Научная статья на тему 'Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики'

Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики»

Е. МАТУХИН, профессор Казанский государственный технологический университет З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)

Жизнеспособная система образования . должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в мире и государстве. Интеллектуализация ведущих отраслей промышленности и экономики предъявляет особые требования к личностным качествам специалиста и его профессиональной подготовке, что становится принципиально важным в развивающихся невиданными темпами наукоемких и высокотехнологичных производствах. Инновационность практической проектно-технологической деятельности не только профессиональных коллективов, но и каждого отдельного человека - это отличительный атрибут постиндустриальной цивилизации. На этом фоне острой для современной России проблемой, связанной как с качеством инженерно-технического образования, так и с обновлением самих наукоемких производств, является низкий уровень готовности наших выпускников к восприятию нововведений, отсутствие у них активной инновационной позиции. Системная интеграция образования, науки и производства требует актуализации междисциплинарного содержания профессионально ориентированной подготовки студентов технических специальностей, обновления образовательных программ и модернизации образовательных технологий, обеспечения ихнаправленности на углубленное взаимодействие высшей школы, науки и интеллектоемкого производства, реализуемой в условиях согласованной «командной » деятельности будущих инженеров и их преподавателей [1]. Для достижения современных целей высшего образования, сформулированных на языке компетенций и компетентностей, сегодня создан главный инструментарий, необходимый для обеспече-

Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики

ния педагогического процесса необходимого качества, - Федеральные государственные образовательные стандарты. В Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» отмечено, что в этот период государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.

Для того чтобы прийти к оптимальным решениям в сфере высшего технического образования, необходимо тщательно взвешивать все имеющиеся факторы. Значит, необходимо общаться друг с другом, причем - на равных. Сообщества людей обладают уникальным знанием и опытом по специфическим вопросам, и никто, ни одна группа людей не может обладать всем знанием, необходимым для принятия общезначимых рациональных решений даже в относительно ограниченных областях [2]. В сентябре 2008 г. в Москве состоится 37-й Международный симпозиум по инженерной педагогике. Предстоящий форум соберет для совместной работы представителей технических университетов разных стран мира, имеющих богатый опыт в области профессионально-педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин. В соответствии с идеологией К1Р принципиально важным международным требованием, предъявляемым к современному преподавателю технических дисциплин в вузе, должно быть наличие у него опыта инженерной деятельности в условиях производства. По существу, сочетание педагогической и практической инженерной деятельности представляет собой одну из

форм интеграции образования и производства. Имеющие опыт активной инженерной деятельности преподаватели хорошо знают особенности столь необходимого инженеру системно-созидательного стиля мышления, а также особенности профессио-нальныхкоммуникаций в условиях производства и эффективно используют эти знания в процессе подготовки будущих инженеров. Широко распространенная в евро-пейскихуниверситетах «гумбольдтовская» система подготовки научно-педагогических кадров для системы высшего образования предполагает обязательное сочетание преподавателями научной и педагогической деятельности, способствуя интеграции науки и образования. В свою очередь, Россия имеет уникальные традиции подготовки инженеров-исследователей, совмещающих научную, инженерную и педагогическую деятельность, реализуя при этом одну из самых продуктивных моделей интеграции образования, науки и производства и придавая этой триаде системную целостность. Надежной основой для обеспечения интеграции такого типа является фундаментальное образование, характерное для российской школы подготовки инженеров.

Представители различных национальных систем высшего образования являются носителями разных культур, отличаются друг от друга мировоззрением, ценностями, традициями, навыками, предпочтениями. Важным фактором, влияющим на совершенствование европейского высшего технического образования, является наличие инновационного окружения, инновационной среды, способной инициировать си-нергийные процессы. В ее структуру, бесспорно, входит и Международное общество по инженерной педагогике (Ю1Р). Это обстоятельство обусловливает высокую значимость ежегодных международных симпозиумов Ю1Р, создающих условия как для ознакомления с уже подтвержденными на практике национальными достижениями в области подготовки современных инженеров, таки для всестороннего обсуж-

дения и анализа имеющихся трудностей и нерешенных проблем, а также моделирования возможных путей их преодоления.

