турных жанров, характерных для ее времени, которые она вводит в текст. Этот автопортрет, на самом деле ученый в достаточной мере, отвергает ученость в пользу подхода менее профессионального, но более качественного.
Произведение Маргариты лежит в основе традиции женских «мемуаров», которые будут популярны в Европе, в основе традиции повествования о себе доверительного, простого, насыщенного тщательно замаскированными особенностями литературных моделей. Маргарита играет жанрами, подобно Селимене, героине Мольера, однако она делает это с целью создать образ персонажа во времени. Она очаровывает читателя виртуозностью и разнообразием своих литературных дарований, демонстрируя широкие культурные суждения. В своих «Мемуарах» Маргарита создает персонажа полностью литературного, осознает влияние литературы на самосознание и отображение реальности в тексте. Литература становится для нее коротким путем от себя к самой себе, а также к другому - к будущему читателю.
А.В. Демахина
ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII вв.
2019.03.014. СТЕЙНБИ Л. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТИВНОСТЬ И ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ XVIII ВЕКА. STEINBY L. Temporality, subjectivity and the representation of characters in the eighteenth-century novel // Narrative concepts in the study of eighteenth-century literature. - Amsterdam: Amsterdam univ. press, 2017. - P. 135-160.
Ключевые слова: повествование; нарратив; нарратология; темпоральность; субъективность; время; длительность; роман; XVIII век.
Лииса Стейнби, профессор Университета Турку, рассматривает изменение повествования и изображения персонажей на примере двух произведений - «Молль Флендерс» (1722) Даниэля Дефо и «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) Иоганна Вольфганга фон Гёте. Она фиксирует не только изменения повествования в романе XVIII в. по сравнению с романом предыдущего столетия, но и изменения, которые роман претерпел в продолжение века.
Прежде всего изменилось восприятие времени и, в связи с этим, понимание основ человеческого существования. Изменилось представление о реальности; платонико-аристотелевский и средневековый взгляд, предполагавший наличие у вещей неизменной идеальной сущности, сменился концепцией первичной реальности, состоящей из конкретных вещей, которые мы воспринимаем, всегда существующих в определенном месте и времени. Возникает интерес к конкретной личности и ее опыту. Индивидуализация персонажей также ведет к потере доверия к традиционным паттернам действия, к традиционным сюжетам. Для нового романа становится характерно рассматривать жизнь человека как исторический процесс, повествование происходит в определенном месте и в определенном времени. И сама история больше не рассматривается как повторение аисторичных паттернов, а включает в себя постоянное создание чего-то нового. В традиционном обществе мир казался неизменным и, соответственно, будущее должно быть подобным прошлому. В новом же историческом понимании восприятие прошлого и будущего расходятся: что произошло в прошлом, не должно вернуться в том же виде в будущем. Создавая историю, человечество в то же время создает само себя: история понимается как бесконечное самоутверждение человечества.
Человек воспринимается не как идеальный представитель всего человечества или разновидность внеисторичного типа характера, но как уникальная личность. Возможности человека больше не определяются однозначно местом в обществе, отведенном ему при рождении, поэтому внимание устремляется к внутренней жизни личности. Разнообразие функций, которые человек должен совмещать в себе в нововременном обществе, привело к необходимости поиска внутри индивидуальности цельной сущности. Однако человек не есть нечто статичное: как и человечество, которое может осознать свой потенциал только в процессе истории, так и личность становится собой только в процессе развития.
Лииса Стейнби отмечает, что в барочном романе нет внутренней связи между событиями и героями, которые эти события переживают: их намерения и действия не определяются тем, с чем им приходится столкнуться. Между событиями образуется не горизонтальная, причинно-следственная связь, а вертикальная: Провидение и Фортуна - вот с помощью чего испытывается добродетель
персонажей барочного романа. Временные координаты расплывчаты и неясны - «внезапно», «на следующий день». Темпоральность как измерение, в котором герои развиваются или внутренне меняются, совершенно отсутствует в таком типе романа.
