Научная статья на тему '2019.02.029. ТУОРА-ШВЕРСКОТТ Э. РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ ЖИВОТНЫХ В СВЕТЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ, США. TUORA-SCHWIERSKOTT E. Rytualny uboj zwierzat w swietle wolnosci sumienia i wyznania oraz zasady proporcijonalnosci w ustawodawstwie i orzecznictwie Niemiec, Szwajcarii i USA // Panstwo i pravo. – W-wa, 2016. – N 4. – S. 64–73.'

2019.02.029. ТУОРА-ШВЕРСКОТТ Э. РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ ЖИВОТНЫХ В СВЕТЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ, США. TUORA-SCHWIERSKOTT E. Rytualny uboj zwierzat w swietle wolnosci sumienia i wyznania oraz zasady proporcijonalnosci w ustawodawstwie i orzecznictwie Niemiec, Szwajcarii i USA // Panstwo i pravo. – W-wa, 2016. – N 4. – S. 64–73. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охраны прав животных / ритуальный убой животных / религиозные обряды / свобода вероисповедания.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.029. ТУОРА-ШВЕРСКОТТ Э. РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ ЖИВОТНЫХ В СВЕТЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ, США. TUORA-SCHWIERSKOTT E. Rytualny uboj zwierzat w swietle wolnosci sumienia i wyznania oraz zasady proporcijonalnosci w ustawodawstwie i orzecznictwie Niemiec, Szwajcarii i USA // Panstwo i pravo. – W-wa, 2016. – N 4. – S. 64–73.»

Ли К.Г. Все мало: Патологическое накопительство, животные и право. 4. Rothstein L. Puppies, ponies, pigs and parrots: policies, practices, and procédures in pubs, pads, planes and professions: where we live, work, and play, and how we get there: animal accommodations in public places, housing, employment, and transportation //Animal law review. - Portland, 2018. - Vol. 24, N 1. - P. 1-32. Ротштейн Л. Псы, пони, поросята и попугаи: Правила, процедуры и практика пребывания на публике: там, где мы живем, работаем и развлекаемся: Животные-помощники в публичных местах, местах проживания, на работе и транспорте.

2019.02.029. ТУОРА-ШВЕРСКОТТ Э. РИТУАЛЬНЫЙ УБОЙ ЖИВОТНЫХ В СВЕТЕ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ, ШВЕЙЦАРИИ, США. TUORA-SCHWIERSKOTT E. Rytualny uboj zwierzat w swietle wol-nosci sumienia i wyznania oraz zasady proporcijonalnosci w ustawoda-wstwie i orzecznictwie Niemiec, Szwajcarii i USA // Panstwo i pravo. -W-wa, 2016. - N 4. - S. 64-73.

Ключевые слова: охраны прав животных; ритуальный убой животных; религиозные обряды; свобода вероисповедания.

Ограничение религиозных прав в интересах общества рассматривается и в статье Эвы Туора-Шверскотт «Ритуальный убой животных в свете свободы вероисповедания и принципы пропорциональности в законодательстве и судебной практике Германии, Швейцарии и США». Автор анализирует специальные принципы запрета ритуального убоя животных. В Швейцарии запрет был введен еще в 1893 г. референдумом. В наши дни запрет распространяется на любой вид ритуальных убоев любых животных без возможности предусмотреть отступление от этого правила. Статья 4 Закона Швейцарии «Об охране животных» запрещает причинение животным каким бы то ни было способом боли, мучения либо страха. А ст. 21 этого Закона устанавливает, что в отношении всех животных, являющихся млекопитающими, должны быть использованы обезболивающие, анестезирующие средства до лишения их жизни. При этом данное средство должно применяться безотлагательно, а любая задержка с его применением не должна вызывать боли. За нарушение данного предписания установлена уголовная ответственность - до 20 тыс. швейцарских франков. Указанный

Закон предусматривает возможность импорта мяса, отвечающего требованиям приверженцев иудаизма и ислама, при этом такой импорт ограничен мерами, обеспечивающими его доступ к этим верующим. По решению Федерального суда Швейцарии от 10 июля 2008 г. было подтверждено соответствие этих ограничений Конституции, а также то, что с учетом охраны прав животных не следует импортировать такого мяса больше, чем необходимый минимум для верующих соответствующих вероисповеданий.

