Научная статья на тему '2019.02.022. ЭНВАЛЛ Х.Д.П. «ДОКТРИНА АБЭ»: НОВЫЙ РЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ. ENVALL H.D.P. The ‘Abe’s doctrine’: Japan’s new regional realism // International relations in the Asia-Pacific. – Oxford, 2018. – Vol. 10. – P.1–29.'

2019.02.022. ЭНВАЛЛ Х.Д.П. «ДОКТРИНА АБЭ»: НОВЫЙ РЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ. ENVALL H.D.P. The ‘Abe’s doctrine’: Japan’s new regional realism // International relations in the Asia-Pacific. – Oxford, 2018. – Vol. 10. – P.1–29. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Абэ Синдзо / внешняя политика Японии / силы самообороны Японии.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.022. ЭНВАЛЛ Х.Д.П. «ДОКТРИНА АБЭ»: НОВЫЙ РЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ. ENVALL H.D.P. The ‘Abe’s doctrine’: Japan’s new regional realism // International relations in the Asia-Pacific. – Oxford, 2018. – Vol. 10. – P.1–29.»

где управленческие функции требовали ученого звания, установка на ученость (или выученность) кадров. «Ценить мудрецов суть государственного управления» [с. 85], - заявлял Си Цзиньпин, ссылаясь на Мо-цзы. И продолжал свою мысль ссылкой на изречение Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.): «Ученый не обязательно займет пост чиновника, но чиновник должен быть ученым» [с. 548].

Мыслитель и государственный деятель эпохи Сражающихся царств Мо-цзы был современником Сократа. Можем ли мы припомнить случаи, чтобы современный европейский государственный деятель при постановке политических задач ссылался на Сократа?

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2019.02.022. ЭНВАЛЛ Х.Д.П. «ДОКТРИНА АБЭ»: НОВЫЙ РЕАЛИЗМ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ЯПОНИИ. ENVALL H.D.P. The 'Abe's doctrine': Japan's new régional realism // International relations in the Asia-Pacific. - Oxford, 2018. - Vol. 10. -P. 1-29. - Mode of access: https://academic.oup.com/irap/advance-article-abstract/doi/10.1093/irap/lcy014/5033025

Ключевые слова: Япония; Абэ Синдзо; внешняя политика Японии; силы самообороны Японии.

Х.Д.П. Энвалл (Австралийский национальный университет) обращается к теме внешней политики премьера Абэ Синдзо. Нередко ее называют «доктриной Абэ». Термин «доктрины» не поддается точному определению. Обычно его употребляют в дополнение к «внешней политике», предполагая, что за ней стоит нечто большее, чем сиюминутные реакции на внешние факторы. В этом смысле доктрина весьма похожа на внешнеполитическую стратегию.

Доктрина может быть как объявленной, так и нет, или частично объявленной. Доктрина Абэ была частично сформулирована в официальных заявлениях и документах, поэтому ее можно отнести к частично объявленным. В связи с этим некоторые скептики ставят вопрос - а существует ли доктрина, связывает ли что-то воедино различные аспекты внешней политики Абэ.

С самого возвращения к власти в 2012 г. Абэ стремился переформатировать внешнюю политику Японии: Япония в его представлении должна играть более активную роль, а кроме того, более

эффективно защищать свои национальные интересы. Курс Абэ трудно назвать доктриной «великой державы», но и для «средней» державы она не годится, скорее ее можно описать как доктрину «восходящей региональной державы».

Доктрина вызывает множество споров: в зависимости, от позиции автора ее могут считать «реалистической», «националистической» и даже «ревизионистской». По мнению автора, доктрина имеет целью создание новой формы регионализма. Кроме того, автор, исходя из утверждений премьера, что в Восточной Азии должен установиться порядок, основанный на демократических ценностях, утверждает, что доктрину Абэ можно также назвать «либеральной».

Наиболее заметен национализм Абэ. Именно под таким углом зрения проще всего понять его заявления. Он в меньшей степени, чем другие премьеры, склонен подчеркивать вину Японии за события Второй мировой войны. Он не воздерживался от посещения святилища Ясукуни. Премьер дал понять, что не поддерживает извинения за военные преступления, принесенные Мурояма То-миити. На внутриполитической арене Абэ преследовал похожие цели, в частности поддерживал реформу образования, в соответствии с которой в школьную программу Японии включалось больше аспектов, связанных с развитием патриотизма.

Что касается «ревизионизма», то Абэ заявлял о своем намерении положить конец послевоенному режиму. Он высказывался за изменение конституции ради обеспечения независимости страны1. Широко известно его стремление повысить обороноспособность Японии, в результате чего военный бюджет в последнее

2

время увеличивается заметными темпами .

