РЕЦЕНЗИИ
УДК 340.1+34(091)
DOI: 10.33184/pravgos-2020.L19
ИДЕЯ СВОБОДЫ В СУВЕРЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Рецензия на монографию: «Идея свободы. Право. Мораль (классическая и постклассическая философия права): Монография / Под ред. докт. юрид. наук С.И. Захарцева; И.А. Ананских., И.Н. Грибов, С.И. Захарцев, Н.В. Зорина, И.Р. Исмагилов, О.А. Клименко, О.Ю. Лежнева, С.Ф. Мазурин, Б.В Маков, Д.В. Масленников, А.К. Мирзоев, П.А. Петров, Е.А. Поливко, К.Г. Прокофьев, О.В. Пылева, В.П. Сальников, М.В. Сальников, Ф.О. Чудин-Курган. - М.: Юрлитинформ, 2020. - 288 с.»
РАЯНОВ Фанис Мансурович
доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. Е-mail: [email protected] ГАЛИЕВ Фарит Хатипович
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права Института права ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
Дается отзыв на монографию «Идея свободы. Право. Мораль (классическая и постклассическая философия права)», изданную в 2020 году в издательстве «Юрлитинформ» (Москва). Показана актуальность и новизна исследования, широкий охват теоретически важных проблем истории правовых учений, систематический характер исследования важнейших категорий классической правовой теории. Ключевые слова: философия; свобода; мораль; нравственность; методология; государство; право.
Восстановление суверенитета России является важнейшей политической задачей, выдвинутой Президентом Российской Федерации, относительно которой вполне очевидно сложился общенациональный консенсус. Однако ее решение невозможно без разработки концептуальных основ современной российской правовой идеологии и ее научной и мировоззренческой основы - оригинальной национальной философии права. До тех пор, пока правовая идеология - основа всей национальной системы права и государства - будет строиться не на концептуальной платформе, вся система суверенитета российского общества и государства будет неустойчива и уязвима для внешнего влияния.
168
Созданию оригинальной отечественной философии права, прежде всего, посвящена деятельность известных петербургских ученых В.П. Сальникова, С.И. Захарцева и Д.В. Масленникова. Согласно той позиции, которую они стремятся отстаивать, только классическая философско-правовая традиция, понятая в ее целостности и единстве ее внутренних смыслов, может быть соразмерна задаче разработке современной российской философии права. Для этого, однако, необходима ее интерпретация в свете традиций народов России. Ключевым моментом такой интерпретации авторы вслед за П.И. Новгородцевым считают философию Ф.М. Достоевского.
Важным этапом этой научной деятельности является рецензируемая монография, которая была подготовлена коллективом ученых, объединенных принадлежностью к научной школе В.П. Сальникова. Она представляет собой своего рода историко-правовое дополнение фундаментального труда «Логос права: Парменид - Гегель - Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права» [17], являющегося, в свою очередь, определенным промежуточным результатом в процессе создания суверенной неоклассической философии права. В этой монографии на суд научной общественности были представлены теоретические и методологические предпосылки такой философии, разработанные В.П. Сальниковым, С.И. Захарцевым и Д.В. Масленниковым в их научных трудах последних 30 лет [2; 3; 4; 13; 16; 20; 24].
С удовлетворением отметим, что результаты этого опыта, прежде чем лечь в основу фундаментального исследования, были апробированы ими в изданиях и нашего университета. Укажем хотя бы на их статьи последних лет: «Философия права Ф.М. Достоевского как источник развития теории российского государства и права» [22], «Институты права и идея абсолютного Добра» [23], «Теоретико-методологические основания философии права Ф.М. Достоевского как идеолога «предъевразийства»» [19].
В.П. Сальников, С.И. Захарцев и Д.В. Масленников предлагают в понимании сущности права исходить из идеи абсолютной свободы как духовной сущности человека и общества [17, с. 327]. Эта идея была последовательно выражена, концептуально обоснована и методологически проработана в немецкой классической философии, но «вызревала» она в процессе всего исторического развития философского мышления. В работе «Логос права...» этот подход получил развернутое теоретическое обоснование. Но он нуждался и в историко-правовом обосновании.
