Научная статья на тему '2019.02.008. Н.А. КОРОВНИКОВА. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА В ИСТОРИИ ИСПАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕ- СКОЙ МЫСЛИ. (Обзор)'

2019.02.008. Н.А. КОРОВНИКОВА. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА В ИСТОРИИ ИСПАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕ- СКОЙ МЫСЛИ. (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пауперизм / социальная помощь / рабочий вопрос / промышленная революция / социальный католицизм / солидаризм
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Н. А. Коровникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.008. Н.А. КОРОВНИКОВА. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА В ИСТОРИИ ИСПАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕ- СКОЙ МЫСЛИ. (Обзор)»

В заключение автор пишет, что среди экономистов до сих пор нет единства по вопросу о характере взаимосвязи между инфляцией и безработицей, а также не утихают дискуссии между сторонниками и противниками активной макроэкономической политики.

Коровникова Н.А.

2019.02.008. Н А. КОРОВНИКОВА. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА В ИСТОРИИ ИСПАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (Обзор).

Ключевые слова: пауперизм; социальная помощь; рабочий вопрос; промышленная революция; социальный католицизм; соли-даризм.

Обзор посвящен анализу научных и теологических подходов к проблеме пауперизма в истории экономической мысли Испании. Современные испанские исследователи, обращаясь к данной проблематике, описывают широкий круг идей европейских мыслителей XVII-XIX вв.: от социальной доктрины католической церкви (социальный католицизм) до взглядов экономистов классической школы, концепций либерализма и социализма.

Как утверждает в своей статье сотрудник Университета Гранады Ф. Лопес Кастельяно, «болезнь» пауперизма в Европе, в том числе и в Испании, особенно обострилась в период промышленной революции XVIII-XIX вв., которая привела к новым формам организации труда, демонтажу традиционных систем благотворительности и солидарности. Кастельяно констатирует тесную взаимосвязь между проблемой бедности и так называемым «рабочим вопросом», который подразумевает совокупность материальных и социальных трудностей наемных рабочих на фоне индустриализации и формирования капиталистического общества (3, с. 57-58). В числе причин пауперизма испанский специалист упоминает лень и другие пороки, а также инвалидность, старость, перенаселенность, болезни, революции и войны.

Поскольку в условиях экономического прогресса наблюдался рост массовой нищеты (пауперизма), под сомнением оказалась «экономическая рациональность» капиталистического устройства,

а вопросы социальной помощи стали рассматриваться в ракурсе становления новых форм трудовых отношений (3, с. 57-60).

По мнению Р. Фернандеса Делгадо, эксперта из Университета им. Короля Хуана Карлоса, уже в XVI-XVII вв. появляются довольно интересные труды испанских мыслителей, посвященные экономическим вопросам управления государством, в том числе решению проблемы бедности. Делгадо отмечает, что идеи ограничения королевской власти и справедливости звучат в испанской литературе начиная уже с XIV в., когда появился литературный жанр, известный как «зеркало для князей» (исп. Los Espejos de príncipes). Авторы этого жанра рассматривали вопросы нищеты, социальной помощи, благотворительности, торговли, общественного управления, политики и политических свобод с целью воспитания, образования и формирования образа правителя. К ярким представителям «зеркальной» литературы Делгадо относит испанского иезуита и философа Хуана де Мариану, труд которого «О короле и институте королевской власти» (лат. De rege et regis institutione, 1599) считается одной из самых смелых книг того времени не только в области политической науки, но и в области экономических учений, образования и т.д. (2, с. 30-32).

В число наиболее прогрессивных идей XVI-XVII вв. Делгадо включает следующие мысли Х. де Марианы (2, с. 32-35):

- обязанность государства помогать бедным, а также необходимость обеспечить «лучшее образование» и «добродушие правителя», который вершит правосудие и заботится о благе народа;

- создание государственных фондов для решения проблемы бедности, которые могут пополняться за счет налогов на доходы, в том числе доходы богатого духовенства, поскольку такие доходы «не предназначены для полезных вещей, а скорее для покупки предметов роскоши»;

- реституция доходов духовенства в соответствии с христианскими принципами должна способствовать облегчению положения нищих, поскольку «другие средства не потребуются для выживания, лечения и предоставления убежища паломникам и бедным людям, если эти богатства будут направлены на полезные цели»;

- ограничение королевской власти в вопросах, связанных с церковным управлением, так как «сокровища храмов заслуживают уважения по двум причинам: во-первых, они используются для по-

