Научная статья на тему '2019. 04. 017. Ли Дж. Т. , кужабекова А. Формирование локального исследовательского потенциала в сфере высшего образования: концептуальная модель. Lee J. T. , Kuzhabekova A. building local research capacity in higher education: a conceptual model // Journal of higher education policy and management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/1360080x. 2019. 1596867'

2019. 04. 017. Ли Дж. Т. , кужабекова А. Формирование локального исследовательского потенциала в сфере высшего образования: концептуальная модель. Lee J. T. , Kuzhabekova A. building local research capacity in higher education: a conceptual model // Journal of higher education policy and management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/1360080x. 2019. 1596867 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЛОКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 017. Ли Дж. Т. , кужабекова А. Формирование локального исследовательского потенциала в сфере высшего образования: концептуальная модель. Lee J. T. , Kuzhabekova A. building local research capacity in higher education: a conceptual model // Journal of higher education policy and management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/ 10. 1080/1360080x. 2019. 1596867»

передовые исследования, скорость прогресса в этих областях зависит от политики правительства, поскольку основные средства для исследовательских центров университетов поступают от правительства. Кроме того, исследовательские центры в Государственном университете Чэнгун были созданы, когда правительство инициировало программу «Цели для высшего университета» и лучшим университетам были предоставлены финансовые ресурсы. Иными словами, взаимодействие между университетами и правительством было очевидно на начальных этапах развития отрасли.

В заключение автор отмечает, что исследование развития солнечной фотоэлектрической промышленности на Тайване привело его к трем важным выводам. Во-первых, в создании солнечной фотоэлектрической промышленности активное участие приняли фирмы и правительство, которое активно инвестировало в это начинание. Во-вторых, фирмы не очень заинтересованы в сотрудничестве с местными университетами, поскольку они не хотят распространения полученных знаний среди фирм-конкурентов и поскольку местные университеты не могут предоставить им то, что нужно. И наконец, университеты в большой степени зависимы от правительства, поскольку получают от него необходимые ресурсы и финансирование. Поэтому они делают больший акцент на выполнении его требований для получения большего финансирования, что делает их менее заинтересованными в динамичном развитии отрасли. Выявление всех этих проблем, по мнению автора, может быть полезно для организации взаимодействия научных, бизнес- и государственных структур с целью развития инновационных процессов в экономике в будущем.

М.О. Лихачев

2019.04.017. ЛИ Дж.Т., КУЖАБЕКОВА А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ.

LEE J.T., KUZHABEKOVA A. Building local research capacity in higher éducation: A conceptual model // Journal of higher éducation policy and management. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/ 10.1080/1360080X.2019.1596867

Ключевые слова: высшее образование; производство знаний; интернационализация; локальное развитие; исследовательский потенциал; формирование исследовательского потенциала.

Авторы статьи, сотрудник Университета Бата (Великобритания) и Университета им. Н. Назарбаева (Астана, Казахстан), рассматривают проблему формирования локального исследовательского потенциала на основе использования возможностей местных вузов в контексте общей государственной политики, направленной на развитие сектора экономики знаний. В современном контексте усиления глобальной конкуренции эта проблема, по мнению авторов, приобретает особое значение.

Казахстан, пишут авторы, представляет собой показательный пример проведения успешной политики по развитию собственного сектора экономики знаний на региональном уровне. Эта страна относится к группе развивающихся стран с высоким уровнем среднедушевого дохода и обладает значительными запасами природных ресурсов, а также большим объемом трудовых и капитальных ресурсов и достаточно высоким уровнем развития технологий. На фоне других среднеазиатских государств Казахстан обладает вполне достойным научным потенциалом. Финансирование научных исследований осуществляется преимущественно из государственного бюджета при сравнительно слабом участии промышленности и бизнеса. Доля затрат на научные исследования в ВВП составляет примерно 0,17%, что является, безусловно, достаточно низким показателем для страны, претендующей на развитие собственного сектора экономики знаний. При этом вузы получают не более 30% от общей суммы расходов на научные исследования, остальное финансирование приходится на долю независимых исследовательских структур (с. 3)

Исследовательский потенциал авторы статьи определяют в соответствии с дефиницией, зафиксированной в Программе развития ООН (United Nations Development Programme - UNDP) в 1998 г.: «способность индивидов или организаций или отдельных организационных подразделений эффективно выполнять исследователь-

ские функцииОпределение процесса формирования исследовательского потенциала в документах ООН имеет следующую формулировку: «Приобретение индивидами, организациями или

всем обществом в целом возможностей и способностей к поста" 2

новке и достижению поставленных исследовательских целей» . Таким образом, исследовательский потенциал может формироваться и накапливаться как на индивидуальном уровне, так и на уровне организации, а также на уровне локальной или даже общенациональной научной и образовательной системы. На индивидуальном уровне этот процесс представляет собой развитие конкретных карьерных траекторий отдельных ученых-исследователей, получение ими ученых степеней и званий, повышение рейтинга публикуемых результатов их научных исследований. На локальном и общенациональном уровнях этот процесс связан с формированием соответствующей институциональной среды, стимулирующей исследовательскую активность и оказывающей содействие как индивидуальным исследователям, так и исследовательским организациям и коллективам в проведении исследований и публикации, внедрении и популяризации полученных научных результатов.