Необходимо было рассмотреть взаимосвязь идей свободы, права и морали во всех эпохальных философско-правовых учениях, чтобы утверждать о взаимной значимости и неотъемлемости друг от друга этих идей. Для осуществления такой работы В.П. Сальниковым как раз и был собран коллектив его учеников. Хотя, разумеется, в пределах сравнительно небольшой по объему монографии «Идея свободы. Право. Мораль» не могла идти речь об исчерпывающем изложении вопроса. Однако узловые результаты, необходимые для обоснования и
169
разъяснения теоретической философско-правовой конструкции авторов «Логоса права...», в ней все же удалось представить.
В основе авторской концепции было положено восходящее к Платону понимание права как социального воплощения идеи абсолютного Добра личности [1, c. 11-14]. Если следовать известной интерпретации В.С. Соловьева, Платон понимал высшее единство мироздания как единство абсолютной Истины, абсолютного Добра и абсолютной Красоты. Авторам рассматриваемой концепции было важно сохранить определения абсолютного в праве и морали, без чего последние теряют свой императивный характер для человека, осознающего себя в качестве субъекта свободы, проще говоря: в качестве свободной личности [1, c. 14-15]. Право в ипостаси абсолютного Добра исторически осознавалось в определениях абсолютной свободы, с которыми неизбежно были связаны и определения морали.
По мысли авторов, основание права по мере исторического развития философского, социального и религиозного мышления конкретизировалось в понимание свободы как абсолютной сущности бытия человека. При этом речь идет именно о смысловой трансформации идеи абсолютного Добра, но отнюдь, не об отрицании ее. Смысловой импульс такого развития философско-правовой мысли авторы монографии усматривают в философских и религиозных идеях поздней античности [1, c. 20-27].
Философия права Нового времени (XVI-XVIII вв.) представляла собой необходимую ступень дальнейшего развития мысли, углубленно разрабатывая понятие субъективности, которого не знала античность и которое составляет саму сердцевину понятия свободы. В данном аспекте исследуется наследие круга мыслителей от Марсилия Падуанского до Томаса Гоббса и Джона Локка, от Бенедикта Спинозы до Шарля-Луи Монтескье [1, c. 31-63]. В правовых теориях этой эпохи, прежде всего в учениях линии эмпиризма XVII в., понятие естественного права отходит на задний план, но при этом оно сохраняет свое содержание и интегрируется в дискурсивно-смысловое пространство новой философ-ско-правовой парадигмы, связанной с идеей свободы.
Идея свободной воли как правового принципа Нового времени имеет своей теоретической предпосылкой античную идею свободного человека, реализующего себя как субъекта свободы в правовом пространстве города-государства и посредством этого органично вписанного в гармонию космического порядка. В христианском мышлении Бог и человек впервые понимаются как личность. В волюнтаристских концепциях Средневековья в качестве исходного начала определения личности как субъекта права принимается идея свободной воли. В секуляризированном виде эта идея воспринимается теоретико-правовым мышлением Нового времени в качестве высшего правового принципа.
В свою очередь, основы естественно-правовых концепций рационализма Нового времени определяла установка на дедукцию правовых и этических понятий из идеи естественного права, которая трактовалась как «врожденная идея»,
170
открывающаяся «естественному свету разума». Естественное право должно быть постигнуто посредством применения рассудка на основе законов логики. В этом случае начала естественного права могут быть положены в основу норм позитивного законодательства и принципов морали. Таким образом, правовые мыслители ХУН-ХУШ вв. впервые связывают естественное право, мораль, разум, свободу и позитивное право в единое понятийное пространство.
Именно в ту эпоху Нового времени на смену схоластическим дискуссиям о приоритете божественной мысли или божественной воли в создании основ права приходит идея свободной воли личности, впервые объявленная классиками философско-правовой мысли высшим принципом права. Принципы права, основанные на идее свободы отвечают социальным особенностям эпохи и в своем теоретическом осмыслении получают всеобщее, универсальное значение. Однако свое действительно теоретико-правовое основание эта идея получила лишь в немецкой классике рубежа ХУ111-Х1Х вв., которые возводят ее от уровня особенного (свобода личности) до уровня всеобщего (свобода как субстанция духа, по Гегелю)
Немецкая классическая философия стремилась дедуцировать всю систему этических и правовых категорий из понятой таким образом идеи всеобщей свободы [1, с. 65-142]. Ее основоположник И. Кант усматривал условия этой дедукции в способности познания и в способности воли субъекта. Опираясь на новую правовую парадигму, отсылающую нас к идее свободы как трансцендентного основания активности личности, Кант стремился восстановить единство права и морали, утраченное метафизическим мышлением классиков права Нового времени. Но при этом он не возвращается к единству мышления в духе естественно-правовой парадигмы, а опирается на методологию трансцендентального синтеза, которая, с одной стороны позволяет показать нам всю глубину и значимость понятия свободы, но с другой стороны, ограничивает возможности его познания.
