопротивлении, спасала евреев в оккупированном Париже. В 1943 г. арестована гестапо, 31 марта 1945 г. погибла в газовой камере концлагеря Равенсбрюк.

В 1909 г. Е.Ю. Пиленко с серебряной медалью закончила петербургскую гимназию. На одном из литературных вечеров слушала выступление А. Блока; его поэзия, последующие встречи, дружба и переписка с ним произвели на нее неизгладимое впечатление,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.