Научная статья на тему '2019. 04. 016. Вэнь Д. -В. Взаимодействие университетов, фирм и правительства в экономике, основанной на импорте знаний, на примере создания индустрии солнечных фотоэлектрических элементов на Тайване. Wen D. -W. university-firm-government interactions in a knowledge-importing economy: implications based on the creation of the solar photovoltaic industry in Taiwan // technology analysis & strategic management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 09537325. 2019. 1599348'

2019. 04. 016. Вэнь Д. -В. Взаимодействие университетов, фирм и правительства в экономике, основанной на импорте знаний, на примере создания индустрии солнечных фотоэлектрических элементов на Тайване. Wen D. -W. university-firm-government interactions in a knowledge-importing economy: implications based on the creation of the solar photovoltaic industry in Taiwan // technology analysis & strategic management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 09537325. 2019. 1599348 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗДАНИЕ ИНДУСТРИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ / ФИРМАМИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ / ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ИМПОРТЕ ЗНАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 016. Вэнь Д. -В. Взаимодействие университетов, фирм и правительства в экономике, основанной на импорте знаний, на примере создания индустрии солнечных фотоэлектрических элементов на Тайване. Wen D. -W. university-firm-government interactions in a knowledge-importing economy: implications based on the creation of the solar photovoltaic industry in Taiwan // technology analysis & strategic management. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1080/ 09537325. 2019. 1599348»

2019.04.016. ВЭНЬ Д.-В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ, ФИРМ И ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ИМПОРТЕ ЗНАНИЙ, НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ИНДУСТРИИ СОЛНЕЧНЫХ ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ТАЙВАНЕ.

WEN D.-W. University-firm-government interactions in a knowledge-importing economy: Implications based on the creation of the solar photovoltaic industry in Taiwan // Technology analysis & strategic management. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10.1080/ 09537325.2019.1599348

Ключевые слова: создание индустрии; сотрудничество между университетами, фирмами и правительством; экономика, основанная на импорте знаний.

Автор статьи, сотрудник Государственного университета Чэнгун (Тайвань), рассматривает проблемы взаимодействия университетов с фирмами и государственными структурами в процессе создания новых отраслей и производств в условиях экономики, осуществляющей активный импорт знаний и технологий.

В экономике, базирующейся на знаниях, взаимодействие университетов и частных фирм - одна из основных движущих сил технологического прогресса, способствующих внедрению и распространению инноваций, созданию новых отраслей и производств. Участие в этом процессе государственных структур, стимулирующих и координирующих такое взаимодействие, придает сотрудничеству между университетами и частными фирмами дополнительный динамизм и существенно повышает его продуктивность. Современная литература по этой теме предлагает разные оценки роли государственных структур как стимулятора инновационных процессов. Одни авторы склонны считать их роль основополагающей, другие, напротив, оценивают влияние государства как незначительное. Автор статьи полагает, что для развивающихся стран, идущих по пути заимствования технологий и стремящихся имитировать развитие экономики, основанной на знаниях, по примеру развитых стран, роль государственных структур в этом процессе является если не основополагающей, то весьма значительной, поскольку в экономиках развивающихся стран инновационные процессы нуждаются в постоянном внешнем стимулировании.

Несмотря на то что взаимодействие университетов, частных фирм и государства давно стало объектом исследования в литературе по стратегическому управлению, специфика такого взаимодействия, связанная с созданием принципиально новых для экономики отраслей и производств, практически не рассматривалась. Более того, отмечает автор, специфика подобных процессов в экономике, импортирующей новые знания и технологии, в сравнении с экономикой, которая генерирует новые технологии самостоятельно, вообще никогда не исследовалась. Автор статьи рассматривает этот процесс на примере становления индустрии солнечных фотоэлектрических элементов на Тайване. Этот процесс начался в середине 1990-х годов, и с самого начала в него включились более сотни компаний и были сделаны значительные частные инвестиции. Акции фирм, работающих в данной индустрии, чрезвычайно высоко котировались на тайваньском фондовом рынке на протяжении десятилетия (1995-2005). К концу этого периода Тайвань занял четвертое место в мире по производству солнечных фотоэлектрических элементов. Однако к 2010 г. произошло переполнение мирового рынка этой продукцией, что вызвало существенное падение мировых цен. Это привело к кризису отрасли в мировом масштабе. Огромное количество фирм потерпели убытки и в результате разорились. После этого процесс развития новой индустрии на Тайване существенно замедлился.

По мнению автора, формирование индустрии по производству солнечных фотоэлектрических элементов представляет интерес прежде всего потому, что роль государственных структур в ее создании была критически важной. Тайваньские университеты также принимали активное участие в этом процессе в тесном взаимодействии с работающими в отрасли частными фирмами и государственными структурами. Для исследования этого взаимодействия автором статьи было проведено исследование, в котором он использовал две группы источников: 1) отчеты компаний, документы и базы данных, размещенные на их официальных сайтах; 2) интервью с представителями индустрии, университетов, правительства и другими экспертами, освещающие различные аспекты процесса становления индустрии и участия в этом процессе университетской науки, частных фирм и органов государственного

управления. Эти источники позволили автору реконструировать данный процесс во всех существенных деталях.

