Научная статья на тему '2020. 02. 006. Захарцев С. И. , Масленников Д. В. , Сальников В. П. Логос права: Парменид - Гегель - достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права: монография. - М. : Юрлитинформ, 2019. - 376 с'

2020. 02. 006. Захарцев С. И. , Масленников Д. В. , Сальников В. П. Логос права: Парменид - Гегель - достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права: монография. - М. : Юрлитинформ, 2019. - 376 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / МЕТАФИЗИКА ПРАВА / ЧИСТАЯ ФОРМА ПРАВА / ПАРМЕНИД / ГЕГЕЛЬ / КАНТ / ФИХТЕ / ДОСТОЕВСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Алферов О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 006. Захарцев С. И. , Масленников Д. В. , Сальников В. П. Логос права: Парменид - Гегель - достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права: монография. - М. : Юрлитинформ, 2019. - 376 с»

количество видных философов, юристов и социологов, в том числе Ж. Бувереса, П. Энгеля, С. Ложье, Г. Фреге, Б. Рассела, Р. Карнапа, А. Уайтхеда, Дж.Э. Мура, Л. Витгенштейна, К. Поппера и др. (с. 77-80). Представители данного философского направления разрабатывали теорию аналитической философии толкования права, содержание которой сводилось к отказу от метафизики, буквальной интерпретации юридических текстов, раскрытию содержания терминов и категорий, используемых не только в законах, но и в судебных решениях, договорах. Аналитическая философия призвана, по мнению ее последователей, значительно упростить применение права, убрать из него все лишнее, чуждое его сущности и отражающее спекулятивные интересы отдельных лиц.

Теория права основывается на формировании самостоятельного объекта исследования, который обусловлен необходимостью познания какого-либо явления или события, действия. Для права, которое чаще всего строится на дискуссиях, мнениях, взглядах, создать самостоятельный объект исследования достаточно проблематично. Единственным средством формирования самостоятельной отрасли научных знаний, которое, по мнению Г. Кельзена и других ученых, разрабатывающих теорию права, является использование причинности (причинно-следственной связи) как инструмента познания явлений окружающей действительности через призму закона и права (с. 93).

А.Н. Лужина

2020.02.006. ЗАХАРЦЕВ С И., МАСЛЕННИКОВ Д.В., САЛЬНИКОВ В.П. ЛОГОС ПРАВА: ПАРМЕНИД - ГЕГЕЛЬ - ДОСТОЕВСКИЙ. К ВОПРОСУ О СПЕКУЛЯТИВНО-ЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ МЕТАФИЗИКИ ПРАВА: монография. - М.: Юрлит-информ, 2019. - 376 с.

Ключевые слова: философия права; метафизика права; чистая форма права; Парменид; Гегель; Кант; Фихте; Достоевский.

В монографии исследуются: соотношение «первой философии» как учения о всеобщем единстве мышления и бытия с философией права как философско-специализированной наукой; методологические и общетеоретические основания интерпретации

классической философии права; проблемы монизма и дуализма в обосновании правовой теории; вопросы отношения права и нравственности, права и религии, Абсолюта и права.

Работа состоит из трех частей, включающих 12 глав. В части I «Сущность и смысл всеобщего единства мышления и бытия» рассматриваются логическое и историческое в познании всеобщего единства, метафизика логоса, свобода как бытие абсолютного добра и как сущность и смысл бытия; в части II «Логическая форма философии как метафизическое основание теории права» -принцип субъективности и его значение для установления логической формы философии, логическое содержание трансцендентальной философии и проблема перехода к философии абсолютного идеализма, гегелевская наука логики и проблема воплощения логической формы философии в философских системах Фихте и Гегеля; в части III «Логические и духовные предпосылки права» - христианство и духовный смысл права, идея абсолютной свободы и справедливости в классической философии права, движение от метафизики к компрехендной теории права, разработчики которой не придерживаются какого-либо одного подхода к праву, учитывают все эти подходы как данность и рассматривают их комплексно.