Главная героиня романа Даниэля Дефо «Молль Флендерс», подобно героине барочного романа, претерпевает огромное количество бедствий и приключений, однако мир романа - это узнаваемый, повседневный быт Англии того времени. Он не описывается детально и служит лишь декорациями к действию, здесь нет эстетической цели в изображении этого мира. Пространство и предметы являются лишь реквизитом для сюжета. Однако Молль обращает внимание на стоимость этих вещей, она на все смотрит оценивающим взглядом. То, как она воспринимает вещи, следует из ее места в этом мире: мать Молль - каторжница, а отца она никогда не знала. Это история выживания девочки и женщины, без семьи и связей, которая может положиться только на собственную изобретательность. Таким образом, хотя история Молль полна удивительных поворотов и приключений, она, в отличие от барочных романов, имеет внутреннее единство, - именно ее стремление к стабильности и безопасности определяет ее отношение к событиям и другим людям, а также ее восприятие времени.
Время - важное измерение в истории Молль. С самого начала она уведомляет читателя о своем возрасте и продолжает это делать на протяжении всего романа. Это не просто фиксация хода времени; это то, от чего зависят шансы Молль на успех. В разные годы жизни она предпринимает разные попытки обеспечить себе надежность и безопасность. Возраст здесь не величина, которой измеряется взросление и опытность героини, но условие, от которого зависит тот план действий, который поможет героине выжить.
Молль оценивает время подобно тому как она оценивает вещи: вопрос всегда в том, на какое количество времени хватит денег. Ее борьба за выживание также является той точкой зрения, с которой она рассматривает других персонажей, в том числе своих мужей, которых она может искренне любить, но которые изображены просто как гаранты безопасности.
В истории жизни Молль есть определенный ритм: периоды ненадежности, опасности, когда ее жизнь зависит от ее собственных инициатив и действий, описаны детально и подробно; периоды
замужества и относительной безопасности описаны очень кратко и схематично. Ход времени - угроза, когда средства к существованию иссякают, однако время становится ценностью, когда оно предоставляет возможность увеличить имущество. Можно сказать, что повествование о жизни Молль серийно и повторяемо, потому что именно ее социальное положение определяет повествовательное время и, таким образом, наделяют историю некоторым ритмичным паттерном.
Таким образом, внутренняя логика истории жизни Молль - и ее временная структура - обусловлена ее характером и ее главной жизненной проблемой. Ритм ее истории образуется сменой спокойных и пассивных периодов ее жизни рискованными и активными периодами. Во время первых повествование сжато, во время вторых - расширено. Это указывает на то, что длительность и ритм повествования зависят от содержания, которое в свою очередь зависят от исторических условий - в данном случае небезопасного положения женщин без состояния в Англии XVIII в.
В романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» категория времени охватывает и самосознание самого героя. Хотя и в «Молль Флендерс» героиня уже не представляет общий тип, ее индивидуальные черты все равно не играют большой роли в повествовании. Она отлично понимает и определяет людей, которые ее окружают, и если нет необходимости в их подробном описании для рассказа об основной истории выживания Молль, то описание их характера дается крайне сжато. В романе Гёте человек, включая главного героя, не определяется как некоторая неизменная данность. Герой Гёте не только меняется, но эти изменения осложняют и его самоопределение, и самоидентификацию, потому что они тоже подвижны.
Традиционно под романом воспитания понимается некий сюжет, где герой развивается и проходит путь от поиска к цельной и развитой личности. Однако Лииса Стейнби утверждает, что «Годы учения Вильгельма Мейстера» - не история его воспитания, а повествование о разных и многочисленных опытах Вильгельма, из которых он пытается построить историю своего становления.
