Научная статья на тему '2019. 03. 010. Мартин У. , Тичи С. "позолоченный век"[98] и "эра прогрессивизма"[99]: историческое исследование литературы. Martin W. , tichi C. The gilded Age and progressive Era: a historical exploration of literature. - Santa Barbara; Denver: Greenwood, 2016. - 260 p'

2019. 03. 010. Мартин У. , Тичи С. "позолоченный век"[98] и "эра прогрессивизма"[99]: историческое исследование литературы. Martin W. , tichi C. The gilded Age and progressive Era: a historical exploration of literature. - Santa Barbara; Denver: Greenwood, 2016. - 260 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПОЗОЛОЧЕННЫЙ ВЕК" / "ЭРА ПРОГРЕССИВИЗМА" / ЛИТЕРАТУРА США / ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / МАРК ТВЕН / ШАРЛОТТА ГИЛМАН / ЭПТОН СИНКЛЕР / УИЛЛА КЭСЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 03. 010. Мартин У. , Тичи С. "позолоченный век"[98] и "эра прогрессивизма"[99]: историческое исследование литературы. Martin W. , tichi C. The gilded Age and progressive Era: a historical exploration of literature. - Santa Barbara; Denver: Greenwood, 2016. - 260 p»

кума» оказались возможны только в результате общих усилий издателей, критиков, переводчиков, имевших в основном русские корни, и в силу превратностей истории, в процессе которых многие русские оказались сопричастны британскому модернизму. Переводчики Ремизова если и не сделали его популярным в Британии автором, то, по крайней мере, добавили новое измерение в восприятие британцами русской культуры.

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО

2019.03.010. МАРТИН У ., ТИЧИ С. «ПОЗОЛОЧЕННЫЙ ВЕК»1 И «ЭРА ПРОГРЕССИВИЗМА»2: ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.

MARTIN W., TICHI C. The Gilded Age and Progressive Era: A historical exploration of literature. - Santa Barbara; Denver: Greenwood, 2016. - 260 p.

Ключевые слова: «позолоченный век»; «эра прогрессивизма»; литература США; историческое исследование литературы; Марк Твен; Шарлотта Гилман; Эптон Синклер; Уилла Кэсер.

Реферируемая книга продолжает серию «Исторические исследования литературы» издательства «Гринвуд», вписывающую «канонические тексты» американской литературы в исторический, социально-психологический и культурный контексты, тем самым облегчая и обогащая восприятие их современными студентами.

Авторы данного тома, профессор американской литературы Университета Клермонта (CGU) Уэнди Мартин и профессор Уни-

1 Позолоченный век (англ. Gilded Age) - эпоха быстрого экономического роста в США после Гражданской войны (1861-1865): 1870-1880-е годы. Название происходит из одноименной книги Марка Твена и Чарльза Уорнера. В это время заработная плата, богатство, национальный продукт и капиталы в США росли самыми быстрыми темпами в истории страны. Окончание эпохи связывают с экономическим кризисом 1893-1897 гг.

Эра прогрессивизма (англ. Progressive Era) - в истории США непосредственно следующий за «позолоченным веком» период высокой политической активности среднего класса и социальных низов (1890-1920-е годы), одной из целей которой была борьба с коррупцией в политической верхушке США. К прогрессистам примыкали сторонники избирательного права для женщин, улучшения здравоохранения и модернизации в разных сферах общественной жизни.

верситета Вандербильта Сесилия Тичи, сосредоточили внимание на четырех нашумевших в свое время литературных текстах, оказавших влияние на последующее развитие литературы США. Это роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» («A Connecticut Yankee in King Arthur's Court», 1889) Марка Твена и рассказ «Желтые обои» («The Yellow Wallpaper», 1890) Шарлотты Гилман, относящиеся к так называемому «позолоченному веку» в истории США - эпохе быстрого экономического роста в первые десятилетия после Войны Севера и Юга. А также романы «Джунгли» («The Jungle», 1906) Эптона Синклера и «Пропащая леди» («A Lost Lady», 1923) Уиллы Кэсер, написанные уже в «эру про-грессивизма» - пришедший на смену «позолоченному веку» период высокой политической активности среднего класса и социальных низов, направленной в том числе и против коррупции в политической верхушке США (1890-1920-е годы).

