Научная статья на тему '2019. 01. 025. Райс К. , Зигерт Э. Управление политическим риском в XXI В. Rice C. , zegart A. managing 21st century political risk // Harvard business rev. - Boston, 2018. - Vol. 96, n 5/6. - p. 130-138. - Mode of access: https://hbr. Org/2018/05/managing-21st-century-political-risk'

2019. 01. 025. Райс К. , Зигерт Э. Управление политическим риском в XXI В. Rice C. , zegart A. managing 21st century political risk // Harvard business rev. - Boston, 2018. - Vol. 96, n 5/6. - p. 130-138. - Mode of access: https://hbr. Org/2018/05/managing-21st-century-political-risk Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / КОРПОРАТИВНЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 025. Райс К. , Зигерт Э. Управление политическим риском в XXI В. Rice C. , zegart A. managing 21st century political risk // Harvard business rev. - Boston, 2018. - Vol. 96, n 5/6. - p. 130-138. - Mode of access: https://hbr. Org/2018/05/managing-21st-century-political-risk»

Список литературы

1. Gans J., Scott E.L., Stern S. Strategy for start-ups // Harvard business rev. - Boston, 2018. - Vol. 96, N 5/6. - Mode of access: https://hbr.org/2018/05/do-entrepreneurs-need-a-strategy#strategy-for-start-ups

2. McGinn D., Frick W. Create something and start selling it // Harvard business rev. -Boston, 2018. - Vol. 96, N 5/6. - Mode of access: https://hbr.org/2018/05/do-entrepreneurs-need-a-strategy#strategy-for-start-ups

3. Schramm C. It's not about the framework // Harvard business rev. - Boston, 2018. -Vol. 96, N 5/6. - Mode of access: https://hbr.org/2018/05/do-entrepreneurs-need-a-strategy#strategy-for-start-ups

2019.01.025. РАЙС К., ЗИГЕРТ Э. УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМ РИСКОМ В XXI в.

RICE C., ZEGART A. Managing 21st Century Political Risk // Harvard business rev. - Boston, 2018. - Vol. 96, N 5/6. - P. 130-138. - Mode of access: https://hbr.org/2018/05/managing-21st-century-political-risk

Ключевые слова: политический риск; риск-менеджмент; корпоративный риск-менеджмент.

К. Райс (профессор Стэнфордского университета и старший научный сотрудник Гуверовского института (2005-2009), Государственный секретарь США) и Э. Зигерт (содиректор Центра международной безопасности и сотрудничества Стэнфордского университета и старший научный сотрудник Гуверовского института) рассматривают современные проблемы менеджмента, связанные с политическим риском и глобальной нестабильностью, применительно к сфере бизнеса.

Основная угроза политического риска, существующего как внутри отдельных стран, так и в межгосударственных отношениях, смещается из области политики национальных правительств, формирующей условия функционирования бизнеса, в сторону других факторов, ее источником все в большей мере становится деятельность отдельных лиц и организаций, местных органов власти, а также террористов и т.п. События, воздействующие на бизнес во всем мире, невероятно усложняются и ускоряются. Возникает новый мир политического риска.

Политические риски XXI в., рассматриваемые изолированно, выглядят как маловероятные события. Иное дело - кумулятивный

риск, значение которого легко недооценивать. Если вероятность воздействия единичного политического риска на бизнес компании в данном месте и в данное время может быть низкой, то вероятность того, что с течением времени тот или иной риск в той или иной точке мира окажет существенное влияние на бизнес, поразительно высока. Политический риск значительно усложнился, обнадеживает лишь то, что эффективный риск-менеджмент может быть достаточно простым, основанным на использовании базовых принципов, теоретических разработок и передового опыта.

Картина политического риска меняется под воздействием новых мощнейших тенденций, к которым авторы относят коренные изменения в политике со времени окончания холодной войны, инновации в системе сетей снабжения и технологическую революцию. Теперь компании функционируют в сложнейших международных политических условиях по сравнению с условиями соперничества между двумя сверхдержавами и относительно ясного размежевания между союзниками и оппонентами. Сегодняшний пейзаж отличается значительно большей насыщенностью и неопределенностью, мир наполнен развивающимися и терпящими упадок государствами, государствами-изгоями и негосударственными акторами типа террористических групп и киберпреступников. Проблема безопасности приобретает иное значение, международные экономические отношения зачастую оказываются тесно связанными с политикой и методами обеспечения безопасности.

Революция в области цепочек снабжения, давшая повышение их эффективности, открыла возможности извлечения компаниями огромных выгод за счет дешевизны рабочей силы в других странах, снижения транспортных затрат, улучшения управления материально-техническими ресурсами. Однако эта революция имеет и оборотную сторону, состоящую в росте уязвимости по отношению к сбоям и нарушениям в системе, усилении угрозы со стороны политических факторов.

Развитие Интернета, социальных сетей, мобильной связи также трансформирует политическую среду в XXI в. Технология резко снижает стоимость коллективных действий, облегчает поиск единомышленников и их объединение в сообщества, несмотря на огромные расстояния. В гиперкоммуникативном мире социальная активность становится доступной не только для активистов, их

сообщения могут распространяться наподобие компьютерных вирусов.

