ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
2020.02.005. ВИАЛА А. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА. VIALA А. L'essentiel de la philosophie du droit. - Issy-les-Moulineaux, 2017. - 109 р.
Ключевые слова: философия права; философские школы права; Платон; Г. Гроций; И. Кант; М. Вебер; Н. Боббио; Г. Кель-зен; правовой позитивизм.
Александр Виала, профессор Университета де Монпелье, в данной книге рассматривает вопросы философии права, которая в качестве самостоятельной академической дисциплины была определена Гегелем (с. 3). Еще в Древней Греции Аристотель и Платон задавались вопросами о сущности права, его философских основах. Вся история права, утверждает автор, представляет собой историю соперничества между двумя видениями мира - субстанциальным и релятивистским. Это соперничество иллюстрируется отрывком из произведения Платона «Евтифрон»: «Прославленный основатель Академии Сократ спрашивает Евтифрона: "Является ли святой любимым богами, потому что он свят, или он свят, потому что он любим богами?"» (цит. по: с. 4). Анализируя это высказывание, представители течения субстанционалистов пришли к выводу, что лицо, обладающее отличительными чертами характера, силой духа и чистотой помыслов, становится святым и получает покровительство богов, тогда как релятивисты считали, что покровительство богов делает соответствующее лицо святым. Переводя данное рассуждение в сферу права, автор задает вопрос: в каком случае решение считается демократическим, если оно правомерно и разумно по своей сути, т.е. справедливое и правильное
(субстанциональный подход), либо оно принято с соблюдением демократических процедур, т.е. является демократическим по своей форме (релятивистский подход)? (с. 6). Именно изучению сущности этих двух подходов и посвящено данное исследование.
В первой части своего труда автор сосредоточивает внимание на четырех основных философских школах, проповедующих субстанциональный подход: школа естественного права; школа современного естественного права; школа толкователей права; школа социологического позитивизма.
Представителями школы естественного права ('École classique du droit nature) были Протагор, считавший, что «человек является мерой всех вещей» («l'homme est la mesure de toute chose»), и Аристотель, исповедовавший реалистическую философию, согласно которой «право создается непосредственно природой» (la nature faisait des lois) (цит. по: с. 13). Таким образом, естественное право, по их мнению, является не только не отчуждаемым, но служит основой нормативного порядка, который может быть нарушен только в двух случаях: либо грубого незнания причинно-следственных связей между явлениями и последствиями, либо в силу продуманных действий для достижения определенных политических целей.
Представители школы правового натурализма (École moderne du droit nature), к которым относят Г. Гроция и И. Канта, считали, что право в той или иной мере зависит от человеческого разума и является результатом его творческой и научной активности. Именно в рамках данной школы были определены такие характеристики права, как универсализм (применимость в отношении неопределенного круга лиц) и волюнтаризм (результат волеизъявления).
Школа толкователей права (École du positivisme légaliste) сформировалась в эпоху Великой французской революции, одним из итогов которой было принятие Гражданского кодекса Наполеона 1804 г. Наиболее ярким представителем данного философского течения был составитель курса по изучению Гражданского кодекса Наполеона Шарль Демоломб, который сформулировал основополагающий принцип этой школы - «текст прежде всего» («Le texte avant tout») (с. 27).
И, наконец, четвертая школа - социологического позитивизма. Данное направление в философии права получило свое разви-
тие в конце XIX в. Наиболее яркими представителями этой школы были Леон Дюги, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм, которые рассматривали право как одно из направлений социальных наук (с. 41).
Вторая часть работы посвящена релятивистским философским течениям, основанным на работах немецкого социолога Макса Вебера [1864-1920], основная концепция которого «Wertfreiheit» (Wert - ценность, Freiheit - свобода) означает этическую нейтральность ученого и его равнодушие к любому ценностному суждению (с. 52). Такой подход относится к философскому течению «легальный (правовой) позитивизм», составляющими которого являются нормативизм и правовой реализм (с. 49). В этой части работы автор уделяет внимание эпистемологии релятивистской философии, нормативизму, правовому реализму и теории права.
Рассматривая эпистемологию релятивистской философии, А. Виала анализирует позицию итальянского философа Норберто Боббио [1909-2004], определившего «легальный (правовой) позитивизм» как методический подход к изучению права, основывающийся на изучении действующих законов и существующего права (с. 52). Боббио различал три значения выражения «правовой позитивизм»: как эпистемологию, т.е. процесс изучения права как такового, его содержания и структуры; как онтологию права: дискуссия о бытии права, о его природе, сущности и принципах, догме права, правовых идеях, о разграничении права и закона.
Нормативизм как философское течение, относящееся к релятивистской философии права, богато последователями: это и Г. Кельзен с его «Чистой теорией права»; Г. Елинек, П. Лабанд, К. Бергбом, Г. Харт и др. Все они в той или иной степени придерживались позиции разделения закона и морали, т.е. это не означает, что мораль является чуждой закону, но закон не всегда соответствует морали, поскольку является результатом волеизъявления правящего класса, и все зависит от отношения соответствующих законотворцев к действующей в обществе морали. Вот почему основная работа Г. Кельзена «Чистая теория права» - это чистая наука о праве, очищенная от всех оценочных суждений, замечает автор (с. 60).
Течение правового реализма - еще одно направление релятивистской философии, которое так же объединило достаточное
количество видных философов, юристов и социологов, в том числе Ж. Бувереса, П. Энгеля, С. Ложье, Г. Фреге, Б. Рассела, Р. Карнапа, А. Уайтхеда, Дж.Э. Мура, Л. Витгенштейна, К. Поппера и др. (с. 77-80). Представители данного философского направления разрабатывали теорию аналитической философии толкования права, содержание которой сводилось к отказу от метафизики, буквальной интерпретации юридических текстов, раскрытию содержания терминов и категорий, используемых не только в законах, но и в судебных решениях, договорах. Аналитическая философия призвана, по мнению ее последователей, значительно упростить применение права, убрать из него все лишнее, чуждое его сущности и отражающее спекулятивные интересы отдельных лиц.
Теория права основывается на формировании самостоятельного объекта исследования, который обусловлен необходимостью познания какого-либо явления или события, действия. Для права, которое чаще всего строится на дискуссиях, мнениях, взглядах, создать самостоятельный объект исследования достаточно проблематично. Единственным средством формирования самостоятельной отрасли научных знаний, которое, по мнению Г. Кельзена и других ученых, разрабатывающих теорию права, является использование причинности (причинно-следственной связи) как инструмента познания явлений окружающей действительности через призму закона и права (с. 93).
А.Н. Лужина
2020.02.006. ЗАХАРЦЕВ С И., МАСЛЕННИКОВ Д.В., САЛЬНИКОВ В.П. ЛОГОС ПРАВА: ПАРМЕНИД - ГЕГЕЛЬ - ДОСТОЕВСКИЙ. К ВОПРОСУ О СПЕКУЛЯТИВНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ МЕТАФИЗИКИ ПРАВА: монография. - М.: Юрлит-информ, 2019. - 376 с.
Ключевые слова: философия права; метафизика права; чистая форма права; Парменид; Гегель; Кант; Фихте; Достоевский.
В монографии исследуются: соотношение «первой философии» как учения о всеобщем единстве мышления и бытия с философией права как философско-специализированной наукой; методологические и общетеоретические основания интерпретации