Хотя еще Генри Филдинг создает новый вид истории, «частную историю», он «описывает не людей, а поведение». Его герои представляют собой разные типы характеров, однако он не заимст-
вует эти характеры из литературы, а основывает их на своих собственных наблюдениях. Однако из-за атемпоральности его повествования о героях они все равно остаются «законсервированными». Напротив, немецкий роман второй половины XVIII в. стремится показать именно изменение героя через его внутреннее взросление или через взаимодействие с миром. К концу века происходит революция в описании персонажей. Идентичность личности - это нечто, требующее определения в каждом отдельном случае. Уникальность личности формируется ходом времени. Такой поиск идентичности можно назвать «нарративной идентичностью». Так, главный герой не может описать характер Лотты в романе «Страдания юного Вертера», а описывает ее поступки, контекст, в котором он ее впервые увидел. Роль автора и читателя меняется: вместо авторитетного мнения автора о герое, читатель получает множество ситуаций, из которых ему самому приходится вычленить и собрать целое.
«Годам учения...» предшествовала рукопись «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», которая стала сюжетной основой первых пяти книг окончательного романа. Однако Гёте пересмотрел стиль повествования в произведении. Хотя и в рукописи, и в романе оно является гетеродиегетическим, в «Театральном призвании...» намного больше взгляда самого повествователя на события и героев, в то время как в «Годах учения.» суждение и интерпретация о происходящем и окружающих предоставлены Вильгельму и читателю.
Так, описание Филины состоит из повествования о ее привычках, поступках, словах. Оно живое, а не статичное. Его динамизм обусловливает и непостоянство отношения главного героя к ней. Автор повествует о ситуациях, в которых принимают участие она и Вильгельм, и в каждой ситуации он воспринимает ее по-разному. Это создает неоднозначность и многогранность персонажа и его отношений с другими героями. В то же время это показывает динамику мышления и чувств самого Вильгельма, который, как и читатель, вынужден постоянно менять, дополнять и перепроверять свое отношение к Филине. Раскрытие идентичности героя через конкретные действия и ситуации - часть предметного мышления Гёте, его стремления описывать конкретные объекты, а не абстракции.
Сам Вильгельм не может быть надежным источником и верификатором «правильности» отношения к другим персонажам и событиям его жизни. В начале романа Гёте сразу показывает, что попытки Вильгельма написать сюжет и историю своей жизни обречены на провал, и тем самым дискредитирует его как надежный источник для читателя. Планы Вильгельма и планы его невесты Марианы на будущее различны, так как они разные личности, и желание Вильгельма выстроить свою жизнь, включив туда возлюбленную, не может исполниться.
Главный герой постоянно ошибается в своих прогнозах на будущее и в своих представлениях о последствиях, которые будут иметь его решения. Гёте показывает, что сама природа разнообразного опыта в жизни человека не позволяет загнать их в повторяющийся и предсказуемый паттерн. Он оставляет характеры героев и событий такими же неочевидными, какими они являются и в настоящей жизни. Его «объективность» повествования ведет к многообразию субъективных восприятий читателя, так как он оставляет за ним решение как относиться к тому или иному событию. «Нарративной идентичности» невозможно достичь, а ее поиск есть темпоральный процесс, в который читатель вовлечен, как и сам Вильгельм.
Таким образом, Л. Стейнби показывает рост значения категории времени в XVIII в. и ее усложнения к концу века. Переживание времени - это не календарное время и не время на часах. Уже в «Молль Флендерс» время окрашено субъективностью и характером главной героини, а в романе Гёте изображение героев и их поступков само наделяется длительностью, темпоральностью, динамикой. Время становится категорией, которая не просто структурирует и наличествует в романе, но определяет то, как нечто в романе повествуется и изображается.
М.Э. Федотова
2019.03.015. Т.Г. ПЕТРОВА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ПОЭЗИИ XVIII в. (Обзор).
Ключевые слова: поэзия XVIII в.; чувствительность; А.П. Сумароков; анакреонтическая поэзия; Г.Р. Державин; одическая поэзия; Е.И. Костров; басни; В.И. Майков; «Душенька»; И. Богданович; одическая элегия; царские загородные резиденции;