В таких условиях необходим широкий подход к управлению политическим риском, пригодный для большинства компаний. Авторы предлагают схему такого управления, сконцентрированную на четырех управленческих компетенциях - понимании риска, его анализе, смягчении риска, который невозможно устранить, и формировании активного потенциала, способного отвечать на кризисные ситуации и обеспечивать непрерывный процесс обучения. Схема состоит их четырех этапов, каждый из которых сопровождается наводящими вопросами, нацеленными на решение важнейших проблем.

1. Этап понимания.

- Каково отношение (склонность) данной организации к политическому риску? Факторы, определяющие это отношение, включают временной горизонт инвестиций, наличие инвестиционных альтернатив, прогнозируемость рынка. Например, нефте- и газодобывающие компании, оперирующие в отдаленных районах и сложных с точки зрения риска условиях, вынуждены приспосабливаться к политической неопределенности.

- Имеется ли общее понимание отношения к риску? Эффективные компании стремятся к достижению общей озабоченности политическим риском на всех уровнях оргструктуры.

- Каким образом можно сократить скрытые от наблюдения зоны риска? Применимы различные методы обнаружения скрытых рисков, включая сценарное планирование, упражнения, имитирующие военные игры, и другие средства активизации креативного мышления.

2. Этап анализа.

- Как обеспечить необходимую информацию о политических рисках? Компании нередко игнорируют необходимость тщательного поиска достоверной информации, что приводит к ошибочным выводам.

- Как обеспечить тщательный анализ? Добросовестный анализ риска мобилизует различные представления и интеллектуальные подходы. Один из полезных методов состоит в классификации активов компании по их ценности и уязвимости. Чем больше наиболее ценных и уязвимых активов, тем выше политический риск.

Могут использоваться различные методы, включая компьютерное моделирование, ролевые игры с участием соперничающих групп аналитиков. Задача - выявить ключевые факторы и вероятности, исключить неожиданности.

- Как интегрировать анализ политического риска в процесс принятия деловых решений? Даже простое включение в текущие задачи менеджеров тщательного анализа политического риска с позиции защиты инвестиций может существенно улучшить процесс принятия решений.

3. Этап смягчения.

- Как снизить величину потенциальных потерь за счет выявленного политического риска? Здесь, как правило, применимы три стратегии: дисперсия основных активов (не держать все яйца в одной корзине); создание резервов в системе снабжения; совместные с другими участниками отрасли усилия по анализу и смягчению риска.

- Располагает ли организация действенной системой и группой сотрудников для своевременного предупреждения и действия? Передовой опыт включает постоянный просмотр широкого круга источников информации, создание процедур реагирования на специфические условия, приводимых в действие автоматически, формирование групп по оценке угроз из бывших профессионалов правоохранительной сферы и разведывательных служб.

- Как ограничить потенциальный ущерб в случае кризиса? Важнейшее значение имеют связи с внешними стейкхолдерами, хорошая дипломатия, поддержание отношений с контрагентами.

4. Этап ответной реакции.

- Извлекается ли польза из неудач? Все хотят учиться на ошибках, но нельзя полагаться лишь на удачу. Не следует поддаваться иллюзиям, приписывать счастливый исход лишь устойчивости системы или потери - ее слабости.

- Насколько эффективна реакция на кризис? Кризис нередко вовлекает различные группы участников: потребителей, инвесторов, журналистов, общественников, выборных должностных лиц, работников органов государственного регулирования и правоохранительной системы и т.д., которые могут воздействовать друг на друга, создавая новые риски и ухудшая ситуацию. Существенное

значение имеет возможность управлять динамикой отношений между ними.

- Разрабатываются ли механизмы для постоянного обучения? Наиболее эффективные системы реагирования на кризисы содержат механизмы обратной связи, обеспечивающие накопление опыта для предотвращения аварийной ситуации, совершенствования ответных действий и минимизации потерь.

Управление политическим риском, заключают авторы, не строится на догадках и предположениях. Чтобы быть готовым к нему, нет нужды точно предвидеть его будущий источник, но руководители корпораций могут совершенствовать потенциал риск-менеджмента, используя рекомендации специалистов.

И.Г. Минервин

2019.01.026. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РОЛЬ РАБОЧИХ СОБРАНИЙ.

The critical importance of meetings to leader and organizational success: Evidence-based insights and implications for key stakeholders / Lehmann-Willenbrock N., Rogelberg S.G., Allen J.A., Kello J.E. // Organizational dynamics. - N.Y., 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 32-36. -Mode of access: https://ac.els-cdn.com/S0090261617301468/1-s2.0-S0090261617301468-main.pdf?_tid=f916344b-af69-4139-aaac-56bb7e 26d72d&acdnat=1522221204_6e32ed0067296e1c447bb12609c19e38

Ключевые слова: производственное собрание (совещание); эффективность собрания; организационные аспекты собрания.

Группа профессоров из Амстердамского университета (Нидерланды), Университета штата Северная Каролина, Университета штата Небраска (США) и Колледжа Дэйвидсона (Канада) рассматривают теоретические и практические аспекты повышения результативности производственных собраний как одно из важных направлений совершенствования организационного менеджмента на всех уровнях.

Согласно оценкам, в США каждый рабочий день происходит 55 млн совещаний и собраний, работники тратят на них в среднем шесть часов в неделю, а менеджеры - около 23 часов в неделю. Для некоторых сидение на собраниях занимает до 80% их рабочего времени. Таким образом, на эту деятельность затрачивается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.