Научная статья на тему 'Управление качеством образования в инновационном вузе: организационно-педагогические условия'

Управление качеством образования в инновационном вузе: организационно-педагогические условия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАДРОВЫЙ РЕСУРС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ / ПРОИЗВОДСТВА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT / RESEARCH UNIVERSITY / HUMAN RESOURCES / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTEGRATION OF EDUCATION / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Мария Ивановна, Рагозина Любовь Дмитриевна

Рассматриваются организационно-педагогические условия управления качеством образования в инновационном вузе. Подтверждается отсутствие между ними статистически значимых связей на основе линейного корреляционного анализа Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Мария Ивановна, Рагозина Любовь Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of education management in an innovative higher educational institution: organizational-pedagogical conditions

Organizational and pedagogical conditions of quality management in an innovative higher educational institution are described. Absence of statistically significant connections between the two ties on the basis of a linear correlation Pearson analysis is proved.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в инновационном вузе: организационно-педагогические условия»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.11 ББК Ч481.41

М. И. Ситникова, Л. Д. Рагозина

Белгород

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ВУЗЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГСНТИ 14.01.75 Код ВАК 13.00.01; 08.00.05

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования; управление качеством образования; исследовательский университет, кадровый ресурс; организационнопедагогические условия; интеграция образования, науки, производства; корреляционный анализ.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются организационно-педагогические условия управления качеством образования в инновационном вузе. Подтверждается отсутствие между ними статистически значимых связей на основе линейного корреляционного анализа Пирсона.

M. I. Sitnikova, L. D. Ragozina

Belgorod

QUALITY OF EDUCATION MANAGEMENT IN AN INNOVATIVE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

KEY WORDS: quality of education; quality of education management; research university; human resources; organizational and pedagogical conditions; integration of education; correlation analysis.

ABSTRACT. Organizational and pedagogical conditions of quality management in an innovative higher educational institution are described. Absence of statistically significant connections between the two ties on the basis of a linear correlation Pearson analysis is proved.

Современное российское общество — динамично развивающаяся нестабильная система. Способность адаптироваться к изменениям, своевременно и эффективно отвечая на вызовы, порождающиеся окружающей средой, — одно из важнейших свойств современного вуза. Пути развития российских вузов в этих условиях различны, но идеи и стратегические ориентиры во многом схожи, так как ориенти-

рованы на инновационное развитие. Общим его знаменателем является качество образования, занимающее приоритетное место в числе мировых тенденций. Глобализация экономики, вхождение России в международное образовательное пространство, ориентация высшего профессионального образования на повышение его качества с необходимостью требуют ускоренного развития системы управления качест-

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы (Госконтракт № 16.740.11.0121 от 02.09.2010 г.).

Е-шаи. peunuiaz@uapu.iu

вом образования в условиях инновационного развития вуза.

Управление качеством образования в инновационном вузе в логике современных требований предполагает следующее: переход к организации,

строящейся вокруг процесса, а не вокруг задачи; командный менеджмент; изменение результатов по степени удовлетворенности потребителя; максимизацию контактов с поставщиками и потребителями; информирование, обучение и переподготовку сотрудников на всех уровнях и пр.

Анализ опыта функционирования российских вузов показывает, что национальная инновационная система высшего образования, включающая в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры, ресурсов, предполагает дифференциацию вузов в зависимости от приоритетных направлений их деятельности: национальный университет, федеральный университет, национально-исследовательский университет, корпоративный университет и другие учреждения ВПО.

Становится очевидным, что основным ресурсом развития инновационной экономики России является то, что называется человеческим капиталом, или кадровым ресурсом. В связи с этим создание перспективного образа сектора высшего профессионального образования напрямую связано со стратегическими направлениями инновационного развития российской экономики: энергоэффективности и энергосбережения (в том числе разработки инновационных энергетических технологий); ядерных и космических технологий, прежде всего в области телекоммуникаций инновационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры); медицинских технологий в области разработки оборудования и лекарственных средств; стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения.

Функциональное назначение вузов, включенных в сектор российского высшего профессионального образования,

связанный со стратегическими направлениями инновационного развития российской экономики, заключается в кадровом и научном обеспечении высокотехнологичных секторов экономики страны по приоритетным направлениям науки и технологий.