Каждый из названных текстов подробно представлен в книге как продукт своего времени в соответствии с единой схемой, структурирующей изложение материала. За кратким содержанием произведения, историей его создания и публикации, развернутой биографией автора и аргументированным утверждением актуальности для нынешнего читателя следует собственно историческое исследование, сосредоточенное на тех социальных, социокультурных или культурно-психологических условиях эпохи, которые привлекли внимание писателя, нашли отражение в его тексте или оказали на него ощутимое влияние. Выводы каждого тематического исторического исследования подтверждаются многочисленными примерами из исторических и литературных «документов» с указанием источника (это может быть пресса того времени, специальный научный трактат, художественный или публицистический текст авторитетного современника). Для каждого анализируемого текста выбираются собственные социально-исторические ракурсы исследования - в соответствии с конкретной проблематикой, темами, сюжетными линиями, эпизодами и иными важными особенностями.

Сразу за хронологией и кратким введением в эпоху первая часть книги, написанная У. Мартин, начинает исторический анализ романа «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена (наст. имя: Сэмюэл Клеменс, 1835-1910), впервые опублико-

ванного в 1889 г. и представляющего собой одно из первых литературных путешествий во времени.

Главный герой, Хэнк Моргэн, типичный янки конца XIX в., получает в драке удар по голове, теряет сознание, а очнувшись, обнаруживает себя среди рыцарей британского короля Артура (VI в.). Опираясь на собственные познания в области науки, техники и истории, полученные в современной ему Америке, он постепенно становится «боссом» (присвоив роль волшебника при дворе и потеснив пресловутого Мерлина) и начинает осуществлять преобразования в средневековом британском обществе - по образцу современной ему Америки. И довольно успешно: до того, как его «колдовская» преобразовательская деятельность порождает активное сопротивление и противодействие церкви, ему удается добиться заметных результатов.

В начале романа пародируются рыцарские романы о Средневековье, далее акцент смещается на социально-политическую критику монархизма, церковного произвола и других особенностей феодализма; постепенно набирает силу идея о неизбежном крахе утопических представлений индустриальной эпохи: поначалу не принимающий Средневековье главный герой все сильнее ощущает тоску по душевной чистоте людей, не испорченных накоплением капитала.

В историческом исследовании, воссоздающем контекст нашумевшего в свое время романа, выделены четыре «среза». Во-первых, сравнительное сопоставление средневековой Британии и США «позолоченного века», которое, впрочем, остается поверхностным - различия слишком очевидны! - и порождает, в основном, юмористические коллизии. Документальными иллюстрациями служат, например, газетный отчет о великосветском бракосочетании, возрождающем «дух Средневековья», из «Нью-Йорк таймс» за февраль 1897 г., отрывки воспоминаний печатника У.Дж. Гента (1866-1942), одного из лидеров рабочего движения Т. Паудерли (1829-1924), мемуаров дипломата, профессора и писателя Генри Адамса (1838-1918).

Исследование уровня развития индустрии и технологий в Америке «позолоченного века» опирается на свидетельство влиятельного писателя и публициста своего времени У.Д. Хауэлла (1837-1920) о международной ярмарке, книгу «Прогресс и бед-

ность» мыслителя и экономиста Генри Джорджа (1839-1897), отрывок из романа Рекса Бича (1877-1949) «The Iron Trail» (1913) и др.

Следующий аспект, важный для понимания романа Марка Твена, - «социальная неразбериха» в американском обществе сразу по завершении Войны Севера и Юга, - иллюстрируется текстами социального реформатора голландского происхождения Джэкоба Рииса (1849-1914) о «темных» задворках центральной части Нью-Йорка и проблемах детства; заметками о преступниках и преступном мире тогдашней Америки Г.Дж. Гриффита (1850-1919), разбогатевшего на добыче серебра филантропа из Южной Калифорнии; статьей «Закон Линча в Америке» Иды Б. Уэллз (1862-1931), родившейся в рабстве в Миссисиппи и стоявшей у истоков движения за равные гражданские права.