Как отмечается во введении, философия права составляет элемент философии как единой системы знаний. Однако единство для философии - не очевидность, а проблема, которая описана первым греческим философом Парменидом. Философия права, если она хочет быть философией, должна показать, как всеобщее единство содержит в себе определенность права и правового сознания и проецирует заключенные во всеобщей гармонии бытия начала права и исторические формы развития человека, общества и государства. Ее содержание включает в себя дискурс перехода от philosophia prima, изучающей всеобщие начала, к позитивной теории права. Чтобы оставить в стороне накопившиеся дискуссии о предмете философии права, такого рода науку о первых основаниях права авторы называют спекулятивной метафизикой права (с. 4). В целом метафизика и философия права имела три основные исторические формы: первая была основана на идее естественной субстанции права, имеющей классическое выражение, - это естественное право, как некая субстанция позитивного права у Фомы Аквинского; вторая - идея позитивного права, выведенная из дей-

ствия субъекта, - общественный договор Гоббса и Локка; третья -немецкая классика, понимающая основу права как активную единую «субстанцию-субъект». Классическая философия права на рубеже ХУШ-Х1Х вв. (Кант, Фихте, Гегель) развивает понимание права, основанное на философской интерпретации христианской идеи абсолютной свободы, свободы, которая раскрывает себя в процессе различения добра и зла и реализации результатов этого различения. Исходя из анализа этих идей, авторы заключают, что свобода может быть определена как процесс различения добра и зла, а право - как форма достигнутого различения (уточняя при этом, что право - чистая форма различения добра и зла), нравственность - как содержание этого различения. Чисто философское размышление о добре и зле составляет нравственную обязанность тех, кто занимается правом, эта связь правоведения, правотворчества и философско-правовой рефлексии не является очевидной. Право составляет только чистую форму различения добра и зла, в отличие от нравственности, которая содержит в себе и эту форму, и ее содержание. В качестве реальности содержание чистой формы права может являться нам только как рефлексирующая мысль различения добра и зла. Рефлексирующая мысль, подчеркивают авторы, должна прежде всего определить, с какой именно субстанцией она имеет дело, т.е. онтологический статус права: является ли право само по себе некоторой сущностью, заложенной в первоосновах бытия и таким образом транслируемой человеку, или же право является продуктом деятельности разума, результатом применения познавательной способности, в равной мере присущей каждому человеку, или же право является фикцией, всего лишь внешней формой государственного произвола? (с. 328)

Следующим шагом, с точки зрения авторов, должно стать исследование гносеологических оснований отношения человека к праву, а именно: как человек может познать эту правовую субстанцию и каким образом это знание транслируется в акт воли.

С Парменида начинается философия как наука о конкретности всеобщей сущности единства мышления и бытия. Сократ, Платон и Аристотель достигают понимания этой конкретности. Лишь христианская мысль стала способной воспринимать всеобщее не

как абстрактное бытие, подобное природной силе, а как нравственную идею.

В связи с этим авторы раскрывают тот значительный вклад, который внесла немецкая классическая философия. Гегелевская трактовка развития религии - это процесс становления конкретного единства самосознания духа и его понятия, формирования человека, его «духовной индивидуальности» (с. 237). На основании исследования гегелевской логики, его диалектики конечного и бесконечного, временного и вечного, субъективного и объективного авторы раскрывают духовный смысл права. Лежащий в основе отношений права акт признания другого равным себе получает адекватного субъекта, который в «Философии права» Гегеля определяется как «личность» (с. 246).

Задачу трансформации проблемы сущности бытия в проблему его смысла решает философия Достоевского. Достоевский, связывая Абсолют и душу, полную объективную гармонию мира и ее предельный субъективный смысл, ориентирует на раскрытие первых начал права. «В произведениях Достоевского, - писал П.И. Новгородцев, - мы находим и глубочайшие основы русской философии права» (цит. по: с. 294).

О.Л. Алферов

2020.02.007. ДАГАН Х. РЕАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ АМЕРИКАНСКОГО ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА.

DAGAN H. The real legacy of American legal realism // Oxford journal of legal studies. - Oxford, 2018. - Vol. 38, N 1. - P. 123-146.

Ключевые слова: правовой реализм; правовая мысль; юридический позитивизм; верховенство права; Роналд Дворкин; «натурализованная юриспруденция».

Статья Ханока Дагана, профессора факультета права Тель-Авивского университета, посвящена анализу наследия американского правового реализма. Спустя почти столетие со времен расцвета американского правового реализма его наследие, считает автор, до сих пор составляет нечто неопределенное. Действительно, в то время как знаменитые философы права Х.Л.А. Харт и Ро-налд Дворкин на протяжении десятилетий развенчивали его вклад в развитие правовой мысли, множество других правоведов, в осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.