Научная статья на тему '2019.04.009. ПЕГОРАРО Л. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. PEGORARO L. CONSTITUCIONALIZACIóN DEL DERECHO Y CULTURA CONSTITUCIONAL // UNED. REVISTA DE DERECHO POLíTICO. - MADRID, 2019. - N 104. - P. 13-57'

2019.04.009. ПЕГОРАРО Л. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. PEGORARO L. CONSTITUCIONALIZACIóN DEL DERECHO Y CULTURA CONSTITUCIONAL // UNED. REVISTA DE DERECHO POLíTICO. - MADRID, 2019. - N 104. - P. 13-57 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.04.009. ПЕГОРАРО Л. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. PEGORARO L. CONSTITUCIONALIZACIóN DEL DERECHO Y CULTURA CONSTITUCIONAL // UNED. REVISTA DE DERECHO POLíTICO. - MADRID, 2019. - N 104. - P. 13-57»

Общее неформальное соглашение представляется Белл необходимой предпосылкой для формирования социальных и политических отношений в рамках формальных конституционных институтов. Стремясь к «нормальной» либерально-демократической конституции, либеральные миротворцы, по ее мнению, склонны недооценивать характер лежащей в ее основе политической сделки, формирующей хрупкое равновесие и возможности стабильного правительства, необходимого для обеспечения равенства и прав человека. Они часто не понимают тонкостей политической сделки, на которой основывается конституция.

Таким образом, конституционные теоретики и юристы, полагает автор, должны лучше понимать, что процесс разработки конституции выиграет от большего внимания к взаимосвязи между конституционным текстом и инклюзивным политическим урегулированием. Концепция глобального конституционализма должна касаться не только глобальной конституции или глобального подъема конституционализма, но и новой интернационализированной практики регулирования внутреннего конституционного процесса. В этом контексте стоит обратить внимание на основополагающие вопросы, касающиеся пропаганды конституций как механизма обеспечения более эффективного управления в переходных режимах, охваченных конституционным процессом [с. 32].

И.А. Умнова (Конюхова)

2019.04.009. ПЕГОРАРО Л. КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.

PEGORARO L. Constitucionalización del derecho y cultura constitucional // UNED. Revista de Derecho Político. - Madrid, 2019. -N 104. - P. 13-57.

Ключевые слова: конституционализация; конституционное право; конституционализм; правовая культура; конституционная культура; традиции; обычаи.

Известный специалист в области публичного права, профессор Университета Болоньи (Италия) Лучио Пегораро, в своей статье анализирует теоретические аспекты конституционного права, вытекающие из сложностей, которые претерпевают принципы конституционализма в тех странах, где конституционная культура от-

личается от западной, и возможность использования опыта тех стран, в которых произошла конституционализация традиций и обычного права.

Открывается статья анализом понятийного аппарата науки, относящегося к теме (понятия «право», «конституция», «конституционализм», «правовая культура», «конституционная культура»). Автор рассматривает данные понятия на основе сравнения этноцентрического западного подхода как подхода евроатлантического и подходов иных правовых традиций, в которых понятия гармонии, счастья, семьи и другие аналогичные понятия предопределяют понимание и трактовку права. Пегораро считает, что западный подход, согласно которому именно Запад является «мастером закона», а остальные только повторяют его достижения, отражает непонимание изменений, происходящих в праве. Расширение западного понятия права до понятия, свойственного другим системам, означает для западной науки отказ, по крайней мере частичный, от традиционной методологии и учет выводов социологии и антропологии, а также приспособление к западной лексике практически непереводимых для нее понятий. Это означает также предельно широкую трактовку права как процедуры, которая ограничивает человеческое поведение, отказ от различия между установленными государством и установленными обществом нормами, что маловероятно.

Анализируя понятие конституции, автор отмечает его многозначность, выражаемую в науке нередко дополнительными прилагательными (материальная, формальная и т.д.), нацеленными на раскрытие разных сторон данного явления. Производный от понятия «конституция» конституционализм изначально возник во второй половине XVIII в. как политическое и идеологическое движение, имеющее своей исторической целью преодоление абсолютизма и воодушевленное намерением создавать не только новые политические нормы, но и новое общество, причем одним из важнейших его инструментов стало разделение властей. Однако поскольку в XIX и XX вв. развитие конституционализма не было однозначным и переживало периоды упадка и взлета, контраст между намерениями и реальностью, которая к тому же оказалась первоначально ограниченной небольшой группой стран, привел к тому, что конституционализм развивался в двух направлениях: путем

расширения географии конституционного феномена и совершенствования юридических и политических механизмов, гарантирующих эффективность двух базовых принципов конституционализма: свободы и равенства.

