ных текстов эпохи. Среди авторов встречаются как уже «привлекавшиеся» свидетели «позолоченного века» - Фрэнсис Виллард, Джек Лондон и др., - так и новые: пастор конгрегации германских иммигрантов Вальтер Раушенбуш (1861-1918), политик еврейского происхождения Абрахам Каэн (1860-1951), будущий президент Теодор Рузвельт (1858-1919) и др.
Завершает книгу исторический анализ романа «Пропащая леди» («A lost lady», 1923) Уиллы Сиберт Кэсер (1873-1947), получившей известность как автор романов о жизни американского фронтира на Великих равнинах - в первую очередь романа «Один из наших» (1922) о временах Первой мировой войны, за который она была удостоена Пулитцеровской премии (1923).
«Пропащая леди» рассказывает историю супругов Мэриэн и капитана Дэниэла Форрестеров, живущих на «диком западе» - в небольшом городке Свит Вотер на Трансконтинентальной железной дороге. В фокус исторического исследования попадают следующие темы: отношение к собственности, в первую очередь на «диком западе»; отношение к нормам морали в тогдашнем обществе; образ Америки как средоточия прекрасного, включая красоту природы. Завершает книгу соответствующая тематическая библиография.
Е.В. Соколова
2019.03.011. БЁРД Р. КУЛЬТУРА КАК ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: «ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ» ТРОЦКОГО. BIRD R. Culture as permanent revolution: Lev Trotsky's «Literature and revolution» // Studies in East European thought. - Dordrecht, 2018. -Vol. 70, N 2/3. - P. 181-193.
Ключевые слова: Троцкий; теория; культура; идеология; класс; перманентная революция.
В своей статье голландский исследователь Роберт Бёрд анализирует книгу Льва Троцкого «Литература и революция» (1923) в контексте марксистской критической теории. Автор рассматривает три темы, затронутые Троцким, которые, по его мнению, являются дискуссионными и актуальными: понимание Троцким литературы, взаимосвязь литературы с идеологией и феномен литературы как элемент надстройки, а также отношение культурного производства
к классу. По мнению Р. Бёрда, тезисы Троцкого оказали конституирующее влияние на развитие марксистской теории культуры.
Исследователь освещает историю публикации «Литературы и революции», прежде всего англоязычных изданий, а также излагает биографию Розы Странски, первого переводчика книги Троцкого на английский язык (1925). Дочь русских эмигрантов, окончившая Стэнфорд, вернулась в Россию, чтобы увидеть революцию 1905 г. Через два года ее арестуют за революционную деятельность и депортируют в США. Странски была частью американской интеллектуальной богемы, в том числе радикально настроенной. Она общалась с Джеком Лондоном, Луисом Левайном, Уильямом Уоллингом, Синклером Льюисом, Джорджем Гершвином. Подобное культурное сообщество хорошо репрезентирует аудиторию, которую находила себе книга Троцкого по всему миру. Р. Бёрд усматривает корреляцию между распространением книги и развитием революционной мысли в Европе (прилагается график публикаций по годам и схема дистрибьюции книги на географической карте): например, неспокойные в политическом отношении шестидесятые сопровождаются резким увеличением количества изданий этой книги. Автор считает, что издание «Литературы и революции» мыслилось Троцким как акт популяризации марксистской теории культуры.
Сама книга определяется Р. Бёрдом как первое систематическое изложение взглядов на искусство лидера коммунистической партии. Критик акцентирует внимание на идее автономности культуры, несколько раз воспроизводя тезис: «Методы марксизма - не методы искусства». Именно эта концепция, полагает Бёрд, сделала книгу манифестом культурного лефтизма.
Литература понимается Троцким в непосредственной связи с революцией, при этом важно, что революция характеризуется не просто как смещение господствующего класса, но как часть непрерывного процесса на пути к социалистическому обществу. Р. Бёрд закономерно пытается определить положение идеологии как силы, непосредственно связанной с революционной мыслью. Ключевым в книге Троцкого для Бёрда является понятие «попутчик» - писатель, идущий по линии революции, но не по линии партии, и не выражающий эксплицитно революционной идеологии. Принятие этой позиции временами сменяется у Троцкого резким осуждением, что приближает его к позиции Ленина. В этом амбивалентность
троцкистского взгляда. Троцкий рассматривает литературу как достаточно сложное явление (хотя несомненно утилитарное, вторичное), которое трансформирует стихийное, бессознательное восприятие мира в некоторую систему. Такое понимание способствует развитию идеи того, что искусство обладает своими приемами и методами, и поэтому не должно эксплуатироваться так же, как политика.
Однако литература является материальной формой идеологии, т.е. элементом надстройки. Любой жанр представляет собой специфический набор ограничений на смыслы и набор потенций, позволяющий выразить нечто новое. Так литературная форма конституирует, поддерживает идеологию, формировавшуюся исторически. Ангажированность жанра - одно из основных положений, по мнению Р. Бёрда, которое противопоставляется, с одной стороны, идеям формальной школы, концепции диалектической преемственности искусства - с другой. Теоретическое соприкосновение марксистского и формального подходов в книге Троцкого - важный этап развития критической теории как таковой.
Последним и наиболее противоречивым, как считает Р. Бёрд, становится вопрос о способности пролетариата воспроизводить независимую культуру. Ведь, по словам Троцкого, правящий класс создает свою собственную культуру, однако не существует, к примеру, буржуазной поэзии, так как искусство автономно. По Троцкому, пролетариат исторически отчужден от культурного производства - культурным гегемоном является интеллигенция, - а устремление к перманентной революции попросту не оставляет пролетариату времени для освоения средств производства культуры. Когда же наконец общество становится социалистическим, достигает своего предназначения, пролетариат прекращает существовать как класс и соответственно не может быть производителем культуры. Р. Бёрд говорит о том, что это положение Троцкого оказалось исторически оправданным, так как творения в духе социалистического реализма не отражали доподлинно жизнь рабочего класса.
И.С. Подгорный