Результаты анализа программ развития национальных исследовательских вузов России свидетельствуют об оптимальном соответствии приоритетных направлений науки и технологий их развития приоритетным направлениям инновационного развития российской экономики. Следовательно, вступление инновационного вуза в лигу национальных исследовательских университетов является необходимым условием управления качеством образования [1].

Важная роль отводится сегодня региональной кластеризации, основанной на развитии фундаментальной и прикладной науки в экономической сфере; на ускоренном производственном освоении результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; опережающем развитии экономических кластеров региона. Изменившиеся социально-экономические условия поставили перед системой высшей школы задачи формирования у молодежи навыков социализации и адаптации к динамично развивающейся среде. Появилась необходимость усиления социализации общественного производства через его направленность прежде всего на удовлетворение разнообразных потребностей человека. Рынок труда стал требовать от вуза «гибких» специалистов для выполнения работы, в процессе которой возникают вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене трудовых операций.

Максимальное удовлетворение потребностей потребителей отражает целевой ориентир и являются главным критерием эффективности управления качеством образования в рамках инновационной деятельности вуза. Поэтому одним из первоочередные организационно-педагогических условий управле-

ния качеством образования в инновационном вузе является мониторинг потребностей основных отраслей экономики и работодателей [2].

В настоящее время Россия практически перешла к системе всеобщего высшего образования. Данный факт объясняется прежде всего резким ростом числа рабочих мест, требующих более сложной и длительной подготовки, чем дает начальное и среднее профессиональное образование. Высшее образование в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке труда позволяет выпускнику легче переходить с одной кадровой позиции на другую. В условиях создания двухуровневой системы подготовки кадров нового типа, обладающих помимо высокого профессионального уровня компетентностью, гибкостью мышления, инновационной активностью особую важность приобретает процесс внедрения в деятельность вуза федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС) вузов. Внедрение в деятельность современного вуза таких стандартов будет способствовать трансформации образования в эффективный механизм социальной и психической адаптации личности, вовлеченной в его систему; обеспечению каждого выпускника индивидуальным инструментарием выстраивания жизненной стратегии, включающей в себя производственную, личную, социальную и иные сферы.

Новые стандарты позволяют выстраивать современные системы профессионального образования вокруг процессов повышения общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Образовательные программы, построенные на их основе, нацелены также на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения технологий.

Показателем конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных услуг является развернутый спектр образовательных программ

высшего, послевузовского и дополнительного образования по укрупненным группам специальностей и приоритетных направлений подготовки для высокотехнологичных секторов экономики, междисциплинарная опережающая подготовка конкурентоспособных кадров, обладающих требуемыми компетенциями для экономики Российской Федерации и ее регионов, на основе модернизации учебного процесса. Ведущие позиции вуза при этом определяются качественным составом профессорско-преподавательских и научных кадров: долей научно-педагогических работников, принимающих участие в подготовке выпускников и выполнении научных исследований, в том числе ученых и преподавателей из ведущих научных центров, иностранных преподавателей и специалистов, представителей бизнеса, академической и отраслевой науки.

Растущий спрос на высшее образование, переход на уровневую подготовку кадров, разнообразие студенческого контингента, потребности в обучении и переподготовке, объединенные в одном понятии «образование на протяжении всей жизни»? актуализируют и делают востребованным непрерывное образование. Обучение, продолжающееся всю жизнь, становится условием человеческого существования. С высоким уровнем образованности общества связываются надежды на устранение разрыва, возникшего между миром, в котором мы живем, и возможностями контроля над ним [2].

Следовательно, открытие в вузе приоритетных направлений подготовки и реализация программ непре-рышного образования для выюокотех-нологичныых секторов экономики составляют одно из важнейших условий управления качеством образования инновационного вуза [3].