Для характеристики правовой культуры автор использует концепцию Р. Сакко (Sakko) о «формантах» (термин, применяемый для обозначения групп норм и правил, которые способствуют установлению правового порядка в группе в определенном месте и в определенное время; главные форманты в современном праве -закон, доктрина и юриспруденция, т. е. набор решений законодателей, экспертов и судей) и «криптотипах» (присутствующих в различных правовых системах моделей, которые проявляются в решении правовых вопросов). Последние, даже если они четко не сформулированы, интуитивно понятны применяющим национальное право и относятся для них к числу «очевидных вещей». По мнению автора, сложность для юристов состоит как раз в избавлении от набора «криптотипов», присутствующих в его правовой системе. Конституционная культура - это правовая культура, которая принимает, чтит верховенство конституции, но не любой, а с разделением властей и гарантиями прав человека [с. 22].

Современная конституционная культура растет за счет кон-ституционализации права, по мере того как конституция (и ее доктрина) становится важной составной частью правового государства. Процесс конституционализации права раскрывается в статье через описание исторического процесса от появления буржуазных конституций и распространения последних в других регионах до появления современного течения неоконституционализма. Последнее автор характеризует как «атаку на конституционализм», как идею о верховенстве прав человека при отрицании верховенства конституции как фундаментального закона [с. 30-33].

Более детальный анализ процессов интеграции автохтонных культур в конституционализм и его отторжения автор осуществляет на примере индуистского, китайского, исламского, японского и социалистического права, отмечая те черты, которые препятствуют полноценному утверждению конституционализма. Основная часть проанализированных примеров относится к влиянию обычного или религиозного права (в отношении индуистского права подчеркивается, что оно скорее «вдохновлено» религиозными нормами, чем

является религиозным правом в собственном смысле, поскольку индуизм не содержит правовых норм, они выводятся из Вед, представляющих собой совокупность религиозных гимнов и песен в стихах); социалистическое право рассматривается как продукт особой организации государства, в котором не признается разделение властей, власть концентрируется в руках одной партии. Конституция социалистического государства содержит принципы организации социалистического государства, она не является нейтральной, закрепляя власть рабочих и крестьян, в противоположность либеральному принципу разделения властей в ней закрепляется единство государственной власти, соответственно в нем наблюдается отличная от западной аксиология отношений индивида и государства.

В работе отмечается, что в рамках современного публичного права предпринимаются определенные попытки примирения обычного и конституционного права. М. Кардуччи (М. СаМисс1) ввел термин «альтруистическое конституционное право», т.е. конституционное право, признающее традиции и обычаи на основе концепции правового плюрализма, который автор использует для анализа положений конституций Эквадора, Намибии, Ботсваны, Бутана, Южной Африки и Мадагаскара [с. 36-39, 45, 47, 55 и др.].

Автор полагает, что есть и нечто общее между обычным или религиозным правом и современным конституционным правом: если первые считают ключевым то, что право, установленное предками, должно оставаться неизменным, сохраняться, то и современное конституционное право возникло не на пустом месте, а базировалось на предшествующем праве.

Возникает вопрос: могут ли быть решения по поиску баланса между традиционным правом и правом, исходящим от государства, разработанные в Латинской Америке, Африке и Азии, экспортированы в другие регионы, где требуется, хотя и другое по форме, но аналогичное по содержанию согласование? Например, в Латинской Америке совсем недавно были сначала на законодательном, а затем и на конституционном уровне не только признаны собственно индивидуальные и коллективные права коренных народов, но и в конституционные параметры инкорпорированы их ценности. В Европе же проблема состоит не в притязаниях ранее существовавших сообществ, а в прибытии новых сообществ, которые являются носителями отличной от европейской культуры, однако, несмотря на

существенное различие в ситуации, по мнению автора, это не мешает изучать опыт Латинской Америки, Африки и Азии по решению проблемы поиска равновесия между различными культурными ценностями.

Г.Н. Андреева

2019.04.010. МОСИН С.А. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРЕЗУМПЦИИ-ПРИНЦИПЫ. - М.: Юстицинформ, 2018. - 136 с.

Ключевые слова: правовой принцип; конституционные принципы; правовая презумпция; принцип конституционности; принцип добросовестности.

Правовые принципы являются неотъемлемой частью правовой системы государства, ее исходными началами. Ключевую роль и влияние этих правовых категорий на все сферы современной общественно-политической жизни невозможно переоценить. Так, Конституция РФ в качестве основ конституционного строя закрепляет комплекс взаимосвязанных установлений - конституционных принципов, формирующих все стороны государственно-правового устройства и направления их развития, которые находят свое развитие в иных конституционных положениях. В состав таких принципов входят презумпции, имеющие основополагающее значение для всей правовой системы.

Исследование С.А. Мосина посвящено изучению взаимосвязи презумпций-принципов во взаимосвязи с основополагающими принципами конституционности и добросовестности. Оно состоит из двух глав («Правовые принципы и презумпции: Основные научно-правовые характеристики» и «Характеристика основополагающих конституционных принципов и презумпций-принципов») и восьми разделов.

Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение [с. 21]. Таким образом, правовым принципам необходимо надлежащее и соответствующее выполняемым ими функциям нормативное закрепление, поэтому они зачастую находят свое выра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.