Кантовская философия права имеет дело лишь с методом анализа условий реализации свободы в мире, опытное знание о которых заставляет нас всего лишь предполагать существование свободы, права и морали, но не дает возможности познания их сущности. И.Г. Фихте преодолевает эту ограниченность кан-товской теории права на основе метода содержательной рефлексии свободы субстанции-субъекта самосознания, из понятия о деятельности которого он непосредственно выводит понятие права. В работах И.Г. Фихте осуществлена попытка дедуцировать из высшего основоположения наукоучения содержание теории естественного права. Одновременно тем же самым актом дедукции продуцируется само естественное право как социальная объективность. В результате Кант и Фихте высказывают диаметрально противоположные суждения об отношении права и морали, этики и теории права.
Особого внимания заслуживает глубокий анализ авторами монографии того теоретического содержания, которое можно раскрыть, анализируя смысл различия в подходе Канта и Фихте к задаче дедукции права и морали [1, с. 84-90].
171
Авторы показывают, что Кант в силу своего понимания опыта как единственно возможной формы познания не дедуцирует право как чистую форму реализации свободы субъекта из самого субъекта, а абстрагирует ее от целостного единства формы и содержания процесса реализации свободы. В таком случае первичным оказывается единство формы и содержания (мотива) реализации свободы, т.е. мораль. Хотя Кант и не выводит непосредственно право из морали, мораль все же оказывается у него первичной, т.к. именно ее понятие доставляет материал для постулирования понятия права. Напротив, для Фихте идея права и его категории являются результатом рефлексии деятельности абсолютного Я, а потому не нуждаются в опосредовании идеей морали. Как считают авторы монографии, фихтевская позиция ближе к истине, чем позиция Канта. Их вывод состоит в том, что право и мораль генетически не связаны, но при этом содержательно не противоречат друг другу, будучи результатом развития идеи абсолютного блага.
Высшим результатом развития понятия свободы в классической философии права авторы вполне традиционно называют учение Г.В.Ф. Гегеля [1, а 97141]. Понятие свободы, трактуемой Г.В.Ф. Гегелем не только как субстанция, но и как субъект морально-правовых отношений, позволило автору «Философии права», реализуя принципы системности и историзма, раскрыть сущность внутреннего единства морали, нравственности и права, показать диалектику генезиса субъекта свободной воли и выявить формы проявления его свободы в сфере права. Нравственность для Гегеля оказывается высшим синтезом субъективной моральности и объективного права. Соответственно, государственный суверенитет, по Гегелю, выступает высшим проявлением свободы в сфере права.
В главе «Развитие идеи свободы в Царстве абсолютного Добра» [1, а 143-174] авторы стремятся показать глубокую комплиментарность идеи свободы, развиваемой в классической философии, духовным традициям народов России. Особое внимание уделяется идеям Ф.М. Достоевского, в которых авторы монографии вслед за П.И. Новгородцевым видят своего рода «матрицу» отечественной философии права.
Следующая глава «Трансформация классического этико-правового наследия в философии права ХХ-ХХ1 вв.» [1, ^ 175-220] представляется нам в целом менее интересной, чем предшествующие. Это, конечно, неудивительно: рассмотреть столь объемное содержание, даже чисто конспективно, в рамках одной главы вряд ли возможно. Может быть и не стоило этого делать вообще, остановившись только на результатах исследования классической философии, что было бы вполне достаточно для решения тех научных задач, которые ставил перед собой авторский коллектив. Тем не менее, стоит отметить анализ и оценку учений Г. Радбруха. Ю. Хабермаса и Ф. Фукуямы, в которых авторы и сумели найти новые аспекты, и смогли дать им оригинальную интерпретацию.
В заключение авторы обращаются к выдвинутой ранее В.П. Сальниковым и С.И. Захарцевым идее «компрехендной теории права», которую они развивали в своих публикациях последних лет [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15; 16].