Для исследования процессов формирования исследовательского потенциала Казахстана на локальном уровне авторы статьи используют данные интервью с сотрудниками ведущих университетов страны, расположенных в двух крупнейших городах - Алма-Ате и Астане. В качестве объектов интервьюирования выступили представители национального академического сообщества и иностранцы, работающие в этих университетах. При этом использовались два критерия: наличие постоянной и полной занятости в одном из казахских университетов и активное участие в текущих исследовательских проектах. В результате были проинтервьюированы 44 представителя академического сообщества: 18 представителей национального академического сообщества и 26 иностранцев. Интервьюируемые представляют 18 различных научных дисциплин и семь исследовательских институтов. Интервью про-

1 United Nations Development Programme. Capacity assessment and development in a systems and strategic management context // Technical advisory paper. -N.Y., 1998. - N 3.

2 UNDP practice note: Capacity development. - N.Y., 2008. - 30 p.

водились с использованием аудиозаписи и последующей расшифровкой с целью детального анализа.

Прежде всего респондентов просили оценить процесс формирования исследовательского потенциала в системе высшего образования Казахстана в контексте государственной политики, стимулирующей этот процесс. Многие участники выразили мнение, что для казахской системы науки и высшего образования развитие исследовательского потенциала является необходимым условием ее модернизации и приближения к европейским и общемировым стандартам. Многие респонденты также отмечали, что развитие экономики, базирующейся на знаниях, является для Казахстана магистральным направлением диверсификации его экономики и ухода от моноспециализации, связанной с преимущественной эксплуатацией природных ресурсов. Кроме того, интервьюируемые рассматривали развитие исследовательского потенциала как способ повышения влияния страны в мире и национального престижа. Однако многие подчеркивали, что курс на развитие исследовательского потенциала национальной системы науки и образования часто является во многом декларативным и страдает от отсутствия активных действий в этом направлении со стороны государства.

В качестве ключевых элементов развития исследовательского потенциала большинство интервьюируемых выделили развитие инфраструктуры и финансирование. При этом часть респондентов подвергли сомнению термин «локальный исследовательский потенциал», поскольку считали, что современные условия глобализации и широкого развития сетей международного сотрудничества в сфере научных исследований делают его бессмысленным. Большинство исследовательских проектов реализуется с участием научного и исследовательского потенциала самых разных стран и регионов. Этого мнения придерживались главным образом представители естественных и технических наук. Другая часть интервьюируемых, представляющая гуманитарные науки, напротив, находила применение термина «локальный исследовательский потенциал» вполне обоснованным. Они аргументировали это тем, что использование иностранных исследовательских ресурсов не изменяет национальной исследовательской повестки дня и национальной специфики исследовательских подходов. Участие иностранных ученых в реализации национальных исследовательских

проектов существенно не меняет характера научной деятельности, осуществляемой на локальном уровне, а наоборот, заставляет иностранных специалистов глубже погружаться в национальный исследовательский контекст.

Эти расхождения, по мнению авторов статьи, являются основанием для более углубленного анализа понятия «локальный исследовательский потенциал». С одной стороны, этот термин может включать совокупность научных и исследовательских ресурсов, используемых в рамках местной научной инфраструктуры, что не исключает привлечения внешних ресурсов для реализации различных научных проектов. С другой стороны, он может означать потенциал исследований, включенных в специфический национальный контекст и решающих специфические локальные научные проблемы.

Значительное число участников интервью связывали формирование локального исследовательского потенциала с формированием и накоплением человеческого капитала в системе науки и высшего образования. Этот процесс прежде всего связан с функционированием системы высшего образования, которая формирует кадры, обладающие высокими профессиональными характеристиками. От качества работы этой системы напрямую зависит локальный исследовательский потенциал. Именно она формирует профессиональные кадры для исследовательской деятельности, и объем их предложения на локальном рынке научного труда непосредственно зависит от способности системы высшего образования формировать соответствующие компетенции у выпускников. Многие иностранные участники интервью видят свою роль в казахской системе высшего образования прежде всего в том, чтобы повысить качество формируемого здесь человеческого капитала и интенсифицировать процесс развития исследовательских компетенций у студентов.

Многие респонденты говорили о трудностях и препятствиях на пути формирования локального исследовательского потенциала. К числу таких препятствий они отнесли: отсутствие достаточной гибкости управленческих структур; неоправданные требования получения быстрого научного результата, исходящие от руководства; недостаток финансирования и связанный с этим низкий уровень оплаты труда работников в сфере науки и образования;

слабую материальную базу; нехватку современного оборудования для проведения исследований. Особенно часто в качестве факторов, отрицательно влияющих на развитие локального исследовательского потенциала, выделялись бюрократизация управленческих структур и отсутствие необходимой поддержки и стимулирования научной деятельности с их стороны.

Авторы статьи полагают, что результаты проведенного ими исследования позволяют объективно оценить перспективы и трудности развития локального исследовательского потенциала в современном Казахстане и могут способствовать формированию концептуальных представлений о путях его дальнейшего развития и о совершенствовании государственной политики в этой сфере.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.