Необходимо признать, что на сегодняшний день уровень взаимодействия высшей технической школы с общеобразовательной и профильной средней школой, производством и научными учреждениями не соответствует требованиям формирования инновационной системы России. Инженерно-техническое образование призвано удовлетворять потребности, во-первых, личности - в формировании ключевых и профессиональных компетенций, получении междисциплинарных знаний, умений и навыков и, во-вторых, общества

- в подготовке компетентных и высококвалифицированных кадров для науки и современного производства. На специфически экономическом языке эта задача формулируется в терминах формирования «рынка образовательных услуг», хотя, конечно, система профессионального образования включает как рыночные, так и принципиально нерыночные составляющие. Понятие «образовательные услуги» заимствовано из экономической теории, где бытовые, транспортные и иные услуги рассматриваются в одном ряду с другими результатами труда, имеющими форму товара и являющимися предметом купли-продажи. Поскольку образовательная деятельность ориентирована на развитие человека, которое ни при каких оговорках не может выступать в вышеназванном качестве, ее цели, способы их достижения и результаты недопустимо интерпретировать лишь в терминах товарного производства и рыночной экономики. В то же время можно «оттенить» чисто экономическую сторону этой деятельности, связанную с воспроизводством «рабочей силы». По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на три вида:

■ профессиональные - ориентированные на потребности рынка труда;

■ социальные -ориентированные на потребности развития организаций и социальных общностей;

■ личностные - ориентированные на потребности развития человека.

Студенты и дипломированные специалисты потребляют образовательные услуги непосредственно как в процессе подготовки, так и в процессе переподготовки и повышения квалификации. Государство потребляет эту услугу через включение специалистов разного уровня квалификации и компетентности в общественно-социальную сферу. Предприятия независимо от формы собственности потребляют профессиональные знания, навыки умения и компетенции каждого специалиста, приобретенные им в процессе полученного ранее образования. Потребление образовательных услуг каждым студентом формирует и пополняет его человеческий капитал и приносит личный, отложенный на период обучения, доход. Потребление образовательной услуги работодателями в процессе производства товаров и услуг дает им прямой доход.

Эффективная работа в условиях рынка образовательных услуг требует, чтобы система высшего технического образования ориентировалась на: 1) требования развития инновационной экономики; 2) потребности рынка труда в специалистах востребованных направлений подготовки;3) образовательные потребности своих потребителей (студентов). Только при выполнении этих условий может быть решена такая важная проблема, как работа выпускников каждого вуза «по специальности ».

Надо сказать, что до настоящего времени количество принимаемых в вузы студентов, как правило, соответствует только определенной внутренней емкости образовательных учреждений, т.е. общей площади и структуре учебных аудиторий, наличию профессорско-преподавательского состава, библиотечного фонда и т.д., без учета фактической потребности современной экономики в инженерах определенного на-

правления и уровня подготовки. Как следствие, количество выпускников и приобретаемые ими специальности далеко не в полной мере соответствуют запросам современной экономики и производства. По различным оценкам, на промышленные предприятия и различные производственные объекты страны попадают в соответствии с полученной специальностью и квалификацией только от 10 до 40% от общего числа выпускников вузов. При этом более половины молодых специалистов, обладающих, с точки зрения вуза, всеми необходимыми для профессиональной деятельности компетенциями, не могут адаптироваться к производственным условиям.

Особенно тревожным является следующее обстоятельство. На экологически и производственно опасных объектах экономики, в том числе входящих в состав оборонно-промышленного комплекса, уровень адаптации выпускников, несмотря на все административные «ухищрения», является еще более низким, он давно перешагнул критическую отметку. На таких предприятиях сложилась кризисная обстановка в связи с наложением целого ряда процессов: морального старения производственной базы и реализуемых на ее основе технологий, быстрого и непрерывного увеличения среднего возраста профессиональных кадров, разрушения преемственности поколений специалистов в сфере высоких и критических технологий. Эти отрицательные изменения, происходящие на предприятиях стратегического назначения, перерастают в общенациональную проблему. В поручении Президента РФ от 10 декабря 2007 г. № Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников и квалифицированных кадров в обороннопромышленном комплексе. Опыт нашего взаимодействия с предприятиями критических технологий показал, что за последние годы не произошло заметных положительных сдвигов в уменьшении остроты отмеченной проблемы. Низкий уровень