Проведенный автором анализ показал, что еще в середине 1990-х годов правительство Тайваня поставило задачу перехода на альтернативные источники энергии, в частности на широкое использование солнечной энергии. Первоначально дело ограничивалось созданием нескольких экспериментальных площадок, на которых демонстрировались возможности нового способа получения энергии. Но первая фирма - Motech, которая стала заниматься производством солнечных фотоэлектрических элементов, была основана на Тайване только в 1997 г. Университетские исследовательские центры подключились к процессу в 1999 г. Непосредственно в ИР новой отрасли были вовлечены Центр исследований фотовольтаики Университета Миндао (Mingdao University) и Национальный океанический университет Тайваня (National Taiwan Ocean University).

В 1996 г. Национальный тайваньский университет установил автономную солнечную фотоэлектрическую систему для эксперимента (M3), а с начала 1990-х годов Научно-исследовательский институт промышленных технологий активно инвестировал в исследования и передачу технологий в солнечной фотоэлектрической промышленности (M8). После привлечения этих ведущих научно-исследовательских институтов четыре университета создали исследовательские центры (Национальный центральный университет, Университет науки и техники Чэнь Синь, Национальный первый университет науки и техники Гаосюна и Национальный университет Тайваня). Первый университетский исследовательский центр, который занимался солнечными фотоэлектрическими исследованиями, был создан в 1999 г., а в 2000 г. к нему присоединились еще три университета. Это стало сигналом к участию университетов в создании солнечной фотоэлектрической промышленности на Тайване. Содействие правительственных структур в развитии новой отрасли началось в 2000 г. и приняло наиболее активные формы в начале 2002 г. В дальнейшем сотрудничество частных фирм, университетов и государственных структур в строительстве отрасли только расширялось и достигло своего пика в 2007 г., после чего этот процесс стал замедляться.

В 2001-2002 гг. тайваньское правительство стало проводить активную политику, поощряющую использование солнечных батарей. Таможенные пошлины на импорт были снижены до нуля, что облегчило закупку новых технологических продуктов и оборудования. Кроме того, были введены меры поощрения для фирм, вступающих в новую отрасль: снижен до нуля налог на прибыль, предоставлены бюджетные субсидии на проведение ИР в данной сфере, обеспечено получение займов под процентную ставку существенно ниже рыночного уровня. Все эти меры значительно улучшили положение фирм в новой отрасли и повысили ее инвестиционную привлекательность, что привело к притоку в отрасль большого количества частных инвестиций. Этим и был обусловлен бум в создании новых фирм, который пришелся на 2004-2007 гг. -период, когда введенные правительством меры стали активно применяться на практике и давать соответствующую отдачу.

В дополнение к созданию демонстрационных площадок и политическим стимулам правительство также осуществляло меры, направленные на формирование бизнес-среды, в рамках которой руководители научных центров могли получить доступ к основным лицам, принимающим решения о вхождении фирм в отрасль. Это способствовало укреплению взаимодействия между университетской наукой и бизнесом и создавало условия для привлечения необходимых финансовых и научных ресурсов. Однако, отмечает автор статьи, в некоторых интервью, которое дали представители бизнеса, учувствовавшие в развитии отрасли, содержатся негативные оценки роли государственных структур. В частности, они отмечали, что государственные чиновники часто преследовали свои личные интересы и больше заботились о том, чтобы презентовать свою положительную роль в развитии новой индустрии перед лицом общественности, чем о том, чтобы развивать новую индустрию. Некоторые респонденты также утверждали, что чиновники иногда использовали процесс государственного кредитования отрасли для получения личных финансовых выгод. Эти утверждения свидетельствуют о наличии скрытого конфликта интересов между бизнес-структурами и органами государственного регулирования.

Определенные трения возникали и при взаимодействии между правительством и университетами. Несмотря на то что университеты получают нужную информацию и технологии и проводят

передовые исследования, скорость прогресса в этих областях зависит от политики правительства, поскольку основные средства для исследовательских центров университетов поступают от правительства. Кроме того, исследовательские центры в Государственном университете Чэнгун были созданы, когда правительство инициировало программу «Цели для высшего университета» и лучшим университетам были предоставлены финансовые ресурсы. Иными словами, взаимодействие между университетами и правительством было очевидно на начальных этапах развития отрасли.

В заключение автор отмечает, что исследование развития солнечной фотоэлектрической промышленности на Тайване привело его к трем важным выводам. Во-первых, в создании солнечной фотоэлектрической промышленности активное участие приняли фирмы и правительство, которое активно инвестировало в это начинание. Во-вторых, фирмы не очень заинтересованы в сотрудничестве с местными университетами, поскольку они не хотят распространения полученных знаний среди фирм-конкурентов и поскольку местные университеты не могут предоставить им то, что нужно. И наконец, университеты в большой степени зависимы от правительства, поскольку получают от него необходимые ресурсы и финансирование. Поэтому они делают больший акцент на выполнении его требований для получения большего финансирования, что делает их менее заинтересованными в динамичном развитии отрасли. Выявление всех этих проблем, по мнению автора, может быть полезно для организации взаимодействия научных, бизнес- и государственных структур с целью развития инновационных процессов в экономике в будущем.

М.О. Лихачев

2019.04.017. ЛИ Дж.Т., КУЖАБЕКОВА А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ.

LEE J.T., KUZHABEKOVA A. Building local research capacity in higher éducation: A conceptual model // Journal of higher éducation policy and management. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/ 10.1080/1360080X.2019.1596867

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.