мощи бедным, сиротам и вдовам, во-вторых, храмы и священники подобны сиротам, которые находятся под опекой и защитой правителя»;

- ответственность богатых городов за поддержание бедняков для решения проблемы попрошайничества: «Чтобы не блуждали по всему королевству толпы бездомных, без работы, дома и еды, если город богат, можно позволить беднякам из других мест просить милостыню в течение трех дней, по истечении которых они должны покинуть город»;

- разделение бедных на несколько типов для предоставления им жилья: общежития для паломников, убежища для бедных, больницы для больных, приюты для престарелых, детские дома для сирот;

- коммерческая свобода - важное условие борьбы с нищетой, при котором «исполняются обязательства христианского благочестия и наилучшим образом используются богатства, данные Богом».

Делгадо утверждает, что вывод Х. де Марианны об обязанности государства взять на себя ответственность за помощь нищим и бездомным соответствует концепции «государства всеобщего благосостояния» и сути английского «Закона о бедных» (англ. Poor Law Amendment Act, 1834) (2, с. 35), который в действительности предполагал общественную систему помощи, сочетающую поддержку неимущих с принудительным трудом в нечеловеческих условиях. Исторический анализ позволил испанским ученым утверждать, что с политической точки зрения этот закон привел к сокращению индивидуальной благотворительности, к потере Церковью существенной доли ее традиционной сферы деятельности, но в то же время вызвал большую активность государства в борьбе с попрошайничеством и организации системы трудоустройства и помощи путем создания предприятий, больниц, хосписов и т.п. (3, с. 60).

Учение Х. де Марианны Делгадо сравнивает с «идеей о христианском политическом принце» автора сатирических и политических книг XVII в. Д. Сааведры Фахардо, которая представлена в 100 притчах, опубликованных в 1640 г. Сааведра предпринял попытку обосновать необходимость ограничения не только политического поведения, но и экономической деятельности принца (2,

с. 35-36). Причем Сааведра занимался этим вопросом наряду с изучением чисто экономических факторов, которые «могут привести к обнищанию», таких как торговля, валюта и налоги. Он утверждал, что «деньги - это нерв войны»; рекомендовал «налоговую умеренность как важный принцип согласия»; анализировал влияние драгоценных металлов на цены, импорт и курс валюты; подчеркивал важность навигации для торгового и военного превосходства Испании и предлагал запретить другим странам навигацию по маршрутам испанских кораблей (2, с. 38-40).

Современные испанские исследователи сходятся во мнении, что в Средние века преобладало сострадательное отношение к нищим, которое было неотъемлемым элементом «экономики спасения» (исп. economía de salvación), церковной благотворительности и богословского «социального пакта» между бедными и богатыми (3, с. 58). Ученые из Университета Сарагосы утверждают, что Церковь также попыталась решить проблему пауперизма рабочего класса в рамках социального учения католической церкви (социального католицизма), основные принципы которого отражены в широко известной энциклике «Рерум Новарум» (лат. Rerum Novarum, 1891). Ее автор Папа Лев XIII (Джоаккино, граф Печчи), наблюдая зарождение новых форм трудовых отношений (идеологий), попытался по-новому подойти к проблеме социальной справедливости и сформулировал основы модели социального предпринимательства и даже предложил дать доступ к кредиту с относительно низкой процентной ставкой в соответствии с реальными потребностями беднейших слоев (1, с. 50-51).

Дальновидность и передовые взгляды Папы Льва XIII специалисты из Сарагосы в значительной степени объясняют его прекрасным образованием не только в области философии и теологии, но и в области делового администрирования и дипломатии. Поэтому, стремясь улучшить положение нищих и бездомных, он использовал свои навыки в области управления, банковского дела и здравоохранения. Подчеркивается, что будучи еще студентом, он следовал принципам томизма, а после избрания Папой в 1878 г. окружил себя наиболее выдающимися томистами того времени и выступал за возрождение христианского общества в соответствии с францисканским девизом «переход от Евангелия к жизни и от жизни к Евангелию» (1, с. 49).

Анализ содержания «Рерум Новарум» позволил испанским авторам назвать эту энциклику ключевым посланием из Ватикана христианскому миру, которое содержит формулу христианской социально-экономической организации, позволяющей решить проблему бедности рабочих масс (1, с. 50), и предполагает построение христианской модели общества, основанной на правилах социальной справедливости, организации христианских предприятий и участии Церкви в политической и общественной жизни. Другими словами, социальный католицизм обосновывал принципы совместного управления на основе улучшения условий труда, расширения прав и возможностей работников, веры и взаимной благотворительности, справедливой заработной платы, религиозной, интеллектуальной и материальной помощи через фонд семейных пособий (1, с. 53-54).