профессиональной мотивации и практической подготовки к работе на производстве у молодых инженерно-технических специалистов не позволяет сократить имеющийся разрыв между требованиями инновационных преобразований производства и существующей кадровой ситуацией. Использование в вузах репродуктивных образовательных технологий приводит к перепроизводству инженерных кадров недостаточного уровня квалификации и профессиональной культуры. У многих молодых специалистов, начинающих работать в условиях производства, отмечается отсутствие аналитического системного мышления, нередко они проявляют безразличие к инновационным переменам или оказывают им противодействие. Реальной является опасность того, что принимаемые подобного рода «новыми специалистами» производственные решения могут носить безответственный характер, вести к непредсказуемым катастрофическим последствиям в условиях сложного функционирования взры-во- и/или химически опасного промышленного объекта.

К сожалению, сложившаяся система аспирантуры и докторантуры практически не является источником пополнения кадров для современного производства, в том числе высокотехнологичного и наукоемкого. В настоящее время на производственных объектах даже среди представителей верхнего ранга управления трудно найти специалистов высшей квалификации. После защиты диссертации «остепененные» молодые специалисты в лучшем случае остаются в самой образовательной системе. При этом процесс развития интеллектуального потенциала, хотя и не прекращается, но происходит вне производства и имеет только «внутриобразовательный» характер. В силу этого не только студенты, но и подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава отечественных вузов не знают актуальных задач современного производства: ни первые, ни вторые не бывают на промышленных объектах, не

имея ни времени, ни средств, ни желания вникать в существующие производственные проблемы. Многие проводимые в настоящее время в вузах НИР (НИРС) и НИОКР направлены в первую очередь на коммерциализацию результатов выполненных исследований, а у промышленных предприятий отсутствуют свободные оборотные средства для возможного привлечения научных коллективов высшей школы с целью решения важных прикладных производственных задач. В результате научнообразовательная и производственная подсистемы принципиально неразрывной образовательно-научно-производственной системы не получают той созидательной «подпитки », которая абсолютно необходима для долгосрочного обеспечения конкурентоспособности.

Вопрос о том, каким образом решаются проблемы гармонизации взаимоотношений между рынком труда и рынком образовательных услуг, предоставляемых в сфере высшего технического образования тех стран, представители которых являются членами Ю1Р, является актуальным и, несомненно, будет затронут в процессе обсуждений во время московского симпозиума.

Необходимо отметить, что в последнее время в нашей стране отмечается и положительная тенденция - непрерывно создаются новые формы интеграции образования с наукой и производством: корпоративные университеты, технопарки, инкубаторы новых технологий, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и т.д. В рамках подобных структур расширяется спектр совместно выполняемых научно-образовательно-производственных проектов, науч-ныхисследований и разработок, формируется единое образовательное пространство. Образовательно-научно-производственные комплексы органически синтезируют научные, учебно-педагогические и производственно-технические функции. Несомненным достижением «политики интегра-

ции» является синергийный эффект взаимного усиления, который проявляет себя в принципиально новом качестве интеллектуальных продуктов, создаваемых в рамках каждой из подсистем целостной системы «образование - наука - производство».

Однако действующие в России образовательно-научно-производственные объединения лишь частично связаны с разветвленной производственной системой громадной страны, поэтому они пока не в силах переломить общую ситуацию. В конце первого десятилетия XXI в. в России практически одновременно существуют две разные составляющие национальной экономики - инновационная, приоритетная для государства, и та, на преобразование которой не хватает средств. При этом функционирование и развитие этой «второй» составляющей совершенно необходимо для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения разных регионов страны. С нашей точки зрения, для решения региональных проблем взаимодействия высшего технического образования и государственного сектора производства целесообразным является более широкое практическое применение уже известных и успешно используемых в Тамбовском, Курском и других технических университетах «дуальных» технологий профессиональной подготовки инженеров. Речь идет о технологиях, пре-дусматривающихорганизационный перенос изучения дисциплин специальности и осуществления профессионально-ориентированной деятельности студентов в условия промышленного предприятия. В результате использования такой формы интеграции образования и производства появляется реальная возможность обновления образовательных программ, постоянной актуализации содержания профессиональной подготовки студентов технических специальностей и модернизации образовательных технологий в соответствии с процессами развития современной науки, передовой техники и высоких технологий. При этом формируется образовательно-научно-про-

изводственная среда, а соответствующее промышленное предприятие не только обеспечивает себя молодым кадровым пополнением, но и само трансформируется в современную форму «обучающей и обучающейся организации» с высоким уровнем коллективного знания [3], что является основой для формирования корпоративной компетентности и создания новой конкурентоспособной продукции.