Темпы развития науки, высоких технологий, интенсивность информационных потоков в настоящее время настолько велики, что нередко профессорско-преподавательский состав, работая по устаревшим методикам, на слабой лабораторно-учебной базе, не

может эффективно обеспечить образовательный процесс. Традиционные образовательные технологии, ориентированные прежде всего на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения, не вполне способны гарантировать качественную подготовку выпускников. Важнейшая роль при этом отводится современным формам образования, которые должны обеспечивать переход: от образования, усиливающего стресс, к образованию, снимающему необоснованные психические нагрузки; от образования, организованного по принципу «тяжело в учении — легко в бою», к образованию, доставляющему радость как от самого процесса, так и от его результата; от образования, построенного на социальных методах принуждения и наказания, к образованию свободных граждан с высокой личностной мотивацией.

Внедрение в образовательный процесс вуза современных образовательных и информационных технологий требуется прежде всего реализацией компетентностного подхода в рамках ФГОС ВПО. Технологии предполагают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Подготовка кадров для инновационной деятельности носит комплексный характер, обеспечивая «жизненный цикл» инноваций специалистами с

опорой на имеющиеся научные, инженерные, экономические и управленческие школы и с ориентацией на потребности рынка и социальной сферы. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих реализовать основные этапы «жизненного цикла» инноваций: анализ рынка; стратегическое планирование; управление проектами; фундаментальные и прикладные научные исследования; организация инновационной инфраструктуры; опытно-конструкторские разработки; материаловедение и технологические разработки; технологический дизайн; защита интеллектуальной собственности; экспериментальное производство; подготовка производства; производство; продвижение продукта; послепродажный сервис эксплуатации инновации.

Практически все элементы этой деятельности сопряжены с использованием передовых информационных и интерактивных образовательных технологий, которые ориентируют преподавателя на использование таких действий, приемов и форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. В этой связи актуальными являются технологии личностно ориентированного обучения в вузе, направленные на развитие активности личности в учебном процессе на основе всемерного учета способностей обучаемых, создания условий для развития их уникальности. Приоритетное место занимают информационные технологии, реализующиеся в трех вариантах: в качестве «проникающей» технологии (применение информационного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); в качестве основной, определяющей, наиболее значимой из используемых в данной технологии частей; как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются

на применение компьютера). Современный инновационный вуз не может обойтись без технологий здоровьесбе-режения. Данные технологии представлены тремя основными видами: пассивные здоровьесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса; физкультурно-оздоровительные, направленные на решение задач укрепления физического здоровья участников образовательного процесса, повышение потенциала здоровья; технологии воспитания культуры здоровья, обеспечивающие формирование отношения личности к здоровью как к ценности, ответственности за собственное здоровье.

Из сказанного следует, что одним из организационно-педагогических условий в рамках данного исследования можно считать внедрение в образовательный процесс вуза современных образовательным и информационным технологий [4].

В отечественных вузах в сочетании с эффективной системой образования появился мощный сектор фундаментальных исследований для развития среды «генерации знаний». Интеграция образования и науки необходима для скорейшего внедрения в процесс обучения новейших знаний, сокращения разрыва между динамикой их производства и потребления, повышения активности использования ресурсов. Предполагается, что формированию высокопрофессиональной элиты будет способствовать государственная поддержка вузов, в которых действуют сильные научные школы, высокий уровень интеграции науки и образования (МФТИ им. Баумана, МГУ, СПбГУ, НГУ и др.) [1]. Ключевыми формами взаимодействия образования и науки в настоящее время являются созданные на базе вузов учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) и научнообразовательные центры (НОЦ).

Основная концепция внедрения и развития УНИК заключается в теоретико-прикладном обосновании экономи-

ческой эффективности модели развития университетов в форме комплексов с развитой инновационной инфраструктурой. Создание УНИКов позволяет осуществлять профессиональное образование молодежи непосредственно в ходе современных научных исследований, открывает новые возможности для научной карьеры и профессионального роста. Эти комплексы содействуют устранению недостатков «созерцательного» образования, помогают привить обучающимся навыки продуктивной научной деятельности, сформировать их умение организовывать научный процесс: от зарождения идеи до передачи технологий в промышленность и получения коммерческих результатов. УНИКи призваны формировать не только отдельных молодых специалистов, но и целые творческие команды — авторские инновационные фирмы, умеющие решать комплексные научно-технологические задачи. Подготовка таких коллективов представляет собой новую форму поддержки молодых ученых, создающую предпосылки для повышения заинтересованности в научной деятельности.

