Научная статья на тему '2020. 02. 002. Марксистская историческая культура и общественные движения в годы холодной войны. Marxist historical cultures and social movements during the cold War / ed. By S. Berger, c. Cornelissen. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. - XVII, 322 p. - (Palgrave studies in the history of social movements)'

2020. 02. 002. Марксистская историческая культура и общественные движения в годы холодной войны. Marxist historical cultures and social movements during the cold War / ed. By S. Berger, c. Cornelissen. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. - XVII, 322 p. - (Palgrave studies in the history of social movements) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В / ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 002. Марксистская историческая культура и общественные движения в годы холодной войны. Marxist historical cultures and social movements during the cold War / ed. By S. Berger, c. Cornelissen. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. - XVII, 322 p. - (Palgrave studies in the history of social movements)»

зирование (а некоторые вообще обходят молчанием предложение редакции). Далеко не все эксперты укладываются в предложенные сроки, и нередко приходится запускать процесс рецензирования заново (c. XVI).

Столь долгий процесс подготовки рукописи к печати отсекает, как считают многие, молодых ученых, у которых нет времени ждать. Однако данные по 2015-2017 гг. говорят обратное. Авторы пяти статей - постдоки, десяти - молодые доценты. Только восемь авторов получили свои степени до 2000 г., а 15 - после 2010 г. Иными словами, за последние три года «типичными» авторами AHR были ученые, находящиеся в начале своей карьеры. (c. XVI-XVII).

О.В. Большакова

2020.02.002. МАРКСИСТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ. Marxist historical cultures and social movements during the cold war / Ed. by S. Berger, C. Cornelissen. - Cham: Palgrave Macmillan, 2019. -XVII, 322 p. - (Palgrave Studies in the History of Social Movements).

Ключевые слова: марксизм во второй половине XX в. ; исторические традиции; история общественных движений.

Реферируемый сборник статей западноевропейских историков, вышедший под редакцией профессоров С. Бергера (Рурский университет в Бохуме, Германия) и К. Корнелиссена (Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, Германия) посвящен проблемам исторических традиций марксизма и истории общественных движений в годы холодной войны. Он состоит из предисловия и 12 авторских материалов.

В предисловии, написанном С. Бергером и британским исследователем из Университета Стерлинга Х. Нерингом, дается историографический очерк поставленной проблемы. В настоящее время, отмечают авторы, общественные движения во всем мире приобрели легальный характер, но мы до сих пор не много знаем об их развитии (c. V). В то же время сейчас наблюдается бум в области изучения истории общественных движений, что вызвано вниманием к развитию гражданского общества, в том числе к роли неправительственных организаций в демократических странах.

Сегодня исследователи стараются связать эти явления с длительной историей общественных движений, традиционных трудовых организаций, включая рабочие партии и тред-юнионы. Авторы же считают, что признаки появления общественных движений в мире можно увидеть начиная с XVIII в., который был «важной отправной точкой для развития гражданских обществ и общественных движений» (с. VI).

Профессор Свободного университета в Берлине А. Бауер-кэмпер в статье «Марксистская историческая культура, "антифашизм" и наследие прошлого: Западная Европа, 1945-1990» (с. 3364) реконструировал тенденции антифашизма в марксистской исторической культуре четырех стран: Австрии, Великобритании, Италии и Франции. Он утверждает, что антифашизм стал основным проявлением марксистской идеологии в коммунистических партиях этих стран, поскольку после Второй мировой войны на Западе существовало недоверие к бывшей нацистской Германии, что отразилось на напряженных отношениях с ней.

Профессор Йенского университета имени Фридриха Шиллера Т. Кролл в исследовании «Марксистские историки, коммунистическая историческая культура и межнациональные отношения в Западной Европе в 1950-1960-е годы» (с. 65-87) восполняет пробел в историографии, касающийся изучения отношений между коммунистическими партиями стран Западной Европы. Эти отношения повлияли на политику и идеологию данных государств в годы холодной войны. Существовало и такое явление, как «коммунистический национализм», которое не позволяло компартиям свободно обмениваться своим интеллектуальным багажом с 1945 по 1960-е годы. При этом лидеры компартий считали себя носителями национальной культуры, олицетворением нации.

В публикации преподавателя Венецианского университета Ка Фоскари Д. Заззары «Левая историография в Италии в 1950-е годы» (с. 89-113) анализируются научные труды итальянских историков левой политической ориентации, завершивших свое образование по окончании Второй мировой войны и начавших работать в 1950-е годы. Особое внимание уделяется тем ученым, которые сосредоточили свою деятельность на изучении современности, не имея достаточной источниковой базы для этого. В итальянских университетах того времени даже не было такого направ-

ления исследований как «современная история». Историки использовали в научной работе свой личный опыт, в том числе и военный, а также мнения лидеров политических партий и результаты публичных дискуссий.

Исследователь из Рурского университета в Бохуме Р. Хоф-фрогге опубликовал статью «Вспоминая революцию: неомарксистские интерпретации Германской революции 1918-1919 гг. -проблема историографии холодной войны» (с. 115-139). Статья касается трудностей исследования Германской революции 19181919 гг. Оценки революции были различными во времена Веймарской республики и в годы холодной войны. Критическая интерпретация событий была характерна для новых левых марксистов Западной Германии, которые называли эти события «преданной революцией». Либералы и социал-демократы считали, в свою очередь, что революция привела к созданию первого германского демократического государства.

