Научная статья на тему '2020. 02. 029. Бэмкин С. Нравственное воспитание в Японии: разрыв между исследованием политики и исследованием практики. Bamkin S. moral education in Japan: the disjoint between research on policy and research on practice // social Science Japan J. - Oxford, 2019. - vol. 22, n 2. - Р. 247-260'

2020. 02. 029. Бэмкин С. Нравственное воспитание в Японии: разрыв между исследованием политики и исследованием практики. Bamkin S. moral education in Japan: the disjoint between research on policy and research on practice // social Science Japan J. - Oxford, 2019. - vol. 22, n 2. - Р. 247-260 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 029. Бэмкин С. Нравственное воспитание в Японии: разрыв между исследованием политики и исследованием практики. Bamkin S. moral education in Japan: the disjoint between research on policy and research on practice // social Science Japan J. - Oxford, 2019. - vol. 22, n 2. - Р. 247-260»

значение. Человеческое тело было необходимо изучать с практической, а не абстрактно-теоретической точки зрения, при этом для понимания процессов физиологии подчеркивалась необходимость знакомством с физикой и устройством космоса.

А. А. Новикова

2020.02.029. БЭМКИН С. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ: РАЗРЫВ МЕЖДУ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПОЛИТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРАКТИКИ.

BAMKIN S. Moral education in Japan: the disjoint between research on policy and research on practice // Social science Japan j. - Oxford, 2019. - Vol. 22, N 2. - Р. 247-260.

Ключевые слова: Япония; нравственное воспитание; образовательная политика.

Сотрудник университета Де Монтфорт (Великобритания) Сэм Бэмкин исследует нравственное воспитание в японских школах.

Нравственному воспитанию в японской школьной системе отведен специальный предмет, который в оригинале называется до: току (этика). Существует предположение, что освоение данной дисциплины серьезно влияет на становление личности японцев. В 2006 г. был принят новый закон об образовании, в котором существенное место уделялось нравственному воспитанию учеников, а в качестве одной из основополагающих целей было заявлено воспитание патриотических чувств. В 2015 г. требования к морально-этическому воспитанию ужесточились: от учебных заведений стали требовать обязательного наличия данного предмета в учебном плане, представления программы курса и учебника. В свете этого тема до: току представляется актуальной для исследования.

Часто изменение законодательства связывают с «правым поворотом» японского правительства начиная с 2000-х годов. Новый закон об образовании был принят во время первого кабинета Абэ Синдзо - премьера, которого обычно относят к так называемым «ястребам», т.е. политикам правого толка, выступающим за «возрождение» Японии, укрепление национального духа, возвращение спорных территорий (включая острова Курильской гряды), повы-

шение роли Сил самообороны и т.д. Кабинет Абэ дважды создавал консультационные комитеты по вопросам образования, прежде чем новый закон был принят парламентом. Тем не менее, отмечает автор, следует помнить, что возрождение патриотического воспитания произошло не внезапно и связано не только с кабинетом Абэ: существенные изменения, укладывающиеся в эту тенденцию, происходили также при кабинетах премьер-министров Накасонэ (1982-1987)и Обути (1998-2000).

Предшественником «до: току» являлся предмет «сю: син» (воспитание духа и тела) в довоенной и военной Японии, наличие которого в учебной программе было предусмотрено Законом об образовании 1890 г., а содержание было нацелено на воспитание патриотического типа личности, готовой пожертвовать всем ради служения отечеству. Значительная часть программы была сформирована на базе официальной идеологии.

В первые послевоенные годы нравственное воспитание было исключено из школьной программы, однако в 1958 г. было введено вновь. Преемственность между предвоенным и послевоенным нравственным воспитанием в школе обычно рассматривается западными исследователями в негативном ключе как попытка возрождения милитаристского духа: ценности, прививаемые данной концепцией этического воспитания, по их мнению, противоречат демократическим и индивидуалистическим нормам.

Автор отмечает, что в исследованиях современного морального воспитания есть определенная тенденциозность: многие исследователи хотят видеть в нем возрождение национализма и находят подтверждение заранее заданному выводу. Также недостатком многих подобных исследований является то, что они сводятся к изучению официальных документов, оставляя за своими рамками собственно практику преподавания. Тем не менее отдельные работы показывают, что предписанная государством теория зачастую расходится со школьной практикой, а одобренные чиновниками учебники используются не более чем в трети занятий по предмету (с. 250).

Опросы учителей показывают, что они сами негативно настроены к прививанию ученикам националистических чувств. Зачастую учителя на уроках до: току сосредоточиваются на таких качествах, как почтение к старшим членам семьи, благодарность

по отношению к родителям, а также бытовой этикет и правила поведения в общественных местах. Во время обучения активно применяются такие формы работы, как обсуждение в классе и ролевые игры. Поэтому, отмечает Бэмкин, необходимо быть осторожными с выводами о том, что в результате нынешнее подрастающее поколение японцев в будущем займет активно-националистическую позицию по значимым для страны вопросам.

В целом, по мнению С. Бэмкина, данная тема на данный момент остается малоизученной, поскольку требует не только изучения официальных документов, но и достаточно масштабных полевых исследований.

А. А. Новикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.