Научная статья на тему '2019. 04. 020. Дежина И. Г. , Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: "болевые точки" // социология образования. - 2018. - Т. 9, № 9. - С. 40-48. - doi: 10. 31857/s013216250001957-5'

2019. 04. 020. Дежина И. Г. , Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: "болевые точки" // социология образования. - 2018. - Т. 9, № 9. - С. 40-48. - doi: 10. 31857/s013216250001957-5 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ВУЗЫ / НАУКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 020. Дежина И. Г. , Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: "болевые точки" // социология образования. - 2018. - Т. 9, № 9. - С. 40-48. - doi: 10. 31857/s013216250001957-5»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2019.04.020. ДЕЖИНА И.Г., КЛЮЧАРЕВ ГА. РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: «БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» // Социология образования. - 2018. - Т. 9, № 9. -С. 40-48. - Б01: 10.31857/8013216250001957-5.

Ключевые слова: непрерывное образование; университеты; вузы; наукоемкие производства; инновации.

Авторы, представляющие Сколковский институт науки и технологий и Институт социологии РАН, исследуют проблемы непрерывного профессионального образования в России. Речь идет о непрерывном образовании взрослых, трудоустроенных в наукоемких и инновационных производствах. Эта сфера деятельности требует значительных интеллектуальных затрат из-за большого объема сопутствующей информации и быстрого ее обновления. При этом наличие инновационной составляющей создает дополнительные требования к процессу обучения.

Непрерывное профессиональное образование сегодня имеет огромное значение для инновационной экономики. При этом интерес государства состоит в повышении конкурентоспособности национальной экономики, поскольку именно экономика, основанная на знаниях и высоких технологиях, обеспечивает столь желаемое благополучие и процветание. Бизнес рассчитывает на повышение доходности своих проектов и расширение сфер влияния. Особую роль играют учреждения профессионального образования высшего и среднего уровня. Формально они обеспечивают начальную профессиональную подготовку специалистов, которые, как ожидается и как следует из риторики администраций этих учебных заведений, будут быстро разобраны престижными работодателями чуть ли не в момент получения диплома. При этом многие руково-

дители учебных заведений понимают, что объем передаваемых за время учебы знаний (это период от 2-3 до 6 лет) явно недостаточен для успешного трудоустройства на современных наукоемких предприятиях. Поэтому они развивают сеть учреждений дополнительного образования, позволяющих за отдельную плату повысить квалификацию или получить новую специальность или специализацию.

Авторы работы считают, что «болевые точки» российского профессионального образования возникают там, где сталкиваются интересы игроков. Действительно, подготовка кадров именно для инновационных и наукоемких производств - это область столкновения интересов наиболее влиятельных «игроков»: государства, бизнеса, университетов, НИИ, академий наук и самих учащихся.

Если игра идет «по правилам», конфликты интересов успешно разрешаются и процесс продолжается; если же конфликт уладить не удается, возникает напряженность в виде «болевых точек» образования. К таким точкам относится любая учебная деятельность, связанная с инновационной экономикой. Соответственно, в работе рассматриваются потребности рынка труда в специалистах для инновационной деятельности и связанные с этим требования к работе вузов и университетов. В развитых странах распространено понятие «непрерывное профессиональное образование», т.е. образование, которое продолжается на протяжении всего периода занятости работника в сфере высокотехнологичных наукоемких производств. В России при отсутствии внятной государственной политики в области подготовки и переподготовки кадров для наукоемких производств часто сталкиваются с разнообразием учебных практик, в большинстве случаев неформальных, которые и определяют нынешнее качество человеческого капитала.

Экономическая сторона вопроса, а именно то, как образование обеспечивает экономический рост, впервые сформулировано в работах Т.В. Шульц1 и Г.С. Беккер2. Результатом учебы является приращение и накопление человеческого капитала, который затем может конвертироваться в экономические и другие выгоды. Затра-

1 Schultz T.W. The economic value of education. - N.Y.: Columbia univ. press,

1963.