Эксперты высоко оценивают деятельность не только Папы Льва XIII, но и в целом третьего ордена францисканцев в распространении и пропаганде новой церковной версии взаимной благотворительности. Например, на Конгрессе в Ниме в 1897 г. была принята политическая инициатива, основанная на демократических идеях равенства и справедливого равновесия между трудом и вознаграждением (1, с. 53).

Хотя либерализм и социализм были раскритикованы Церковью еще до написания «Рерум Новарум», в частности, папой Григорием XVI в энцикликах «Мирари Вос» (лат. Mirari Vos, 1832) и «Сингулари нос» (лат. Singulari nos, 1834) (1, с. 46), католическая мысль XIX в., по мнению современных испанских ученых, оказалась не готова в полной мере противопоставить этим доктринам свои доктрины. Об этом свидетельствует тот факт, что социалистические идеи быстро распространились в Европе, особенно во Франции, где революция 1789 г. провозгласила право на помощь как «священный долг» (3, с. 57), а пауперизм рассматривался как угроза «политическому и моральному порядку» (3, с. 60) и стал главной социально-экономической и политической проблемой с начала 1830-х годов.

Исследователи утверждают, что в XVIII-XIX вв. религиозные и этические принципы начали постепенно терять популярность, поэтому традиционная доктрина милосердия была пересмотрена, а рост бедности больше не вызывал сострадания, поскольку возникла

необходимость включить бедных «в рамки четкой экономической функциональности рынка труда». Экономисты ХУШ-Х1Х вв. (Т. Мальтус, Д. Рикардо, А. Смит, Ж. Гарнье и др.) утверждали, что содержание нищих наносит вред производительным силам, и критиковали сторонников практики благотворительности (общественной или частной), поскольку последняя уменьшала общий фонд заработной платы и «порождала всеобщее несчастье» (3, с. 64).

В связи с этим Ф. Кастельяно утверждает, что либерализм XIX в. отстаивал как право на труд, так и право на помощь, совместить которые оказалось трудно на практике (3, с. 58). Он приводит утверждение А. Кановаса дель Кастильо (президента испанской Комиссии по борьбе с пауперизмом) о том, что неравенство является «сокровищем человечества», а социальная проблема - вопросом государственной политики. Хотя, по мнению Кастельяно, социальные законы были необходимы в качестве защиты от наступления «заговора» революционного социализма (3, с. 65-67). В подтверждение приводятся мысли следующих испанских деятелей и экономистов XIX в.:

- Г. де Аскарате, считавшего, что «моральное и практическое возрождение» возможно только благодаря «свободному ассоциа-ционизму и государственному интервенционизму, ориентированному на гарантирование права на сотрудничество и объединение для укрепления рынка»;

- У. Гонсалеса Серрано, который был связан с республиканством, предлагавшим не реагировать на положение рабочих;

- А. Мелладо, отстаивавшего основные принципы свободного рынка и создания кооперативных ассоциаций для достижения социальной гармонии и интеграции рабочих в капиталистическую систему (3, с. 66-67).

С точки зрения Кастельяно, при решении вопроса пауперизма испанские мыслители во многом следовали примеру Великобритании. Он приводит утверждение А. Смита о том, что нищета является неизбежной чертой общества, анализирует следующие мысли Т. Мальтуса: 1) о возможной стагнации капиталистической системы в результате дисбаланса между растущими производственными мощностями и предложением труда; 2) о том, что повышение цен на товары в большей степени, чем рост заработной платы, вызывает «болезни, голод и снижение числа рабочих», а сокраще-

ние предложения труда повышает заработную плату в большей пропорции, чем цен; 3) о том, что социальное неравенство не является результатом капиталистического устройства общества, а заложено в самой природе («естественный порядок вещей») (3, с. 61).

Изучение концепции Т. Мальтуса позволило Кастельяно утверждать, что английский мыслитель опирался на следующие факторы, определявшие состояние рынка труда ХУШ-Х1Х вв.: а) влияние рабочих объединений на установление заработной платы, б) воздействие «плохих законов» («Закон о бедных») на цены товаров и предложение рабочей силы, в) внедрение машин в производственные процессы (3, с. 61).