Организация НОЦ направлена на поддержку естественнонаучных фундаментальных исследований, проводимых в российских вузах. В этих центрах гармонично сочетаются три компонента: образование, исследовательская

деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными, инновационными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями. Кроме того, в рамках функционирования НОЦ обязательным элементом является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе через организацию специальных конкурсов, грантов и проектов.

Интеграция науки и образования также позволяет реализовать проекты по созданию инфраструктуры, например межвузовских ресурсных центров, которые могут централизованно использовать потенциал высшей школы в обучении кадров для инновационной деятельности, проводить мониторинг

инновационных проектов и их сопровождения и продвижения, что способствует активизации в вузах дополнительного профессионального образования в области инноваций, например по вопросам риск-менеджмента, защиты интеллектуальной собственности, технологического аудита, венчурного инвестирования, разработки проектов и бизнес-планов и др.

Высшая школа, имея колоссальный научно-педагогический потенциал, для того чтобы дальше развиваться и действенно влиять на производство, нуждается во взаимодействии с ним. Это объясняется ростом роли вузов в построении региональной инновационной системы, связанной с воспроизводством научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций; производством инновационной продукции и услуг собственными силами; инкубированием и генерацией предприятий малого наукоемкого бизнеса, сотрудничающих с вузом; формированием инновационной инфраструктуры поддержки индивидуальной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы; подготовкой кадров для индивидуальной деятельности; формированием инновационной культуры в бизнес-среде.

На современном этапе развития отдается предпочтение региональной кластеризации, основанной на развитии фундаментальной и прикладной науки в экономической сфере; ускоренном производственном освоении результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; опережающем развитии экономических кластеров региона. Активность вузов в развитии всех указанных видов деятельности позволяет сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.

В связи с этим инновационное развитие вуза в современных социальноэкономических условиях предполагает: эффективное развитие фундаментальных исследований совместно с акаде-

мическими институтами и отраслевой наукой; обеспечение ее взаимодействия с учебным процессом; развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования; реализацию совместных проектов по разработке наукоемкой продукции и формирование совместных инновационных структур; привлечение в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности талантливой молодежи, создание условий престижности научной и научно-педагогической деятельности; подготовку студентов, аспирантов и докторантов вузов по приоритетным направлениям науки и техники с использованием потенциала ведущих научных центров [4].

В качестве связующего звена между образованием, наукой и производством выступают сегодня малые инновационные предприятия, созданные в основном научными сотрудниками и выпускниками вузов для коммерциализации интеллектуальной собственности в сфере высоких технологий. Именно они берут на себя ответственность при разработке новых продуктов и технологий, превращении знаний в товар. Вузы также являются основными базовыми участниками ключевых государственных программ, направленных на содействие развитию инновационного предпринимательства, например, таких, как программы «У. М. Н. И. К.», «СТАРТ».

Одним из направлений взаимодействия образования, науки и производства является развитие интеграции вуза с другими научно-образовательными и научно-производственными организациями, которое основывается на создании совместно с крупными корпорациями регионального, национального и транснационального уровней исследовательских отраслевых лабораторий и исследовательских центров, встроенных в инновационные процессы высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики. Формирование сетевых отношений в секторе высшего профессионального образования с другими научно-образовательными и научно-производст-

венными организациями способствует расширению академической мобильности, развитию дистанционных форм обучения и т. п. Современный инновационный вуз в рамках данного сотрудничества может предложить компании (предприятию), бизнес-структуре имеющиеся законченные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; выполнение новых перспективных научных работ; новые направления повышения квалификации специалистов; кадровое сопровождение новых разработок; целевую подготовку кадров.

В свою очередь, вузы испытывают явную необходимость привлечения научно-образовательных и научнопроизводственных организаций, предприятий, бизнес-структур к участию в формировании профессиональных стандартов и профессиональных компетенций, корпоративного заказа на подготовку кадров, целевой контрактной подготовке кадров, многосторонних договоров: «вуз — студент — работодатель» и двухсторонних договоров «вуз — бизнес-структура»; формировании мест для студенческих производственных практик и др. [3]; бизнес-сообщества к образовательному процессу и корректировке профессиональных образовательных программ в соответствии с намечающимися тенденциями изменений состояния экономики и конъюнктуры рынка, к аттестации выпускников и проверке их компетенций на основе командной проектной деятельности по реальным заданиям со стороны бизнес-структур.