1 Имеется в виду отмена 9 статьи конституции, в соответствии с которой Япония отказывается от войны как от средства разрешения международных конфликтов. Хотя разговоры об этом ходили неоднократно, предложение не было внесено в парламент и, тем более, вынесено на референдум, поэтому на данный момент подобные заявления не более чем политическая риторика. - Прим. реф.

И не только бюджет: в японских силах самообороны происходят и качественные изменения. Появились десантные войска, закупаются новые ракетные установки и другие виды вооружения, Япония создала в Джибути первую заграничную базу своих войск. - Прим. реф.

Спустя некоторое время прагматизм и желание укрепить отношения с соседними странами, однако, возобладали: Абэ отказался от посещения Ясукуни, а также от утверждений, что роль Японии во Второй мировой войне должна быть пересмотрена. Он также поддержал высказывания Коно Ёхэя 1993 г. (тогдашний секретарь кабинета министров), в которых признавалась вина Японии за военные преступления. Кроме того, Абэ не собирается отказываться от военного союза с США. Несмотря на поступательное увеличение военного бюджета, он все же остается скромным, по сравнению с другими странами. Абэ, подобно предшественникам, поддерживает «три ядерных принципа» (принципы нераспространения ядерного оружия). Во многих его заявлениях содержатся утверждения, призывающие решать все международные проблемы, включая наиболее острые, в сотрудничестве с другими странами.

Одним из главных направлений политики стал курс на повышение обороноспособности. В 2013 г. был создан Национальный совет по безопасности, наделенный значительными полномочиями, включая создание пятилетнего плана развития обороны. Претерпели изменения силы самообороны: кроме увеличения бюджета, их коснулись значительные реформы, нацеленные на то, чтобы они стали более наступательными, могли быстрее реагировать на потенциальные угрозы, в особенности - исходящие со стороны Китая. К примеру, серьезно был увеличен контингент баз на отдаленных островах к юго-западу от основного Японского архипелага. Хотя легальных попыток пересмотра конституции пока не предпринималось, кабинет Абэ по договоренности с крупной партией Комэйто запустил новое толкование основного закона, которое подразумевает возможность не только обороняться самим, но и немедленно реагировать на угрозы союзникам, включая даже космические. Несмотря на значительную критику, документы был утвержден в 2015 г.

В отличие от предыдущих кабинетов, Абэ нацелен на множество двусторонних альянсов со странами региона. В фокусе внимания в недавнее время оказалось укрепление сотрудничества с Филиппинами, но помимо этого были установлены достаточно прочные двусторонние отношения с Вьетнамом и Индонезией. Кроме того, продолжило развиваться многолетнее сотрудничество

с Индией и Австралией. С подачи Абэ были сняты ограничения на экспорт вооружения, благодаря чему облегчилась передача технологий менее развитым странам.

Энвалл весьма верно подмечает, что все утверждения Абэ о необходимости менять послевоенный порядок противоречат практике его кабинета. Несмотря на все изменения, она в целом находится в том же русле, что и предыдущие японские администрации. В связи с этим наиболее заметным изменением, произошедшим в годы его правления, является стратегический «разворот» на юго-запад. В остальном же все внешнеполитические акции Абэ были либо развитием давно заложенных тенденций, либо риторикой, не имеющей отношения к практике управления. В результате если и можно вести разговоры о существовании какой-то специфической доктрины нынешнего японского премьера, то главной ее характеристикой будет прагматизм.

А.А. Новикова

2019.02.023. ХВАН ВОНЧЖЭ, ЧХО ВОНПИН, ВИГАНД К. ПРОИЗВОДЯТ ЛИ ЯПОНО-КОРЕЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СПОРЫ ЭФФЕКТ СПЛОЧЕНИЯ?

HWANG WONJAE, CHO WONBIN, WIEGAND K. Do Korean-Japanese historical disputes generate rally effect? // Journal of Asian studies. - Cambridge (Mass.), 2018. - Vol. 77(3). - P. 693-711.

Ключевые слова: корейско-японские отношения; политический рейтинг; территориальные споры; Такэсима / Токто.

Хван Вончжэ и Чхо Вонпин, Университет Сунгюнгван (Республика Корея) и Криста Виганд, Университет штата Тэннеси (США) задаются вопросом, действительно ли внешнеполитические споры Кореи с Японией обладают и внутриполитическим эффектом.

Широко известно, что прошлое и связанные с ним спорные моменты (к примеру, о принадлежности островов Такэсима / Ток-то) омрачают отношения между Японией и Корейской республикой. Причем влияют они не только на восприятие японцев корейцами в качестве бывших колонизаторов, но и на восприятие Кореи в Японии: так, опрос 2014 г. показал, что 59,7% японцев относятся к Корее скорее негативно, тогда как только 14,3% высказали, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.