В те годы на кафедрах «...практиковались теоретические семинары, на которых преподаватели в порядке очередности докладывали обзоры ведущих философских теоретических журналов "Вопросы философии" и "Философские науки"» (с. 156), и публикация в центральном журнале означала политическую легитимность темы. Однако из воспоминаний Ажар Кусжановой становится понятно, что возникшая в это время идеологическая разобщенность в профессиональной среде преподавателей-обществоведов вызывала отторжение даже более не табуированных тем. Одновременно, в противовес партийно-преподавательскому консерватизму, в комсомольско-студенческой среде учебного заведения активно развивались демократические процессы, и переход от жесткой партийной регламентации к общественному волеизъявлению «...все больше приобретал значение краеугольного камня перестройки и лакмусовой бумажки реальных перемен» (с. 169).
Д.Г. Шкаев
2019.01.033. МУРАТОВ А.В. ИДЕОЛОГИЯ CWT. - М.; Ярославль: Филигрань, 2018. - 192 с.
Ключевые слова: общество; идеология; личность; философия денег; кризис; контроль; потребности; проблема выбора; телевидение; потребление; тоталитарная система; мировая элита; золотой миллиард; технический прогресс; свободная энергия; централизация; блокчейн; криптовалюта; этические стандарты.
В книге представлено видение новой, объединяющей людей разной этнической и конфессиональной принадлежности идеологии, формализованной в рамках Международного общественного движения CWT («Change the World Together», «Изменим мир вместе»), основателем которого является сам Алексей Муратов. В данном реферате анализируется часть работы, посвященная вопросам трансформации общества.
Муратов получил известность как публицист, политик и общественный деятель, который сегодня занимается проектами в сфере блокчейн и криптовалютного рынка, а также ведет научно-исследовательскую работу в этой области. Настоящее издание является преамбулой его диссертационного исследования, но в значительной степени сконцентрировано на интерпретации воспри-
ятия человеком процессов, происходящих в экономике. В работе, выдержавшей несколько переизданий, автор предлагает собственное видение проблем международной финансовой системы, акцентируя внимание читателя не столько на вопросах экономического характера, сколько на идеологических задачах нового движения, которое призвано изменить сложившуюся ситуацию.
По мнению автора, «с течением времени человечество столкнулось с противоречиями постоянно возрастающих потребностей» (с. 100), тогда как на самом деле «людям нужны не столько деньги, сколько свободный доступ ко всему необходимому для жизни» (с. 101). Однако сегодня «деньги, более не являющиеся механизмом достижения целей, превратились в самоцель, подменяя собой весь процесс мотивации»; они «обнаруживают свойство отчуждать социальную и культурную мотивацию, парализуя таким образом волю человека» (с. 98).
Книга содержит большое количество фактического материала и призвана маркировать ключевые тенденции современного общества, основанного на идеологии потребления и контроля за этим потреблением. Эта идеология продвигается через медиасре-ду, поскольку «распространение информации - это всегда процесс управления, так как любая информация влияет на зрителя» (с. 96). Осуществляя экскурс в историю социума, Муратов выделяет этапы развития международной коалиции, которую зачастую именуют «мировым правительством».
Автор анализирует кризисные ситуации в экономике с точки зрения социальных и политических процессов, описывая существующие формы контроля над ключевыми областями жизнедеятельности. По мнению Муратова, «человеком, который имеет критический взгляд на вещи и события, который может мыслить логически, управлять гораздо сложнее...» (с. 34). Корпоративное лобби автор описывает как одну из основ формирующейся на международном уровне тоталитарной системы, в которую вовлечены финансовые и политические институты, тяготеющие к проекту «золотого миллиарда».
Мышление современного человека замкнуто «. исключительно на своих личных потребительских интересах и планах, реализация которых не всегда ведет к улучшению качества жизни всего общества в целом» (с. 189). Политические и экономические
амбиции отдельных исторических личностей и государств-гегемонов Муратов считает первоисточником централизации большинства социальных институтов, вызывающей, в свою очередь, сдерживание технического прогресса, в частности проектов так называемой «свободной энергии». «Суть не только в том, что корпорации хотят, чтобы население планеты потребляло только их продукцию, а в том, что они не хотят видеть людей свободными и независимыми в своем выборе» (с. 90).
Проблема выбора во многом связана с восприятием действительности. «Многие привыкли воспринимать телевидение исключительно как политическую машину или средство массового развлечения, что, конечно же, является упрощением. Ведь оно скрывает основные аспекты, связанные с трансляцией моделей поведения, норм и ценностей, которые и оказывают реальное воздействие на общество. Нагляднее всего этот процесс можно показать на примере детей, которые в силу еще несформированной мировоззренческой картины всегда сильнее подвержены влиянию» (с. 92). По мнению автора, сегодня медиаиндустрия действует гораздо изощреннее, используя не просто маркетинговые инструменты, а научный, психологический и даже нейрофизиологический подходы.
Анализируя общество, Алексей Муратов предлагает использовать модель кинотеатра. Система навязанных ценностей не вызывает отторжения у большинства людей - условных зрителей, которые готовы довольствоваться предложенным местом в ситуации, когда они лишены контроля над происходящим. При этом автор полагает, что у человечества сохраняется шанс на позитивную динамику в случае перехода к новой идеологии развития, в которой отсутствуют псевдопотребности и происходит переориентация форм общественного сознания. В данном случае Муратов отдает предпочтение таким аспектам, как мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, психология и религия. Также Муратов выделяет идею и культ развития здоровой личности как одну из движущих сил общества нового типа.
Да, в качестве замены привычным деньгам возникает крип-товалюта. Но, созданные как децентрализованные платежные инструменты на основе технологии блокчейн, сегодня криптовалюты переходят под контроль мировой элиты, стремящейся или нивели-
ровать значимость нового рынка, или обратить его достижения в свою пользу, что на практике вновь означает централизацию. Этот парадокс требует разрешения в форме создания иной криптовалю-ты, лишенной недостатков предшественников и формирующей не просто новый платежный инструмент, но, в сущности, практическую основу для идеологического развития социума. В качестве такого драйвера Муратов предлагает рассматривать криптовалюту Рпеш - новейшую разработку, отвечающую всем этическим и социальным стандартам.
В конечном итоге, развивая мысль об идеологическом наполнении международного движения CWT, Муратов отмечает, что все же «самый высокий потенциал кроется не в инвестициях в углеводороды, золото, высокие технологии или системы защиты и обороны, а в нематериальных связях между людьми, развитии их общих интересов во всех созидательных сферах деятельности» (с. 190).
Д.Г. Шкаев
2019.01.034. ТАТАРИНОВ Ю.А. ВО ГРАД РУТА: В ПОИСКАХ РЕЗИДЕНЦИИ КОРОЛЯ МИНДОВГА. - Минск: Смэлток, 2015. -204 с.
Ключевые слова: идентичность; нация; народность; язык; государственность; самоопределение; нравственность; ценности; меркантилизм; париотизм.
Несмотря на научно-популярный заголовок, который служит, по-видимому, маркетинговым целям, значительная часть работы Юрия Татаринова посвящена вопросам самоидентификации белорусского народа и тяготеет к социально-философскому анализу. Автор пытается выявить истоки народности и государственности, действуя в широком междисциплинарном поле. Книга представляет собой компендиум наблюдений и выводов, подготовленных за несколько лет, часть из которых остается весьма спорной. В настоящем реферате мы анализируем взгляды Татаринова на проблемные аспекты белорусской идентичности.
В работе совершается актуальная на сегодняшний день и соответствующая академическим тенденциям попытка увязать исторические события, происходившие на территории современной