Кастельяно называет «мальтузианской» Королевскую комиссию, созданную в Великобритании для подготовки отчета о реформировании «Закона о бедных», которая отстаивала две идеи: 1) отказаться от помощи бедным и 2) усиливать репрессии, чтобы подталкивать людей к труду. Новый порядок должен был сочетать резкое сокращение помощи со строгой дисциплиной на рабочих местах «во благо человека» и «во благо промышленности» (3, с. 63).

Специалисты из Университета Экстремадуры проанализировали учение Хулиана де Луны (далее Х. де Луна), политика и общественного лидера XIX в., исследовавшего труды Т. Мальтуса, в том числе «Опыт о законе народонаселения». Х. де Луна опирался на идею частной собственности на землю известного астурийского экономиста и политика, представителя просвещенного аграрного реформизма А.Ф. Эстрады (4, с. 2), который считал основной причиной пауперизма частную собственность на землю. Позднее эволюция идей Эстрады была выражена в принципе, сформулированном А. Смитом, согласно которому работа является источником богатства, а также естественным правом человека, в том числе и на результаты труда (4, с. 11).

Свои мысли о «социальной проблеме» пауперизма, о процессах производства и распределения богатства на ранних этапах либеральной революции Х. де Луна сформулировал в неопубликованном труде «Договор о политической экономии» (1816) (4, с. 3). Согласно его учению, институциональная система, сложившаяся в Европе, является препятствием для гармоничного развития, при котором рост пауперизма масс и их гнева в конечном счете вызовет

политические перевороты, приведет к «варварству и разрушению богатства» (4, с. 9).

Экономисты из Университета Экстремадуры считают, что Договор Х. де Луны следует понимать как предложение системы «ассоциативной организации капитала, труда и таланта», которая представляет собой синтез утопического социализма, схоластики, а также идей М.Г. де Ховелльяноса и Д. де Траси (4, с. 4). В частности, Х. де Луна осуждал частную собственность на землю как социальное явление, которое является причиной нищеты подавляющего большинства населения и противоречит «социальной гуманности, морали и вечной справедливости, присущей всем людям» (4, с. 11). Он предложил схему социальной организации, основанной на «привлекательной работе» и разделении труда, где ключевыми аспектами являются образование и технический прогресс в аграрном секторе (4, с. 9).

И наконец, в современных трудах отмечается, что в 1893 г. французский социолог Э. Дюркгейм, обеспокоенный риском социального перелома, ввел понятие солидарности как важнейшего звена социальной сплоченности и основы социального пакта, который соединил понятия личного интереса и социального долга. Так в конце XIX - начале ХХ в. альтруизм постепенно уступил место социальной солидарности, которая должна быть преобразована в добровольную помощь обществу в рамках социального государства как начало новой тенденции солидаризма. Испанские экономисты утверждают, что солидаризм был очень хорошо принят в Испании, о чем свидетельствует название вступительной речи П. Уртадо 1905 г. в Королевской академии моральных и политических наук «Соображения о принципе солидарности и ее последствиях для экономического порядка» (3, с. 66-67).

Таким образом, исторический анализ, проведенный современными испанскими учеными, позволил утверждать, что социально-экономическая ситуация заставила страны Европы, в том числе Испанию, создать систему общественной помощи, поскольку в последней трети XIX в. не осталось никаких сомнений в том, что «социальный вопрос» превратился в одну из главных государственных проблем Испании (3, с. 63) и остается таковым до сих пор.

Список литературы

1. Calle B.P., Malo Guillén J.L. León XIII y los terciarios franciscanos: una condena del pauperismo en los inicios del catolicismo social // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2018. - Vol 5, N 1. - P. 45-56. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.5209/IJHE.60280

2. Fernández Delgado R. La pobreza en la literatura especular castellana del siglo XVII: Juan de Mariana y Saavedra Fajardo // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2018. - Vol 5, N 1. - P. 29-43. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.5209/IJHE.60279

3. López Castellano F. Pauperismo y cuestión obrera en la españa del siglo XIX: entre la «economía de la salvación» y el riesgo de fractura social // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2018. - Vol 5, N 1. - P. 57-70. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.5209/IJHE.60276

4. Parejo-Moruno F.M., Cruz-Hidalgo E. «La Cuestión Social» en el Tratado de Economía Política de Julián de Luna y de la Peña // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2018. - Vol 5, N 1. - P. 1-15. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.5209/IJHE.60277;

5. http://www.publicacionescajamar.es/publicaciones-periodicas/mediterraneo-econo mico/mediterraneo-economico-31-bioeconomia-y-desarrollo-sostenible/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.