Научная статья на тему '2019.01.036. ЛИННИКОВ А.С., КАРПОВ Л.К., ПАЗЫНА Е.О. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 224 с.'

2019.01.036. ЛИННИКОВ А.С., КАРПОВ Л.К., ПАЗЫНА Е.О. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 224 с. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая система / Европейский союз / экономическая и валютная политика / банковская деятельность / бюджет Евросоюза / бюджетный процесс Евросоюза.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н. В. Кравчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.01.036. ЛИННИКОВ А.С., КАРПОВ Л.К., ПАЗЫНА Е.О. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. – М.: Юрлитинформ, 2018. – 224 с.»

нозначности современных политических процессов будет расширяться, произойдет углубление специализации в ряде вопросов, относящихся, прежде всего, к правам человека и механизмам их защиты.

Н.В. Кравчук

2019.01.036. ЛИННИКОВ А.С., КАРПОВ Л.К., ПАЗЫНА Е.О. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. - М.: Юрлитинформ, 2018. - 224 с.

Ключевые слова: финансовая система; Европейский союз; экономическая и валютная политика; банковская деятельность; бюджет Евросоюза; бюджетный процесс Евросоюза.

Книга состоит из трех глав, посвященных отдельным элементам финансовой системы Европейского союза (ЕС).

В главе 1 рассмотрены базовые принципы и ориентиры экономической и валютной политики ЕС, меры оказания финансовой помощи и обеспечения бюджетной дисциплины. Обращается внимание на то, что в 1997 г. был принят пакет документов «Пакт стабильности и роста», состоящий из политической резолюции и двух юридически обязательных регламентов, предусматривающих обязанность всех государств-членов вносить на рассмотрение Европейской комиссии и Совета ЕС стратегию по усилению и санации систем своей экономики и финансов каждый год, и описывающих механизм контроля и порядок применения санкций в отношении государств-членов, имеющих излишний дефицит бюджета. Анализ практики применения Пакта показал необходимость его корректировки, что привело в 2005 г. к внесению в него изменений, обязывающих институты ЕС, определяя наличие или отсутствие излишнего бюджетного дефицита, принимать в расчет экономическую ситуацию в странах Европы и международную экономическую обстановку. В результате за период с 2005 по 2011 г. не было принято ни одного решения о наложении мер ответственности на государства, в отношении которых установлено наличие дефицита или были прописаны меры по его ликвидации, не реализованные в полном объеме [с. 83].

В главе 2 анализируется правовое регулирование банковской деятельности в Евросоюзе с учетом его исторического становления и современных тенденций развития. Выделяются три главных принципа правового регулирования:

- взаимного признания государствами-членами национальных лицензий на осуществление банковской деятельности;

- консолидированного надзора национальных органов банковского надзора государства происхождения за деятельностью кредитной организации;

- установления единообразных требований пруденциального надзора для всех кредитных организаций ЕС [с. 124].

Глава 3 посвящена бюджету и бюджетному процессу ЕС. Рассматриваются источники, принципы и особенности наднационального бюджета, анализируется система собственных средств, рассматриваются приоритеты финансового планирования ЕС, различные стадии бюджетного процесса и организационно-правовые механизмы защиты интересов ЕС. Обращается внимание на то, что наднациональный бюджет, с одной стороны, наделен рядом характерных черт бюджетов государств - членов ЕС. С другой стороны, механизм наднационального бюджетного регулирования, в том числе его источники и принципы, обладает рядом особенностей, обусловленных особой природой ЕС как интеграционного образования, имеющего черты и классической международной организации, и сложного государственного формирования. Бюджет ЕС формируется и исполняется на основе следующих принципов: полноты и единства бюджета; ежегодности; сбалансированности; единства единицы исчисления; универсальности; предметной специализации; добросовестного управления финансами, включающего соблюдение экономности, эффективности и продуктивности и осуществления внутреннего контроля; гласности.

В основе данных принципов лежат правила, регламентирующие национальные бюджетные правоотношения государств. Однако некоторые из них имеют свои особенности, обусловленные наднациональной сущностью Европейского союза. К примеру, национальные бюджеты допускают существование бюджетного дефицита. В соответствии же с принципом сбалансированности бюджета ЕС его доходная и расходная части должны быть равны, а осуществление Евросоюзом заимствований недопустимо. Сущ-

ность принципа гласности бюджета ЕС также является нетипичной для национальных бюджетов. Он устанавливает порядок, в соответствии с которым бюджет, а также поправки к нему должны быть отражены на официальном сайте. Прозрачность бюджета повышает авторитет всего интеграционного образования для его граждан. В то же время требования безопасности обусловливают необходимость существования в национальных бюджетах секретных частей, не подлежащих обнародованию, например, связанных с обороной государства [с. 149].

Н. В. Кравчук

2019.01.037. ВЕЛАСКО САН ПЕДРО Л.А. ОТ ЧАСТНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМПАНИИ К КОМПАНИИ ОДНОГО ЛИЦА В ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОЕКТАХ.

VELASCO SAN PEDRO L.A. De la societas privata Europaea a la societas unius personae en las propuestas europeas // Cuadernos de derecho transnacional. - Madrid, 2017. - Vol. 9, N 1. - P. 327-341.

Ключевые слова: европейское право компаний; свобода учреждения; частные компании; европейская частная компания; компания одного лица; малые и средние предприятия.

Луис Антонио Веласко Сан Педро - преподаватель коммерческого права Вальядолидского университета (Испания) - пишет о проектах Европейского регламента о частной европейской компании (Societas Privata Europaea, SPE) и Директивы о компании одного лица (Societas Unius Personae, SUP). Смысл обоих проектов был в том, чтобы в дополнение к уже существующей Европейской компании (Societas Europaea - SE) создать единообразную в рамках Евросоюза форму закрытой компании для мелкого и среднего бизнеса, которая также была бы пригодна для группы компаний, особенно трансграничной.

Автор напоминает, что почти все правопорядки с XIX в. предусматривают хотя бы одну форму закрытого общества с ограниченной ответственностью участников. Сперва появляется Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH) в германском праве, потом под ее влиянием английская Private Limited Company, затем La Société à Responsabilité Limitée во Франции, La Società a Responsabilité Limitata в Италии, La Sociedade por Quotas в Порту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.