Исследование «социальных недугов» и «социальных достижений» эпохи «Янки из Коннектикута...» иллюстрируется текстом Эдварда Беллами (1850-1898) «Глядя назад», где предлагается гипотетический взгляд на социальную жизнь 1887 г. из 2000 г.; очерком «Евангелие богатства», выводящим на первое место проблему управления собственностью и социальное расслоение, написанным промышленником и филантропом Эндрю Карнеги (1835-1919) и -на ту же тему - текстом «Быть богатым - это не зло» У.Г. Самнера (1840-1910), влиятельного провозвестника социального дарвинизма; а также фрагментом «Проблема» (о бедности) из «Прогресса и бедности» Генри Джорджа (1839-1897) и эссе Джека Лондона (1876-1916) «Что означает для меня жизнь», опубликованным в журнале «Космополитен» в 1905 г. Завершает «историческое исследование» романа Марка Твена обширный список рекомендованной литературы - художественных, публицистических, специальных текстов, с разных сторон освещающих «позолоченный век» в перечисленных срезах.

Далее в первой части анализируется рассказ «Желтые обои» (The Yellow Wallpaper, 1890) писательницы и поэтессы Шарлотты Перкинс Гилман (1860-1935), одной из родоначальниц американского феминизма, знаменитой своим стремлением к социальным реформам. Рассказ подытоживает опыт ее собственного столкновения с «нервной» болезнью.

Безымянная героиня рассказа, чей вполне положительный муж - врач - ради ее же блага в течение трех месяцев не разрешает ей покидать комнату, обнаруживает симптомы психического заболевания: она становится одержима желтыми обоями в комнате, которые вызывают у нее отвращение. Однако муж не соглашается их поменять, находя ее жалобы не заслуживающими внимания.

Писательница подвергает сомнению взгляд современного ей общества на женщину, ее здоровье и социальные роли - в первую очередь, представление о том, что самостоятельность, в том числе в сфере собственного здоровья, вредна-де для умственного, эмоционального и даже физического благополучия женщины. Рассказчица вынуждена выполнять предписания мужа-врача, которые противоречат ее реальным потребностям в умственной стимуляции и свободе. В реальности этим рассказом Шарлотта Гилман отвечает доктору Сайласу Митчеллу, лечившему ее саму от послеродовой депрессии, и всей тогдашней системе взглядов на здоровье женщины.

За вводной частью, как всегда, содержащей краткое изложение рассказа, историю публикации, развернутое жизнеописание Шарлотты Гилман и объяснение, почему «Желтые обои» важно и интересно читать в наши дни, следует само историческое исследование, которое высвечивает уже другие социально-исторические характеристики «позолоченного века». Первый очерк касается «женского здоровья», второй - представлений об интерьере (почти все действие рассказа разворачивается в стенах летнего дома, куда только что въехали Джон, его жена и сестра), третий - гражданских реформаторов «позолоченного века», в том числе борцов за права женщин.

Отношение общества к женскому здоровью иллюстрируется выдержкой из монографии «Жир и кровь» (1877) практикующего невролога Сайлса В. Митчелла (1829-1914), лечившего Шарлотту Гилман, и очерком его коллеги Джорджа М. Бирда (1839-1883) «Американская нервозность» (1881), с одной стороны, а также выдержкой из работы Лидии Э. Пинкхэм (1819-1883) «Трактат о болезнях женщин» (1901), где, в частности, подчеркивается: «чтобы понять женщину, необходима женщина» (с. 114), - с другой.

Интерьеры и модные тенденции в обустройстве внутренних пространств жилых помещений представлены статьей М.Е. Кенни «Фантазии и варианты декора» из журнала «Хорошая хозяйка»

(«Good housekeeping») за 1890 г., отрывками из книги «Украшение дома» («The Decoration of the house») Эдит Уортон (1862-1937), написанной ею в соавторстве с архитектором Огденом Кодмэном, а также отрывком из романа «Дом» («House», 1903) самой Шарлотты Гилман, для которой важна связь между эстетикой и психологией.