Сотрудничество вуза с научно-образовательными и научно-производственными организациями (в научно-исследовательских институтах, в федеральных государственных унитарных предприятиях, на промышленных предприятиях и др.) требует создания на их основе базовых кафедр, представляющих собой интегрированное структурное учебно-научное подразделение выпускающей кафедры вуза и коммерческих (некоммерческих) организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки, бизнеса, производства,

медицины, органов государственного управления на основе заключения с ними договоров о сотрудничестве. Вне сомнения, управление качеством образования инновационного вуза будет более эффективным при его активном взаимодействии с базовой кафедрой, нацеленной на: интеграцию высшей школы с академической и отраслевой наукой, познание студентами новейших достижений науки, техники и технологий; усиление практической направленности образовательного процесса в вузе; адресную подготовку высококвалифицированных специалистов (включая подготовку кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук, а также повышение их квалификации) по согласованным с партнером профессиональным образовательным программам, соответствующим профилю его деятельности и ориентированным на удовлетворение кадровых потребностей региона.

Подводя итог представленному выше обоснованию, скажем, что интеграция образования, науки и производства в современных условиях необходима для: создания в вузах системы селективного отбора наиболее способных студентов, гарантирующей на профессиональном уровне их востребованность и конкурентоспособность в мировом научном сообществе; организации непрерывного образования в логике: студент — бакалавр — магистр — аспирант — докторант; привлечения студентов к исследованиям в форме НИРС, практик, выпускных бакалаврских и дипломных работ, магистерских диссертаций; интеграции системы повышения квалификации и переподготовки кадров в систему взаимодействия университета и региона; проведения по результатам исследований на базе вузов совместно с академическими учреждениями симпозиумов, конференций и совещаний; эффективного использования материально-технической базы академических учреждений (выделение учебных лабораторий; проведение лабораторных работ на современном действующем оборудовании); активизации процессов коммерциализации резуль-

татов прикладных научных исследований и разработок, передачи технологий в реальный сектор экономики, что обеспечивает повышение качества образования инновационного вуза.

Таким образом, условием, явно необходимым для управления качеством образования инновационного вуза, является развитие в нем системы интеграции образования, науки и производства в процессе подготовки кадров и научно-исследовательских и опытноконструкторских работ.

Известно, что для обеспечения подготовки студентов по установленным специальностям и направлениям, а также для выполнения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров требуется определенная материально-техническая база вуза как совокупность учебных объектов, материальных и технических средств и пр. Качество образования и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в условиях инновационного развития вуза может быть гарантировано при наличии материально-технической базы, включающей уникальное оборудование, средства высокопроизводительных вычислений, центры коллективного пользования (ЦКП).

Уникальное оборудование, средства высокопроизводительных вычислений позволяют включить в учебный процесс выполнение экспериментов на специализированном учебно-научном оборудовании по бакалаврским, магистерским и аспирантским программам, новым учебным дисциплинам, а также по приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности и опытно-конструкторских разработок.

ЦКП как элементы инфраструктуры инновационных вузов, укомплектованные современным оборудованием, обеспечивающим решение комплекса научных и образовательных задач в области прорывных технологий, позволяют создать новые возможности для проведения научных исследований и подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, развития инновационных проектов на основе инте-

грации образовательного, научного и инновационного потенциала вузов.

Необходимость развития ЦКП в структуре материально-технической базы вуза определяется их назначением, направленным на достижение качественно нового уровня повышения качества образования и научных исследований путем формирования современных исследовательских комплексов, отвечающих мировым стандартам по техническим и эксплуатационным характеристикам приборного парка; совершенствования и углубления интеграции образовательного процесса с научными исследованиями через взаимодействие с академическим, вузовским и отраслевым секторами науки; развития инфраструктуры поддержки совместных научных исследований, осуществления корпоративных научных, инновационных и образовательных проектов и др.

