4. Gerrard B., Lockett A. Team specific human capital and performance // British j. of management. - 2018. - Vol. 29, N 1. - P. 10-25. - Mode of access: https://online library .wiley.com/doi/full/10.1111/1467-8551.12173
5. Ignatius A. How tech is transforming HR // Harvard business rev. - 2018. -Vol. 96. - Mode of access: https://hbr.org/2018/03/how-tech-is-transforming-hr
6. Podolsky M. The process of strategic work modeling: Drawing clear connections between organization strategy and human resource management practices // Organizational dynamics. - 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 17-24. - Mode of access: https://ac.els-cdn.com/S009026161730133X/1-s2.0-S009026161730133X-main. pdf?_tid=7fe0fb4c-ef93-4db8-b41d-ff89ce98c27b&acdnat=1522220169_49af7e66 ac43fc55aa5229296e6ccae8
7. Siepel J., Cowling M., Coad A. Non-founder human capital and the long-run growth and survival of high-tech ventures // Technovation. - 2017. - Vol. 59, N 1. -P. 34-43. - Mode of access: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0166497216303121
2019.02.028. ШАМОНТЭН Л. ГЕОПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.
CHAMONTIN L. La géopolitique, un composant essentiel des stratégies d'entreprise // Rev. geoplitique. - 2018. - 23.09. - Mode of access: https://www.diploweb.com/La-geopolitique-un-composant-esse ntiel-des-strategies-d-entreprise.html
Ключевые слова: геополитика; геополитические риски; стратегия предприятия.
В статье профессора Высшей школы внешней торговли (École supérieure du commerce extérieur, ESCE) (Франция) анализируются геополитические риски, с которыми сталкиваются предприятия, и приводятся рекомендации по разработке стратегий компаний в современных условиях.
Автор отмечает, что фундаментальных работ, касающихся геополитических рисков предприятий пока немного1, поскольку это направление исследований только зарождается. Но оно, по мнению Л. Шамонтена, несомненно, очень перспективно в связи с тем, что геополитические риски становятся все более важным эле-
1 Chipman J. Why Your Company Needs a Foreign Policy // Harvard Business Rev. - 2016. - Vol. 94, N 9. - P. 36-43; Rice C., Zegart A. Managing 21st-century Political Risk // Harvard Business Rev. - 2018 - Vol. 96, May-June. - P. 130-138; Rosenberg M. Strategy and Geopolitics: Understanding Global Complexity in a Turbulent World. - Emerald Publishing, 2017.
ментом стратегии предприятий. Автор выделяет три фактора, способствующих распространению геополитических рисков.
1. Глобализация. Ориентация на рост и конкурентоспособность вынуждают предприятия контактировать с различными и порой малознакомыми культурными и политическими окружениями, что чисто механически ведет к повышению уровня риска, связанного, в том числе, со скоростью этого процесса и усложнением географического разветвления цепочек снабжения.
2. Растущая неустойчивость мирового политического контекста. На современной политической сцене одновременно присутствуют гораздо больше действующих лиц, чем в период холодной войны. Это государства, находящиеся в стадии подъема или упадка, государства-банкроты и государства-проходимцы, а также негосударственные акторы (террористические или киберкрими-нальные группы).
3. Новые технологии, дающие индивиду невиданные ранее возможности и способности, что особенно ярко проявляется в условиях автономизации индивида и размывания основных коллективистских ценностей.
Таким образом, глобализированное предприятие все чаще сталкивается с конфликтными ситуациями, создаваемыми государствами (войны и другие виды конфликтов между ними, внутренние конфликты, проблемы регламентарной стабильности, экспорта, коррупции, иностранные санкции, ресурсный шантаж) или негосударственными образованиями (социальные движения, терроризм). Очевидно, что помимо жертв эти конфликтные ситуации могут иметь самые негативные последствия для компаний, финансовых показателей, биржевых котировок и репутации. Конфликты могут возникнуть и в результате непродуманной деятельности самого предприятия: оно может втянуться в политические процессы в результате, например, вывода на рынок продукта, изготовленного с использование сырья, добытого в зоне военного конфликта.