Статья бывшего профессора Свободного университета в Берлине Д. Рухта называется «Политизированные исследования общественных движений» (с. 141-162). Автор пытается разобраться в том, что делает науку политизированной. С тех пор, как эта проблема утратила свою актуальность для сферы изучения общественных движений, она стала предметом дискуссии для психологов, логиков и методологов гуманитарных и общественных наук. Рухт же ищет точки соприкосновения вышеуказанных дисциплин и истории общественных движений.

С. Бергер и доцент Утрехтского университета в Германии К. Викке - авторы материала «"...Две чудовищные антагонистические структуры": Марксистская историческая философия Э.П. Томпсона и пацифистская активность в годы холодной войны» (с. 163-185). Э.П. Томпсон - марксист и пацифист, активист сначала компартии Великобритании, а затем новых левых в пацифистском движении. Он стал одним из инициаторов Европейского ядерного разоружения и был признан интеллектуальным лидером британского пацифистского движения. В статье прослеживается связь между марксизмом Томсона и его пацифизмом.

Исследовательница из Рурского университета в Бохуме А. Бергер в статье «Историческая культура мирного движения в Западной Германии 1960-х гг.: процесс обучения?» (с. 187-216)

анализирует массовые движения в ФРГ 1960-х годов. На рубеже 1950-1960-х годов в ФРГ возникло пацифистское движение против распространения атомного оружия, названное «движением пасхального марша». Началось оно как христианско-пацифист-ское, но вскоре приобрело широкую демократическую направленность, выступая против войны во Вьетнаме и высказываясь за приоритет международного права в годы холодной войны. Автор полагает, что на заключительном этапе этого движения (19641969) марксистская историческая культура существенно изменила его направленность от пацифизма к социальному критицизму.

Исследователь из Университета Констанца в Германии Б. Сепп в статье «Мимолетный марксизм: некоторые мысли об эстетике марксизма в студенческом движении в Западной Германии (1961-1972)» (с. 217-234) рассматривает изменения в восприятии марксизма участниками студенческого движения в Западной Германии в 1960-е годы. Автор сосредоточился не только на анализе интеллектуальной составляющей этой проблемы, но и на надеждах и ожиданиях молодежи, связанных с марксизмом. Проанализировать этот вопрос помогли студенческие письма, дневники и записки.

Докторант Потсдамского университета Д. Бебновский (Германия) опубликовал статью «Рассеивание и синхронизация: волнение и кризисы новых левых сил в левой периодике Западной Германии в 1959-1976 гг.» (с. 235-255). Он оспаривает существующее в историографии мнение о том, что новые левые были сплоченной организацией. Новые левые представляются ему международным движением, свободным в своих действиях и связях. Автор находит совпадения в их деятельности, которые, по его мнению, привели к синхронизации движения. На основании немецких журналов, прежде всего журнала «Das Argument», он находит параллели в международном развитии новых левых и приходит к выводу об уникальности пути развития этого движения.

Профессор Университета Георга-Августа в Гёттингене П. Терхоевен - автор публикации под названием «Время оружия: антиимпериалистическая борьба как надежда новых левых на спасение в Германии и Италии» (с. 257-287). 1968 год был назван в ФРГ «длинным летом теории». Протестное движение имело тогда сильное влияние на общество и оставило свое культурное наследие. Автор уделяет первостепенное внимание тем текстам, кото-

рые стали теоретической основой действий новых левых. Главной для них была концепция антиимпериализма с ориентацией на «третий мир». В ФРГ и Италии общественно-политическая ситуация была сходной.

Исследователь из Института изучения политики в Париже Г. Панвини опубликовал статью «Ориентация на "третий мир" в Италии» (с. 289-308). Он рассматривает политическую ориентацию лидеров Италии от межвоенного периода до холодной войны. После Второй мировой войны в Западную Европу пришли идеи антиколониализма из «третьего мира», и антиимпериалистические настроения распространились в итальянском обществе. Помощь СССР странам «третьего мира» рассматривалась на Западе как модель, которую стоит перенять. Однако в трудах итальянских марксистских историков данная проблема была слабо освещена. Это связано с разными трактовками появившегося во Франции термина «третий мир» и концепции помощи странам «третьего мира».

О.В. Бабенко

ДРЕВНИЙ МИР

2020.02.003. МЕДОВИЧЕВ А.Е. СПАРТАНСКАЯ РОПТЕ1А: ЦАРИ, ОБЩИНА «РАВНЫХ» И ЭЛИТА В ОБЩЕСТВЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ЭГАЛИТАРИЗМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Древняя Спарта; спартанская полития; спартанская элита; общество официального эгалитаризма.

В современной зарубежной историографии широкое распространение получило крайне скептическое отношение к античной литературной традиции о характере спартанского общества и его институтах. В настоящее время большинство западных историков в целом согласны с тем, что создававшийся античными писателями начиная с V в. до н.э. и в дальнейшем образ Спарты имеет очень небольшое отношение к реальной Спарте. Свою позицию сторонники гиперкритического направления объясняют тем, что все имеющиеся сведения о ней исходят от авторов, которые сами не были спартанцами. В своих описаниях спартанского общества «аутсайдеры», естественно, особо акцентировали внимание на тех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.