2 Becker G.S. Human capital and personal distribution of income: An analytical approach. - N.Y.: Columbia univ. press, 1975.

ты на его формирование представляют собой инвестиции, поскольку они предполагают их возвращение в процессе трудовой деятельности самим обучающимся, их семьям или работодателям. Инвестиции в человеческий капитал можно разделить на общие и специальные: общие - позволяют приобретать знания и навыки, которые могут использоваться в самых различных условиях; специальные - проявляются в условиях конкретного предприятия или технологического процесса. Именно поэтому предприятие заинтересовано в том, чтобы инвестировать в специфический капитал своих работников посредством развития корпоративного дополнительного образования. При этом оно может обеспечить защиту учебных программ от несогласованного копирования и тиражирования со стороны посредников и конкурентов.

Важный для данной темы аспект - специфичность процесса обучения взрослых, принципиально отличающегося от процесса детско-юношеского обучения. На его специфику в содержании и методах обучения обратили внимание еще в первой половине прошлого века1. Позднее было показано, что дидактический метод здесь малоэффективен. Взрослый учащийся - это сложившийся человек с богатым жизненным опытом. Исходя из этого, были разработаны принципы обучения, которые нашли отражение в андра-гогике - теории обучения взрослых2. Они сводятся к максимальной персонификации учебного процесса с учетом индивидуального жизненного и производственного опыта, а также предполагается отсутствие жесткого контроля (оценки не выставляются, но допускается тестирование). Появилось и понятие конвенциальности -поиска консенсуса в том, что изучать и как именно. Приоритетное внимание уделяется компетентным учащимся, мнение которых максимально учитывается на каждом этапе учебного процесса.

С целью выявления новых тенденций современного профессионального образования авторы провели исследование.

Метод исследования. На основе 80 экспертных интервью, проведенных с ключевыми фигурами инновационных процессов в 12 регионах РФ в 2017-2018 гг., изучены существующие практики

1 Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // American journal of psychiatry. - 1944. - Vol. 101. - P. 94-108.

2 Вершловский С.Г. Взрослость как категория андрагогики // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 285-298.

взаимодействия институтов непрерывного образования с наукоемкими производствами, предприятиями и компаниями, корпоративными и государственными научными учреждениями. В углубленных экспертных интервью с 80 экспертами была использована единая специально разработанная методика. Эксперты представляли шесть групп организаций: 1) наукоемкие средние и крупные производственные компании; 2) вузы, университеты, отраслевые (корпоративные) научные учреждения, взаимодействующие с наукоемкими производственными компаниями и производствами; 3) государственные органы управления федерального и регионального уровней; 4) институты и практики, обеспечивающие трансфер и коммерциализацию наукоемких технологий; 5) акторы, обеспечивающие охрану интеллектуальной собственности в сфере производства и трансфера наукоемких технологий; 6) учебные заведения высшего и дополнительного профессионального образования.

В первую очередь темы интервью затрагивали общее состояние системы профессионального образования, начиная с по-слешкольного уровня, ее эволюцию и динамику изменений. Интерес также представляли качество преподавания, взаимодействие вузов и компаний, а также корпоративное образование. И наконец, затрагивалась дальнейшая подготовка кадров, уже имеющих среднее профессиональное образование.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что наукоемкое инновационное производство предъявляет к системе профессионального образования особые требования, главное из которых -способность работника учиться на протяжении всей жизни. Авторы также проверяют тезис о том, что в условиях развития новых форм обучения, в том числе онлайн и дистанционных, эффективность традиционных способов получения знаний снижается, это касается, в частности, базовых кафедр.