Автор подчеркивает, что геополитика далеко не единственная тема, рассматриваемая в рамках управления геополитическими рисками. Их анализ включает совокупность всех проблем, которые необходимо принимать во внимание с точки зрения управления предприятием, его стратегии, финансов и оперативной деятельности. Такой подход объясняется обеспокоенностью страховых ком-
паний, а также акционеров и других заинтересованных сторон, осознающих связь между стоимостью компании, ее репутацией и контролем над рисками. Из этого следует необходимость создания на всех уровнях предприятия структурированной системы идентификации, анализа, смягчения и отслеживания рисков с привлечением заинтересованных акторов.
При этом в ходе функционирования системы управления рисками могут быть приняты решения: о признании некоторых остаточных рисков (например, связанных с судебной системой в развивающихся странах); о разработке мер по предотвращению рисков или защиты от них, чтобы избежать страховых случаев или ограничить их последствия (например, усилить контроль над поставщиками, предусмотреть альтернативный логистический путь в случае увеличения риска конфликта в определенной зоне); о передаче риска страховой организации (пока мало распространенная среди логистиков практика, хотя риск разрыва цепочки снабжения увеличивается с ростом географической разветвленности); об исключении риска за счет отказа от определенного вида деятельности.
Следует также иметь в виду, что управление рисками включает в себя учет целесообразности, поскольку одним из вызовов для западных предприятий является использование потенциала стран, расположенных вне зоны их традиционных действий, и сохранение контроля над риском, связанным с неопределенностью внутренней политики последних.
Задача руководителя предприятия состоит в том, чтобы предвидеть возможные риски и определить наиболее существенные из них. Это способствует использованию возможностей глобализации без когнитивных последствий (чрезмерного оптимизма и разного рода предубеждений). Для этого руководитель должен решить ряд организационных вопросов (создание систем управления рисками, подготовка кадров и разработка процедур) для интеграции управления геополитическими рисками в стратегию компании и превращения ее в действительно транснациональную, одновременно не забывая и о местном уровне.
Реализация подобной программы требует специфической геополитической экспертизы, в основе которой лежит изучение на местном, региональном и глобальном уровне территории, человеческого фактора, внешних участников. Дополнительно следует
обратить внимание на такую новую проблему, как геополитика сетей, поскольку киберпространство также является сферой напряженности, в которой присутствуют как государственные, так и негосударственные агенты. Предприятию важно знать, где хранятся его данные, по каким каналам они распространяются и каким рискам разрушения или кражи подвергаются. Наряду с этим следует изучить институциональную структуру управления (наличие коррупции, независимость судебной системы, эффективность государства и т.д.), поскольку эти данные помогают построить логистические цепочки. По этим проблемам существует множество академических работ и различных показателей, которые помогают лучше понять ситуацию1, не забывая при этом оценивать стабильность уровня риска. Так, в 2016 г. по уровню риска Великобритания считалась безопасной страной, а с 2017 г. из-за Брекзита является страной с «высоким риском».
В заключение автор отмечает, что современное предприятие не должно ограничиваться разработкой своей «внешней» политики, ему следует интересоваться относительно новой для него сферой - геополитикой. Предприятиям очень важно накапливать опыт в сфере управления рисками на основе изучения конкретных случаев, поскольку анализ успехов и провалов служит повышению гибкости управления.
И.Ю. Жилина
2019.03.029. ИННОВАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ЭПОХУ ДИДЖИТАЛ ТРАНСФОРМАЦИИ / под науч. ред. д. экон. наук, проф. О.У. Юлдаше-вой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 277 с.
Ключевые слова: теория маркетинга; бизнес-модели экономика совместного потребления; стратегический маркетинг; ге-ронтомаркетинг; маркетинговые модели; устойчивый маркетинг.
1 Показатели Freedom House, Transparency International, Глобальный индекс конкурентоспособности Мирового экономического форума, Индекс хрупкости стран мира (Fragile States Index) Фонда мира (Fund for Peace), карты риска стран Международной страховой компании COFACE, специализирующейся в области страхования рисков, связанных с торговлей, внешнеэкономической деятельностью.