172
B.П. Сальников и С.И. Захарцев высказывают предположение о том, что пока не будет создано значительное количество самостоятельных концепций, объективно и полно раскрывающих конкретные грани права, его единой, общей теории не удастся создать. Но движение к такой теории - это не безрезультатный процесс, для которого цель - ничто. С.И. Захарцев и В.П. Сальников убеждены в том, что как только количество определений права достигнет критической массы, оно перерастет в качество, в результате чего мы получим понимание права на уже совершенно новом уровне [1, с. 225]. В свете осуществленного авторами монографии историко-правового исследования гипотеза В.П. Сальникова и
C.И. Захарцева приобретает новые смысловые оттенки и становится еще более обоснованной.
В целом в книге «Идея свободы. Право. Мораль (классическая и постклассическая философия права)» мы видим высокопрофессиональную, оригинальную и концептуально целостную научную работу. Последнее тем более значимо при достаточно большом числе авторов, поскольку говорит о том, что школа философии права В.П. Сальникова вполне сложилась и готова к решению масштабных научных задач, созвучных потребностям российского общества в формировании и развитии самостоятельной правовой идеологии. Можно только пожелать авторам новых творческих успехов в их научной деятельности, столь необходимой в процессе современного государственного строительства Российской Федерации.
Библиографические ссылки
1. Идея свободы. Право. Мораль (классическая и постклассическая философия права) : монография / И.А. Ананских., И.Н. Грибов, С.И. Захарцев [и др.] ; под ред. д-ра юрид. наук С.И. Захарцева. М. : Юрлитинформ, 2020.
2. Захарцев С.И. Некоторые проблемы теории и философии права / под общ. ред
B.П. Сальникова. М. : Норма, 2014.
3. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия. Философия права. Юридическая наука. М. : Юрлитинформ, 2015.
4. Захарцев С.И., Сальников В.П. Истина как проблема философии: классика или постмодернизм // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 2 (7).
C.96-100.
5. Захарцев С.И., Сальников В.П. Как познать право? Мы предлагаем компре-хендный подход // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 17-30.
6. Захарцев С.И., Сальников В.П. Компрехендная теория познания права // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8. С. 11-26.
7. Захарцев С.И., Сальников В.П. Компрехендная теория права: ответы на вопросы // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 9. С. 19-24.
8. Захарцев С.И., Сальников В.П. О заблуждениях в понимании права и важности компрехендного подхода для его познания // Правовое поле современной экономики. 2016. № 5. С. 83-88.
173
9. Захарцев С.И., Сальников В.П. О противоречивости права в контексте ком-прехендной теории // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 10. С. 31-34.
10. Захарцев С.И., Сальников В.П. Об интегративном правопонимании в контексте компрехендной теории права // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 2. С. 39-47.
11. Захарцев С.И., Сальников В.П. Об обосновании компрехендного подхода для познания права // Теория государства и права. 2016. № 2. С. 39-58.
12. Захарцев С.И., Сальников В.П. Предлагаем Вашему вниманию компрехенд-ную теорию познания права // Мир политики и социологии. 2016. № 3. С. 170-183.
13. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философы и проблемы права: внимание явно недостаточное (некоторые размышления) // Мир политики и социологии. 2015. № 12. С. 11-27.
14. Захарцев С.И., Сальников В.П. Размышляем о сущности права: компрехенд-ный подход // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 1 (47). С. 13-30.
15. Захарцев С.И., Сальников В.П. Что есть компрехендная теория права? // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 5-9.
16. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия и юридическая наука : монография. М. : Юрлитинформ, 2019.
17. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид -Гегель - Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права : монография. М. : Юрлитинформ, 2019.
18. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Бытие и рефлексия: онтологические основания права в философии Ф.М. Достоевского // Мир политики и социологии. 2018. № 12. С. 157-171.
19. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Теоретико-методологические основания философии права Ф.М. Достоевского как идеолога «предъевразийства» // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 2 (56). С. 17-24.
20. Масленников Д.В. Природа логического в философии Г.В.Ф. Гегеля : дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1999.
21. Раянов Ф.М. Естественно-исторические закономерности становления и развития гражданского общества и правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2019. №3. С.44-52.
22. Сальников В.П., Масленников Д.В. Право как форма бытия: опыт прочтения Достоевского. Вступительная статья / Исмагилов Р.Ф. Философское наследие Ф.М. Достоевского и его влияние на развитие философии права : курс лекций / вступ. статья д-ра юрид. наук, проф., засл. деятеля науки РФ В.П. Сальникова и докт. философ. наук, проф. Д.В. Масленникова. СПб. : Фонд «Университет», 2017. (Серия: «Наука и общество»). С. 10-17.