Следовательно, обеспечение научнообразовательного процесса и разработок инновационного характера в вузе современной материально-технической базой, включающей уникальное оборудование, средства высокопроизводительных вычислений, ЦКП, выступает в роли одного из важнейших условий управления качеством образования инновационного вуза.

Велением времени и одним из приоритетных ориентиров в рамках совершенствования процесса включения России в мировое образовательное пространство является инициирование развития систем качества в вузах. Система менеджмента качества как часть общей системы управления вузом содействует обеспечению стабильности качества образовательных услуг, гарантии качества подготовки кадров. Так, реализация ФГОС высшего профессионального образования с необходимостью требует: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компе-

тенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообсле-дования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Следовательно, вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке систем управления качеством, получении результативности и эффективности от их внедрения.

Качество высшего образования в рамках инновационного развития вуза, как правило, находит свое отражение в его миссии и стратегических целях, реализации соответствующих программ менеджмента качества, анализе системы менеджмента качества со стороны руководства.

Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования в вузе является наличие в нем сертифицированной системы менеджмента качества. Сертификация дает вузу ряд преимуществ перед другими вузами: повышение гарантии качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей, имиджа вуза, уровня управления качеством образования, а также шансов на победу в конкурсах, грантах, при заключении договоров и контрактов, доверия со стороны инвестиционных компаний. Поэтому одним из необходимых условий управления качеством образования в инновационном вузе является наличие в нем сертифицированной системы менеджмента качества. Между выявленными организационно-педагогическими условиями управления качеством образования инновационного вуза с помощью линейного корреляционного анализа Пирсона были установлены статистические связи.

При нахождении критических значений для вычисленных коэффициентов корреляции Пирсона Гху число степеней свободы рассчитывалось как

к = п - 2. В нашем случае п = 33, поэтому к = 33 - 2 = 31; Гкр. = 0,449 для р < 0,01.

Оказалось, что в основном все расчётные коэффициенты корреляции оказались статистически незначимыми на 1%-м уровне, что подтверждается отсутствием между ними корреляционных связей: все коэффициенты корреляции в основном меньше Гкр. = о, 449.

Такой результат свидетельствует о статистической независимости между собой выявленных в исследовании организационно-педагогических условий. Исключение составила статистически значимая связь между первым и вторым условиями (Гху = 0,623), что говорит об их зависимости друг от друга. Поэтому данные условия быть рассмотрены как одно условие: вступление инновационного вуза в лигу национальных исследовательских университетов и мониторинг потребностей основных отраслей экономики и работодателей.

Таким образом, для эффективного управления качеством образования в инновационном вузе необходимы следующие основные организационнопедагогические условия: мониторинг потребностей основных отраслей экономики и работодателей и вступление инновационного вуза в лигу национальных исследовательских университетов; открытие приоритетных направлений подготовки и реализация программ непрерывного образования для высокотехнологичных секторов экономики; внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий; развитие системы интеграции образования, науки и производства в процессе подготовки кадров и научноисследовательских и опытно-конструкторских работ; обеспечение научнообразовательного процесса и разработок инновационного характера современной материально-технической базой, включающей уникальное оборудование, средства высокопроизводительных вычислений, ЦКП; наличие сертифицированной системы менеджмента качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВЛАДИМИРОВ А. И. О взаимодействии с бизнесом (отраслью) / Рос. гос. ун-т нефти и газа. М. : Недра, 2010. (Из записной кн. президента ун-та, проф. А. И. Владимирова; № 4).

2. КУПИСЕВИЧ Ч. Проблемы непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1988. № 1.

3. САПОЖНИКОВ Г. А., АНАНИЧ М. И. Интеграция образования, науки, бизнеса и власти в системе подготовки высококвалифицированных специалистов // Философия образования. 2007. № 1 (18).

4. СОХРАНЕНИЕ академической базы университета, развитие фундаментальных исследований и инновационной деятельности [Электронный ресурс] / В. А. Власов, К. В. Юши-цин, В. А. Клименов [и др.] // Инновационный университет и инновационное образование: материалы унив. науч.-метод. конф. / НИУ «Томск. политех. ун-т». Томск, 2003. URL: http: //www.tpu.ru/html/ 5-03-03.htm.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.