Среди социальных реформаторов «позолоченного века» выделена Фрэнсис Виллард (1839-1898) как одна из главных фигур американского движения реформ и приводится ее очерк «Шанс для цветной девушки» из книги «Женские профессии» (1897); цитируется «Демократия и социальная этика» Джейн Эддамс (1860-1935), «Контроль над рождаемстью в программе феминизма» (1918) Кри-стэл Истмэн (1881-1928), а также статья самой Шарлотты Гилман из журнала «The Forerunner» за октябрь 1913 г. «Почему я написала "Желтые обои"», где писательница опровергает основания «домашней природы» женщины, которыми руководствовался лечивший ее от депрессии невролог Сайлас Митчелл. Раздел завершает библиография по затронутым темам.

Вторая часть книги написана профессором англистики и американистики из Университета Вандербильта Сесилией Тичи. Она также начинается с «введения в эру прогрессивизма» и описания ее технологических, политических и социально-психологических «оснований».

Первое изучаемое литературное произведение «эры прогрессивизма» - роман «Джунгли» («The Jungle», 1906) Эптона Б. Синклера (1878-1968), одного из основателей разоблачительной журналистики, популярного в первой половине ХХ в. мастера социальной сатиры. Роман критически изображает жесткие условия жизни иммигрантов, их систематическую эксплуатацию в крупных промыш-ленно развитых городах США (Чикаго) начала ХХ в.

Историческое исследование романа разворачивается по заданной схеме. За кратким содержанием, историей написания и публикации, развернутыми сведениями об авторе и утверждением актуальности следуют исследования следующих социальных ракурсов - «рабочее место» (положение рабочего класса) в «эру про-грессивизма»; «голоса иммигрантов» (положение вновь прибывших из других стран, представителей других культур); попытки властей «улучшить мир» (проекты реформ), которые иллюстрируются примерами из литературных, публицистических и специаль-

ных текстов эпохи. Среди авторов встречаются как уже «привлекавшиеся» свидетели «позолоченного века» - Фрэнсис Виллард, Джек Лондон и др., - так и новые: пастор конгрегации германских иммигрантов Вальтер Раушенбуш (1861-1918), политик еврейского происхождения Абрахам Каэн (1860-1951), будущий президент Теодор Рузвельт (1858-1919) и др.

Завершает книгу исторический анализ романа «Пропащая леди» («A lost lady», 1923) Уиллы Сиберт Кэсер (1873-1947), получившей известность как автор романов о жизни американского фронтира на Великих равнинах - в первую очередь романа «Один из наших» (1922) о временах Первой мировой войны, за который она была удостоена Пулитцеровской премии (1923).

«Пропащая леди» рассказывает историю супругов Мэриэн и капитана Дэниэла Форрестеров, живущих на «диком западе» - в небольшом городке Свит Вотер на Трансконтинентальной железной дороге. В фокус исторического исследования попадают следующие темы: отношение к собственности, в первую очередь на «диком западе»; отношение к нормам морали в тогдашнем обществе; образ Америки как средоточия прекрасного, включая красоту природы. Завершает книгу соответствующая тематическая библиография.

Е.В. Соколова

2019.03.011. БЁРД Р. КУЛЬТУРА КАК ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: «ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ» ТРОЦКОГО. BIRD R. Culture as permanent revolution: Lev Trotsky's «Literature and revolution» // Studies in East European thought. - Dordrecht, 2018. -Vol. 70, N 2/3. - P. 181-193.

Ключевые слова: Троцкий; теория; культура; идеология; класс; перманентная революция.

В своей статье голландский исследователь Роберт Бёрд анализирует книгу Льва Троцкого «Литература и революция» (1923) в контексте марксистской критической теории. Автор рассматривает три темы, затронутые Троцким, которые, по его мнению, являются дискуссионными и актуальными: понимание Троцким литературы, взаимосвязь литературы с идеологией и феномен литературы как элемент надстройки, а также отношение культурного производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.