23. Сальников В.П., Масленников Д.В. Философия права Ф.М. Достоевского как источник развития теории российского государства и права // Проблемы статуса современной России: историко-правовой аспект : материалы Всероссийской
174
научно-практической конференции (г. Уфа, 5-6 апреля 2018 г.) / отв. ред. Ф.Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. С. 72-79.
24. Сальников В.П., Масленников Д.В. Институты права и идея абсолютного Добра // Государственно-правовые институты современного общества : сб. ст. к Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан (г. Уфа, 14 декабря 2018 г.) / отв. ред. Ф.М. Раянов. Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. С. 32-40.
25. Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2018.
26.
Дата поступления: 02.02.2020
DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.19
THE IDEA OF FREEDOM IN THE SOVEREIGN PHILOSOPHY OF LAW Review of the Monograph: "The idea of freedom. Law. Morality (classical and post-classical philosophy of law): Monograph / Edited by Doctor of Law S.I. Zakhartsev; I.A. Anansky., I.N. Gribov, S.I. Zakhartsev, N.V. Zorina, I.R. Ismagilov, O.A. Klimenko, O.Yu. Lezhneva, S.F. Mazurin, B.V. Makov, D.V. Maslennikov, A.K. Mirzoev, P.A. Petrov, E.A. Polivko, K.G. Prokofiev, O.V. Pyleva, V.P. Sal'nikov, M.V. Sal'nikov, F.O. Chudin-Kurgan. - Moscow: Yurlitinform, 2020. - 288 p."
RAYANOV Fanis Mansurovich
Doctor of Law, Professor, Corresponding Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute of Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected] GALIEV Farit Khatipovich
Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Institute ofLaw of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Bashkir State University", Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
The authors review the monograph "The Idea of Freedom.Law. Morality (classical and post-classical philosophy of law)", published in 2020 by Yurlitinform Publishing House (Moscow). The relevance and novelty of the study, the wide coverage of theoretically important problems in the history of legal doctrines, the systematic nature of the study of the most important categories of classical legal theory are shown. Key words: philosophy; liberty; morals; morality; methodology; state; law.
175
References
1. Ideya svobody. Pravo. Moral' (klassicheskaya i postklassicheskaya filosofiya prava) (The idea of freedom. Law Moral (classical and post-classical philosophy of law), monografiya, I.A. Ananskikh., I.N. Gribov, S.I. Zakhartsev [i dr.], pod red. d-ra yurid. nauk S.I. Zakhartseva. Moscow, Yurlitinform, 2020.
2. Zakhartsev S.I. Nekotoryye problemy teorii i filosofii prava (Some problems of theory and philosophy of law), pod obshch. red V.P. Sal'nikova. Moscow, Norma, 2014.
3. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiya. Filosofiya prava. Yuridicheskaya nauka (Philosophy. The philosophy of law. Jurisprudence). Moscow, Yurlitinform, 2015.
4. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Istina kak problema filosofii: klassika ili postmod-ernizm (Truth as a problem of philosophy: classic or postmodernism), Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy, 2016, No. 2 (7), pp. 96-100.
5. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Kak poznat' pravo? My predlagayem komprekhend-nyy podkhod (How to know the law? We offer a comprehensive approach), Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki, 2015, No. 9, pp. 17-30.
6. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Komprekhendnaya teoriya poznaniya prava (Comprehensive epistemology of law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2015, No. 8, pp. 11-26.
7. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Komprekhendnaya teoriya prava: otvety na voprosy (Comprehensive epistemology of law: answers to questions), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 9, pp. 19-24.
8. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. O zabluzhdeniyakh v ponimanii prava i vazhnosti kompre-khendnogo podkhoda dlya yego poznaniya (On errors in understanding law and the importance of a comprehensive approach for its knowledge), Pravovoye pole sovremennoy ekonomiki, 2016, No. 5, pp. 83-88.
9. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. O protivorechivosti prava v kontekste komprek-hendnoy teorii (On the inconsistency of law in the context of a comprehensive theory), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2016, No. 10, pp. 31-34.
10. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Ob integrativnom pravoponimanii v kontekste kom-prekhendnoy teorii prava (On integrative legal understanding in the context of comprehensive theory of law), Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost', 2017, No. 2, pp. 39-47.
11. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Ob obosnovanii komprekhendnogo podkhoda dlya poznaniya prava (On the justification of the comprehensive approach for the knowledge of law), Teoriya gosudarstva i prava, 2016, No. 2, pp. 39-58.
12. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Predlagayem Vashemu vnimaniyu komprekhend-nuyu teoriyu poznaniya prava (We bring to your attention a comprehensive epistemology of law),Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 3, pp. 170-183.
13. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofy i problemy prava: vnimaniye yavno ne-dostatochnoye (nekotoryye razmyshleniya) (Philosophers and problems of law: attention is clearly insufficient (some thoughts), Mir politiki i sotsiologii, 2015, No. 12, pp. 11-27.
176
14. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Razmyshlyayem o sushchnosti prava: komprek-hendnyy podkhod (We reflect on the essence of law: a comprehensive approach), Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika, 2017, No. 1 (47), pp. 13-30.
15. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Chto yest' komprekhendnaya teoriya prava? (What is a comprehensive theory of law?), Yuridicheskaya nauka, 2016, No. 3, pp. 5-9.
16. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiya i yuridicheskaya nauka (Philosophy and legal science), monografiya. Moscow, Yurlitinform, 2019.
17. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Logos prava: Parmenid -Gegel' - Dostoyevskiy. K voprosu o spekulyativno-logicheskikh osnovaniyakh meta-fiziki prava (Logos of law: Parmenides - Hegel - Dostoevsky. To the question of the speculative and logical foundations of the metaphysics of law), monografiya. Moscow, Yurlitinform, 2019.
18. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Bytiye i refleksiya: ontolog-icheskiye osnovaniya prava v filosofii F.M. Dostoyevskogo (Being and reflection: on-tological foundations of law in the philosophy of F.M. Dostoevsky), Mir politiki i sotsiologii, 2018, No. 12, pp. 157-171.
19. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Teoretiko-metodologicheskiye osno-vaniya filosofii prava F.M. Dostoyevskogo kak ideologa «pred"yevraziystva» (Theoretical and methodological foundations of the philosophy of law of F.M. Dostoevsky as an ideologist of "pre-Eurasianism"), Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika, 2019, No. 2 (56), pp. 17-24.
20. Maslennikov D.V. Priroda logicheskogo v filosofii G.V.F. Gegelya (The nature of the logical in the philosophy of G.W.F. Hegel), dis. ... d-ra fi-los. nauk. St. Petersburg, 1999.
21. Rayanov F.M. Yestestvenno-istoricheskiye zakonomernosti stanovleniya i razviti-ya grazhdanskogo obshchestva i pravovogo gosudarstva (Natural and historical laws of formation and development of civil society and the rule-of-law state), Pravovoye gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2019, No.3, pp. 44-52.
22. Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Pravo kak forma bytiya: opyt prochteniya Dostoyevskogo (Law as a form of being: the experience of reading Dostoevsky). Vstupitel'naya stat'ya, Ismagilov R.F. Filosofskoye naslediye F.M. Dostoyevskogo i yego vliyaniye na razvitiye filosofii prava : kurs lektsiy, vstup. stat'ya d-ra yurid. nauk, prof., zasl. deyatelya nauki RF V.P. Sal'nikova i dokt. filosof. nauk, prof. D.V. Maslennikova. St. Petersburg, Fond «Universitet», 2017, (Seriya: «Nauka i ob-shchestvo»), pp. 10-17.
23. Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Filosofiya prava F.M. Dostoyevskogo kak isto-chnik razvitiya teorii rossiyskogo gosudarstva i prava (Dostoevsky as a source of development of the theory of the Russian state and law), Problemy statusa sovremennoy Rossii: istoriko-pravovoy aspekt, materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Ufa, 5-6 aprelya 2018 g.), otv. red. F.KH. Galiyev. V 2-kh ch. CH. 1. Ufa, RITS BashGU, 2018, pp. 72-79.
177
24. Sal'nikov V.P., Maslennikov D.V. Instituty prava i ideya absolyutnogo Dobra (Law institutes and the idea of absolute Good), Gosudarstvenno-pravovyye instituty sovremennogo obshchestva, sb. st. k Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii, posvyashchennoy 100-letiyu Respubliki Bashkortostan (g. Ufa, 14 dekabrya 2018 g.), otv. red. F.M. Rayanov. Ufa, RITS BashGU, 2018, pp. 32-40.
25. Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018.
Received: 02.02.2020
178