Яркой особенностью современной экономики, включая высокотехнологичные производства, является преобразование ее компонентной и функциональной структуры, осуществляемое на основе перехода от модели «индустриального построения», базирующейся на эффекте масштабирования производства, к новой модели информационной знаниевой экономики, основанной на сетевом мультиагентном эффекте [4]. Как и в развитых западных странах, в отечественной экономике наблюдаются тенденции отказа от идеи создания новых крупных корпораций с жесткой иерархической линейной (вертикальной) системой управления и осуществляется переход к созданию сетевых структур с плоской иерархией и командным менеджментом при наличии лидера. В настоящее время конкурентоспособные отечественные производственные предприятия вынуждены трансформироваться в самообучающиеся организации и находиться в условиях постоянного обновления, а их управляющие команды и персонал - в процессе перспективного обучения. В инновационных образовательно-научно-производственных комплексах стираются грани между реализуемыми в них чисто производственными и образовательными функциями, происходит их взаимно обогащающее проникновение. В таких структурах создаются перспективные педагогические технологии «открытой архитектуры» на базе интеграционных процессов образовательной вузовской системы, академической и отраслевой науки, производства и бизнеса с обеспечением высокой согласованности и прозрач-

инновационный импульс развитию их «малой», но очень важной для повышения уровня жизни населения экономики и отсутствием научно обоснованной стратегии их удовлетворения. Мы считаем, что эффективное решение этих важных для России проблем требует серьезных и ответственных государственных решений и, скорее всего, может и должно быть получено программно-целевым методом.

Литература

1. См.: Жураковский В.М., Сазонова З.С. «Ра-

бота в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. -2005. - №8.

2. См.: Валлерстайн Э. Конец знакомого мира: Социология XXI века. - М., 2003.

3. См.: Хильзе Х. Вклад корпорационных уни-

верситетов в менеджмент знаний на предприятиях // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №6.

4. См.: Вайбер Р. Эмпирические законы сете-

вой экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №4.

Советуем прочитать материалы рубрики (2008, №4-8; размещены на сайте журнала: http://yovr.ru/simp.html)

• Инженерная педагогика: вызовы современной эпохи (Интервью с В.М. Приходько

и В.М. Жураковским). - №4.

• А. ЧУЧАЛИН, М. МИНИН, И. САФЬЯННИКОВ. Актуальные вопросы подготовки пре-

подавательских кадров технического университета. - №5.

• С. МИЩЕНКО, С. ДВОРЕЦКИЙ, В. ТАРОВ. ГИНОС: управление подготовкой

преподавателя технического университета. - №5.

• И. ФЕДОРОВ, В. МЕДВЕДЕВ. Традиции и инновации в подготовке инженерных кадров.

- №6.

• Инженерная педагогика: позиция КГТУ. - №6.

• Н. ЧИТАЛИН, А. ЧУГУНОВ, Е. МАТУХИН. Проблема обновления содержания и техно-

логий высшего технического образования. - №7.

• В. РОМАНОВ, В. ЛЫСЕНКО, Е. ТЮРИНА. Инженерная педагогика и проблемы

дизайн-образования. - № 7.

• Верю в будущее отечественного инженерного образования (Интервью с академиком

РАН Ю.В. Гуляевым).- № 8.

ности действий на всех уровнях вне зависимости от формы собственности отдельного агента.

Инженерно-техническое образование становится сегодня первостепенным фактором экономического роста, социального и экономического благосостояния, стратегическим и самым долговременным из всех активных производственных факторов.

Каким быть высшему техническому образованию? Как решать актуальные проблемы подготовки высококомпетентных инженерно-технических специалистов для разных отраслей экономики регионов, удаленных от крупных научно-образовательных и производственных центров? Имеют ли право на жизнь небольшие региональные высшие технические заведения? Как может быть обеспечена их связь с непрерывно развивающейся наукой? Эти вопросы становятся все более актуальными. Они связаны с наличием серьезных противоречий между потребностями регионов в высококомпетентных специалистах, способных придать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.