Состояние и драйверы развития системы высшего профессионального образования. Практически все респонденты выражают мнение, что состояние системы высшего образования не отвечает вызовам инновационной экономики. Вузы в целом безынициативны в формулировании новых проектов и целей и во взаимодействии с бизнесом. За постсоветские годы система высшего образования перестраивалась, адаптируясь под Болонский процесс, однако

выпускники вузов не стали более востребованными экономикой страны, их продолжают доучивать или переучивать работодатели. Одно из ключевых последствий этого состояния - отсутствие ясных и четко сформулированных целей в развитии высшего образования.

Резервы роста: взаимодействие компаний и вузов. Принимая во внимание потенциал профессорско-преподавательского состава, важно оценить, какие возможности открываются благодаря взаимодействию вузов с компаниями и какие барьеры стоят на пути. В ранее проведенных исследованиях выявлено наличие труднопреодолимых проблем, в том числе связанных с качеством преподавательских кадров в вузах и оторванностью вузовских специалистов от потребностей компаний. Вузы ждут стимула от государства, финансового и нефинансового, чтобы начать сотрудничество с компаниями, а компании, в свою очередь, настороженно относятся к альянсам с государством (кроме госкорпораций и ряда компаний - бюджетных инноваторов). Проведенный авторами опрос подтвердил наличие проблем взаимодействия, в том числе связанных с текущим положением вузов как бюджетных учреждений и особенностями организации их работы.

Корпоративное образование и альтернативы. Ответом на недоработки официального высшего образования стало стремительное развитие корпоративного обучения. Крупные и средние компании и предприятия открывают собственные курсы и даже мини-университеты. У корпоративного образования есть ряд преимуществ с точки зрения интересов работодателя, так как подготовка сфокусирована на потребностях компании. Специалисты готовятся «для себя» по узкому профилю, одновременно усваивая азы корпоративной культуры. Такой подход выгоден, поскольку обучение сотрудников способствует развитию компании и повышает ее конкурентоспособность. Но узкая специализация снижает шансы на смену места работы. Интервью показали, что мнения о будущем корпоративного образования разные. Одни считают его необходимым, другие полагают, что корпоративное образование -это отживающая форма.

Исследование подтвердило основные гипотезы, касающиеся качества подготовки в вузах, состояния профессорско-преподавательского состава и тенденций к сотрудничеству компаний и вузов.

Вузы, несмотря на ряд государственных мер, стимулирующих развитие и поиск новых форм обучения и повышение его качества, остаются пассивными исполнителями, редко выходят на международный рынок в поисках профессионалов, без специального «принуждения к инновациям» не занимаются научным предпринимательством. Все это происходит на фоне становления альтернативных форм дополнительного (прежде всего, корпоративного и дистанционного) образования. За редкими исключениями вузы начинают проигрывать разработчикам и провайдерам образовательных услуг, ориентированных на рынок.

Известный спор о том, в чем причина проблем профессионального образования - в менталитете или в институтах - в данном исследовании решается в «пользу» институтов. Несовершенство формальных институтов тормозит образовательную систему и снижает ее возможный вклад в инновационное развитие. Подавляющее число вузов окончательно теряют монополию на дополнительное и непрерывное образование, которое является ключевым для инновационной экономики.

С.В. Егерев

2019.04.021. ПЕЙДЖ Д. АКАДЕМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

КАК ПОТРЕБЛЯЕМОЕ И ПОТРЕБЛЯЮЩЕЕ.

PAGE D. The academic as consumed and consumer // Journal of

education policy. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10.1080/

02680939.2019.1598585

Ключевые слова: социология; высшее образование; политика в сфере высшего образования; коммодификация и консюмеризация высшего образования.

Автор статьи, сотрудник Университета Лидса (Великобритания), рассматривает процессы проникновения рыночных отношений в сферу высшего образования и науки и превращения результатов деятельности ученых в товар.

Несмотря на то что процессы коммерциализации и коммо-дификации высшего образования в последнее десятилетие горячо обсуждаются в академическом сообществе, тенденции к проникновению рыночных отношений в сферу академической деятельности ощущаются все острее. Эти тенденции проявляются на гло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.