литературе, публицистике, музыке в советском и в постсоветском искусстве.
И.Е. Эман
2020.02.010. ИВАНОВ А.Е. ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII - НАЧАЛА XX в.: ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ. -М.: Принципиум, 2019. - 704 с.
Ключевые слова: Российская империя, XVIII - начало XX в.; высшая школа.
Книга главного научного сотрудника, д-ра ист. наук, специалиста по истории российской культуры второй половины XIX -начала XX в. А.Е. Иванова (ИРИ РАН) представляет собой монографию, созданную на основе отдельных тематических статей. Некоторые опубликованные ранее автором материалы находятся в труднодоступных для исследователя изданиях, поэтому написание монографии на основе избранных статей было продиктовано историографической целесообразностью. В книге рассматриваются различные аспекты истории российской высшей школы в XVIII -начале XX в. Она написана на основе неопубликованных материалов более десятка архивов и рукописных отделов - российских (ГАРФ, РГАЭ, РГВИА, РГИА, ОР РГБ и др.), польского (Архив г. Варшавы), эстонского (ЦГИА Эстонии).
Монография состоит из вводного слова «К читателю», семи тематических частей, в названиях которых отражены коренные проблемы истории высшей школы императорской России, библиографии трудов А.Е. Иванова и именного указателя. Первая часть посвящена институционально-организационной системе высшей школы Российской империи начала XX в. Автор анализирует такие научные проблемы, как место университета в культурном пространстве города, история Психоневрологического института в Петербурге, деятельность Московского археологического института как центра российского исторического культуроведения, дискуссия о проблемах высшего педагогического образования в России на рубеже XIX-XX вв.
Во второй части рассматривается университетская политика верхов и система управления университетами Российской империи XVIII - начала XX в.: типология университетов и формирование
университетской системы образования, деятельность российских императорских университетов под управлением Министерства народного просвещения (1880-е годы - начало XX в.), университетская политика царского правительства накануне революции 19051907 гг., география российских университетов (конец XIX - начало XX в.), «женский вопрос» в российских университетах в начале XX в.
Третья часть посвящена профессуре высшей школы Российской империи: ее научно-профессиональной аттестации, социокультурному и общественно-политическому облику. На первом плане - тема «ученого достоинства» в Российской империи с XVIII в. по 1917 г., т.е. рассмотрения ученых степеней и должностей, проведения экзаменов на степень, цензурирования диссертаций, акта защиты диссертации. Большое внимание уделяется изменению политических взглядов «старой» профессуры в связи с Октябрьской революцией 1917 г. и невозможностью возрождения буржуазной демократии в России.
Четвертая часть посвящена студенчеству высшей школы Российской империи: студенческой корпорации, политическому и социокультурному облику студенчества, его повседневной жизни. Особо рассматриваются такие проблемы, как общественно-организационная и политическая ориентация студентов после Первой русской революции, студенческая «самопомощь» в рамках высшей школы Российской империи (конец XIX - начало XX в.), досуг студентов, место винопития и табакокурения в студенческой жизни, «половой вопрос», брак и семья (1880-е годы - начало XX в.).
В пятой части рассматривается положение высшей школы Российской империи в эпоху Первой русской революции: ситуация в университетах в 1905 г., участие демократического студенчества в революции 1905-1907 гг., работа Академического союза деятелей науки и высшей школы. Раскрываются некоторые моменты социального поведения студентов, характер общеполитических устремлений студенчества в целом и отдельных его слоев, а также профессорско-преподавательского корпуса. Выявляются точки соприкосновения пролетариата и демократического студенчества.
Шестая часть касается положения высшей школы Российской империи в годы войн и революционных потрясений: Русско-японской войны, Первой мировой войны, революций 1917 г. Про-
водится грань между буржуазно-демократическим большинством студенчества и консервативно-черносотенным меньшинством его, между либеральной и консервативной профессурой. Реконструируется процесс военно-патриотической мобилизации научно-исследовательских ресурсов высшей школы в ходе Первой мировой войны. Анализируется патриотическая деятельность российского «ученого сословия» в 1914-1917 гг.
Седьмая часть посвящена «национальному вопросу» в высшей школе Российской империи XIX - начала XX в. Рассматриваются такие проблемы, как национальный и конфессиональный состав студенчества Москвы в конце XIX - начале XX в., «еврейский вопрос» и высшее образование в России (конец XIX - начало XX в.), деятельность Виленского университета в 1803-1831 гг. и национальный аспект работы Русского университета в Царстве Польском.
В восьмой части рассказывается о российском студенческом зарубежье XVIII - начала XX в.: дается общая характеристика российского академического зарубежья, анализируется историография указанной проблематики, отдельно рассматривается российское студенческое сообщество высшей школы Германии конца XIX - начала XX в., устанавливаются численность, мотивы миграции и профессиональные ориентиры российского студенческого зарубежья.
О.В. Бабенко
2020.02.011. ТАНЬШИНА Н.П. САМОДЕРЖАВИЕ И ЛИБЕРАЛИЗМ: ЭПОХА НИКОЛАЯ I И ЛУИ-ФИЛИППА ОРЛЕАНСКОГО. - М.: Политическая энциклопедия, 2018. - 334 с.
Ключевые слова: российское самодержавие; европейский либерализм; Николай I; Луи-Филипп Орлеанский.
В книге д-ра ист. наук Н.П. Таньшиной, состоящей из пяти глав, введения и заключения, рассматриваются различные аспекты взаимоотношений России и Франции в годы правления императора Николая I (1825-1854) и короля Луи-Филиппа Орлеанского (1830-1848).
В работе отмечается, что, несмотря на стремление короля Луи-Филиппа нормализовать отношения с Россией, дабы обеспе-