Первая поправка к Конституции США признает свободу вероисповедания и устанавливает запрет вмешательства государства в дела религии, а законодательство США регулирует проблему ритуального убоя животных в Законе «О гуманитарном убое животных». Эта деятельность запрещена за тремя исключениями. В § 1092 предусматривается, что все методы убоя животных должны соответствовать правовому порядку США и должны быть гуманными, что означает - к животным должны быть применены обезболивающие средства, и процедура должна проходить быстро и результативно. Закон устанавливает, что гуманным признается также ритуальный убой, осуществляемый представителями иудаизма и ислама и иных религий, при условии, что он произведен быстро, а животное будет убито в бессознательном состоянии. Кроме того, убой животных может осуществляться на городских скотобойнях, но не в местах проведения религиозных обрядов. Ритуальный убой животных не в интересах государства, а соображения безопасности и публичного порядка полностью его исключают.

Э. Туора-Шверскотт подчеркивает, что ритуальный убой на территории США должен служить только для потребления полученного мяса в пищу. Американский законодатель, принимая Закон о гуманитарном убое животных, перечислил тех, которые могут быть предметом ритуального убоя, забывая о курах, поэтому они не охватываются нормами закона, что часто критикуется в литературе.

В немецком праве ритуальный убой животных регулируется на основе принципа пропорциональности. Немецкое законодательство запрещает ритуальный убой животных. В решении от 15 января 2002 г. Федеральный конституционный суд постановил, что в силу абзаца 1 п. 2 § 4 немецкого Закона об охране животных ритуальный убой животных представителем ислама, не являющимся

гражданином Германии, допускается только тогда, когда осуществляется в целях удовлетворения потребностей лиц, относящихся к тому же религиозному сообществу. Суд указал, что он не может осуществляться мясниками и не мотивирован религиозными соображениями.

В заключение автор отмечает, что свобода совести и вероисповедания имеет много аспектов, в том числе охрану религиозных обычаев в виде употребления определенного мяса и других продуктов, ношение определенной одежды и охрану здоровья. В последнее время законодательством Германии и США ограничена возможность ритуального обрезания мальчиков, ставя охрану здоровья выше охраны вероисповедания. В отношении ритуального убоя животных, исходя из судебной практики, превалируют принципы гуманизма и охраны животных, а не охраны свободы вероисповедания. Государства стремятся жестко контролировать ритуальный убой.

А.А. Рёрихт

2019.02.030. КЛЯЙНФИЛД А. ЭВТАНАЗИЯ ЖИВОТЫХ: ПОДРОБНЫЙ РАЗГОВОР.

KLEINFELDT A. Animal euthanasia: Detailed discussion // Michigan state university animal legal & historical center. - East Lansing, 2017. -P. 1-25. - Mode of access: https://www.animal law.info/intro/animal-euthanasia#overlay-context=article/detailed-discussion-animal-euthana sia and https://www.animal law.info/article/detailed-discussion-animal-euthanasia

Ключевые слова: эвтаназия животных; право животных; права животных; право США.

Животные были спутниками человека на протяжении тысячелетий. Большинство жителей западных стран считают своих питомцев членами семьи. Неудивительно, что люди продолжают поддерживать близкие отношения со своим домашним животным в течение их последних дней и даже после их смерти - в Соединенных Штатах животное может быть похоронено на одном из примерно 600 кладбищ домашних животных. Более того, во Флориде закон позволяет владельцу распорядиться захоронить останки его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.